Сценарий музыкально – литературного мероприятия, посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. «Песни, с которыми мы победили»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ситдикова Гульнара Фаиловна

Учитывая всемирно - историческое значение победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, 25 апреля 2013 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 417 «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», поручив обеспечение выполнения данного указа координационному центру «Победа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_9_maya_nan_s.docx27.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Сценарий музыкально – литературного мероприятия, посвященного

75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

«Песни, с которыми мы победили»

 

Ситдикова Гульнара Фаиловна

Музыкальный руководитель

 

                                                                   

Пояснительная записка

            Учитывая всемирно - историческое значение победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, 25 апреля 2013 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 417 «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», поручив обеспечение выполнения данного указа координационному центру «Победа».

          По распоряжению Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 1-р «О плане основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. разработаны региональные планы мероприятий по празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В связи с этим, в городе Нефтеюганске разработан муниципальный план празднования юбилейной даты с целью чествования ветеранов, которых в городе осталось 26 человек, сохранения и передачи молодому поколению воспоминаний о днях Великой Отечественной войны 1941-1945гг., в который включены спартакиады, акции, конкурсы, митинги, вручение медалей ветеранам ВОВ и труженикам тыла и т.д.

        Согласно муниципальному плану, в учреждении создана и функционирует рабочая группа по планированию и реализации мероприятий муниципального и окружного характера, посвященных 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

        Данное мероприятие запланировано и проведено в ДОУ с целью привлечения родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе по формированию у воспитанников патриотического воспитания и чувства гордости за свою страну, а также с целью формирования у самих родителей высокого патриотического сознания, активной жизненной позиции, сохранения исторической памяти поколений, понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

        Широкое вовлечение родителей в мероприятия патриотического характера в настоящее время является одной из острейших проблем воспитания патриотизма у детей. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном общего образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

        Однако, большинство современных родителей не отдают должного внимания патриотическому воспитанию дошкольников, не в полной мере понимают значение воспитания патриотизма у дошкольников. Это связано с тем, что большинство родителей нынешних дошколят,  это молодые люди в возрасте 20 – 28 лет, которые родились в эпоху больших государственных перемен и нестабильности, не осознающие в должной мере, значение тех или иных важнейших исторический событий.  В связи с этим, я увидела необходимость запланировать и провести данное мероприятие с родителями, приурочив его к 75-ой годовщине Победы в ВОВ. Так как, мы обязаны  донести до молодежи всю важность, необходимость и сущность патриотизма русских людей в той страшной войне с фашизмом.

            В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

           Рассказать о войне можно по – разному: словом, фотографией, кинохроникой, художественными фильмами.  Но можно ли рассказать о войне с помощью песен? Ведь песни на войне играли особую роль, они вдохновляли на подвиги, с ними шли в атаку, громили врага, но также и грустили, скучали по дому, любили и ждали. Воспитание патриотических чувств через музыку – одна из главных задач музыкального руководителя. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения человека, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

           Анализируя результаты анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста  по выявлению отношения родителей к вопросам патриотического воспитания через различные виды деятельности, в том числе и в ходе музыкальных занятий, мною был сделан вывод:  97 % -  считают актуальным и обязательным  патриотическое воспитание в детском саду,  62 %  - готовы сотрудничать с педагогами по вопросам патриотического воспитания, 35 % родителей -  считают возможным нравственно – патриотическое воспитание средствами музыки, 3 % - считают неактуальным и  необязательным патриотическое воспитание в дошкольном возрасте. (Приложение 1).

           Таким образом,  мною сделан  вывод, что родители, в большей своей массе, положительно относятся к вопросам патриотического воспитания: понимают его значимость, но не осознают возможность нравственно – патриотического воспитания  средствами музыки.  Это явилось  второстепенной причиной планирования и проведения  данного мероприятия с родителями под названием:  «Песни, с которыми мы победили», задачами которого явилось:  создание условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального  и психологического сближения, формирование  нравственно – патриотические чувств, обогащение  и углубление знаний и представлений родителей о военных песнях и их значении.

          В ходе подготовки к данному мероприятию, мною был проведен большой объем предварительной работы, как с родителями, так и с воспитанниками: приглашение оркестра народных инструментов, с репертуаром военных песен, разучивание текстов песен, танцевальных композиций с детьми; организация выставки рисунков, поделок, изготовленных совместно детьми с родителями в рамках объявленного ранее в учреждении конкурса среди всех возрастных групп по теме: «Мы не были на той войне».

