Совместное с родителями музыкально-темаическое развлечение в старшей группе "Н. А.Римский-Корсаков и русские народные сказки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savchenko_v.i._stsenariy._word_.docx32.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий совместного с родителями музыкально-тематического развлечения на тему «Н. А. Римский-Корсаков и русские народные сказки»

(старшая группа)

Автор сценария Савченко Валентина Ивановна ст. воспитатель МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида, станица Старощербиновская, Краснодарский край.

Задачи

1. Приобщать родителей к совместному с детьми проведению досуговой деятельности, способствующей развитию эстетического вкуса, на примере знакомства с образцами классической музыки и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

2. Способствовать возникновению устойчивых увлечений произведениями русской классической музыки, доступных детскому восприятию.

3. Формировать стремление родителей активно участвовать в развлечениях, проводимых с детьми в ДОУ.

4. Побуждать родителей к участию в совместной с детьми творческой деятельности в ходе развлечения. Использовать задания практического характера с дошкольниками и их родителями с целью реализации принципа взаимодействия музыки и изобразительного искусства. Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

5. Приучать родителей к совместной с педагогом подготовке развлечения: изготавливать детали костюмов и необходимых декораций; подбирать слайды с портретами композитора, изображениями костюмов, декораций к операм Н. Римского-Корсакова, кратких видеофрагментов и аудиозаписей из опер-сказок «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок», иллюстраций с изображением Снегурочки; помогать в применении ИКТ в ходе развлечения.

Образовательный и воспитательный контент развлечения построен на репертуаре произведений Н. Римского-Корсакова, рекомендуемых Программой для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Слушание: «Море», «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»; «Пляска птиц» (из оперы «Снегурочка»).

Пение: русская народная песня «Во поле береза стояла» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Игра на детских музыкальных инструментах: «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»).

Хороводы: русская народная песня «Во поле береза стояла» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Характерные танцы: «Танец скоморохов», муз. Н. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка».

Игры с пением: русская народная песня «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Дополнительный репертуар для использования в ходе развлечения: ария Снегурочки из одноименной оперы; оркестровое вступление к пятой картине оперы «Садко»; ария Царевны Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане».

Методический материал и оборудование: видеофрагменты из опер-сказок «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок»; слайды с репродукциями картин М. Врубеля «Снегурочка» и «Царевна Лебедь», В. Васнецова «Снегурочка»; слайды с портретами композиторов «Могучей кучки» и изображениями моря при разном состоянии погоды; слайды с эскизами декораций В. Васнецова к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» («Палаты царя Берендея», «Берендейки») и «Дед Мороз» (эскиз костюма); слайды с эскизами декораций М. Врубеля к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Горница», «Царский двор в Тмутаракани», «Город Леденец»); слайды с изображением скульптур-майолик М. Врубеля: «Лель», «Купава», «Мизгирь», «Весна», «Садко», «Морской царь», «Волхова», «Царь Берендей»; музыкальные инструменты для детского оркестра; декорация «береза» и элементы костюмов для хоровода «Во поле береза стояла» (березовые веночки); репродукции портретов Н. Римского-Корсакова («Portrait of the Composer Nikolay Rymsky-Korsakov») работ И. Репина (1893) и В. Серова (1898); иллюстрации к сказке «Снегурочка» (М. Малкус, В. Чеботарев, А. Ермолаев, И. Билибин); открытки с изображением Снегурочки К. Адрианова; слайды с эскизами костюмов Н. Рериха «Снегурочка и Лель», В. Васнецова — для оперы «Снегурочка»; слайды с эскизами декораций К. Коровина «Улица в деревне Берендеев» (по выбору воспитателя и родителей, с учетом их реальных возможностей подбора изображений); видеопроектор, музыкальный центр с записями из опер-сказок Н. Римского-Корсакова; мольберты, столы, краски, кисти разных размеров и флейц, бумага для рисования.

Ход развлечения

Дети и их родители располагаются в зале или групповой комнате.

