Тематическое занятие «Торжество чувств и красота природы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цыганкова  Ирина Васильевана

            Тематическое занятие «Торжество чувств и красота природы»

             фрагмент из оперы «Снегурочка »  Н.А.Римского - Корсакова « Пляска птиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat_zanyatie_plyaska_ptits.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие

«Торжество чувств и красота природы»

Фрагмент из оперы «Снегурочка »  Н.А.Римского - Корсакова

 « Пляска птиц»

с использованием ИКТ и  здоровьесберегающих технологий

Подготовительная группа

                     

Цель: Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в музыке Н.А. Римского-Корсакова  « Пляска птиц».                                                        

Задачи: 1.Показать силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в интеграции разных видов искусства                                                              (музыка+ живопись+ литература).

2.Развивать у детей познавательный интерес, приобщать  к прекрасному.

 3.Воздействовать на чувства и эмоции детей на основе          

 восприятия художественных и музыкальных образов.        

 Оборудование: портрет композитора, иллюстрации из оперы. Картина Васнецова  «Снегурочка», « Ранняя весна», Cказка «Снегурочка» – художественная книга Островского,  музыкальные инструменты, DVD фильм- сказка «Снегурочка».  

Ход занятия

Музыкальный руководитель( Муз.. раб.)                                                                                        Ребята, чтобы у нас сегодня было хорошее настроение

 давайте поприветствуем друг друга.                                                                              

Приветствие «День добрый» музыка К. Андреаса                                                                                                                                                                                            

-  Посмотрите, какая большая у меня книга русских народных сказок.                                  Давайте посмотрим на иллюстрации одной из сказок.                                                       (рассматриваем книгу сказок)             

- Какая сказка? (« Снегурочка») 

- Что случилось со Снегурочкой в конце сказки?                                                                                        (она растаяла, потому-то пришла весна)                                                               

1 слайд:  Картина художника: «Снегурочка» Васнецова 

- Какими красками  художник изобразил образ Снегурочки?

 (Ответы детей : белые, синие, холодные, потому что Cнегурочка                  не умеет и не может никого любить)                                                                                                                                                       

-Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский  композитор Н.А.Римский- Корсаков написал музыку на сюжет сказки                « Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера. Что такое опера? (музыкальный  спектакль)

2 слайд: Иллюстрации сказочных героев сказки: Дед Мороз,               Весна,  Снегурочка,  Птицы.                                                                                                                      (дети называют сказочных героев сказки)

- Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный  Ярило- Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.                                                            

 3слайд: Сказочный зимний лес

- Что вы видите на этой картине? ( ответы детей)

Правильно. изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под  тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая  запаздывает, а Мороз не хочет уходить.                                                                            

4 слайд: Птицы

- А на этой картине что изображено? ( ответы детей)

- Птички в снегу, им холодно. Они тоже ждут Весну.          

 А сейчас садитесь на ковер, будем смотреть фрагмент из фильма-сказки                   «Снегурочка» ( дети садятся на ковёр)                                                                        

Фрагмент фильма: «Лес дремлет ещё под снегом. Одиноко в лесу сидит Снегурочка. Кричат петухи. Леший сидит на сухом пне и говорит, что « конец зиме пропели петухи и с этими словами он ныряет в своё дупло. Окружённая свитой птиц, Весна опускается на землю.                                            

Фрагмент из фильма - сказки « Снегурочка»                                                            

-Чтобы попасть в музыкальную сказку-оперу « Снегурочка»                                                 Н.А.Римского - Корсакова, подставляйте ладошки и ловите волшебные весенние капельки. Несите их осторожно, не уроните, и садитесь на стульчики.                                      

Игровой момент- извлекаю на треугольнике звук

Сидя на стульчиках, ребята рассматривают иллюстрации  птиц.                                                                                                                                 - Сейчас я хочу узнать: каких птиц вы узнали на этих картинках?                                                            - Представьте: Холод. Птицы прижимаются к Весне. Просят, чтобы она согрела их. « … Весна - Красна, согрей ты нас» А Весна им говорит:                    « Дрожите вы, бедняжки? Попляшите, согрейтесь. Видала я не раз, что пляскою отогревались люди»                                                                                                                                                                                             Слушание. Н.А.Римского-Корсакова                                                                                                      « Пляска птиц» из оперы  «Снегурочка»

« Разминка»

-Давайте встанем и нежно выпустим весенние капельки,                                                              (встают и ладошками поднимают вверх  «выпускают капельки»). 

