"РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ"
материал (подготовительная группа)
Главная задача педагога – это формирование гармонически развитой личности старшего дошкольника. Для того чтобы осуществить эту задачу необходимо всесторонне развивать ребёнка, то есть осуществлять его умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитание и развитие.
Огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония.
По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают её, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим». У философов древней Греции было немало последователей.
Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жак – Далькрозом, который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально - ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «Метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики, столь широко используемой многими специалистами по ритмике и хореографии и по сей день, не только в её названии. Заслуга Э. Далькроза, прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, развитие двигательных качеств и умений, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». Российский педагог – ритмист Александрова Н. Г., характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, физкультуры, а также отмечала лечебно – оздоровительное значение занятий ритмикой.
В настоящее время современная педагогическая теория и практика в области ритмики и хореографии предлагает множественные вариативные направления обучения и развития детей. В связи с этим возникает проблема выбора направления работы с детьми в области ритмики и хореографии, содержания работы и подбора наиболее эффективных форм и методов обучения, способствующих развитию старших дошкольников.
Одним из интересных направлений работы с детьми является развитие старших дошкольников средствами ритмопластики.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ
Проблемы развития личности детей старшего дошкольного
возраста
Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития - становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на творчество, его называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и меры отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём.
Характерная особенность воспитания диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.
Личность развивается в активной деятельности. Такие возможности представляет, прежде всего, учебная и трудовая деятельность, но только в том случае, если ребёнок является её субъектом.
В педагогической практике всё больше ощущается потребность в оперативном изучении достигнутого дошкольниками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять принципами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Формирование личности происходит в процессе нравственного, умственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Термин нравственность берёт своё начало от слова нрав. «Нравы - это те нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений». Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получили определённое обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. По мере смены общественно - экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что её системно-образующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности».
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для старшего дошкольника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:
- Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.
- Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
- Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
-Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
- Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
- Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни старших дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у старших дошкольников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления».
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Умственное воспитание – процесс, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления, формированием мировоззрения. Умственное воспитание решает следующие задачи:
1) развитие качеств ума (быстроты, ясности, критичности, глубины, гибкости, широты, креативности),
2)развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения),
3)планирование деятельности,
4)постановка цели работы с источниками.
В процессе умственного воспитания сформировываются умения читать, писать, считать, излагать мысли; самостоятельно работать.
Две точки зрения на природу умственного развития:
1) интеллект, умственные способности даны от рождения;
2)умственные силы развиваются под влиянием внешней среды.
Для их развития требуется специальная деятельность — обучение.
Умственное воспитание должно быть направлено на «зону ближайшего развития». Его результат определяется по наличию знаний по основам наук, по владению умственными операциями и интеллектуальными умениями, по наличию научного мировоззрения.
Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.
Физическое воспитание - это процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическое воспитание в детском саду реализуется в соответствии со следующими задачами и содержанием:
1.развитие основных двигательных умений и навыков;
2.обеспечение правильного физического развития;
3.укрепление здоровья, закаливание;
4. пропаганда здорового образа жизни;
5.формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.
К методам физического воспитания относят: физические упражнения, тренировки, метод убеждения, инструкции. С помощью последних у дошкольников формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития старшего дошкольника. Физическое воспитание в детском саду проходит по следующей системе: физические упражнения, игры, соревнования на занятиях физкультуры, гимнастика. Показателями физического воспитания являются систематическая зарядка, личная гигиена, четкая организация труда и отдыха, полезное проведение для тела и духа свободного времени.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. «Трагическое» учит сочувствию. «Комическое» помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т.Лихачев,
А.С.Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
Эстетическое воспитание — процесс формирования у детей эстетической культуры, способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.
Цель эстетического воспитания заключается в формировании эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
1)эстетическое восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное);
2)эстетические чувства (эмоциональные состояния);
3)эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным);
4)эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.).
5)эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).
