Сценарий викторины "Знатоки родного края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Богачева Виктория Германовна

Викторина "Знатоки родного края" стала итоговым мероприятием проекта "Люблю тебя, мой край родной!" и посвящена теме казачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий викторины

«Знатоки родного края»

составила  Богачева В.Г.

учитель-логопед

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Ростовской области

Задачи:

- воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине, любовь, гордость, уважение к родному краю, бережное отношение к нему;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- закрепить знания о флаге, гербе, гимне Ростовской области;

- закрепить названия городов, рек,

- закрепить знания о растительном и животном мире Ростовской области

- воспитывать уважение к сверстникам, умение работать в командеАтрибуты: карточки с заданиями, разноцветные шары (по 2 красных, желтых, зеленых), картинки с изображением герба и флага Ростовской области

Ход викторины:

Звучит песня «По Дону гуляет».

В зал входят участники игры, занимают свои места.

1.Организационный момент

Педагог: Ребята, мы живем в самом прекрасном месте на юге России – в Ростовской области. Это наша Родина и мы обязаны знать о ней как можно больше. Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю.  Проходить путешествие будет в виде викторины. Давайте разделимся на две команды и выберем капитанов. Викторина  состоит из 3-х туров:

1 тур «Сказки Тихого Дона»

2 тур «В гостях у деда Щукаря»

3 тур  «Донской край - мой край»

Задания предъявляет ведущий тура. Он загадывает загадку и дает вам три варианта ответа. Команда обсуждает и дает ответ через 30 секунд. Член команды, которого назначает капитан, должен показать шар, того  цвета,

Который по мнению команды, соответствует правильному ответу. Если вы выбирает первый ответ на вопрос – это красный шар, второй ответ – это желтый, третий – это зеленый.

Познакомимся с командами и их девизами.

Команда

Ее девиз:

От красоты донских полей

Мне глаз не отвести,

Прекрасней края и родней 

Я не смогу найти!

Команда

Девиз команды 2

Мне милее всего 

Донская земля,

Ее степи бескрайние, 

Луга и поля.

1тур «Сказки Тихого Дона»

Под музыку «Когда мы были на войне» выходит ведущая Казачка.

Казачка:   Здравствуйте гости дорогие, желанные, долгожданные. Начинаем нашу игру. 

Задание I.  «Загадки донских казаков»

1.  Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается?

  • Лапти
  • Подкова
  • Валенки

2.  Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов.

  • Кузнецы
  • Муравьи
  • Строители

3.  Лохматый казак, посередке кушак, по двору бродит – порядок наводит

  • Веник
  • Петух
  • Казак

4.  Двенадцать коней в поводу, на одной уздечке веду

  • Хвост
  • Метла
  • Год

5.  Что за ворона такая,  шесть яиц серых снесла, а одно красное

  • Наседка
  • Неделя
  • Пасха

Казачка: Молодцы, начали не плохо, переходим ко второму заданию первого тура.

Задание II. «Словарик донских говоров». 

Казачка: Что обозначает слово

  1. Гутарить
  • Варить
  • Говорить
  • Творить
  1. Играть
  • Петь
  • Бежать
  • Прыгать

3. Байда

  • Изба
  • Тарелка
  • Рыбачья лодка
  1. Цибарка
  • Ведро
  • Подсвечник
  • сигарета

5.  Баз

  •   Таз  
  • Базар
  • Сарай?

Казачка: А как прекрасны сказки Тихого Дона. В казачьих сказках слились воедино поэзия и мудрость народа. Они делают нас добрее: «Так быть добру на Дону сверху донизу, и снизу доверху»

Задание III. «Узнай героя по описанию»

1.  Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди, как сына родного. Хоть сам маловат, годков 10 только, а в обиду никого не даст. Кто это?

  • Петрусь из сказки «Петрусь - мальчик русский»
  • Буратино из сказки «Золотой ключик»
  • Иван Царевич из сказки «Иван Царевич и серый волк»?

2. Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка … Мать у нее умерла и поехала она со своим отцом – стариком на войну

  • Светланка из сказки «О Чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице»
  • Алиса из сказки «Алиса в стране чудес»
  • Мальвина из сказки «Золотой ключик»
  1. Жил на Дону казак, была у него жена – жадная и завистливая щеголиха. И просила она мужа достать ей ожерелье, такое же, как у соседки. Как звали казака?
  • Лесник из сказки «Золушка»
  • Старик из сказки Сказка о золотой рыбке»
  • Рыжий из сказки «Поречни и жемчуг»

4.     Ни молодой, ни старый, черную бороду носил, да чуб кучерявый. С детства остался без отца и матери, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел. Кто это?

  • Макар Бесслезный из сказки «О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном»
  • Черномор из сказки «Руслан и Людмила»
  • Карабас Барабас из сказки «Золотой ключик»
  1. Выручил я из беды котика, собаку и змею. Вот они. Мать глянула и заголосила: «Правду люди говорят, что трошки не в своем уме». Из какой сказки эти слова?
  • Жихорка из сказки «Жихорка»
  • Ваня из сказки «Бисеринки»
  • Дядя Фёдор из сказки «Простоквашино»

Казачка:    Гутарь не гутарь, но в каждой станице

                  Живет свой обычай, живет свой Щукарь.

II тур «В гостях у Деда Щукаря»

Входит ведущий тура Дед Щукарь

Дед Щукарь: Здорово дневали.

Педагог: Слава Богу.

Дед Щукарь: Рад я видеть на игре ребят – казачат. Слышал я, как вы загадки отгадываете. Да и сказки донские знаете. А справитесь ли вы с пословицами?

