Приключение в тундре
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Окотэтто Мария Николаевна

Сценарий тематического весеннего праздника в рамках проекта: "Я люблю тебя мой край родной!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyuchenie_v_tundre.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»

                                                              Конспект сценария     тематического весеннего  

                                                             праздника в рамках проекта

                                                             «Я люблю тебя мой край родной!»

Подготовила воспитатель: Окотэтто М.Н.

Программное содержание:

Приобщать детей к культуре народов севера средствами разных видов искусств (музыки, поэзии, театра).

Развивать представление о природе и быте людей, живущих в тундре.

Воспитывать любовь, интерес и положительные эмоции к своему народу.

Оформление: проектор, макеты чума, оленята, стол с угощениями, полянка.

Действующие лица:

Взрослые:

Ведущий

Саване

Пурга  

Полярная ночь

Дети:  

Солнышко

Весна  

Выхасава

Музыкальные номера:

  1. Песня «Край, в котором мы живём»
  2. Танец «Молодые важенки»
  3. «Танец рукодельниц»
  4. Игра «Перетяни палку»
  5.  «Танец шамана»
  6. Танец «Луна и   девочка»
  7. Песня «Солнце»    
  8.  «Весенний хоровод»

Ход мероприятия:

Ведущий:         Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Дети: Здравствуйте!

Ведущий:         Здравствуйте, уважаемые гости! А слышали ли вы, как еще здороваются в нашем крае? (Ответ детей). Правильно. А теперь давайте, поздороваемся по-ненецки: «Ани торова»!

Дети: Ани торова!

Ведущий: Ямал – это край земли. Он красив, здесь живут люди со всех уголков России. Мы любим и знаем Ямал. Любим за северное сияние, за снежные вихри пурги. Особенно красив он в спокойную морозную погоду, когда белый снег искрится на снегу.

                                        (Звучит тихая музыка).        

                        Суров мой север лишь на первый взгляд,

                        Пусть ветер завывает за стеною.

                        Здесь каждый будет рад увидеть вас,

                        И обогреть душевной теплотою.

        Сейчас ребята прочитают стихи известных всем поэтов Ямальской земли. Первыми расскажут …(имя ребенка) и … стихотворение ненецкого поэта Василия Ледкова «Моя тундра»

1Ребёнок:                    Ты еще не видел чуда –

                        В нашей тундре не был?

                        Видишь – сопки, словно чумы,

                        Подпирают небо.

                            А по небу к океану,

                        Подчиняясь урагану,

                        Мчатся тучи – тени

                        И взлетают в жгучей пене

                        Волны, как олени.

 2Ребёнок:         Но не думай, но не думай –

                        Край мой вовсе не угрюмый.

                        Приезжай к нам без опаски

                        Слушать шорох зимней сказки,

                        Слушать звон копыт по насту …

                        Приезжай. Мы встретим лаской.

3 Ребёнок:     Пусть беден ты, Север,

                        Травой и листвой,

                        Пусть взял ты в подруги

                        Метели и вьюги –

                        И все же, и все же

                        Ты самый любимый:

                        Товарищ суровый,

                        Отец мой родной!

Ведущий: … расскажет отрывок из стихотворения «Полярное сияние» коми-зырянского поэта Ивана Истомина.

4 Ребёнок:         И Ямал такой чудесный

                        Наш родной ненецкий край,

                        Говорим мы восхищаясь

                        Чудо Севера, сверкай!

Ведущий: Много лет тому назад, как историки твердят,

                   Было здесь совсем безлюдно,

                   Мрак и холод, выжить трудно.

                   Но на край земли на самый

                   Поселились ненцы

                   Стали разводить оленей

                   И грядущим поколеньям

                   Сказки чудные слагать,

                   Как тут жемчуг добывать

                   В непокорных чистых реках.

                                           Песня «Край в котором мы живём» (поют все дети).

 1. Мы играем возле дома

     И зимой, и летом,

     Все давным-давно знакомы

     В дружном доме этом.

     Припев:

    Посмотри, как хорош

   Дом, в котором ты живёшь.

   Посмотри, как хорош

   Дом, в котором ты живёшь.

