"Вороний день" хантыйский национальный праздник
материал (подготовительная группа)

Тельминова Ольга Владимировна

 

Сценарий праздника «Вороний день»

Ребёнок 1.

Знаю я не понаслышке

о сибирской стороне.                                    

В ней, приветливой не слишком,

довелось родиться мне.

Ребёнок 2.

Климат очень здесь серьёзный,

то метели, то жара

И морозы поморозней,

и поветренней ветра.

Ребёнок 3.

Но в любой её глубинке,

где дорогам всем конец,                                    

Есть всегда своя теплинка,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Вороний день»

Ребёнок 1.

Знаю я не понаслышке

о сибирской стороне.                                    

В ней, приветливой не слишком,

довелось родиться мне.

Ребёнок 2.

Климат очень здесь серьёзный,

то метели, то жара

И морозы поморозней,

и поветренней ветра.

Ребёнок 3.

Но в любой её глубинке,

где дорогам всем конец,                                    

Есть всегда своя теплинка,

доброта людских сердец.

Ведущий: Мы гостям завсегда рады! Вы сегодня собрались на Вороний праздник! Это праздник весны по обычаю народов ханты и манси. А почему

вороний? Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде:

«Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. И вот

в день прилета ворон, ханты и манси, устраивали праздник Вороны, как бы

задабривая ее. Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки»

(Выходит Акань)

Акань: Наконец-то я добралась до своей любимой поляны! Люблю здесь на пенёчке посидеть, послушать щебет птиц. Но только вот не пойму, что с поляной? Совсем она изменилась! Снег стал темнее, возле деревьев появились проталины. Не пойму, кто у меня на поляне ещё появился? Ой! Сколько народу собралось! А вы друзья или недруги? (ответы детей) А раз друзья, то милости прошу! Я рада видеть вас у себя в гостях! Вы, наверное, пришли праздновать «Вороний день»? Да! Нельзя детям в этот день без подарка оставаться. У меня есть волшебный мешочек, а в нём… Ой! Где же мешок? Ну вот! Опять Ворона проворонила. Обещала Ворона принести мешок, а её всё нет и нет. Где же эта Ворона с мешком!?

Ведущий: Ой, наверно, не хочет лететь из-за того, что весны ещё нет.

Акань: Так мы весну сейчас все хором и позовем. Позовем ребята? Тогда все вместе: «Весна, весна!» (дети зовут весну). Нет, ничего у нас не получается, потому что весна людей не слышит. Только пение птиц её может разбудить. Ворона помогла бы нам сейчас.

«Вороний день». (Акань)

Явленье птицы - символ новой жизни.              

Вороне в тундре каждый рад.

Близка весна.

Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети – множество забав

Приносит им весенний первый праздник.

Ведущий: Ребята давайте позовём ворону. Нужно три раза сказать: Ворона, прилетай! Ба-ся! Урин-еква!

Дети: Ворона, прилетай! Ба-ся! Урин-еква! (3 раза)

В зал вбегает ворона.

Акань: Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала.

Ворона: Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! 

Ведущий: Здравствуй ворона, так это ты весну можешь позвать?

Ворона: Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать. Да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Ведущий: Так детишки маленькие, их мамы ещё на улицу не пускают. Как же ты можешь знать сколько их появилось?

Ворона: Из детских колыбелек, перед моим прилётом выносят родители детские подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детишек прибавляется в стойбище. А я в них лапки свои погрею, а то холодно ещё.

Ведущий: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда. Мы с детьми построили для тебя, ворона, гнездо.  Погрей свои лапки и весну позови!

Ворона: Гнездо уютное, тёплое! Мне очень понравилось гнездо! (Ворона каркает и зовет весну). Карр-каррр!

Ведущая: Весна услышала ворону и скоро в нашем краю будет тепло и сухо!

Ворона: Вот твой мешок, Акань, в целости и сохранности! (отдаёт Акань мешок).

Акань: Загляну-ка в волшебный мешочек и узнаю, какие игры он нам предложит.

Мы сейчас поиграем в игру «Земля-вода-небо». Я буду говорить слова - земля, вода, небо и указывать на любого из вас. Если я скажу земля, то нужно назвать животное, обитающее в наших краях. Если я скажу вода, то нужно назвать рыбу, которая водится в наших реках. Если я скажу небо, то нужно назвать птицу, которая обитает в нашей местности.

(Проводиться игра «Земля, вода, небо»)

Акань: Молодцы, ребята, все старались. Я смотрю, что все хорошо знаете название птиц, животных и рыб нашего края.

Ведущий: У северных народов все мужчины занимаются охотой и ловлей рыбы. Сейчас мы на время превратимся в оленеводов.

(Проводится игра «Отбивка оленей»)

Группа играющих находятся внутри круга – это олени. Выбираются три пастуха –они за кругом. По сигналу  «раз, два три – отбивку  начни» пастухи по очериди бросают мяч в оленей. Олень в которого попал мяч считается пойманным, отбитым от стада.

Каждый пастух должен отбить пять – шесть раз. После чего он пересчитывает отбитых оленей.

Бросать мяч можно только в ноги.

Ребёнок

Край наш сибирский, как сказочный дом.                

Всем нам уютно и радостно в нем.

Всё в нашем доме мы делаем вместе

Сказки читаем, поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть,

Музыку слушать и танцевать!

