Музыкально- познавательное развлечение "День рождения домовёнка Кузьки", посвящённое юбилею сказки Т.Александровой.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Краснова Евгения Юрьевна

Мероприятие посвящено юбилею детской сказки советской писательницы Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Знакомя детей с данным произведением и традициями празднования дня домовых на Руси, мы преследуем цель приобщения подрастающего поколения к современной литературе, ознакомление с бытом русского народа, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Данная разработка может быть полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

В данном случае литературное произведение рассматривается в формате музыкально-познавательного развлечения, а не в форме чтения и рассказа произведения.

Данное мероприятие предполагает, что, благодаря знакомству с традициями и бытом русского народа в познавательно - игровой форме, воспитанники детских садов будут проявлять стойкий интерес к исконно народным культурным ценностям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Парус» города Анадыря»

Тема: Музыкально - познавательное развлечение

«День рождения домовёнка Кузи»

Разработала:

Музыкальный руководитель

Краснова Евгения Юрьевна

Анадырь - 2018

Пояснительная записка:

        Мероприятие посвящено юбилею детской сказки советской писательницы Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Знакомя детей с данным произведением и традициями празднования дня домовых на Руси, мы преследуем цель приобщения подрастающего поколения к современной литературе, ознакомление с бытом русского народа, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Данная разработка может быть полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

В данном случае литературное произведение рассматривается в формате музыкально-познавательного развлечения, а не в форме чтения и рассказа произведения.

Данное мероприятие предполагает, что, благодаря знакомству с традициями и бытом русского народа в познавательно - игровой форме, воспитанники детских садов будут проявлять стойкий интерес к исконно народным культурным ценностям.

Тема: Музыкально - познавательное развлечение «День рождения домовёнка Кузи»»

Цель:  воспитывать у детей интерес  к современной детской литературе и традициям русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить с автором и героями известной сказки Т. Александровой  «Домовёнок Кузька», которой в этом году исполняется 40 лет.
  2. Расширить представление детей о персонаже русских поверий - домовом.
  3. Вызывать интерес к русской народной традиции празднования «Дня домового».
  4. Воспитывать дружеское отношение детей  друг к другу.

Оборудование:

Музыкальный центр, музыка для танцев и песен.

Костюмы Домового и бабы Яги.

Метла, сундучок с нарядами для игры.

Ход:

Ведущий: Здравствуйте, ребята!  Ребята  мы собрались сегодня в нашем зале, чтобы поздравить с днём рождения нашего замечательного друга- Домовёнка Кузьку. Кузьке сегодня исполняется 40 лет. В 1977 году писательница Татьяна Ивановна Александрова, посмотрите, вот её портрет (детям показывается портрет Т.Александровой) написала сказку  о  маленьком  домовенке. А работала Татьяна Ивановна мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм»,  где делают замечательные мультфильмы. И вот по этой сказке  Татьяна Ивановна и её друзья - мультипликаторы нарисовали мультфильм,  который мы все с вами очень любим.  Правда, любим?

Дети отвечают.

Ведущий: Ну-ка, я хочу узнать, кто в нашем зале любит этот мультик. Сейчас те, кому он нравится, похлопайте в ладоши. Раз, два, три!

Дети  хлопают.

Ведущий: Ну, я смотрю, проверять кому не нравится, не стоит. Ребята, а вы знаете, кто это такой, домовой?

Дети  отвечают.

На экране показ картинок с изображением домового.

Ведущий: Домовым, ребята, наши далёкие предки называли дух, который живёт в доме, охраняет его, помогает хозяевам вести хозяйство. Он не виден людям, но люди чувствовали его присутствие в доме. То скрипеть начнёт, то стучать, а ещё он большой шутник, может щекотать спящих, или спрятать нужную вещь в самое неожиданное место или утащить и запутать моток ниток, словно котёнок. При этом никому не причиняет существенного вреда, а если ласково и почтительно попросить его вернуть вещь на место — не откажет в помощи.

Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями, которые производит:

  • Дёргает за волосы — к семейной ссоре.
  • Стучит по трубе — к обидам.
  • Гремит посудой — к пожару.
  • Охает — к убыткам.
  • Плачет — к горю.

