"РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ"
материал (подготовительная группа)

          Главная задача педагога – это формирование гармонически развитой личности старшего дошкольника. Для того чтобы осуществить эту задачу необходимо всесторонне развивать ребёнка, то есть осуществлять его умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитание и развитие.

Огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония.

          По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может  быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают её, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим». У философов древней Греции было немало последователей.

          Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жак – Далькрозом, который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально -  ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы  и в России под названием «Метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики, столь широко используемой многими специалистами по ритмике и хореографии и по сей день, не только в её названии. Заслуга Э. Далькроза, прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, развитие двигательных качеств и умений, выразительности  движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». Российский педагог – ритмист Александрова Н. Г., характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, физкультуры, а также отмечала лечебно – оздоровительное значение занятий ритмикой.

          В настоящее время современная педагогическая теория и практика в области ритмики и хореографии предлагает множественные вариативные направления обучения и развития детей. В связи с этим возникает проблема выбора направления работы с детьми в области ритмики и хореографии, содержания работы и подбора наиболее эффективных форм и методов обучения, способствующих  развитию старших дошкольников.

Одним из интересных направлений работы с детьми является развитие старших дошкольников средствами ритмопластики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Проблемы развития личности детей старшего дошкольного

возраста

Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития - становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на творчество, его называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и меры отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей  с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём.

Характерная особенность воспитания диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.

Личность развивается в активной деятельности. Такие возможности представляет, прежде всего, учебная и трудовая деятельность, но только в том случае, если ребёнок является её субъектом.

В педагогической практике всё больше ощущается потребность в оперативном изучении достигнутого дошкольниками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять принципами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Формирование личности происходит в процессе нравственного, умственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Термин нравственность берёт своё начало от слова нрав. «Нравы - это  те нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений». Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получили определённое обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. По мере смены общественно - экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что её системно-образующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности».

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для старшего дошкольника  значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

- Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

- Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

- Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

 -Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

- Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

- Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни старших дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у старших дошкольников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления».

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Умственное воспитание – процесс, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления, формированием мировоззрения. Умственное воспитание решает следующие задачи:

 1) развитие качеств ума (быстроты, ясности, критичности, глубины, гибкости, широты, креативности),

2)развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения),

3)планирование деятельности,

4)постановка цели работы с источниками.

В процессе умственного воспитания сформировываются умения читать, писать, считать, излагать мысли; самостоятельно работать.

Две точки зрения на природу умственного развития:

1) интеллект, умственные способности даны от рождения;

2)умственные силы развиваются под влиянием внешней среды.

Для их развития требуется специальная деятельность — обучение.

Умственное воспитание должно быть направлено на «зону ближайшего развития». Его результат определяется по наличию знаний по основам наук, по владению умственными операциями и интеллектуальными умениями, по наличию научного мировоззрения.

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Физическое воспитание - это процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическое воспитание в детском саду  реализуется в соответствии со следующими задачами и содержанием:

1.развитие основных двигательных умений и навыков;

2.обеспечение правильного физического развития;

3.укрепление здоровья, закаливание;

4. пропаганда здорового образа жизни;

5.формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

К методам физического воспитания относят: физические упражнения, тренировки, метод убеждения, инструкции. С помощью последних у дошкольников формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития старшего дошкольника. Физическое воспитание в детском саду проходит по следующей системе: физические упражнения, игры, соревнования на занятиях физкультуры, гимнастика. Показателями физического воспитания являются систематическая зарядка, личная гигиена, четкая организация труда и отдыха, полезное проведение для тела и духа свободного времени.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. «Трагическое» учит сочувствию. «Комическое» помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т.Лихачев,

А.С.Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

Эстетическое воспитание — процесс формирования у детей эстетической культуры, способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Цель эстетического воспитания заключается в формировании эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

1)эстетическое восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное);

2)эстетические чувства (эмоциональные состояния);

3)эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным);

4)эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.).

5)эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).

Показателями эстетической воспитанности является наличие этих 5 компонентов.

