Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы : «Россия – родина моя!»
методическая разработка (старшая группа)

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы :
«Россия – родина моя!»
Автор: Сахабутдинова О.Г., воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ-Детский сад № 99.
Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальное).
Программные задачи:
Образовательные:
-уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут;
-подвести к пониманию слова «Родина»
-формировать уважительное отношение к народному творчеству ;
закрепить знания о столице нашей Родины - Москве;
Развивающие: развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о стране; познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство восхищения и гордости своей Родиной.
Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна;
Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.
 
 
Воспитатель обращается к детям : « В какой стране мы живем?» (В России)
-Как называется столица России?
-Россия многонациональная страна. Ребята, как, вы, это понимаете?
-Люди какой национальности проживают в России?
-Чем один народ отличается от другого?
-Как вы понимаете слово «Родина»? . Какие слова можно подобрать? 
Послушайте стихотворение, которое приготовила для вас….
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки мамочки твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже Родина.
 
-Какие пословицы и поговорки знаете о Родине?
-Краше Родины нет ничего.
-Родная сторона –мать, чужая-мачеха.
-Одна у человека мать, одна и Родина.
 
Далее воспитатель предлагает детям отправиться в национальный музей, где можно познакомиться с культурой и традициями народов России.
 
Дети проходят к первому экспонату –«Родной мой край - мой Татарстан!».
Встречают мальчик и девочка в татарском национальном костюме.
На столе предметы одежды: тюбетейка, калфак;, полотенце, вышитое национальным орнаментом.
Встречают мальчик и девочка в татарском национальном костюме. Здороваются на татарском языке, в руках у них чак-чак
Воспитатель отмечает, что встречая гостей в Татарстане подносят чак-чак (показывает детям чак-чак).Это угощение приготовленное в меду,  как бы хлеб-соль по-татарски. Татарский народ радушный и гостеприимный.
Воспитатель обращает внимание на тюбетейку, дети задают вопросы. Далее рассматривают калфак, ичиги.
Воспитатель предлагает прочитать стихотворение о Татарстане.
«Мой Татарстан!»
автор: Афанасьева Ксения
 
В России мест красивых много,
Но Татарстан - мне всех милей!
Царица здесь одна - природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца - краше всех!
И люди честные ,не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань - столица.
В округе много городов...
И невозможно не влюбиться 
В наш Татарстан. В наш край хлебов.
 
Далее дети поют песню «Туган тел».
Переходим к следующему экспонату «Башкирия, любимая моя!»
На столе национальные музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кыл-кубыз, тимер кубыз, думбыра и др.
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие музыкальных инструментов и просит рассказать детей-эксрурсоводов о муз. инструменте под названием тимер-кубыз:
На Тимер кубызе в Республике играют повсеместно. Он представляет собой дужку с язычком посредине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации.
Дети слушают небольшой отрывок игры на тимер кубызе.
 
Проводится Башкирская народная игра «Платочек - Яулык»
Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.
В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:
Спрячу, спрячу я платочек,
Под ракитовый кусточек.
Кто платочек найдет,
Тот со мной пойдет.
И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.
 
Переходим к следующему экспонату: «Чувашия!»
Перед детьми представлены образцы различной вышивки на предметах.
Чувашия издавна называлась «Краем тысяч вышивок»: так богаты и разнообразны узоры, создаваемые чувашскими вышивальщицами. Вышивкой украшались предметы домашнего обихода: занавеси, скатерти, полотенца. 
Чувашская вышивка отличается от всех видов других вышивок своей сложностью, миниатюрностью, особым колоритом.
Дети рассматривают образцы вышивки.
 
Следующий экспонат : «Декоративно-прикладное искусство русского народа».
Детей встречает скоморох. Приветствует детей.
Скоморох: "Видите, сколько у меня товара в коробке? Хочу проверить узнаете ли вы их?»
Скоморох достает из короба дымковские игрушки:
Вечера зимою длинны,
Мастер лепит из из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
А вы узнали эти игрушки? Как они называются? (ответы детей) А теперь я вас спрошу, как, по-вашему,  веселые это игрушки или грустные? Что глядя на них делать хочется? Правильно, танцевать.
Исполняется танец «Дымка»
Скоморох достает из короба гжельские игрушки и посуду:
-Полюбуйтесь на изделия с диковинными птицами и цветами. Все они разные, но в одном одинаковые - в цвете бело-синем. 
Что это за изделия? 
А как называется деревня, в которой их делают? 
Правильно, это красивая и нежная гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
 
Есть у меня в коробке ложки, ложки не простые, а золотисто-расписные. Верно, это хохломская роспись. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи - и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду деревянную стали делать также. А отвозили эту посуду продавать в большое село Хохлома. По названию этого села и посуду стали называть хохломской. 
 
 Воспитатель: «У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. 
Далее проводится дефиле костюмов народов России: русские, татары, башкиры, чуваши, мордвы, мари,  удмурты, буряты, марийцы и др.
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы :

«Россия – родина моя!»

Автор: Сахабутдинова О.Г., воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ-Детский сад № 99.

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальное).