 

 2.Слышишь, улица родная,

    Нет тебя чудесней,

    Мы по улице шагаем

   Вместе с нашей песней.

            Припев:

 Посмотри, как хорош

 Новый порт где ты живёшь.

 Посмотри, как хорош

 Новый Порт где ты живёшь.

 

 3.И весёлым дружным хором

    Песенка поётся,

    Край, который с детства дорог,

    Родиной зовётся.

         Припев:

 Посмотри, как хорош

 Край, в котором ты живёшь.

 Посмотри, как хорош

 Край, в котором ты живёшь.

Ведущий: Да, ребята, мы с вами живем на Севере, у нас длинная полярная ночь и долго нет солнца. А вы соскучились без солнышка?   Действительно Зима и темная полярная Ночь не хотят уходить из родной тундры.   Скоро должна прийти Весна, а вместе с ней светлый полярный День! Ребята Весна стояла на пороге тундры, но никак не решается придти она к нам.  Как уговорить уйти с умирающей земли лютый оголтелый Мороз, ведь он не пожалеет, заморозит перелетных птиц, погибнут, не выдержав и часа в таком холоде! Крошечные тельца перелетных птичек превратятся в ледышки! А всем известно, что эти звонкоголосые птицы своими радостными песнями способны выманить из-за горизонта на небо горячее Солнышко...

Давайте мы с вами поищем Солнышко и позовем к нам в гости. А с приходом появится и Весна. А где же нам его искать? (Дети дают свои варианты ответов)

Ведущий: Ребята, предлагаю вам отправиться туда на оленьей упряжке.

                   Вот и оленья упряжка уже ждёт нас с вами.

          Подгруппа детей одевают шапочки оленей, становятся впереди ребят, за ними встают дети, все под музыку   бегут по кругу.

 Дети садятся, подгруппа «оленят», танцуют

                                                 Танец «Молодые важенки»

Ведущий: Ребята, как вы думаете, куда мы попали (показывает на панно)?

Дети:         В тундру.

Ведущий: Посмотрите, нас олени привезли прямо к чуму. Вы знаете, как звучит по-немецки чум?

Ведущий: Давайте зайдем к хозяйке чума Саване, -  может, она нам подскажет, где Солнышко искать.

Саване: Здравствуйте, детушки! (Дети здороваются). Здравствуйте гости дорогие!    Проходите присаживайтесь, наверняка устали, отдохните. А пока познакомьтесь с моими девочками.

 А девочки мои, известные рукодельницы, посмотрите-ка на них.

                                                   «Танец рукодельниц»

Саване:  А это мои мальчики – охотники, посмотрите какие они сильные и ловкие.

                                   Проводятся игры «Перетяни палку»,

Саване:  А куда это вы направляетесь: холодно, темно, так и недолго заблудиться.

Ведущий: Да вот, Саване, мы идем Солнышко искать. Соскучились мы по нему, без него нам плохо.

Саване:  Да, как выглянет днем солнышко, да как в лицо посветит – как – будто ласковой ладошкой по щеке погладит.

Ведущий: Только мы не знаем, где его искать, решили у тебя спросить, помоги нам, Саване

Саване:   Есть у меня сказочный дружок – гном    Выхасава. Живет он в заснеженной тундре. Но что-то я давно я его давно не слышала. Наверное, спит. А не разбудить ли нам его?

Дети: Да!

Саване: Давайте громко похлопаем, да потопаем, и скажем,

                 Выхасава проснись, мы к тебе в гости пришли.

                              (Голос за дверями, звучит муз, сопровождение)

Выхасева: Кто меня потревожил? Кто нарушил мой сон?

                                                        (В зал входит  Выхасева).

Саване: Здравствуй, Выхасева! Не сердись, что мы тебя разбудили. Ребята пришли ко мне за помощью.

                Пора солнышко встречать, да только где его искать?

Выхасева: Надо подумать.

Саване:  А может ты пошаманишь, в свой волшебный бубен ударишь, а мы тебе поможем.

Выхасева: Эй, бураны и метели, утихайте поскорее.

                 Заиграет бубен мой, остановит снежный вой!

                              Танец в круге («Танец шамана»), дети садятся на пол, на коленки садятся

Звучит музыка, включается шар,  

Ведущий: Выхасева, а куда ты нас завел?