Вступительная часть

Воспитатель. Здравствуйте! Сегодня мы познакомимся с музыкой великого русского композитора, творчество которого было тесно связано с русскими народными сказками. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране — слайд с портретами Н. А. Римского-Корсакова художников И. Репина и В. Серова. Демонстрировать слайды и видеофрагменты из опер помогает один из родителей, который участвовал в техническом оснащении развлечения еще на этапе его подготовки. Тем самым он облегчает нагрузку на воспитателя и подает своему ребенку пример ответственного отношения к порученному делу для пользы всего коллектива. Ребенок тоже может участвовать вместе со своим родителем в поиске (по списку, составленному воспитателем) в сети Интернет нужных слайдов и наиболее ярких видеофрагментов каждой из опер, что окажет на него большое эстетическое воздействие.

Воспитатель. Перед нами два портрета Николая Андреевича Римского-Корсакова. На картине художника Серова композитор изображен за работой. Левой рукой он придерживает листы рукописи, правая рука уже нацелилась что-то исправить. Художник И. Репин изобразил композитора во время отдыха. Но его задумчивый взгляд говорит нам о том, что и в часы отдыха композитор продолжал думать о музыке. Нам дороги оба портрета, которые донесли до нас облик нашего великого соотечественника.

Рассказ о биографии композитора

Воспитатель кратко знакомит присутствующих с биографией Римского-Корсакова. Контент рассказа подобран с учетом присутствия на развлечении слушателей двух возрастов. Родители повысят свой уровень знаний в области музыки. Детям будет интересно узнать о том, как уже в детстве проявлялся необычно редкий музыкальный талант мальчика, и о том, что творчество композитора связано со сказками, которые все дети очень любят.

Воспитатель. Среди замечательных русских композиторов особо выделялся талант Николая Андреевича Римского-Корсакова. Родился он 6 марта 1844 года в городе Тихвине в дворянской семье. Щедро одаренный от природы, мальчик имел не просто абсолютный, но «цветной» слух — способность видеть в определенном цвете каждый звук, каждую тональность. С 6 лет начались его музыкальные занятия с педагогами, в 11 лет он уже пробует сочинять. Через год Николая определяют на учебу в Морской корпус в Петербурге. В этом городе он часто посещал оперный театр и симфонические концерты, брал уроки композиции у известного пианиста Ф. А. Канилле.

В 1861 году молодой морской офицер Римский-Корсаков знакомится с музыкантами из «Балакиревского кружка» — М. Балакиревым и М. Мусоргским. Главным источником их творчества являлась прекрасная, необычайно богатая народная песня: музыканты изучали и записывали ее, внимательно прислушивались к народному творчеству, стремясь постичь духовный мир русского человека, его думы и чаяния. Известный критик В. Стасов назвал этот кружок «могучей кучкой». Римский-Корсаков по возрасту был самым младшим из членов этого музыкального кружка.

Во время рассказа воспитателя на экране появляются портреты композиторов «Могучей кучки» и изображения моря при разном состоянии погоды. Все присутствующие, а особенно дети, эмоционально настраиваются на дальнейший рассказ.

Воспитатель. В 1862 году, закончив Морской корпус, Римский-Корсаков совершает кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Почти три года Николая Андреевича окружало море — то спокойное, едва подернутое рябью, то грозное и неистово бушующее. Фантастические картины разгневанной водной стихии и яркие краски тропических стран поразили воображение Римского-Корсакова. Волшебная красота далеких земель, где реальная жизнь тесно переплелась со сказкой, впоследствии нашла свое яркое отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора.

Дальнейшее повествование сопровождается демонстрацией кратких видеофрагментов из опер-сказок «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок».

Воспитатель. С 1871 года Римский-Корсаков входит в состав профессоров Петербургской консерватории. Одна за другой появляются его оперы: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный» и «Золотой петушок».

Воспитатель называет только эти произведения Римского-Корсакова, учитывая возраст детей, тему мероприятия и допустимые временные рамки.

Рассказ о музыкальном творчестве композитора

На экране продолжается демонстрация сцен из называемых педагогом опер-сказок, звучит музыка Римского-Корсакова.

Воспитатель. Николая Андреевича Римского-Корсакова называли музыкальным волшебником — великим сказочником в русской музыке. Он создал новую разновидность оперы — оперу-сказку. Она становится его любимым жанром. В этих операх композитор показал свою любовь к русской сказке, народной музыке. Из пятнадцати опер, написанных Римским-Корсаковым, более половины — оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды. Он глубоко чувствовал красоту и поэтичность русской природы и быта, отраженную в многочисленных народных преданиях и сказках.