Ведущий: На Вороньем празднике принято веселиться, играть, петь песни и конечно танцевать. Наши ребята  подготовили танец.

(Исполняется «Хантыйский танец») с колокольчиками.

Ребенок 1

Прошли с зимой морозы,      

Воздух синий-синий.

Расплела берёза косы,

Словно на картине.

Ребёнок 2

Днём сильнее пригревает                    

ласковое солнце,

С крыш сосульки вырастают,

только кверху донцем.

Ребёнок 3

И звенят вокруг весь день                      

крики ребятишек.

Завалилось солнце в тень

за крутые крыши.

Ребёнок 4

Ясно слышится капель

в тишине хрустальной.                            

Смотрит звёздами апрель

к ребятишкам в спальни.

А сейчас нам старшая группа исполнит весеннюю песню

Исполняется песня «Весенняя песня»

Игра «Белый Шаман» (играют дети подготов К группы)

Ворона: А  я вам  загадаю загадки,  вы попробуйте отгадать. (Ворона загадывает детям загадки)             

Загадки  о   птицах

1. Белая птица над водой кружится (чайка)

2. Когда б он всюду не совал свой острый длинный нос,

Наш сад давно бы уж завял, а лес остался гол и бос (дятел)

4. На вид неказист, зато голосист (соловей)

5. Верещунья, белобока, а зовут её …. (сорока)

6. Днем сидит она на ветке, а лишь вечер – за разбой:

птичек ловит и лягушек, и мышей во тьме ночной (сова)

7. Забияка и воришка носит серое пальтишко,

на лету хватает крошки и боится только кошки (воробей)

Весенние приметы

Ведущий: Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна. А вы знаете приметы народов севера?

  • Ворона села на верхушку дерева … значит, весна будет долгой.
  • Ворона села  на нижние ветви дерева – … быть скорой весне.
  • Если ворона села на высокое дерево  - … весна будет долгой, затяжной.
  • Ворона сидит на низком дереве – … ждать быстрой весны.

Акань: А где наши смелые мальчишки? Давайте мы с вами поиграем.

Игра называется «Кто кого» Сейчас мы будем перетягивать канат (Дети играют).

Ведущий: Молодцы ребята! Показали свою удаль, смекалку и сноровку.

Акань: А теперь настал черед настоящих оленеводов.

Игра - соревнование   «Хват без перехвата».

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Ведущий: А вот эта игра проверяет быстроту и выносливость.

«Важенка и оленята». 

Правила игры: вот на площадке нарисованы круги в место кругов у нас будут обручи, в каждом из обручей находиться важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой на другом конце.

На слова ведущего: Бродит ходит важенка,

 С нею оленята,

Объясняет каждому, все что непонятно,

Топают по лужам оленята малые

Терпеливо слушая

Наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет! Оленята и важенка убегают в свои дома в обручи. Пойманного олененка волк уводит с собой.

Ведущий: Есть ещё одна игра северных народов «Хейро». Хейро – это бог солнца. 

Правила игры: выбрать ведущего солнца. Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро», т.е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга., когда солнце просыпаеится и  встает лучиками задевает детей. . Все игроки должны увертываться от солнца. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Ведущий: Есть у коренных жителей  ещё один обычай. Обычай наш таков – нужно завязывать яркие ленточки на берёзу. Берёза у коренных жителей Севера является священным и чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Коренные жители украшают её ленточками, монетками и специально изготовленными куколками. Завязывая ленточку, пожелайте счастья и здоровья близким и родным. Желание должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Акань: С пробуждением, мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. О, мать Земля, к тебе взываю! Ты можешь сделать человека сытым, отвести беду! Прими дары наши. Знаю, ты радуешься вместе с нами, у нас сегодня праздник, гостей много. Когда будешь делить удачу, не забудь нас и наших гостей. Помоги нам во всех делах добрых! (Слова произносятся на фоне музыки и в процессе раздачи ленточек. Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки)

Ворона: В этот праздничный день люди радуются, поздравляют и угощают друг друга. И я вам принесла угощенье. Поздравляю  всех с весной. Желаю всем весеннего, радостного настроения и, конечно же, крепкого здоровья!

Ворона и Акань раздают угощенье детям (сушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.

приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....

« Ҡарға бутҡаhы » фольклор байрамы. (байрам сценарийы ) - «Воронья каша» народный праздник (Сценарий праздника)

« Ҡарға бутҡаhы » фольклор байрамы. (байрам сценарийы ) - «Воронья каша» народный праздник (Сценарий праздника)Маҡсат: Халыҡтыӊ боронғо йолаларын ҡыҙыҡhыныу уятыу, тирə-яҡ мөхиткə hөйөʏ həм hаҡсыл мөн...

Национальный праздник Ханты и Манси " Вороний день"для детей старшего дошкольного возроста

Интегрированное занятие-развлечение Национальный праздник ханты и манси: «Вороний день.»  Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В п...

Сценарий национального праздника народов ханты и манси «Встреча весны - «Вороний день» в подготовительной группе

Сценарий  национального праздника народов ханты и манси«Встреча весны - «Вороний день»в подготовительной группе     Ворона по небу летит,Земля проснулас...

Конспект национального праздника "Прилет серой вороны"

Конспект развлечения в соответствии с региональным компонентом ДОУ...

Сценарий национального праздника народа Ханты «ВОРОНИЙ ДЕНЬ»

Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства п...