        Результатом данного  мероприятия предполагалось проведение акции: «Размышления о войне спустя 75 лет», в ходе которой родителям  совместно с детьми было предложено написать письмо-треугольник с  ответами на вопросы (Приложение 2), в котором   предполагалось осмысление увиденного, услышанного музыкально – литературного материала; описание своего отношения к войне, подвигам простых солдат; значение культурно – просветительской работы в годы войны, в частности значение песен в военное время; обращение к ветеранам войны.

         В процессе планирования и реализации данного мероприятия я учитывала:

•        возраст родителей данной возрастной группы (в основном родители молодые, имеющие одного – двух детей);

•        уровень имеющегося опыта у них в нравственно – патриотическом и музыкальном воспитании детей.

Сценарий музыкально – литературного мероприятия, посвященного

75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

                               «Песни, с которыми мы победили»

Наглядность: сюжетная презентация, видеосюжеты о войне на интерактивной доске, военные песни, выставка поделок и рисунков, изготовленных родителями вместе с детьми.

Ход: звучит песня «День Победы» в исполнении оркестра народных инструментов.

Воспитатель: До чего же красива весна

В это светлое майское утро!

За окном заливаются птицы,

Отливает листва перламутром.

1 ребенок: Ветеранам мы дарим гвоздики

Вспоминая отважных бойцов.

Не забудем их подвиг великий,

Подвиг дедов и наших отцов.

2 ребенок: За все, что есть сейчас у нас

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда – то!

3 ребенок: Я знаю от папы,

Я знаю от деда…

9 Мая пришла к нам Победа!

Тот день весь народ ожидал,

Тот день самым радостным праздником стал!

Смотрим видеоролик о возвращении солдат с войны

Муз. рук. Добрый день, уважаемые родители и гости! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить  не столько о войне, сколько о победе в этой страшной, ужасной войне. Почему мы смогли победить? (отвечают родители) Да, нам помогли вера, смелость, любовь к Родине. А как вы думаете, песни помогали нашим солдатам?  (отвечают родители) Да, конечно, они поднимали боевой дух, везде и всюду сопровождали они солдат. И сегодня мы собрались, чтобы поговорить, послушать и, конечно же, спеть песни, с которыми мы победили.!

Воспитатель: При слове «песня» что-то особенное происходит в глубине нашей души - это выражение чувств, всплеск эмоций, это душевный разговор. Композитор-песенник Василий Соловьев-Седой назвал песню «барометром своего времени».

Муз. рук. Таким своеобразным барометром стали и песни Великой Отечественной войны. Они были с солдатами  в короткие часы отдыха, сражались вместе с ними и, конечно поднимали на борьбу и звали на подвиг!

Звучит запись песни «Священная война» 

Воспитатель: Слова песни «Священная война» поэт Василий Лебедев – Кумач написал меньше, чем за сутки. Стихотворение завладело душами и умами людей. Композитор Александров положил эти стихи на музыку и получилась песня, слушая которую, невольно внутренне подтягиваешься, собираешься, испытываешь чувство единства и желание встать в священные ряды бойцов.

Муз. рук. Песня-набат, песня-гнев, песня-призыв – так можно сказать о ней. Я уверена, что такие песни, как «Священная война» помогли русскому народу выстоять и одолеть врага!

Воспитатель: Многие солдаты не вернулись с той войны, мы никогда не забудем героев, сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах, и отцах и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни.

Муз. рук. Поэт Расул Гамзатов и композитор Ян Френкель написали песню «Журавли», как посвящение солдатам, не вернувшимся из боя.

Исполняется музыкально - ритмическая композиция

«Журавли» музыка Я. Френкеля.

Занавес открывается. Комната, в которой сидит мальчик и листает военный альбом со старыми фотографиями, которые проецируются на экран.

Звучит музыка, напоминающая мелкий дождь, сквозь который пробивается узнаваемая музыкальная тема военных лет ( в исполнении оркестра нар. инструментов).

Муз. рук. Давно ушла от вас война.

Седыми стали ветераны.

И сорок пятая весна

Доныне лечит ваши раны.

Вы отстояли мир в боях

С врагом жестоким и коварным.

И навсегда в людских сердцах

Ваш подвиг будет легендарным.

И сколько весен не пройдет –

Одну мы помнить будем свято.

Весну, которую народ

Великой сделал в сорок пятом.

Музыка нарастает.

Сережа: Как это случилось? Как произошло?..

Удар грома.

Воспитатель: Сереже показалось, что дверь распахнулась, и кто-то вошел в комнату. Мальчик оглянулся – перед ним стоял незнакомый старик. Одет он был в военное.

Актеры – мальчик и взрослый (родитель) выполняют действия, согласно тексту ведущего.