Давайте убедимся в этом, послушав произведение Римского-Корсакова «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане») в исполнении нашего оркестра.

Произведение разучено с детьми музыкальным руководителем в ходе музыкальной образовательной деятельности или организации индивидуально-подгрупповой работы. Дети с удовольствием демонстрируют свои умения родителям, которые благодарят их аплодисментами.

Воспитатель. А еще Римского-Корсакова называли непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Во время морских путешествий композитор впитывал все оттенки, все перемены окружающей его водной стихии и впоследствии изображал увиденное оркестровыми красками.

Давайте послушаем произведение Римского-Корсакова «Море» из его оперы «Сказка о царе Салтане».

Звучит аудиозапись фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане», «Море».

Воспитатель. В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор писал: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества».

Тихо звучит мелодия (без вокала) русской народной песни «Во поле береза стояла» в обработке Н. Римского-Корсакова. На фоне всеми хорошо узнаваемой музыки воспитатель продолжает рассказывать.

Воспитатель. С самого начала своей композиторской деятельности Римский-Корсаков собирал и обрабатывал русские народные песни. Широко использовал композитор подлинную русскую песню, вставляя ее в свои крупные сочинения.

А сейчас девочки и мамы соберутся вокруг нашей березы в хоровод и исполнят русскую народную песню в обработке Римского-Корсакова «Во поле береза стояла» — песню, мелодия которой только что звучала. А мальчики и папы будут любоваться этим прекрасным хороводом.

Надев на голову березовые веночки, мамы и девочки водят хоровод вокруг «березы». Мальчики и папы благодарят их аплодисментами.

Воспитатель. А теперь приглашаем мальчиков выступить с инсценировкой русской народной песни «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Мальчики поют и выполняют движения, изображая действия героя песенки. Зрители аплодируют.

Рассказ об операх-сказках Н. А. Римского-Корсакова

Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией слайдов: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка» и его эскизы костюмов для оперы «Снегурочка», иллюстрации М. Малкуса, В. Чеботарева, А. Ермолаева, И. Билибина, открытки художника К. Адрианова с изображением Снегурочки.

Воспитатель. В 1881 году композитор завершает одно из своих величайших творений — оперу-сказку «Снегурочка». По славянской мифологии Снегурочка — дочь Деда Мороза и Зимы, по версии А. Н. Островского и Н. А. Римского-Корсакова — дочь Деда Мороза и Весны-Красны, образ нежный и трогательный. Обычно Снегурочку изображали светловолосой девушкой, одетой в белые или бело-голубые одежды.

Воспитатель обращает внимание детей на слайды с изображениями Снегурочки, затем продолжает свой рассказ.

Воспитатель. Оперу «Снегурочка» композитор писал, живя в деревне. Восторженное поклонение природе, народно-песенный стиль оперы находят особое отражение в ее музыке. Трудно отличить мелодии, сочиненные композитором, от подлинно народных. Давайте убедимся в этом и посмотрим «Танец скоморохов» из оперы «Снегурочка», который подготовили наши дети.

Дети исполняют танец, разученный с музыкальным руководителем. Зрители аплодируют.

Воспитатель. Сам композитор говорил: «Не было для меня на свете лучше сюжета, не было лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель и Весна. Не было лучше царства Берендеев с их чудным царем и их поклонением Яриле-Солнцу». Римский-Корсаков был влюблен в сказку А. Н. Островского — вольную фантазию по мотивам русского фольклора.

Творческое задание «Пляска птиц»

Воспитатель. А сейчас, дети, я хочу предложить вам интересное творческое задание. Слушая «Пляску птиц» из оперы «Снегурочка», вы будете изображать танец птиц и постараетесь передать их радость возвращения в родные края. Родители также могут принять участие в пляске птиц.

Некоторые родители обязательно решатся на участие в совместной пляске, чтобы поддержать своего ребенка и продемонстрировать в движениях собственное восприятие этого музыкального произведения. По окончании пляски зрители аплодируют. Воспитатель хвалит всех участников, выполнивших творческое задание, и продолжает свой рассказ о композиторе. На экране вновь появляется краткий видеофрагмент из оперы «Садко».

