Литературный досуг
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Конспект

литературного досуга

по произведению С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»

для детей с ОВЗ (старшая  группа)

                                                                        

                                                                   Клара Рауфовна Серкунова

                                                                    учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_dosug.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 13 Выборгского района г. Санкт-Петербург

Конспект

литературного досуга

по произведению С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»

для детей с ОВЗ (старшая  группа)

                                                                       

                                                                   Клара Рауфовна Серкунова

                                                                    учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

                                                                                                 

2023  год

Тема: Литературный досуг

Направление: познавательно-речевое

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие”«Художественно-эстетическое развитие», «Физическая культура»

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Форма организации совместной деятельности: подгрупповая

Цель:

Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, с произведением «Где обедал, воробей?»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Продолжать совершенствовать у детей коммуникативную функцию языка с помощью предлогов.

- Способствовать обогащению и активизации словарного запаса дошкольников по теме «Животные».

- Формировать четкую, грамотно оформленную речь.

-  Упражнять подбирать слова-рифмы в предложениях.

Коррекционно-развивающие:

- Продолжать развивать навыки употребления предлогов «На», «С», «Для», «К», «У», В, «Из», Для, конструкций творительного падежа с предлогом За, а так же правильных окончаний существительных в Р.п. в ед. и мн. числе.

- Продолжать формировать у детей навыки самоконтроля за произношением поставленных звуков [Р],  [С], [Ш], [Ж], [Л] и т. д.  в словах, предложениях, стихотворении, связной речи.

- Развивать фонематическое восприятие, произвольное и слуховое внимание.

- Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать положительную мотивацию к занятию, мотивировать интерес к достижению результата от выполненной работы, умения взаимодействовать друг с другом.

- Воспитывать любовь к животным.

- Способствовать развитию положительных эмоций при прослушивании  художественного слова.

Методы и приемы:

1. Наглядный: (показ, демонстрация)

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

3. Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры.

- Просмотр мультфильма «Где обедал, воробей?» (видео 1)

- Игры:

а) на внимание (многоступенчатая инструкция) «Хлопни-топни»

б) на развитие фонематического слуха / «Угадай, чей голос?»

- Чтение стихотворения «Где обедал, воробей?»

- Беседа по стихотворению (вопросы - ответы).

- Объяснение детям значений незнакомых слов.

- Игра «Добавь словечко» (работа с рифмой)

- Физкультминутка. Музыкальная пантомима «В мире животных», пальчиковая гимнастика.

- Упражнение «Составь предложение из двух слов»

- Сюрпризный момент

- Поощрение, похвала, рефлексия

-  Д/и «Расставь по порядку»

- Упражнения «Накорми животных», «Кто за кем охотится?», «Составь слово»

- Составление слов из букв

Предварительная работа:

Постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, чистоговорках,   предложениях, стихах, составление предложений из двух слов, обучение употреблению предлогов в предложениях, закрепление использования  предлогов в стихах, разучивание чистоговорок по мнемотаблицам с выделением предлогов, упражнения на  подбор слов-рифм, работа с деформированными предложениями, дидактические игры «4-ый лишний», разучивание пальчиковых гимнастик, упражнения на развитие графических навыков (обведение по контуру животных, штриховка), упражнения на звуковой анализ и синтез слов, а так же звуко-буквенный  анализ, рассматривание иллюстраций разных художников к книге С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?», т.д.

Оборудование: телевизор, ПК (ноутбук), мяч.

Мультимедийное: 

- видеозаписи мультфильма (3 вида) по произведению С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»

- видеозаписи «Лиса – логопедические распевки»,  «Угадай, чей голос?»

- аудиозапись фонограммы «В мире животных»

Раздаточный материал: мнемотаблицы для штриховки, маски животных, стаканчики с карандашами  для штриховки по количеству детей, буквы, смайлики.

Ход досуга:

1. Организационный момент

В группу «прилетел воробей»  (воспитатель в костюме «Воробья»)

Воробей (воспитатель):

- Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Я очень любопытный, люблю путешествовать, а вы? Ребята, куда в выходные дни  вы с семьей ходите  отдыхать? К кому вы ходите в гости? С кем вы ходите?  Назовите  интересные места для посещения в выходные дни.