Сережа:Кто вы?
Дед: Я – твой дед.
Сережа: (указывая на фотографию в альбоме) Так мой дед был молодым.
Дед: Лет-то много с тех пор прошло.
Сережа: Много… Я так хотел тебя увидеть, я так ждал тебя.
Дед: Так ведь путь был долгим… Чего ради ты меня ждешь?
Сережа: Хочу, чтоб ты мне о войне рассказал, хочу войну увидеть.
Дед: Войну?
Сережа: Да. Войну. Ты дорогу туда знаешь?
Дед: Знаю. С закрытыми глазами найду. Не хотелось бы мне возвращаться на войну. Может быть, не надо?
Сережа:  Надо!

Дед: А зачем тебе войну видеть?

Сережа: Подвиг героев хочу увидеть!

Дед: (глубоко вздохнул) Ладно! Надо так надо… Портянки накручивать умеешь?
Сережа: Какие еще портянки?
Дед: Обыкновенные. Солдатские.
Воспитатель: Дед достал две свежие тряпицы и ловко запеленал Сереже, сперва одну босую ногу, потом другую.
Дед: Теперь можно и сапоги надеть.
Сережа: Велики сапоги.

Дед: На детскую ногу военных сапог не шьют.
Сережа смотрит на Ведущего.
Воспитатель: (развел руками) И гимнастерка – военная рубашка была не по росту, доставала почти до колен.
Дед: Зато пилотка впору. (Достает пилотку и надевает ее на Сережу, они «идут»)
Звучит песня «Путь - дорожка фронтовая»

Муз. рук. Песня композитора А. Г. Новикова и поэта Л. И. Ошанина - это исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Но оптимизм песни просто поражает, это еще раз подтверждает, какие сильные духом были наши бойцы и не сомневались в своей победе.

Песня продолжает тихо звучать во время текста Ведущего.
Воспитатель:  И они зашагали на войну, они миновали город и вышли на проселочную дорогу. Эта дорога шла полями, по ней никто не ездил и не ходил. Люди забыли, забросили ненужную дорогу. А Сережа с дедом все продолжали идти, они шли туда, куда вела их старая дорога – на войну.
Сережа: (Деду) Дед, я устал,
Дед: И я устал. Солдаты всегда усталые… сделаем привал.
Воспитатель: Путники свернули с дороги, углубились в лес. Сережа как дошел до разлапистой елки, так и повалился в мягкий зеленый мох и тут же уснул. Ему ничего не приснилось, так крепко он спал. А дед развернул свою гармонь и полились звуки песни.

Звучит песня «Темная ночь» (в исполнении оркестра, актер имитирует игру на гармони)

Муз. рук. Мелодия песни «Темная ночь» была написана композитором Никитой Богословским к кинофильму «Два бойца». Этот кинофильм снимался во время Великой Отечественной войны. Композитор Богословский вспоминал: «Снимая эпизод, где солдаты отдыхали в землянке, режиссер решил, что хорошая лирическая песня может ярко передать их мысли и переживания во время отдыха».

«Я сел за рояль, - вспоминает композитор, - и мелодия песни пришла сама, откуда-то из глубины сознания».

Поэт Владимир Агатов послушал мелодию, присел к краю стола и также легко и быстро, почти без помарок, написал стихи, которые известны теперь всем.

Дед: (пытается разбудить внука) Пора!
Сережа: Куда пора? (Осмотрелся. Пытается вспомнить – где он) Где я?
Дед: (осторожно) Может быть, вернемся... пока не поздно?
Сережа: (все вспомнил) Нет! Мы в походе, мы идем на войну!
Дед: Зачем тебе война понадобилась?
Сережа: Хочу знать, как совершают подвиги.
Дед: (недовольным тоном) Герои! Подвиги!.. Это же жизни человеческой стоит!..
Далекий удар грома. Всполох далекой молнии.
А знать, конечно, надо.
(Всмотрелся вдаль. Вздохнул.) Знать, конечно, надо…
Вновь зазвучала походная мелодия

Воспитатель: Шли Дед и Сережа на давно отгремевшую, давно отпылавшую войну. Шли по ста-рой дороге, где когда-то катили пушки и громыхали танки и месила осеннюю грязь усталая неистребимая пехота. Сколько дней и ночей шли Сережа и Дед на войну, никто не считал, а сами они сбились со счета.
Сережа: Когда же мы придем на войну?
Дед: Не спеши. Еще навоюемся. Привыкай.
Сережа: А я привыкаю.  Сапоги стали легче, и воротник гимнастерки уже не трет шею… (Профессионально поправляет пилотку на голове.) И звездочка – как положено. (В сторону Деда – с гордой благодарностью) Дед научил!
пока Сережа рассказывает, дед незаметно, отвернувшись, снимает бороду и усы. Поворачивается.

