Игровая программа "Солнце, Месяц и Ворон
методическая разработка (старшая группа)

Отличная игровая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_programma_solntse_mesyats_i_voron.docx56.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа для детей старшей группы

«СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ И ВОРОН»

по мотивам русской народной сказки

Автор-составитель – М.Картушина

Действующие лица

Сказочница.

Оборудование

Мягкие игрушки – солнце, месяц, ворон; фланелеграф, картинки для фланелеграфа – старик, старуха; жёлтый круг из картона и 14 солнечных лучиков; 2 корзины, жёлтые и зелёные мячики в равных количествах; сковорода и «блин» (резиновый диск от старого проигрывателя); стол, бытовые предметы – посуды, полотенце, одежда, мыло, мочалка, парфюмерия, книги и пр.; маска ворона; фонограмма песни «В мире много сказок».

Сценарий

Дети входят в зал под звучание песни «В мире много сказок» В.Шаинского.

Сказочница (музыкальный руководитель) рассказывает сказку.

                             Сядем рядышком, ребятушки,

                             Да послушаем мы сказочку,

                             Сказочку старинную

                             Про года былинные.

Жили-были Старик со Старухой. И были у них три красавицы-дочки. Шёл однажды Старик с базара, нёс мешочек крупы да второй мешок с горохом. Да вот беда, не заметил, что мешки порвались. Пришёл домой, глядь – ни крупы, ни гороха. Всё высыпалось через дырочки. Вышел тогда Старик на крыльцо и крикнул:

- Если помогут мне Солнце, Месяц и Ворон, отдам за них замуж своих дочерей.

Тут Солнце засветило жарко, подтаял снежок, видны стали на дороге крупа да горох. (Показывает игрушку-солнце.) Чтобы лучше светить, солнышко все свои лучики расправило в разные стороны. Вот и мы поможем Солнцу все лучики расправить.

Проводится эстафета «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ». Участвует 2 команды по 7 человек. На расстоянии 4 – 5 метров от команд кладётся жёлтый круг («солнце»). По сигналу дети по очереди подбегают к нему и прикладывают к «солнцу» лучики. Дети первой команды кладут лучи справа, дети второй команды – слева. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Солнце так жарко засветило, что даже сугробы стали таять.

Проводится коммуникативная игра «СУГРОБ» М.Картушиной. Дети встают в круг. Заранее выбирается ведущий.

На пригорке снег лежал,                 Медленно приседают, делая плавные дви-

                                                           жения руками перед собой.

За зиму сугробом стал.                    Медленно встают.

Выла вьюга, снег летел,                  Плавно качают руками вправо-влево перед

                                                           собой.     

А сугроб пыхтел, толстел.              Берутся за руки и расширяют круг. 

Все бока отлежал,                            Наклоняются вправо и влево, поставив ру-

На пригорке спать устал.                ки на пояс. 

А когда весна настала,                    Поднимаются на носки и опускаются на

                                                          всю стопу.

Солнце в небе засияло,                   «Фонарики», поднимая руки. 

Заблестел, растаял лёд,                   Развести руки в стороны.

Стал ручьём большой сугроб.       Волнообразные движения руками перед со-

                                                          бой.

Вот!                                                  Протянуть ладони вперёд.

Вот и Месяц засиял на небе, чтобы каждую горошинку, каждую крупинку видно было. А сам Месяц на радостях, что так услужил Старику стал на небе плясать со звёздочками. (Показывает игрушку-месяц и говорит от его имени, пока дети встают в круг.)

Месяц. Я по небу хожу,

            Звёзды все стерегу,

            Всё давно заприметил,

            Сам и зорок и светел.

                                (В.Брюсов)

Проводится игра «МЕСЯЦ И ЗВЁЗДЫ» М.Картушиной. Дети встают в круг и передают по рукам игрушечный месяц по слова:

Месяц по небу гулял,

Месяц звёздочки считал.

Раз-два-три-четыре-пять!

А ты будешь танцевать!

Ребёнок, у которого оказался месяц в руках, выходит на середину круга и танцует. Остальные дети хлопают. Игра проводится 2 – 3 раза.

         А Ворон Воронович стал с земли горох да крупу собирать. (Показывает игрушечного ворона.) Давайте, ребята, ему поможем.

Проводится игра «СОБЕРИ КРУПУ И ГОРОХ». Участвуют 4 ребёнка. На полу рассыпаны мячики жёлтого и зелёного цветов. 2-е детей собирают и складывают в корзинку жёлтые мячики («крупу»), 2-е других детей собирают зелёные мячики («горох»). Побеждают дети, первыми собравшими все свои мячи.