- Мы ходим в парк, в музей, в кинотеатр, в зоопарк  и т. д., к бабушке, к знакомым, к родственникам и т. д., с родителями, с сестрой, с тетей и т. д. (полные ответы детей, воспитатель следит за произношением предлогов в предложениях)

Воробей (воспитатель):

- Я приглашаю вас отправиться сегодня в «зоопарк», а для этого предлагаю посмотреть мультфильм.

2. Объявление темы

Учитель-логопед:

- Воробей - одна из самых маленьких птичек. Несмотря на это, он очень важный в природе,  как и все живое на земле. Сегодня мы продолжим с вами «дружить» с такими же маленькими но очень важными словами (предлогами). Мы часто не замечаем, что произносим их, но если мы «маленькие слова» «теряем», наш рассказ становится непонятным, неточным.  Они в нашей речи «прячутся», мы их будем сегодня «искать». Будьте внимательны, все задания будут по мультфильму.

 (Видео 1 мультфильм «Где обедал, воробей?)

3. Беседа по мультфильму

Воробей (воспитатель):

- Ребята, о ком мультфильм? (этот мультфильм о воробье, о животных…)

- Где происходит действие? (действие  происходит в зоопарке)

- Из каких стран привезли животных в зоопарк? (из жарких стран, из средней полосы, с севера….)

- Кто главный герой? (главный герой - воробей)

- К кому залетал пообедать воробей? (к лисе, к моржу …)

(Воспитатель утрирует произношение предлогов, обращая внимание детей на предлоги О, В, Из, К и т. д.)

- Чем угощался воробей? Были ли звери гостеприимны? и т. д. (полные ответы детей: воробей угощался  пшеном, морковкой …и т.д.)

- Ребята, объясните, пожалуйста, что значит подкрепиться? гостеприимный? и т. д. (ответы детей).

Воспитатель объясняет детям значения слов подкрепиться, погостить, отруби, пир, вольеры, гостеприимный (работа со словарем)

4. Автоматизация звуков в чистоговорках

Учитель-логопед:

- Назовите животных из мультфильма, в названии которых есть звук Р? (кенгуру, носорог…и т. д.), Л? С? (слон и т. д)  Прослушайте чистоговорку на звук С. Предлагаю пропеть ее хором.

Видео 2   «Лиса - логопедические распевки!» 

5. Игра «Хлопни-топни!»

 Учитель-логопед:

- Предлагаю поиграть. Если услышите название животных, у которого обедал воробей – хлопните, у которых не обедал – топните». Будьте внимательны!  

6.  Выделение «маленьких слов» (предлогов) из стихотворения.

Учитель-логопед:

- Послушайте внимательно стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?», обратите внимание на «маленькие слова» (предлоги). По окончании моего прочтения назовите их.

(Учитель-логопед произносит предлоги утрированно, обращая внимание детей на них таким образом) (ответы детей).

7. Игра «Добавь словечко»

Учитель-логопед:

- Предлагаю поиграть в игру: «Добавь словечко», я начну, а вы продолжите:

Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке, …(у зверей)                                                 слайд №1(зоопарк)

Пообедал я сперва за решеткою ...(у льва)                     слайд № 2(лев)

Подкрепился у лисицы, у моржа попил…(водицы) слайд № 3(лиса), слайд № 4(морж)

Ел морковку…(у слона), с журавлем поел…(пшена) слайд № 5(слон), слайд № 6 (журавль)

Погостил…(у носорога) - отрубей поел ….(немного)   слайд № 7(носорог)

Побывал я на пиру…(у хвостатых кенгуру)                   слайд № 8(кенгуру) 

Был на праздничном обеде…(у мохнатого медведя)    слайд № 9(медведь)

А зубастый крокодил чуть меня…(не проглотил)         слайд № 10(крокодил)

Учитель-логопед  листает слайды животных, обращая внимание детей на четкое проговаривание предлогов, окончаний существительных.  Дети устно подбирают слова-рифмы без наглядного изображения.  

8. Физминутка

Пантомима «В мире животных» / Пальчиковая гимнастика по тексту стихотворения «Где обедал, воробей?»

Воробей (воспитатель):

- Приглашаю детей на физминутку «Воробьиная дискотека». Прошу  надеть маски животных и подвигаться под музыку, повторить движения животных и птиц в природе (дети под музыку выполняют взмахи крыльями, изображая журавля, прыжки, изображая кенгуру, ходьбу вперевалку, изображая медведя и т. д.). 

 Видео 3 Музыка из передачи «В мире животных»

Учитель-логопед:

- Предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику «Где обедал, воробей?»