Выхасева: Вы попали   в царство Пурги, вы же хотите найти Хаероко, желаю удачи, а меня ждут дела, если буду нужен позовите.  

                          (Убегает, на ходу проговаривая слова..)

                                                    (Появляется   Пурга)        

Пурга:   Все меня считают злою,

Только я ничуть не зла.

За ночь белою метлою

Тундру чисто подмела.

Ох, меня ругает каждый,

Видят все во мне врага,

Никогда никто не скажет,

Пурга, как ты хороша!

Ведущий: А, значит это ты, Пурга?

Пурга: Да, я везде летаю, в поле гуляю,

               Вдоль дорог проезжаю.

              А вы кто такие, как сюда попали?

Дети: Мы живем в Новом Порту, из детского сада «Теремок»

Пурга: А, знаю, знаю, ваше Хаероко прячет моя сестрица – королева Полярной ночи. Но я думаю, что она вам отдавать его не захочет.

Ведущий: Где же нам его искать?

Пурга:  Прошу загадку отгадать.

За бесчисленной отарой

Ночью шел пастух усталый,

А когда пропел петух,

Скрылись овцы и пастух.

                   (Месяц и звезды)

                                                       Танец «Луна и   девочка»

                                                    (Входит Полярная ночь)

Полярная ночь: Ой, сколько вас здесь много! Вы, почему не спите? Почему мой указ нарушаете?

Ведущий: Приближается весна,

                   Солнце разбудить пора

                   Пора ему уж вставать.  

Полярная ночь: Все равно не отпущу Солнце. Я его заколдовала.

Ведущий: Что же нам делать, как солнце выручать!? Ребята, а мы же с вами знаем нашу волшебную закличку:

Солнце ясное, взойди!

К нам в окошко загляни.

Наши лица освети,

Всем здоровье подари!

 

Песня ненецкая на русском языке «Песенка о солнце»

Слова А. Марласова музыка С. Няруй

1. Солнце роется в снегах,

    Скоро потепленье,

    Ведь у солнца есть рога

    Словно у оленя.

    Да,да, да! Есть рога,

    Словно у оленя.

2. Вылетает солнца круг

     Огненным тынзяном,

     Солнце детям лучший друг,

     Без него нельзя нам.

     Да, да, да! Лучший друг

     Без него нельзя нам.

3.  Тундра очень хороша

     В малице осенней.

     В тундре солнц, как душа

     Мудрого оленя.

     Да, да, да!   Как душа

     Мудрого оленя.

4.  Как зимой прекрасен миг,

     Солнышком согретый.

     Здравствуй, счастье!

     Здравствуй, мир!

     Взрослые и дети!

     Да, да, да! Здравствуй, мир!

     Взрослые и дети!

                                (Появляется Солнышко)

Полярная ночь: Мне плохо, чую я, конец настает скоро для меня!

                                    (Полярная ночь уходит)

Ведущий:  Вот и все, колдовства больше нет,

                    Так прекрасен солнечный свет!

                    Встречайте солнце, детвора,

                    Кричите дружно все: «Ура!»

Солнышко:  Долго же я спал, простите меня ребята, Зима лютая никак не хотела мен выпускать  из   своего укрытия, но вы мне помогли, и  теперь я могу Весну позвать, не страшен нам теперь лютый холод.

        А давайте мы все вместе встанем в круг и поприветствуем приход весны.

Ведущий: “Хаероко” – так называется танец, который танцуют весной в честь появления солнца после долгой полярной ночи.

                                     Солнце в центре круга, играет в бубен

                                          Танец с Солнцем.

Солнце стоит в центре круга, дети стоят вокруг и выполняют несложные движения.

Поднимают руки вверх.  Покачиваются из стороны в сторону.
Идут по кругу.

Ведущий: Что вокруг произошло? Солнце первый раз взошло.
           Озарило даль и снег,

Озарило светом всех.

Ненец, манси и долган,

Русский, чукча, нганасан.
Все пустились танцевать,

Чтоб Весну встречать

                             Все встают и говорят «Хаероко» (4 раза)

                                               Появляется Весна

Весна: Здравствуйте ребята, спасибо вам, что вы меня освободили от Лютой Зимы, спасибо тебе Солнышко. Я - Весна - красна, снова в гости к вам пришла.