Программные задачи:

Образовательные:

-уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут;

-подвести к пониманию слова «Родина»

-формировать уважительное отношение к народному творчеству ;

закрепить знания о столице нашей Родины - Москве;

Развивающие: развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о стране; познавательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать чувство восхищения и гордости своей Родиной.

Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна;

Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;

Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.

Воспитатель обращается к детям : « В какой стране мы живем?» (В России)

-Как называется столица России?

-Россия многонациональная страна. Ребята, как, вы, это понимаете?

-Люди какой национальности проживают в России?

-Чем один народ отличается от другого?

-Как вы понимаете слово «Родина»? . Какие слова можно подобрать?

Послушайте стихотворение, которое приготовила для вас….

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это — Родина твоя.

Руки мамочки твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина —

Это тоже Родина.

-Какие пословицы и поговорки знаете о Родине?

-Краше Родины нет ничего.

-Родная сторона –мать, чужая-мачеха.

-Одна у человека мать, одна и Родина.

Далее воспитатель предлагает детям отправиться в национальный музей, где можно познакомиться с культурой и традициями народов России.

Дети проходят к первому экспонату –«Родной мой край - мой Татарстан!».

Встречают мальчик и девочка в татарском национальном костюме.

На столе предметы одежды: тюбетейка, калфак;, полотенце, вышитое национальным орнаментом.

Встречают мальчик и девочка в татарском национальном костюме. Здороваются на татарском языке, в руках у них чак-чак

Воспитатель отмечает, что встречая гостей в Татарстане подносят чак-чак (показывает детям чак-чак).Это угощение приготовленное в меду,  как бы хлеб-соль по-татарскиТатарский народ радушный и гостеприимный.

Воспитатель обращает внимание на тюбетейку, дети задают вопросы. Далее рассматривают калфак, ичиги.

Воспитатель предлагает прочитать стихотворение о Татарстане.

«Мой Татарстан!»

автор: Афанасьева Ксения

 

В России мест красивых много,

Но Татарстан - мне всех милей!

Царица здесь одна - природа.

Здесь много рек, озер, полей.

Леса богатые, густые.

Восходы солнца - краше всех!

И люди честные ,не злые.

Здесь часто слышен звонкий смех.

Тут матушка Казань - столица.

В округе много городов...

И невозможно не влюбиться 

В наш Татарстан. В наш край хлебов.

Далее дети поют песню «Туган тел».

Переходим к следующему экспонату «Башкирия, любимая моя!»

На столе национальные музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кыл-кубыз, тимер кубыз, думбыра и др.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие музыкальных инструментов и просит рассказать детей-эксрурсоводов о муз. инструменте под названием тимер-кубыз:

На Тимер кубызе в Республике играют повсеместно. Он представляет собой дужку с язычком посредине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации.

Дети слушают небольшой отрывок игры на тимер кубызе.

Проводится Башкирская народная игра «Платочек - Яулык»
Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.
В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:

Спрячу, спрячу я платочек,
Под ракитовый кусточек.
Кто платочек найдет,
Тот со мной пойдет.
И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.

Переходим к следующему экспонату: «Чувашия!»

Перед детьми представлены образцы различной вышивки на предметах.

Чувашия издавна называлась «Краем тысяч вышивок»: так богаты и разнообразны узоры, создаваемые чувашскими вышивальщицами. Вышивкой украшались предметы домашнего обихода: занавеси, скатерти, полотенца.

Чувашская вышивка отличается от всех видов других вышивок своей сложностью, миниатюрностью, особым колоритом.

Дети рассматривают образцы вышивки.

Следующий экспонат : «Декоративно-прикладное искусство русского народа».

Детей встречает скоморох. Приветствует детей.

Скоморох: "Видите, сколько у меня товара в коробке? Хочу проверить узнаете ли вы их?»

Скоморох достает из короба дымковские игрушки:

Вечера зимою длинны,

Мастер лепит из из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

А вы узнали эти игрушки? Как они называются? (ответы детей) А теперь я вас спрошу, как, по-вашему,  веселые это игрушки или грустные? Что глядя на них делать хочется? Правильно, танцевать.

Исполняется танец «Дымка»

Скоморох достает из короба гжельские игрушки и посуду:

-Полюбуйтесь на изделия с диковинными птицами и цветами. Все они разные, но в одном одинаковые - в цвете бело-синем.

Что это за изделия?

А как называется деревня, в которой их делают?

Правильно, это красивая и нежная гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.

Есть у меня в коробке ложки, ложки не простые, а золотисто-расписные. Верно, это хохломская роспись. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи - и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду деревянную стали делать также. А отвозили эту посуду продавать в большое село Хохлома. По названию этого села и посуду стали называть хохломской.

 Воспитатель: «У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства.

Далее проводится дефиле костюмов народов России: русские, татары, башкиры, чуваши, мордвы, мари,  удмурты, буряты, марийцы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «В поисках колокольчика»

Данное занятие проводила в рамках методического объединения по теме " Современное занятие в условиях ФГОС"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок".

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Знакомство с Чёрным морем»

Наш город Туапсе располагается на берегу Черного моря. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе, чтобы сохранить Черное море - жемчужину юга. С цель...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!» ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Весенняя полянка» (образовательные области: познание, художественно-эстетическое развитие)

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группыт «Весенняя полянка» (образовательные области: познание, художественно-эстетическое...