Воспитатель. Либретто, то есть текст оперы «Садко», написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко, различных вариантов былины «Садко — богатый гость» и сказок из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия в опере перенесено в Новгород, в полусказочную-полуисторическую эпоху.

Дальнейший рассказ воспитателя сопровождается музыкой оркестрового вступления к пятой картине оперы «Садко», которым композитор рисует морской пейзаж.

Воспитатель. В музыке оперы «Садко» Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и морские мотивы. В начале плавания море тихое, спокойное, затем мы слышим звуки разбушевавшейся стихии.

Звучит музыка, и воспитатель обращает внимание слушателей на чередование подъемов и спадов мелодических фраз.

Для сопровождения рассказа воспитателя о следующей опере на экране появляются краткие видеофрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане».

Воспитатель. Все вы помните «Сказку о царе Салтане». Александр Сергеевич Пушкин дал своему произведению привычное для народной литературы тех лет витиевато-пышное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

К столетию со дня рождения Пушкина Римский-Корсаков создал оперу-сказку. Композитора привлекли необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и, конечно, удивительно напевный пушкинский стих. Очарованный причудливо-фантастическими видениями гвидонова княжества, Римский-Корсаков решает пересказать языком музыки чудесную пушкинскую сказку, подчеркнув ее глубоко народный характер.

Вслед за явлением острова Буяна с дивным городом Леденцом, как бы выплывая из туманной дымки, причудливой вереницей проходят перед нами сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями-корабельщиками мы дивимся трем «чудным чудам»: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и красоте Царевны Лебеди. Для каждого из этих чудес композитор находит особые музыкальные краски, еще более подчеркивающие всю фантастичность происходящего.

Музыка Римского-Корсакова образна и выразительна. Она то поэтична и нежна, когда рисует прекрасный облик Царевны Лебеди, то простодушно наивна — в песенке белочки «Во саду ли, в огороде», то натуралистически конкретна, воспроизводя полет шмеля-Гвидона, то полна мягкой лиричности и проникновенной искренности — в пейзажных зарисовках.

В опере «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков предстает не только как мудрый музыкальный сказочник, но и как глубочайший поэт природы. Картины моря, нарисованные композитором, поражают своей мощью и какой-то почти осязаемой реальностью. Кажется, будто видишь перед собой бескрайний морской простор. Только что водная равнина была прозрачно-синей, а через мгновение разгневанные валы уже взметают к небу пенные гребни.

Повторно звучит аудиозапись фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане» «Море».

Рассказ «Римский-Корсаков и художники»

Воспитатель. Творчество композитора вдохновляло многих художников. Лучшие работы художника Врубеля были связаны с сюжетами и образами опер Римского-Корсакова. Врубель создал серию скульптур-майолик: «Лель», «Купава», «Мизгирь», «Весна», «Садко», «Морской царь», «Волхова». А в «Царе Берендее» несложно узнать самого Римского-Корсакова. (Показ слайдов.) Увлеченный образами Пушкина и музыкой Римского-Корсакова, Врубель создает декорации и эскизы костюмов к опере «Сказка о царе Салтане».

Поочередно демонстрируются слайды с эскизами декораций: «Горница», «Царский двор в Тмутаракани», «Город Леденец».

Воспитатель. Картина Врубеля «Царевна Лебедь» создана редкостными по красоте, истинно сказочными красками.

Демонстрация репродукции картины сопровождается музыкой из оперы или арией Царевны Лебеди.

Игровые задания для родителей и детей

1-е задание

Воспитатель. Вдохновленные прекрасной музыкой Римского-Корсакова и замечательной картиной Врубеля «Царевна Лебедь», мы сейчас выполним интересное творческое задание.

Воспитатель приглашает родителя и его ребенка (по желанию), которые выполняют задание, рассматривая репродукцию картины Врубеля «Царевна Лебедь» под музыку Римского-Корсакова.

Воспитатель. Подберите определения к словам, которые я буду называть. Ответы вам подскажут ваше воображение, музыка Римского-Корсакова и картина Врубеля.

1. Царевна хрупкая, нежная, загадочная... Продолжите, пожалуйста.

2. Сумерки на картине сине-лиловые...

3. Кокошник царственный...

4. Водная гладь, засыпающая в ночи, ...

5. Лебединое оперение сказочное...

6. Глаза Царевны Лебеди таинственно мерцающие...

