Методическая разработка музыкального развлечения по теме: "Богатырские потешки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Папиева Мария Александровна

Музыкальное развлечение для детей старше-подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyrskie_poteshki.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкального развлечения «Богатырские потешки»

Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

 Интегрируемые образовательные области: развитие речи, познавательное развитие, художественное творчество, физическое развитие

 Цель: приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества. Осуществление взаимосвязи физической культуры с народными традициями, с устным фольклором.

 Задачи: Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли. Формировать патриотическую память. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины. Развитие любознательности; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры.

 Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья –разбойника, Змея-Горыныча, Бабы Яги. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей и нечисти, карточки с изображением с предметов современной одежды, деревянные интерьерные украшения, макеты богатырского оружия, музыкально- художественные пособия.

 Предшествующая работа:

Рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри », Н. К. Рерих «Бой со змеем»,Михаил Врубель « Богатырь», Иван Билибин  «Микула Селянинович», Виктор Васнецов «Богатырь», Константин Васильев « Вольга и Микула», Николай Рерих «Святогор»,Виктор Васнецов «Витязь на распутье», Андрей Мазин «Святогор», Георгий Юдин «Добрыня Никитич и Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Чтение отрывков о древнерусских богатырях «Как Илья из Мурома богатырем стал…  «На заставе богатырской», «Вольга Всеславович», «Змей Горыныч»и другие.

Прослушивание песен о Руси –матушке,фрагментов  «Богатырской» симфонии А.П. Бородина, рисование на тему «Богатырский конь», «Древние города», «Щит и Меч», «Богатыри русские».

Просмотр мультфильмов о богатырях.

 Разучивание с детьми ролей инсценировки, стихов

 Возраст детей: старше- подготовительная группа.

«Богатырские потешки»

Ой, вы, красны девицы

И добры молодцы!

Приглашаем вас на игры богатырские

Собирайтесь скорей, гости добрые!

Пожалуйте, гости,

Милости просим! .

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Уважаемые члены жюри и гости! Ребята! Здравствуйте! Сильна и могуча наша Русь, потому что у нее есть защитники. Россия всегда гордилась своими воинами – и солдатами, и генералами. Но откуда же русские воины черпают свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, – от былинных богатырей. Издавна русский народ любит богатырей, складывает песни об их подвигах, воспевает храбрых силачей, справедливых и мудрых защитников.

Наши мальчики уже подросли и стали сильными, смелыми. Ну, чем не богатыри? Предлагаю сегодня устроить богатырское состязание – пусть мальчики покажут нам свою ловкость, силу и удаль молодецкую. В некотором царстве, в некотором государстве, во русской земле увидите игрища славных дружин. Станем-ка, богатыри насупротив друг друга да представимся перед состязанием серьёзным. Сегодня на спортивной площадке участвуют 2 дружины.

Как во славном городе, да во   Санкт- Петербурге

В детском саду 135,

Да во группах «Почемучки» и «Сказка»

Жили, были, не тужили

14 славных молодцов,

Все красавцы нету слов!

Представление команд.

 Богатыри.

Э-ге-гей, честной народ!

Наш девиз: Всегда вперед!

Верим мы в победу,

Как и наши деды.

Силачи.

Ну а наш девиз такой,

Он не длинный:

Настоящий богатырь –

Очень сильный.

Просим не жалеть ладоней и поддерживать наши дружины.

Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам-Премудрым.

Представление жюри

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

– Сказитель.

4. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

 Да про старые, про бывалые,

 Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские

– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Сценка  «богатыри»

- А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?   Выходят трое богатырей  

 Дети: богатыри…

 Воспитатель:  -А кто такие богатыри?

 Дети:  -Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

 – Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь - А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… . - Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

 Воспитатель:  - Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

 Дети: - «Тугарин Змей», «Никита Кожемяка», «Соловей-разбойник»…

 Воспитатель:  - А каких еще богатырей Вы знаете?

 Дети: - Михайло Потык, Ставр Годинович, Пересвет, Микула Селянович, Вольга Всеславович….

 Воспитатель: - Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

 Богатырь Илья - Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

 - Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит.

 - Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел

 - Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора

 - Это шлем – он бережет наши головы

 Воспитатель:  -Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках? (Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.)

 Алеша Попович:- Это меч – рубить врагов земли русской.

 - Это щит – отражать удары неприятелей

 -Это палица колючая – сносить головы басурманам

 -Это кистень беспощадный – не уйти врагу невредимым…

 -А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

 Воспитатель: - Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно!

 -А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как Вы коней себе выбираете?

 Добрыня Никитич: - А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

- Вот спасибо Вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

Ну что же, богатыри русские, покажите свое умение обращаться с оружием.

танец с мечами

 Воспитатель :

 - Ой вы, гой- еси, Святорусичи  –богатыри низкий Вам поклон от всей Руси! Оставайтесь на нашем празднике.  Богатыри кланяются и садятся.

Вот как в древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину. А теперь давайте станем на некоторое время храбрыми богатырями, проверим вашу силу, ловкость и знания. Посмотрим, готовы ли вы стать защитниками отечества.

Ну что же начнем наше богатырское соревнование.

Здесь веселые забавы

Будут весь народ смешить,

Не придется вам скучать

Время игрища начать.

Что ж, богатыри, внимание,

Начинаем состязания!

Конкурсы

1.«Всадники».

Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле. Нужно доскакать   до обруча и привезти назад карточку с вопросом.

Не удержать богатырей,

Вмиг вскочили на коней!

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать

2. «Хочу все знать».