Ведущая: Дорогая Весна, мы так рады тебя видеть, ребята для тебя стихотворения послушай  

                 Выходят дети, рассказывают стихотворения

Ребёнок:

       Нара яляхана

       Нгули саць сава.

       Варю поёманя

       Сыра ябере.        

                        Весенние деньки

                Нам очень хорошо

                Меж проталинок

                Белеет последний снег.

Еще два ребёнка рассказывают стихи (отв. - И.С. Салиндер)

Ведущий: Здравствуй, Весна-красна! Ты на чем пришла?

Весна: Я приехала на нартах,

             Приплыла на лодочке.

1 й ребенок. Весна-красна, уж ты чем реки одарила?

Весна: Я дарила большой белой рыбицей.

2ребенок: Весна-красна, ты где шла-проходила?

Весна: По тундре шла-проходила.

3 Ребенок. Весна-красна, уж ты чем тундру дарила?

Весна: Я дарила дорогими подарками: зелёной травою, да цветные краски её одела, голубые незабудки, синие колокольчики, желтые полярные маки, ярко красная толокнянки.

4 Ребенок: А чем ты нас   одаривать будешь?

Весна: Дарить буду ключевой водой,

Шелковой травой,

Лазоревым цветом,

Теплым летом.

Ярче вы, лучи, сияйте

И земельку согревайте!

Зеленейте, стебельки,

Расцветайте, все цветки.

Из-за моря вереницей

Поскорей вернитесь, птицы: чайки, кулики, гуси, утки, гагары, белые лебеди.  

                              Звучит фонограмма – щебет птиц.

Ведущий:   Что за славный денек,

                     Собирайтесь в хоровод,

                     Станем кругом ходить

                     Да Весну веселить.

                     Хоровод заведем,

                     Дружно все запоем.

                                     «Весенний хоровод»

1.Согревайте скорей землю солнышка лучи,        

    Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи.
  А мы песенку споём, хоровод заведём.
  А мы песенку споём, хоровод заведём.

Дети   показывают руками солнышко.

Имитируют полёт птиц

Берутся за руки и п ведут хоровод

2. Расцветайте скорей все цветочки на лугах,  

   Поспевайте скорей вкусны ягодки в лесах.
  А мы песенку споём, хоровод заведём.
   А мы песенку споём, хоровод заведём.

Имитируют плетение венков

«Собирают» ягоды

Берутся за руки и ведут хоровод

Весна: Молодцы, ребята, хорошо поете, хорошо танцуете.  А теперь ребята мне пора в тундру, дел очень много, всё надо успеть, землю полить, птиц позвать. Спасибо Ребята вам что помогли и меня освободили от Зимы холодной. До встречи.  Лакомбой.

Солнце: И мне ребята пора возвращаться на своё небо, светить на землю. Лакомбой.  

                                                 Уходят вместе.

Ведущий: Нам тоже ребята с вами пора отправляться в свой поселок. Мы с вами отправимся обратно на вертолёте. Заводим моторы и летим.

Звучит гул вертолета.  Дети обходят круг по залу, руки в стороны, говорят: «у-у-у».  Останавливаются, стоя в кругу.

Ведущий: Вот мы и в своем родном детском садике «Теремок». На Ямале все народы живут дружно, помогают друг другу, как нам сегодня помогли Выхасава Саване, Солнце.  Так давайте и мы всегда будем помогать друг другу.   А на сегодня наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в свою группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Мир тундры

Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....

"Путешествие по тундре"

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....

"Тундра зовет"

Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, обогащает духовные и социальные качества детей....

«Путешествие в Тундру»

Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...

Познавательная программа с элементами ненецкого фольклора «Зов тундры»

У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Ненецкий народ создал и сохранил многие добрые традиции, по которым жили их ...

Презентация по экологии: "Природная зона-тундра".

Презентация содержит иллюстрированный материал об особенностях природной зоны тундры.Презентация  может быть использована воспитателем в работе  со старшими дошкольниками по экологическому в...