Днём он передаёт предупреждения и предсказания через кошку
Если кошка:

  • …долго умывается — жди гостей;
  • …скребет лапами по полу — к метели;
  • …лезет на кровать — к холодам;
  • …ложится животом вверх — к благополучию в семье;
  • …тянется лапами к хозяину (или хозяйке) — к прибыли

Когда люди переезжали в новый дом,  было принято брать хлебную лопату и, приговаривая «садись в сани да поезжай с нами», «перевозить» домового из старого дома в новый. Прежде домового в дом обычно запускалась кошка — считалось, что дружный с ней дух не сможет оставить в одиночестве подружку по переезду, и непременно последует за ней в новое жилище.

У домовых есть свой праздник. Для них, вроде, как для нас, Новый год — с 10 на 11 февраля. В эти дни надо обязательно поздравить своего домового и его семейство с праздником. Вообще домовые зимой спят. Но в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят. Ну, а у людей появляется главнейшая задача в этот момент — задобрить и угостить Домового, чтобы он не сердился, а только радовался своему праздничному дню, и принёс только счастье и достаток в каждый дом.

Раньше в деревнях горшочек с кашей оставляли за печкой (там, где домовой обитает), да обкладывали горячими углями, чтобы к полуночи, когда домовой придёт ужинать, каша не остыла.  А вы можете  поставить мисочку, укутанную для тепла полотенцем, в тёмном углу возле плиты или под батареей — Дедушка тепло любит.  В полночь домовой выйдет, поужинает и станет добром служить хозяевам.

Когда домового угощают кашей, то приговаривают:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги».

Вед: А теперь, дорогие ребята,         

На минутку закройте глаза.                

Позабудьте заботы, усталость         

Ведь начнутся сейчас чудеса!         

Кузька (высовывает голову)

Реб1.: А какие у нас чудеса?

Реб2.: Невидимка в саду завёлся?

Вед. Нет! Не котёнок, не мышонок

И ведь даже не ребёнок… .

А маленький домовёнок!

Вбегает взлохмаченный Кузька

Вед: Вот видите, я ведь говорила…

Кузька: Я бежал, бежал, устал!

Вед: Здравствуй, Кузенька.

Кузя (ведущему): Здрасти. ( детям) Ба-а! Знакомые все лица! Привет!

Вед.: Кузя, мы поздравляем тебя с Днём рождения!

Кузя: С Днём рождения? Ах, да! Точно! Моя мама, Татьяна Ивановна Александрова, сочинила про меня сказку. И сегодня у меня день рождения. А вам мамы и папы читали про меня сказку?

Дети: отвечают.

Кузя: А мультик вы смотрели про меня?

Дети: отвечают.

Кузя: Ну, тогда мы с вами старые приятели! Даже можно сказать друзья! А друзей всегда на день рождения приглашают. А как мы будем праздновать мой день рождения?

Вед.: Мы, Кузя для тебя приготовили сюрприз.

Кузя: Да? Какой?

Вед.: А ты ничего не замечаешь?

У детей одежда одета шиворот навыворот. Разные носки, башмаки и тп.

Кузя: Где? Ух, ты! Какие вы смешные! Ха-ха-ха! Ну и насмешили! Вот спасибо! Я очень люблю, когда люди веселятся, и дружно живут друг с другом.

Вед.: А у  нас, Кузя, очень дружные ребята и мы тебе сейчас споем песню про дружбу, это и будет нашим подарком тебе на день рождения.

Дети исполняют «Песенку друзей».

Кузя: Вот спасибо! Ну, молодцы! А играть вы любите?

Дети: отвечают.

Кузя: Ну, тогда… Ох, беда, беда, огорчение!

Хозяйство –по миру, убытки не меряны!

Вед: Что случилось, Кузя?

Кузя: Сундук с играми пропал! Ох, ох, ох! А как мы бы с ним поиграли!

Вед: Не расстраивайся, Кузенька! Мы с ребятами много игр знаем и тебя научим. Ты какие игры любишь?

Кузя: Я? Я люблю, чтобы в доме порядок был и веселье!