Задания под нечетными номерами предназначены для детей, под четными номерами — для родителей, так как к этим словам детям сложнее найти определения. Слушая взрослых, дошкольники значительно пополнят словарь образными прилагательными и выражениями.

2-е задание

Воспитатель предлагает это задание двум-трем детям и их родителям. Используется прием сочетания восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля и жанра.

Воспитатель. Послушайте арию Снегурочки и выберите из предложенных изображений те, которые, по вашему мнению, иллюстрируют настроение и чувства героини.

Задание выполняется под музыку арии Снегурочки. Выбранные изображения каждый участник располагает на предоставленном ему мольберте и комментирует свой выбор.

3-е задание

Это художественно-творческое задание развивает музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Воспитатель. Продолжим сопоставления музыки и живописи. Я приглашаю детей и родителей «рисовать музыку»! Предлагаю нарисовать красками фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы». Слушая музыку и пение, выберите согласно вашим музыкальным впечатлениям и настроению краски, кисти нужного размера и нарисуйте это произведение. Затем мы сравним «нарисованную музыку» каждого из вас. Рисунок может быть декоративным, сюжетным или абстрактным, созданным цветом, передающим именно ваше восприятие музыки.

Музыка звучит во время процесса рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто фоном: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Все дети и родители с удовольствием «рисуют музыку», затем рассматривают работы друг друга и обмениваются впечатлениями.

4-е задание

В конце развлечения можно использовать задания по материалам сразу трех опер Римского-Корсакова: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Воспитатель. О какой опере напоминают нам эти выражения?

1. Сожаление о зиме. («Снегурочка».)

2. Царевна Лебедь. («Сказка о царе Салтане».)

3. Бедный гусляр. («Садко».)

4. Бабариха. («Сказка о царе Салтане».)

5. Колыбельная Волховы. («Садко».)

6. Море («Сказка о царе Салтане», «Садко».)

7. Подводное царство. («Садко».)

8. Полна прохладной прелести. («Снегурочка».)

9. Струны гуслей. («Садко».)

10. Радуется снегу и холоду. («Снегурочка».)

5-е задание

При выполнении этого задания ребенок может прибегнуть к помощи родителя, если затрудняется ответить самостоятельно или ответил неправильно.

Воспитатель. Дети, определите, из какой оперы этот музыкальный фрагмент? (Включает аудиозаписи.)

1. «Танец скоморохов». («Снегурочка».)

2. «Пляска птиц». («Снегурочка».)

3. «Море». («Сказка о царе Салтане».)

4. «Колыбельная Волховы». («Садко».)

5. «Белка». («Сказка о царе Салтане».)

6. «Пляска птиц». («Снегурочка».)

Заключительная часть

Воспитатель. Сегодня мы слушали прекрасную классическую музыку из опер-сказок, впитавшую в себя мелодии русских народных песен и напевов. Познакомились с творчеством великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Хочу поблагодарить вас, уважаемые родители, за помощь в организации и проведении развлечения и всех — и детей, и родителей — за активное участие. Хочу пожелать вам, чтобы мир классической музыки стал для вас еще интереснее и ближе.

Родители делятся своими впечатлениями и мнениями. Могут быть высказаны пожелания, которые будут учтены при организации последующих совместных с детьми мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с ОНР по мотивам русской народной сказки.

Цель проекта - расширение социально - психологического опыта и развитие связной речи детей на основе народного творчества и технологии сказкотерапии. Проект «Друг за друга держаться – ничего не боятьс...

Сценарий летнего развлечения для детей 3-4 лет по мотивам русской народной сказки "Маша и Медведь"

В основе сценария развлечения  русская народная сказка "Маша и Медведь". Материал для детей 3-4 лет понятен, доступен. Репертуар можно по необходимости изменить по усмотрению педагога....

Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.

Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....

Презентация "Решение проблемной ситуации с дошкольниками старшего и среднего возраста на примере русской народной сказки «Колобок» "

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию русской народной сказки "Колобок", эта презентация может быть использованна на занятиях по ознакомлению с окружающим, в частности   на...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Дары Царю-Батюшке" (по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка")

Лучше всего дошкольник запоминает сказку, если много раз прослушает, просмотрит, проиграет, преобразует ее. Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности, который совмещает все эти действ...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...