         Доволен Старик. И крупа есть, и горох. Отдал своих дочерей помощникам. Свадьбы весёлые сыграли. Много ли времени прошло иль мало, а засобирался старик в дорогу, решил проведать своих дочерей. Первым навестил он старшую дочь. Решила она отца угостить блинами. Натворила тесто, налила в сковороду. Тут муж её – Солнце сел на пол, и она на нём блинов-то и напекла.

Проводится игра «БЛИНЫ». Ребёнку даётся сковорода, на которую кладётся «блин» (резиновый диск от старого проигрывателя для пластинок). Ребёнок должен этот блин подкидывать вверх и ловить сковородой. Все дети считают, сколько раз ему удастся поймать «блин». Затем выходит следующий участник. Побеждает ребёнок, сумевший больше всех поймать «блин».

         Удивляется Старик. Печки в доме нет, а блины пекутся. Наелся блинчиков, напился чая Старик да вместе с Солнцем песню затянул.

Исполняется русская народная песня «БЛИНЫ».

         Отправился Старик дальше к средней дочери. А та с мужем своим Месяцем решили истопить для Старика баню. Пока они воду носили да грели, Старик собирался. Вот только забыл, что же нужно в баню брать. Поможем ему, ребята?

Проводится игра «СОБИРАЕМСЯ В БАНЮ». Участвует 2-е детей. На столе разложены разные предметы: книги, парфюмерия, посуда, одежда, бельё, тазы и пр. Дети берут тазики и, пока звучит музыка, складывают в них то, что нужно взять с собой в баню. Побеждает участник, собравший большее количество предметов.

         Зашёл Старик в баню, а там темно.

         - Как же я мыться буду? – спрашивает.

         А Месяц сунул свой палец в щель, в бане светло и стало, будто лампочку зажгли. Удивляется опять Старик.

         Помылся, отдохнул и отправился дальше к младшей дочери. Встретили его Ворон с молодой женой с почётом. Ворон на дуде играет, Старика потешает.

Проводится русская народная игра «ВОРОН» (см. сб. «Музыка в детском саду. Старшая группа», стр. 19).

Дети стоят в кругу, в центре – ребёнок-«ворон», и выполняют вместе движения:

Ой, ребята, та-ра-ра!                 «Пружинка».

На горе стоит гора,                   Соединяют руки над головой.

А на той горе дубок,                 Разводят прямые руки в стороны – вверх.

А на дубе воронок.                   Взмахивают руками, как крыльями.

Ворон в красных сапогах,       Выставляют поочерёдно ноги на пятку.

В позолоченных серьгах.        Тянут себя за мочки.

Чёрный ворон на дубу,            Изображают игру на трубе.

Он играет во трубу.

Труба точеная,                         Выставляют поочерёдно ноги на пятку, «играя

Позолоченная,                         на трубе»,

Труба ладная,

Песня складная.

Утром он в трубу трубит,      Поднимают вверх правую руку,

K ночи сказки говорит.          затем левую.

Собираются зверьки,              Складывают руки «полочкой» перед грудью.

Бабочки и голубки,                 Взмахнуть руками-«крыльями» с поворотами

                                                  вправо и влево.

Зайчики,                                   Приставить ладошки-«заячьи ушки» к голове. 

лягушки,                                  Показать «лягушачьи лапы», широко раздвинув

                                                 пальцы.

Белочки-подружки                 Согнуть руки в локтях, опустив кисти, и пово-

                                                  рачиваться вправо-влево.

Ворона послушать,                 Приставить правую ладонь к правому уху.

Прянички покушать.              Протянуть ладони вперёд.

             (Русская народная прибаутка[1])

«Ворон» три раза каркает. Дети убегают от «Ворона».

         Пошёл Старик домой довольный: хорошо живут дочери.

                                            Тут и сказке конец,

                                            А кто слушал – молодец!

                                            А наши ребята,

                                            Ребята-дошколята

                                            Умеют не только слушать,

                                            Умеют и кашу кушать,

                                            И петь, и играть,

                                            И весело плясать.

Завершается развлечение игровым танцем «БУМ-БУМ» В.Осошника.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«БЛИНЫ»[2] 

Русская народная песня

                    Легко, с движением

                       D                      A          D                                     A          D

                     Мы дав-но бли-нов не  е-  ли, мы бли-ноч-ков за-  хо- те-  ли.   

                                   A          D          G          D           A        D

                  Ой, бли-ны, бли-ны, бли-ны,      вы бли- ноч-    ки   мо-  и!

  1. В квашне[3] новой растворили,

Два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

  1. Напекли блинов поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

  1. Гости, будьте же здоровы,

Наши блинчики готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Танец-игра «БУМ-БУМ»

Слова Н.Осошник                                                             Музыка В.Осошника

1. Странный-странный человек    
Ходьба быстрым шагом по кругу, энер-

Шел куда-то с попугаем.             гично поочерёдно поднимая и опуская
Он искал себе друзей                  
кулачки, согнув руки в локтях.