Показателями эстетической воспитанности является наличие этих 5 компонентов.
Эстетическое воспитание должно формировать эстетические вкусы, чувства, потребности, знания, идеалы, выработку художественно-эстетических умений, творческие способности. Эстетическое воспитание реализуется, прежде всего, на занятиях по музыке, по художественно – эстетическому развитию, в работе кружков, группах художественной самодеятельности, театрах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача педагога – это формирование гармонически развитой личности старшего дошкольника. Ритмопластика является средством биосоциального воспитания и находится в центре соприкосновения педагогики, психофизиологии, физкультуры, а также имеет лечебно – оздоровительное значение.
.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития - это становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие человека находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой стороны. Формирование личности происходит в процессе нравственного, умственного, эстетического, трудового и физического воспитания.
Развитие личности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения разнообразных видов движений на основе восприятия музыки Нравственное воспитание и развитие Умственное воспитание и развитие Физическое воспитание и развитие Эстетическое воспитание и развитие Воспитание и развитие моральных и волевых качеств, формирование коммуникативных качеств личности, привитие элементарных правил культуры поведения . Развитие памяти, внимания, расширение умственного кругозора, развитие сознательности , активности, творческих способностей и воображения. Осуществление гармоничного развития, форм тела, функций организма, совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, музыкально-двигательное развитие . Развитие общей культуры, развитие эмоциональности и образности восприятия музыки, умения глубоко переживать музыкальное произведение, чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.
Нравственное воспитание включает : формирование у старших дошкольников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества: ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений, формирование устойчивых нравственных чувств, высокую культуру поведения, как одно из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Основные задачи нравственного воспитания: 1.формирование нравственного сознания; 2.воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения
Умственное воспитание – это процесс, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления, формирования мировоззрения. Основные задачи умственного воспитания: 1. развитие качеств ума (быстроты, ясности, критичности, глубины, гибкости, широты, креативности); 2. развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения); 3. развитие умения планировать деятельность;
Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Задачи реализации физического воспитания: 1. развитие основных двигательных умений и навыков; 2. обеспечение правильного физического развития; 3. укрепление здоровья, закаливание; 4. пропаганда здорового образа жизни; 5. формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.
Эстетическое воспитание – это процесс формирования эстетической культуры, способности восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни. Задача эстетического воспитания заключается в формировании эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: 1. эстетическое восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное); 2. эстетические чувства (эмоциональные состояния); 3. эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным); 4. эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.); 5. эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).
Вариативная образовательная программа для работы с детьми по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» автора Бурениной А.И. Цель программы: общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие личности ребёнка в процессе движений под музыку Обязательные компоненты программы – обеспечение психологического комфорта, подбор яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, выбор оптимальной системы занятий, связанный с использованием двух уровней работы с детьми и выбором музыкально-ритмического материала
В программе предлагается 2 уровня освоения детьми музыкально- ритмический движений. Тренинговый – освоение детьми ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания . Заключительный -освоение детьми специального, индивидуально – ориентированного материала для раскрытия способностей каждого ребёнка .
