«Развитие личности ребенка средствами ритмопластики".
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Матвеева Юлия Григорьевна

 

Статья включает в себя материал об использовании ритмопластики в развитии ребенка дошкольного возраста, ее влияние на физическое , эстетическое, интеллектуальное и социальное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_matveevoy.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие личности ребенка средствами ритмопластики»

 Автор:

 Матвеева Юлия Григорьевна

музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 58

Колпинского района

Санкт-Петербурга

                                                             2012 г.

Аннотация

Статья включает в себя материал об использовании ритмопластики в развитии ребенка дошкольного возраста, ее влияние на физическое, эстетическое, интеллектуальное и социальное развитие ребенка.

«Я понимаю танец, как средство общения между телом и душой,

средство для выражения того, что недоступно словам».

Рут Сен-Дени

    Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция. Именно этот возрастной период сензитивен для формирования личности ребенка. В связи с этим актуален вопрос использования наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов.

  Одним из таких методов является развитие дошкольника через движение, осуществляемое с помощью ритмопластики. По определению Зинкевич-Евстигнеевой «ритмолпластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. Ритмопластический танец является по определению А.И. Бурениной, создательницы современной программы ритмопластики для дошкольников, результатом взаимодействия ритмического и пластического танца, т.е. ритмопластика – это свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных позиций танцующего (6;8). Кроме этого, ритмопластика включает в себя музыкально-ритмический психотренинг, развивающий волю, память подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, способность к импровизации через осознание и свободное владение телом (19;8).

   Техника ритмодвигательной терапии позволяет:

1. Понять личность через тело;

2.  Улучшить все функции личности, мобилизуя энергию в мышечных напряжениях;

3.  Повысит качество и объем переживания удовольствия через влияние на ритмическую активность и отдельные движения.

  Ритмическое движение дарит человеку здоровье – полноту и естественность жизни, самореализацию, а так же тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку – учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

  Целью использования ритмопластики в музыкальном воспитании является гармонизация физического, эстетического, интеллектуального и социального развития ребенка дошкольного возраста.

  Для реализации поставленной цели необходимы следующие условия:

  1. Выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях:

         выполнение основных движений, таких как ходьба, бег, прыжки, выполняемые в       разном ритме, с разной интенсивностью и формой исполнения (ходьба в разных направлениях, на носках, на пятках, бег с подниманием колена, поскоки, пружинки и т.д.)

    Выполнение упражнений для формирования осанки, гибкости, пластичности.   Сочетание упражнений для напряжения и расслабления мышц.

  1. Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку:

Подбор музыкального материала

Использование раздаточного материала и элементов костюма для создания необходимого образа в движении (осенние листья, цветы, образные куклы для стимулирования интереса и внимания детей младшего возраста, элементы декораций, такие как «Озеро», «Поляна» и др.).

  1. Выбор оптимальной системы занятий:

      Направленность музыкально-ритмических композиций носит образно-игровой   («Солдатики», «неваляшки»), сюжетный («Антошка»), танцевальный («Подснежники»), общеразвивающий характер.

Содержание упражнений зависит от уровня сформированности музыкальных, пластических и иных навыков ребенка. занятия с детьми младшего возраста основаны на подражании, эмоциональных переживаниях, выполнении упражнений на ориентировку в пространстве, выполнение основных движений. Занятия с детьми старшего возраста включают более сложные и разнообразные движения, задания на импровизацию.

     В результате использования яркой, художественной музыки развивается вкус и музыкальные способности ребенка. Быстрая смена разнообразных упражнений тренирует внимание и координацию движений. Воплощаемый музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и воображение ребенка. Использование перестроений способствует развитию умения ориентироваться  в пространстве. Включение заданий на импровизацию стимулирует развитие творческих способностей дошкольника.

Формируется чувство психологического комфорта, обеспечиваемое подбором материала, доступного для исполнения, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, использованием сюрпризных моментов. Совместная двигательная деятельность и контакты при исполнении музыкальных композиций способствуют формированию социальных отношений, самооценки, самоутверждения.

  Глубокое осмысление и анализ практики работы с детьми позволяет найти наиболее оптимальные и эффективные методы и приемы. направляя личность ребенка по пути к совершенству.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М: просвещение, 1969.

2. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. - СПб, 1999-с.320

3. Буренина А.И. От игры до спектакля. – СПб, 1995.

4. Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- СПб: ЛОИРО, с. 200-220

5. Буренина Ритмическая пластика для дошкольников. – СПб: Педагогика, 1974.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М: Просвещение, 1967 с. 200

7. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М: Просвещение, 1960-с.188

8. Лисицкая Т. Пластика, ритм.- М: Физкультура и спорт, 1985- с. 236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности ребенка средствами проектной деятельности

В данной статье освещен опыт работы педагогов по внедрению в практику технологии детской проектной деятельности, отвечающей современным федеральным государственным требованиям, активно формирующей у д...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного дошкольного образования по развитию личности ребенка средствами хореографии и музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Каблучок»

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

"РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ"

        Главная задача педагога – это формирование гармонически развитой личности старшего дошкольника. Для того чтобы осуществить эту задачу необходимо всесторонне ра...