Эстетическое воспитание должно формировать эстетические вкусы, чувства, потребности, знания, идеалы, выработку художественно-эстетических умений, творческие способности. Эстетическое воспитание реализуется, прежде всего,  на занятиях по музыке, по художественно – эстетическому развитию, в работе кружков, группах художественной самодеятельности, театрах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: « Развитие личности дошкольников средствами ритмопластики» Подготовила: Абрамова Марина Васильевна

Слайд 2

Задача педагога – это формирование гармонически развитой личности старшего дошкольника. Ритмопластика является средством биосоциального воспитания и находится в центре соприкосновения педагогики, психофизиологии, физкультуры, а также имеет лечебно – оздоровительное значение.

Слайд 3

.

Слайд 4

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития - это становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие человека находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Слайд 5

Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой стороны. Формирование личности происходит в процессе нравственного, умственного, эстетического, трудового и физического воспитания.

Слайд 6

Развитие личности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения разнообразных видов движений на основе восприятия музыки Нравственное воспитание и развитие Умственное воспитание и развитие Физическое воспитание и развитие Эстетическое воспитание и развитие Воспитание и развитие моральных и волевых качеств, формирование коммуникативных качеств личности, привитие элементарных правил культуры поведения . Развитие памяти, внимания, расширение умственного кругозора, развитие сознательности , активности, творческих способностей и воображения. Осуществление гармоничного развития, форм тела, функций организма, совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, музыкально-двигательное развитие . Развитие общей культуры, развитие эмоциональности и образности восприятия музыки, умения глубоко переживать музыкальное произведение, чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Слайд 7

Нравственное воспитание включает : формирование у старших дошкольников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества: ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений, формирование устойчивых нравственных чувств, высокую культуру поведения, как одно из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Основные задачи нравственного воспитания: 1.формирование нравственного сознания; 2.воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения

Слайд 8

Умственное воспитание – это процесс, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления, формирования мировоззрения. Основные задачи умственного воспитания: 1. развитие качеств ума (быстроты, ясности, критичности, глубины, гибкости, широты, креативности); 2. развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения); 3. развитие умения планировать деятельность;

Слайд 9

Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Задачи реализации физического воспитания: 1. развитие основных двигательных умений и навыков; 2. обеспечение правильного физического развития; 3. укрепление здоровья, закаливание; 4. пропаганда здорового образа жизни; 5. формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Слайд 10

Эстетическое воспитание – это процесс формирования эстетической культуры, способности восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни. Задача эстетического воспитания заключается в формировании эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: 1. эстетическое восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное); 2. эстетические чувства (эмоциональные состояния); 3. эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным); 4. эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.); 5. эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).

Слайд 11

Вариативная образовательная программа для работы с детьми по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» автора Бурениной А.И. Цель программы: общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие личности ребёнка в процессе движений под музыку Обязательные компоненты программы – обеспечение психологического комфорта, подбор яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, выбор оптимальной системы занятий, связанный с использованием двух уровней работы с детьми и выбором музыкально-ритмического материала

Слайд 12

В программе предлагается 2 уровня освоения детьми музыкально- ритмический движений. Тренинговый – освоение детьми ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания . Заключительный -освоение детьми специального, индивидуально – ориентированного материала для раскрытия способностей каждого ребёнка .

Слайд 13

Этапы обучения детей по программе 1 этап обучения – подражание детьми образцу исполнения движения педагогом 2 этап обучения – развитие самостоятельности 3 этап обучения – этап творческого самовыражения

Слайд 14

В процессе освоения нового материала оптимально использовать такие методы и приёмы работы: а) вызвать у детей интерес к новой композиции; б) максимально сконцентрировать внимание детей; в) активизировать детей с учётом индивидуальных особенностей. Особенности методики работы старших дошкольников по ритмопластике