В городах и разных странах.
Он на старых площадях,

Где фонтаны просыпались -
Песню смело запевал,

Всем прохожим улыбаясь!
И снежной зимой,                        
Развернуться лицом в круг и поднять

                                                       правую руку в сторону – вверх. 

И когда все растает -                   Поднять в сторону – вверх левую руку.
В окна врывалась                        
Покружиться, руки над головой, ладош-

Песня простая:                            ки развёрнуты вверх. 
           
Припев:
Бум-                                              
Шаг вперёд правой ногой, поставив её на

                                                      пятку.

бум!                                              Шаг вперёд левой ногой, поставив её на

                                                     пятку.

Ла-                                               Шаг назад правой ногой, поставив её на

                                                     всю стопу.

ла!                                                Шаг назад левой ногой, также поставив

                                                     её на всю стопу.

Хорошая                                     Движения повторяются.

песенка!
Бум-бум!                                    
2 хлопка в ладоши. 

Ла-ла!                                         2 хлопка ладонями по коленям.

Без слов, но так весело!            Повторить хлопки в ладоши – по коленям.

Бум-бум! Ла-ла!                        Движения припева повторяются (шаги  

Хорошая песенка!                      вперёд-назад).
Бум-бум! Ла-ла!                        
Согнуть руки в локтях, сжав пальцы в ку-

Бум-бум! Ла-ла-ла!                    лаки, и качать кулачками вправо-влево,

                                                     переступая с ноги на ногу.

2. Он идет за горизонт,                 Энергичная ходьба по кругу. 

Ветер с ним шагает рядом.
Не всегда и не везде                  
Развернуться и двигаться спиной вперёд.

В городах бывали рады…
Если в городе туман –              
Повторить движения первых 4 строчек. 

Солнце вдруг его покинет.
Все сидели по домам,

Были улицы пустыми…
И в серые дни,                            
Поднять правую руку вверх,

Когда он заскучает,                   затем левую,
Вместо него                              
покружиться с поднятыми руками. 

Попугай запевает:
         
Припев:
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!              
Движения те же.
Бум-бум! Ла-ла! Без слов, но так весело!
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Бум-бум! Ла-ла-ла!

           
Проигрыш.                                          Поскоки по кругу.

           
Припев. 

Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!              Движения те же.
Бум-бум! Ла-ла! Без слов, но так весело!
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Бум-бум! Ла-ла-ла!

Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!              
Движения те же.
Бум-бум! Ла-ла! Без слов, но так весело!
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Бум-бум! Ла-ла-ла!

Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!              
Выйти из зала, прощально
Бум-бум! Ла-ла! Без слов, но так весело!    
взмахивая рукой.
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Бум-бум! Ла-ла-ла!

Бум-бум! Ла-ла-ла!
Бум-бум! Ла-ла-ла!


[1] Вариант текста М.Картушиной.

[2] Вариант текста М.Картушиной.

[3] Квашня – деревянная кадка для теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Сценарий музыкально- игрового досуга для старшего дошкольного возраста "Вороний день"

Мероприятие знакомит детей с культурой, бытом и искусстврм нароодов Ямала....

сказка по Правилам дорожного движения с Вороном Метром. ( с использованием игровой технологии «сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича)

Правила дорожного движения с Вороном Метром.( с использованием игровой технологии «сказочные лабиринты игры» В.В.ВоскобовичаЖил-был Медвежонок-Мишик в фиолетовом лесу,Он прилежный, умный м...

МАСТЕР-КЛАСС ПО изготовлению фигурки «Ворона» в технике оригами по мотивам сказки Э. Шима «Соловей и ворона»

МАСТЕР-КЛАСС ПО изготовлению фигурки «Ворона» в технике оригами по мотивам сказки Э. Шима «Соловей и ворона»...

Конспект игровой деятельности в группе раннего возраста. Знакомство с потешкой «Сорока-ворона»

Задачи. Продолжать приучать детей слушать народный фольклор. Учить детей повторять слова, несложные фразы, опираясь на картинки по тексту. Способствовать формированию интереса к чтению.Словарна...

Конспект совместной игровой деятельности в старшей группе " В гостях у Ворона Метра"

Представленная методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми предназначена для формирования элементарных математических знаний у детей 5 лет.развивающие упражнения, математические ...

Конспект игровой деятельности в группе раннего возраста. Знакомство с потешкой «Сорока-ворона»

Продолжать приучать детей слушать народный фольклор. Учить детей повторять слова, несложные фразы, опираясь на картинки по тексту. Способствовать формированию интереса к чтению....