Команды по очереди отвечают на вопросы, которые привезли в предыдущем конкурсе.

3. Дидактическая игра «Собери богатыря в путь»

 У каждой команды карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д.) И детям предлагается выбрать правильные варианты.

"Богатырские ворота" речь с движением.

Дружно встали - раз, два, три -

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

После окончания все дети снимают обувь и кладут в середину зала.

4. «Найди свою обувь»

По команде каждый должен найти свою обувь, одеть ее и построиться в шеренгу.

Выступление девочек

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы.

Пока наши богатыри отдыхают, наши девицы - красавицы потешат их весёлыми частушками.

Выезжали на войну

 Три богатыря.

 И от топота копыт

 Сотряслась земля.

 *** Не боится пусть врагов

 Русская земля.

 На посту своём всегда

 Три богатыря.

 ***

 Соловья-разбойника

 Победил Илья.

 И его благодарит

 Каждая семья.

 ***

 Наши три богатыря

 Познакомились не зря,

 Стала втрое безопасней

 Наша русская земля.

****

Я на бочке сижу,

а под бочкой мышка,

Илья Муромец придет-

Всем настанет крышка.

Наш Добрынюшка  силач —
Гнет рукой подковку!
Потому, что он жует
Каждый день морковку
.

3. Конкурс «Морские узлы»

Каждая команда получает платок и завязывают на них 3 узла. Затем команды обмениваются платками и развязывают их. Чья команда быстрее, та и победит. 

Конкурсы для зрителей

выявление вежливых богатырей.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо.

Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день.

Когда нас бранят за шалости, говорим прости, пожалуйста.

4. конкурс - "Богатырское толкалище". Приглашаем всех богатырей на "толкучку". Толкучка - это не рынок, где покупают и продают вещи, а самые настоящие соревнования, на которых силачи толкают друг друга. А точнее меряются силой, выталкивая друг друга из круга. (На полу мелом начерчен круг диаметром 3 метра. Задача богатырей - вытолкнуть соперника из круга. Тот, кому это удается, приносит очко команде. На "толкалище" силачи выходят попарно. А способы выталкивания различны для каждой пары:

- упираясь ладонями в ладони соперника;

- упираясь спиной в спину соперника;

- стоя на четвереньках и упираясь боком в бок соперника;

5. конкурс. Тоннель. Проползти через тоннель и принести кусочек паззла, затем собрать картинку и построиться.

Наш сегодняшний конкурс  посвящен всем мужчинам во всем мире. Быть защитником своей страны очень почетно, но защищать нужно не только страну, но и всех тех, кто попал в беду, кому нужна поддержка и помощь. Каждый мальчик должен знать несколько основных заповедей. Какие? Об этом мы вам сейчас расскажем.

Обидеть слабого легко,

 Не стоит и трудиться.

 Тот, кто над всеми высоко

 Стоит — еще не птица!

 Забудь про возраст и про рост,

 Будь с каждым честен, вежлив, прост.

Бабушка, мама, сестра или тетя

 Очень нуждаются в нашей заботе!

 Женщины — это святая святых!

 Оберегать обязуемся их!

Чтоб ни случилось с моею страной,

 Буду гордиться лишь ею одной!

 Встанем на стражу порядка и чести!

 Будем верны мы Отечеству вместе!

Нет на земле идеалов, увы!

 Но к идеалу стремиться должны .

 Все! Чтобы сильными, храбрыми стать

 Действовать нужно, не только мечтать!

Не так уж и просто быть Защитником!

 Это работа большая и сложная!

 Но если имеешь силу характера,

 То стать Защитником можно!

Подведение итогов соревнования.

Мальчики награждаются грамотой и молодильными яблоками.

Вот и кончились страданья

Да большие испытанья!

И с победою желанной

Едут витязи домой.

Славит их народ честной!

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим вам до свиданья,

До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Музыкальные праздники в формировании музыкальной культуры старших дошкольников 2011 год

Если использовать все виды музыкально - праздничных мероприятий и проводить их на должном уровне, то музыкальная культура дошкольников будет развиваться  более эмоционально и ярко....

Методическая разработка музыкально-театрального развлечения по сказке Т. Васенцовой для детей старшей группы "Петушок - Золотой гребешок"

Данная методическая разработка направлена на формирование навыков в образовательных областях: Художественно-эстетической, социально-коммуникативной.Цель: способствовать реализации  творческой дея...

Методическая разработка музыкально-театрализованного развлечения «Как Иван-царевич счастье искал»

Сценарий музыкально-театрализованного развлечения разработан для детей подготовительной к школе группы, которые являются исполнителями ролей главных героев, танцев и песен, а также детей ...

Методическая разработка "Музыкальное развлечение для детей 2 – 3 лет на улице в летний период «Прогулка по стране сказок и мультфильмов».

Это мероприятие я хочу предложить для самых маленьких воспитанников детского сада. К концу учебного года они уже прошли адаптацию к саду, давольно спокойно воспринимают образы героев в исполнении взро...

Методическая разработка музыкально-театрализованного развлечения "В гостях у кота Котофеича" по сказкам А.С.Пушкина

Данный материал включает разные формы игрового взаимодействия с детьми.Знакомит с литературными произведениями А.С.Пушкина....

Методическая разработка музыкального досуга «Котик в гости к нам пришёл» в средней группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Вашему вниманию представлены конспекты музыкальных занятий в средней и старшей группах, с использыванием всех видов музыкальной деятельсти. Занятие в средней группе представленно темой"Котик в го...

Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...