Слайд 15

Задачи, стоящие перед педагогами для осуществления работы по ритмопластике Совершенствование двигательных навыков и умений: развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко, выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой; * обогащение двигательного опыта – использование разнообразных исходных положений, двигательных комбинаций» Совершенствование музыкальности развитие умения различать средства музыкальной выразительности, развитие динамического, звуковысотного слуха, развитие чувства ритма. Развитие творческих способностей. * постоянный творческий поиск, внесение нового в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства) * развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений – в театрах, музеях, в общении с творческими людьми. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений педагога развитие профессиональной рефлексии; совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей с использованием современных технологий; умение «не давить» на ребёнка; * развитие коммуникативной культуры

Слайд 16

Характер и направленность музыкально – ритмических композиций Включение в педагогический процесс (ООД, развлечения) Тренинг психологических процессов и развитие различных качеств личности Музыкально – ритмический, ритмопластический репертуар 1. Образно – игровые упражнения и композиции (сюжетные композиции и этюды, включающие имитационные, пантомимические движения на основе восприятия музыки) а) Занятия по ритмике, физкультуре, ФЭМП, изобразительной деятельности б) Ритмические минутки в перерывах Развитие внимания (слухового, зрительного, непроизвольного и произвольного), развитие фантазии, творческого воображения, умения выразить в пантомимике настроение, состояние персонажа. Развитие ловкости, координации, быстроты двигательной реакции, пластичность Тема: «Природа» «Белочка», «Кузнечик», муз. В. Шаинского, «Лесной олень», муз. Е. Крылатова, «Голубая речка» муз. Поля Мориа. Тема: «Гости из мультфильмов и сказок», «Антошка», муз. В. Шаинского, «Красная шапочка», муз. А. Рыбникова, «Чебурашка», «Чунга – Чанга», муз. В. Шаинского, «Кот Леопольд», муз. Б. Савельева, «Кукла» муз. З. Лёвиной, танец «Клоунов и петрушек» муз. Золотарева. 2.Танцевальные этюды и композиции Занятия по ритмике, праздниках, физкультуре и другие занятия Развитие координации, ловкости и точности движений, умений ориентироваться в пространстве Диско - танец «Карлсон», «Ковбой», «Стирка», «Балу – Балу», « Танец пограничников», танец с платками , « Кадриль» 3.Общеразвивающие упражнения на основе восприятия музыки Занятия по ритмики, физкультуре Развитие гибкости, пластичности движений, формирование красивой осанки, походки «Аэробика», «Упражнение с лентами» муз. А. Жилина 4. Музыкальные подвижные игры Различные занятия с целью создания эмоционального настроения или релаксации Тренировка переключения внимания, развитие способности импровизации, развитие способности к творческому самовыражению «Вышивание» муз. Т. Островской « Кто скорей ударит в бубен» муз. Л. Шварца Перспективный план содержания работы по ритмопластике с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ детский сад «Тополек». ( Для использования в педагогическом процессе в режиме дня старшего дошкольника ).

Слайд 19

Использование ритмопластики в режиме дня старшего дошкольника оказывает благотворное влияние на развитие различных умений, способностей и качеств личности детей. «Правильный выбор содержательного материала по ритмопластике, подбор наиболее эффективных форм и методов обучения будет способствовать формированию музыкально – ритмических, двигательных качеств и умений, развитию психических процессов, нравственно – коммуникативных качеств личности у старших дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

«Развитие личности ребенка средствами ритмопластики".

Статья включает в себя материал об использовании ритмопластики в развитии ребенка дошкольного возраста, ее влияние на физическое , эстетическое, интеллектуальное и социальное развитие ребенка....

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ  посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....

Мастер -класс "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами ритмопластики"

Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать представления о ритмопластике, как р средстве физической культуры...

Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.Конспект игрового занятия по ритмопластике в подготовительной группе.

Предлагаю. конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию танцевального творчестваю. Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя....

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика. Старший дошкольный возраст.

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика. Старший дошкольный возраст. ...

"Развитие координационных способностей дошкольников средствами ритмопластики".

Статья, раскрывающая понятие ритмической пластики-  овладение свободой движения под музыку....