Этапы обучения детей по программе 1 этап обучения – подражание детьми образцу исполнения движения педагогом 2 этап обучения – развитие самостоятельности 3 этап обучения – этап творческого самовыражения
В процессе освоения нового материала оптимально использовать такие методы и приёмы работы: а) вызвать у детей интерес к новой композиции; б) максимально сконцентрировать внимание детей; в) активизировать детей с учётом индивидуальных особенностей. Особенности методики работы старших дошкольников по ритмопластике
Задачи, стоящие перед педагогами для осуществления работы по ритмопластике Совершенствование двигательных навыков и умений: развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко, выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой; * обогащение двигательного опыта – использование разнообразных исходных положений, двигательных комбинаций» Совершенствование музыкальности развитие умения различать средства музыкальной выразительности, развитие динамического, звуковысотного слуха, развитие чувства ритма. Развитие творческих способностей. * постоянный творческий поиск, внесение нового в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства) * развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений – в театрах, музеях, в общении с творческими людьми. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений педагога развитие профессиональной рефлексии; совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей с использованием современных технологий; умение «не давить» на ребёнка; * развитие коммуникативной культуры
Характер и направленность музыкально – ритмических композиций Включение в педагогический процесс (ООД, развлечения) Тренинг психологических процессов и развитие различных качеств личности Музыкально – ритмический, ритмопластический репертуар 1. Образно – игровые упражнения и композиции (сюжетные композиции и этюды, включающие имитационные, пантомимические движения на основе восприятия музыки) а) Занятия по ритмике, физкультуре, ФЭМП, изобразительной деятельности б) Ритмические минутки в перерывах Развитие внимания (слухового, зрительного, непроизвольного и произвольного), развитие фантазии, творческого воображения, умения выразить в пантомимике настроение, состояние персонажа. Развитие ловкости, координации, быстроты двигательной реакции, пластичность Тема: «Природа» «Белочка», «Кузнечик», муз. В. Шаинского, «Лесной олень», муз. Е. Крылатова, «Голубая речка» муз. Поля Мориа. Тема: «Гости из мультфильмов и сказок», «Антошка», муз. В. Шаинского, «Красная шапочка», муз. А. Рыбникова, «Чебурашка», «Чунга – Чанга», муз. В. Шаинского, «Кот Леопольд», муз. Б. Савельева, «Кукла» муз. З. Лёвиной, танец «Клоунов и петрушек» муз. Золотарева. 2.Танцевальные этюды и композиции Занятия по ритмике, праздниках, физкультуре и другие занятия Развитие координации, ловкости и точности движений, умений ориентироваться в пространстве Диско - танец «Карлсон», «Ковбой», «Стирка», «Балу – Балу», « Танец пограничников», танец с платками , « Кадриль» 3.Общеразвивающие упражнения на основе восприятия музыки Занятия по ритмики, физкультуре Развитие гибкости, пластичности движений, формирование красивой осанки, походки «Аэробика», «Упражнение с лентами» муз. А. Жилина 4. Музыкальные подвижные игры Различные занятия с целью создания эмоционального настроения или релаксации Тренировка переключения внимания, развитие способности импровизации, развитие способности к творческому самовыражению «Вышивание» муз. Т. Островской « Кто скорей ударит в бубен» муз. Л. Шварца Перспективный план содержания работы по ритмопластике с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ детский сад «Тополек». ( Для использования в педагогическом процессе в режиме дня старшего дошкольника ).
Использование ритмопластики в режиме дня старшего дошкольника оказывает благотворное влияние на развитие различных умений, способностей и качеств личности детей. «Правильный выбор содержательного материала по ритмопластике, подбор наиболее эффективных форм и методов обучения будет способствовать формированию музыкально – ритмических, двигательных качеств и умений, развитию психических процессов, нравственно – коммуникативных качеств личности у старших дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-96211-1509447243.jpg)
Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176875-1357926002.jpg)
«Развитие личности ребенка средствами ритмопластики".
Статья включает в себя материал об использовании ритмопластики в развитии ребенка дошкольного возраста, ее влияние на физическое , эстетическое, интеллектуальное и социальное развитие ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-91881-1368552770.jpg)
Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564173-1421225697.jpg)
Мастер -класс "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами ритмопластики"
Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать представления о ритмопластике, как р средстве физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1027551-1522673672.jpg)
Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.Конспект игрового занятия по ритмопластике в подготовительной группе.
Предлагаю. конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию танцевального творчестваю. Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-1074021-1540412127.jpg)
Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика. Старший дошкольный возраст.
Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика. Старший дошкольный возраст. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1117598-1550248849.jpg)
"Развитие координационных способностей дошкольников средствами ритмопластики".
Статья, раскрывающая понятие ритмической пластики- овладение свободой движения под музыку....