(на каждую строчку стихотворения  дети машут перекрещенными ладошками-крыльями, ладошками изображают раскрывающуюся пасть, на каждое название животного загибают по одному  пальчику: сначала на левой, затем на правой руке)

8. Игра «Кто за кем охотится?» 

Учитель-логопед:

- Вспомните, пожалуйста, как животные выживают в дикой природе? Правильно, они охотятся. Поиграем в игру «Кто за кем охотится?» Например: Лев охотится за зеброй (ответы детей)

 (Учитель-логопед  выставляет на доске по две картинки с изображением животных (картинки: крокодил-кенгуру, морж-рыба, пантера-зебра и т. д) (ответы детей)

9.  Д/и «Накорми животных» (игра с мячом по кругу)

Учитель-логопед:

- Ребята, кто заботится о животных в зоопарке? Кто их кормит? Кто чистит им клетки? Правильно,  люди заботятся о животных в зоопарке, им живется там сытно. Вспомним, кто чем питается и составим предложение с «маленьким словом» (предлогом) «для». Какой корм вы выберете  для льва? для журавля? …и т. д.  Предлагаю поиграть.  Встанем в круг, каждый из вас, кому я брошу мяч, составит предложение с «маленьким словом» «для». Например:

- Я выбираю мясо для льва.

Ответы детей:

- Я выбираю мед (малину…и т.д.) для …(медведя),

- Я выбираю пшено (рыбу…и т. д.) для… (журавля)  и т. д. 

(ответы детей)

10. Д/и «Составь слово»

Воробей (воспитатель):

- Мне очень нравится прилетать к животным, в зоопарке можно много интересного узнать о животных, чем они питаются, как спят, их повадки и т.д.  Особенно мне нравится наблюдать, как они  играют.  Приглашаю и вас посещать зоопарк как можно чаще. Я  прошу вас построить из строительного материала «Зоопарк» (нарисовать, обвести контуры животных, штриховка, смастерить книжку совместными усилиями и т. д.)

- Стихи не только читают, но даже могут петь. Убедитесь в этом сами. Предлагаю посмотреть музыкальный мультфильм.

11. Итог занятия, рефлексия

Учитель-логопед:

- Кто следил за своей речью и дружил со всеми звуками? (анализ, ответы детей)

- Давайте еще раз вспомним  необходимые нам в речи «маленькие слова» (предлоги), которые мы упражняли сегодня в заданиях (ответы детей: у, на, в, с, для, за и т. д.)

- Ребята, продолжите, пожалуйста, мое предложение: (дети по очереди  высказываются, продолжая за учителем-логопедом)

Сегодня я вспоминал…(о «маленьких словах», о животных… и т. д.)

Мне было интересно… (смотреть мультфильм, повторять за Лисой фразы и т. д.)

Мне было трудно…(составлять предложения… и т.д.)

Я выполняла задания…(заштриховывала животных…и т. д.)

Я играл в игру …(Добавь словечко …и т. д.)

Теперь я могу…(подражать животным …и т. д.)

Я научилась…

У меня получилось …

Я смог (смогла)…

Мне понравилось…и т. д.

12. Оценка деятельности детей. 

Воспитатель:

- Выберите себе смайлики (с улыбкой, грустный, спокойный), согласно тому, как вы оцениваете свои ответы.

                                                                                       

   Приложение

Взаимодействие с педагогами ДОУ:

Воспитатель

Музыкальный руководитель

1. Беседа о правилах поведения в зоопарке. Игра «Нельзя-можно».

1.«Подбери музыкальный инструмент к голосам животных»

2. Строительство зоопарка из строительного материала, лего

2. «Повтори мелодию/ритм» (/ -// - // - /, // - /// - / и т. д.)

3. Игра на слуховое внимание «Угадай, чей голос?»

3. Пение  стихотворения из музыкального мультфильма С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»

4. Д/и «Расставь по порядку»

4. Игра-драматизация по стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?»

5. Д/и «Кто с кем играет?»

5. Развлечение по стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?»

6. Упражнение на развитие мелкой моторики. Штриховка. Д/и «Собери животное»

7. Игра «Я – актер!»

8. Заучивание стихотворения «Где обедал, воробей?»

9. Рассматривание иллюстраций к книге С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?»

Взаимодействие с воспитателем:

Воспитатель:

1. Беседа о правилах поведения в зоопарке.