Я зачитываю начало пословицы, и даю три варианта ее концовки. Вы обдумываете и даете правильный ответ.

1.  Каков казак:

  • таков и курень
  • таков рысак
  • такова и жена

2.  Казак пешком:

  • что охотник без ружья
  • в одиночку не сдвинет и кочку
  • что нищий с мешком
  1. Где Дон льется
  • туда и конь рвется
  • туда и рыбаки идут
  • там и рожь колосится

4.  Что ни казак

  • то с Вологды
  • то с Дону
  • то беден

5. Терпи казак

  • мед ложкой кушай
  • а с соседями дружбу веди
  • атаманом будешь

Дед Щукарь: Ой, молодцы! Я в свое время неплохим рыболовом был. Поймал я раз вот такую рыбу (показывает). Любую птицу по голосу узнавал, да и зверя по следу находил.

Задание II.  «Животный мир»

1. По какому обитателю можно определить чистоту речной воды?

  • Ерш
  • Рак
  • сом

2.  Какую живность поставляют с реки Маныч во Францию?

  • Лещ
  • Пиявки
  • лягушки

3. Самое крупное животное Дона?

  • Лось
  • Олень
  • Зубр

4. Какой зверь строит себе хатки в реке из камыша?

  • Крыса
  • Ондатра
  • Землеройка

 5. Какую донскую птицу подавали к царскому столу?

  • Петух
  • Фазан
  • Утка

Задание III  «Аптечка Деда Щукаря»

1. Листья этого растения обладают противовоспалительным, дезинфицирующим действием, при ангинах, воспалениях десен

  • Крапива
  • Шалфей
  • Чабрец

2.  Это растение известно с древности. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства, краски, цветы и плоды сушили, служили украшением. Использовали для профилактики инфекционных заболеваний.

  • Шиповник
  • Черемуха
  • Вишня

3.  Это лекарственное растение считали жизненным эликсиром. Внутрь его принимали для улучшения аппетита, а также как успокоительное, снотворное средство. Листья этого растения применяются для салатов.

  • Щавель
  • Колокольчик
  • Одуванчик

4.  Это лекарственное растение обитает возле дорог. В народе его называли попутчик. Его принимают при длительно заживающих ранах, при укусах пчел, ос, а также при заболеваниях дыхательных путей.

  • Мята
  • Репей
  • Подорожник

5.  А это лекарственное растение применяют при воспалении легких, желудочных расстройствах, при нарывах, кровотечениях. Из этого растения готовят супы, салаты. Этому растению посвящена одна из лучших сказок Андерсена «Дикие лебеди»

  • Крапива
  • Лопух
  • Полынь

Дед Щукарь: Ох, и спасибо вам ребята – казачата, успокоили, порадовали старика своими знаниями, да смекалкой. А теперь мне в путь пора, до свиданья детвора.

Ведущий: Пока жюри обсуждает результаты, давайте поиграем в любимую игру донских казачат «Плетень».

Игра «Плетень»

Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)

Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)

Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)

Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает)

Расплетались (обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)

Очень долго (обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)

Только никакого толка (на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх, кто быстрее.)

III тур «Донской край, мой край»

Выходит Казак под песню «Как за Доном за рекой».

Казак читает задание.

Задание 1. «Знаешь ли ты?»

1. Какой объект в Волгодонске относится к стройкам союзного значения?

  • Радиозавод
  • Атоммаш
  • Хлебозавод.

2. Самый крупный город области?

  • Волгодонск
  • Ростов
  • Таганрог

3.  Сколько лет Ростову-на-Дону?

- 250

- 273

- 300? 

Задание II   «Символика»

1. Выбери флаг Ростовской области

2.  Выбери герб нашей области

3.  Как называется общее собрание казаков, где решались общие вопросы?

  • Конференция
  • Казачий круг
  • Парламент

4.  Столица Ростовской области

  • Новочеркасск
  • Ростов-на-Дону
  • Волгодонск

Задание III.   Блиц – турнир.

Задается первый вопрос первой команде, второй вопрос второй команде, третий вопрос для обеих команд. Он дает дополнительное очко команде. Отвечать надо как можно быстрее.

1. Назовите страну, в которой мы живем? (Россия)

 2. Что в переводе означает слово «казак»? (вольный)

3. Самая крупная река в Ростовской области? (Дон)

4. Назови область, в которой ты живешь? (Ростовская)

5. Кто живет на Дону (казаки)

6. Что означает слово казак? (вольный человек)

7. Назови боевого друга казака (конь)

8. Что такое курень? (Дом казачий)

9. Название искусственного водохранилища (Цимлянское водохранилище)

10. Как называли выборного предводителя, вожака у казаков? (Атаман)

11. Кем был атаман для казака? (командир)

12. Главное занятие для казака (охрана Родины)

 13. Что такое казачий круг? (на кругу решались самые важнейшие вопросы казачьей жизни: выбор атамана, принятие в казаки, женили или разводили казаков)

14. Какие цвета присутствуют на флаге Ростовской области? (Желтый, красный, синий)

15. Что означают цвета нашего флага? (желтый – степь, синий – реки, воды, красный - свободу)

Итог. 

Педагог: Вот и подошла к концу наше путешествие – викторина по нашей любимой Ростовской области, краю сильных и гордых людей. Наши гости убедились, что вы очень много знаете о родном крае и гордитесь им. Вам понравилась? Попросим жюри подвести итог викторины. Слово предоставляется председателю жюри.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Сценарий праздника "Родной край" в подготовительной группе

Этот сценарий  в соответствии с программой нравственно-патриотического воспитания "Мой родной дом" Э.П. Костиной, Н. Н. Кочневой, Л. Г. Каримовой, Л. А. Семиковой  поможет обобщить...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....