Вопросы.                                                                    

- Какое настроение выразил композитор в музыке?                                                                                                                    

( звонкое, весёлое, порхающее, радостное)                                                              

- Что изображала музыка?

 ( музыка передаёт голоса птиц. Сначала кукушка пела, её песенка

самая короткая из двух звуков, потом птички танцевали-грелись)                                          

- А везде музыка была одинаковой?      / импровизация детей/                                                                                          

  ( потом музыка стала тяжёлой,  звуки низкие,

 Чувствуется тревога, зима не хочет уходить, пугает всех своим  холодом)                           

- Ребята,  один или много музыкальных инструментов вы услышали?                                         Как называется эта группа инструментов? (симфонический оркестр)

-  Правильно. Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр голоса, и птички поют свои  песенки на разные голоса и танцуют – согреваются от холода каждая по-своему.

5слайд: Иллюстрация «Ранняя Весна» А.Саврасов

Обобщение:

Муз. рук. Вся природа пробуждается от зимнего сна,                                        

Наступает утро года, начинается Весна.                                                                                              

 ( ребята становятся в рассыпную)     

-Наши сахалинские птицы, животные, насекомые и мы с нетерпением ждём  тёплых солнечных весенних дней.

Муз. рук: Солнышко сказало:                                                                                

 Дети: Мне пора взойти!                                                                                                

Муз. рук:  - Травка зашептала:                                                                                                  

 Дети: Мне пора расти!                                                                                                

 Муз. рук: - Пчёлки загудели:                                                                                                                                               Дети: Медку пора собрать!                                                                                                                                                              Муз. рук: -Птицы загалдели:                                                                                                                                              Дети: Пора летать, летать!                                                                                

Муз. рук: Ангелина приготовила нам сюрприз -  споёт весеннюю закличку.                                                                    

Закличка Весны 

- Как можно изобразить звуки Весны? (кап-кап, чик-чирик, ш-ш-ш-ветер )   

Давайте превратимся в сосульки и покажем, как они тают под весенним солнышком.                                                                                

 Этюд « Сосульки» муз. Гнесина «Две плаксы»                

Выполняют упражнение: стоя в полный рост, сильно напрягают мышцы (сосульки твёрдые»). Под музыку постепенно расслабляясь, опускают руки, голову, плечи, корпус (« сосулька постепенно тает»). Наконец, ложатся расслабленно на пол, разведя руки и ноги в стороны (лужица растеклась»). При повторе упражнения предложить детям придумать и показывать разные формы « сосулек».                                 

- Чтобы стали все добрее, чтобы стало всем теплее, давайте исполним солнечную песенку.                                                                                                                                                                                           

« Солнечные зайчики» слова и музыка З.Б. Качаевой                                                                            (дети аккомпанируют на музыкальных инструментах)

 - Я хочу закончить нашу встречу стихотворением, которое написала такая же  девочка  как вы, Ира Исакова.                                                                                                                

 «Птичьи трели - это музыка, и капели – это музыка…                                                                                                                                          

 Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.                                                                              

  И у ветра, и у солнышка, и у тучки, и у дождика,                                                                            

И у нежного подснежника тоже музыка своя.»                                                                                    

Обобщение: Так что такое ВЕСНА?                                                                                                         Это пробуждение всей природы от  зимнего сна.

Я довольна вами. Спасибо всем.                                                                                    

Возьмёмся за руки  и скажем « До скорой встречи»                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота природы в картинах русских художников

Презентация создана воспитателями Прониной Натальей Петровной и Мизулиной Мариной Васильевной для проекта "Внесем в свой мир красоту". Проект нацелен на развитие художественно-творческой активности де...

Тема. Мир прекрасное творение. Занятие: Красота природы. Времена года.

Цель: показать красоту окружающего мира через беседу о временах года....

Пешая прогулка в цветочный магазин для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Где купить цветы для мамы» Экскурсия – нравственно - эстетического характера помогает ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивает культуру его чувств.

Пешая прогулка в цветочный магазиндля детей среднего и старшего дошкольного возраста «Где купить цветы для мамы?»Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание»,...

Развитие у детей эмоций, воображения, чувства цвета, красоты посредством изобразительной деятельности.

Материал написан из опыта работы воспитателя, много лет занимавшегося проблемами развития детского творчества в изобразительной деятельности и влиянии изобразительной деятельности на личность ребенка....

Тематическая прогулка "Красота природы в зимнем убранстве"

Конспект прогулки разработан для детей второй младшей группы с целью формирования нравственно-эстетического отношения к родной природе...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...