- Ребята, я предлагаю  построить зоопарк. Перед тем, как построить  зоопарк, я должна убедиться знаете ли вы правила поведения в зоопарке?

Поиграем в игру «Нельзя-можно». Я говорю вам действие, а вы мне отвечаете можно это делать или нельзя.

- Можно просовывать руки в клетку с животными. (Нельзя)

- Можно дразнить животных. (Нельзя)

- Нельзя наблюдать за животными. (Можно)

- Можно подходить близко к клеткам и гладить животных. (Нельзя)

-  Можно шуметь в зоопарке. (Нельзя)

- Нельзя ухаживать за животными. (Можно, но это должны делать работники зоопарка)

- Правильно, вы молодцы, знаете все правила поведения в зоопарке и поэтому мы можем смело строить зоопарк.

2. Строительство зоопарка из строительного материала.

3. Игра на слуховое внимание «Угадай, чей голос?»

Воспитатель:

- В зоопарке живет много животных, они рады посетителям, давайте угадаем, кто как голос подает. Предлагаю поиграть в игру «Угадай, чей голос?» 

Видео 1 «Угадай, чей голос?»

4.  Д/и «Расставь по порядку»

Воспитатель:

- Соберем книжку-гармошку, поместив животных в определенном порядке, к кому залетал пообедать воробей, согласно тексту (дети по одному подходят и ставят картинку в папку-передвижку)

5. Игра «Кто с кем играет?» Употребление конструкций с предлогом С.

Воспитатель:

- Наша следующая игра «Кто с кем играет?» Целый день животные играют со своими детенышами. Расскажите, кто с кем играет? Образец: Лиса играет с…(лисенком, лисятами) и т. д. (ответы детей).

6. Упражнение на развитие мелкой моторики.

1.Штриховка.

2. Д/и «Собери животное» (пазлы, разрезные картинки), («Нарисуй по клеткам животных»)

Воспитатель:

- Заштрихуйте каждый контур животного в одном направлении: (согласно инструкции воспитателя: либо снизу-вверх, либо справа-налево, либо по диагонали, либо круговым движением и т.д.)

 (Воспитатель раздает детям трафареты,  ксерокопии одной из обложек к стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?» (для обводки, штриховки, раскрашивания).

7. Игра «Я – актер!»

Воспитатель:

- При просмотре следующего видео прошу вас по цепочке повторить фразу за персонажем с разной интонацией: хитрым голосом, как у лисы, громким, как у льва, тонким, как у журавля и т.д. Следите, пожалуйста, за звуками, с которыми вы подружились.

(Индивидуальное повторение детьми каждой фразы из стихотворения)

(Видео 2 «Где обедал, воробей?» от имени персонажа Лисы)

8. Заучивание стихотворения «Где обедал, воробей?»

9. Просмотр музыкального мультфильма «Где обедал, воробей?»

Воспитатель:

- Есть желание отправиться в зоопарк с Воробьем и еще раз посмотреть мультфильм? (ответы детей) Предлагаю посмотреть  музыкальный мультфильм «Где обедал, воробей?» или («живой» мультфильм «Где обедал, воробей?» от имени персонажа Лисы)

 Видео 3 «Где обедал, воробей?», музыкальный мультфильм

 ((Видео 4 «Где обедал, воробей?» от имени персонажа Лисы)

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

1.Игры на развитие:

а) Воображения: «Подбери музыкальный инструмент» (медведь-барабан, лиса-колокольчик, морж - труба и т.д.)

б) Фонематического слуха: «Повтори мелодию» (/ -// - // - /, // - /// - / и т. д)

2. Пение  стихотворения из музыкального мультфильма

Видео  Музыкальный мультфильм «Где обедал, воробей?»

3. Игра-драматизация, развлечение по стихотворению С.Я. Маршака ««Где обедал, воробей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект литературного досуга на тему "Моя Родина- Россия".

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...

Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.

В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса п...

Литературный досуг Саша Черный

Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного....

Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина

Досуг проводится в подготовительной группе по сказкам Пушкина.Образовательные:учить детей проявлять интерес к сказкам; закреплять знания детей; участвовать в коллективной работе; слушать собеседника, ...

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Литературный досуг по А. Барто "Игрушки"

познакомить детей с советской писательницей Агнии Барто, развивать эмоциональности и образность восприятия прочтении стихотворений....