Сережа: Ой, Деда, что с тобой?
Воспитатель: С Дедом происходили странные перемены: его седой бороды вовсе не стало. И глаза у Деда повеселели! И шаг стал пружинистым, а голос твердым.
Дед: (по-молодецки радостно и громко) А ну – шире шаг!
Сережа: (радостно) Деда, ты молодеешь!
Дед: А то!

Воспитатель: С каждым днем Дед становился моложе. И только для Сережи он оставался Дедом.
Сережа и дед останавливаются и смотрят куда – то вдаль, как бы прислушиваясь к тишине. Музыка оборвалась. Громкий раскат грома.

Воспитатель: Странная, военная тишина. Как это случилось? Как произошло? Все вокруг неожиданно изменилось, даже птицы перестали петь, затаились звери. Все замерло.
Сережа: (тихо) Деда… Мне кажется, что мы одни в целом мире… А все люди, птицы, звери покинули землю…

Звучит песня «Нам нужна одна победа»

Муз. рук. Песня, написанная Булатом Окуджавой к кинофильму «Белорусский вокзал», в ней сочетаются трагический и победный накал.
Сережа прижался к Деду.
Сережа: Вернемся домой, Дед!
Дед: Поздно. Теперь уже возврата нет.
Сережа: Почему нет?
Дед: Мы попали в прошлое.  Мы уже на войне.
Сережа огляделся.
Сережа: Какая тихая война!.. Я думал, все вокруг грохочет, как гром. А на войне даже птицы не поют. Тихо.
На экране появляются солдаты. Мальчик обращает внимание деда на солдат.

Сережа: Деда, солдаты!
Начинает звучать музыка тревожно тихо, затем все громче и громче.

Дед: (шепотом) Не бойся – это наши…
Ведущий 2: (негромко) Солдаты шли цепью слева и справа.
Сережа: (шепотом)  Сзади тоже солдаты.
Ведущий 2: (негромким, но нагнетающим тревогу голосом) Солдат было много, и от их тихих шагов едва заметно вздрагивала земля. Солдаты держали в руках длинные винтовки с примкнутыми штыками и смотрели вперед.
Музыка потихоньку нарастает. Тема войны нагнетается.

Дед сильным рывком бросил мальчика на землю и упал с ним рядом. Надсадный рев пикирующего бомбардировщика. Пулеметные очереди и взрывы. Непонятный свист. Вспышки света. Музыка резко прекращается.
Сережа:Что это, Дед?
Дед: Это война!

Тишина. Сережа осторожно встал, осмотрелся.
Сережа: А где солдаты, дед?
Дед: (мрачно) Погибли… Побил их фашист…Но они отстояли еще одну деревню, еще один поселок, город - вот это и есть подвиг, внучок!

На экране уходящие солдаты. Сережа с дедом смотрят им вслед.

Звучит песня «На безымянной высоте»
Муз. рук.  Просматривая военные блокноты, поэт Михаил Матусовский нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте. Запись краткую. Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Подступы к ней казались неприступными. Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские добровольцы, коммунисты. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патрона. Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погибших бойцов…

Дед: Песням тех военных лет поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырёх шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

1ребенок: И за честь своей Отчизны

Встали все – и стар, и млад!

До конца, до дня Победы –

Только вперед! Ни шагу назад!

2 ребенок: Как все устали от войны!

Врагов – фашистов разгромили.

Как все хотели тишины

Чтоб жить, любить в свободном мире!

3 ребенок: И вот пришел победный день!

Улыбки, слезы, все смешалось

Защитники родной земли,

Как птицы к дому возвращались

4 ребенок: Победой кончилась Война

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У ветеранов на груди!

4 ребенок: Пусть гремит салют Победы!

Этим светом мир согрет.

Поздравляем наших дедов,

Шлем огромный им привет!!!

Воспитатель: Дню Победы Слава!

Дети: Слава!

Воспитатель: Ветеранам Слава!

Дети: Слава!

Воспитатель: Счастью, миру на земле!

Дети: Слава! Слава! Слава!

Муз. рук. Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша встреча. Так пусть же песня - наш верный друг, всегда шагает рядом с нами и помогает нам выживать (как это было на войне), и быть счастливыми в мирное время!

Звучит песня «Мы знаем о войне лишь понаслышке»  

Звучит песня: «День Победы» - все рассматривают рисунки, поделки, нарисованные и изготовленные детьми и их родителями в честь Дня Победы.