Вед.: Отлично. Сейчас мы этим и займёмся. Будем играть в игру «Уборка дома».

Игра «Уборка дома».2 команды, 2 веника, на полу маленькие пластмассовые мячики.  Надо загнать веником шарик на совок и скинуть его в ведерко.

Кузя: Ай да, молодцы! Ай да, хозяйственные!

Вед.: А на дне рождения всегда чай пьют с угощениями. 

Кузька: Да, только самовар-то сначала наполнить надо.

Проводится игра « Наливаем самовар»

Дети берут детские ведёрки, наполненные синими пластмассовыми мячиками,  в обе руки и бегут по залу, оббегают ориентир, передают следующему игроку. Играют  две команды,  по 4 человека.

Кузя: Нравится мне у вас! Ребятишки дружные! Ой-ой-ой!

Звучит музыка «Полет Бабы Яги», в зал на метле влетает Баба Яга, Кузька бегает от неё по залу.

Б.Я. Стой! Не уйдёшь! ….Яхонтовый ты мой ! Поди к бабуле!

Кузька: Не-ет. Не хочу! Ты меня в сою избушку на курьих ножках запрёшь, спать заставишь, а я спать-то совсем не хочу, зима кончается! Да и День рождения у меня сегодня. Не пойду! Даже не уговаривай!

Б.Я. День рождения? Это ж сколько тебе лет стукнуло?

Кузя: Да столько же, сколько и тебе. 40! Мы же с тобой из одной сказки!

Б.Я. Из одной, да не из одной.

Кузя: Это как? 

Б.Я. Так это тебя Татьяна Ивановна Александрова 40 лет назад придумала, а меня-то народ давным-давно придумал. Я в твою сказку из других попала. Счастья искала. Уж очень мне счастья захотелось. А домовой в дом счастье приносит! Пойдём ко мне жить! Яхонтовый мой!

Кузя: Не-не-не! И не уговаривай! Мне вот тут понравилось. Я у ребят тут жить буду. Можно?

Ведущий: Ну, что, ребята, разрешим Кузе жить у нас в детском саду?

Дети отвечают.

Ведущий: Поселяйся, Кузенька, у нас, мы будем очень рады.

Б.Я.А я как же? Я же тоже веселиться хочу.

Ведущий: Не переживай, бабушка, мы сейчас тебя повеселим. Танцевать ты любишь?

Б.Я. Как не любить. Я в молодости первая танцовщица в нашем лесу  была.

Кузя: Так давайте танцевать!

Дети и Кузя с Бабой Ягой исполняют «Танец по показу персонажей».

Кузя: Эх, жалко, что сундучка моего нет, поиграли бы сейчас!

Б.Я.А вы со мной тоже поиграли бы?

Кузя: Конечно.

Б.Я. А сундук-то какой? Ни этот? (вытаскивает припрятанный сундук).

Кузя: Ах, вот значит, кто сундук мой украл, игры  у ребят забрал?

БЯ: Не серчай, ты мой родной, сундучок верну я твой!

(отдаёт сундук Кузе)

Кузя: Вот он, сундучок мой заветный!

Сундучок мой, сундучок, позолоченный бочок,

Расписная крышка, медная задвижка!

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!

Игра  «Сундук».

Играют все девочки и Баба Яга. Под музыку бегут вокруг сундука, на остановку  музыки - сесть на сундук. Кто вперёд, тот открывает сундук и одевает одну любую вещь из сундука (шляпку, юбку, фартук, бусы и т. д.) .

Кузя: Вот спасибо, замечательно повеселились! Это хорошо, когда весело, когда все живут дружно!

Ведущий: Да, Кузенька, у нас ребята очень дружные. И мы приглашаем вас с Бабой Ягой в наш дружный хоровод.

Дети и персонажи исполняют хоровод «Шире круг».

Кузя: Какие вы мне хорошие подарки на день рождения сделали! Спасибо вам! А я вам угощение приготовил!

Кузя передаёт ведущему угощение.

Ведущий: Тогда пойдёмте пить чай с угощениями.

Дети и персонажи идут в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в ср. гр. "В гостях у домовёнка Кузьки"

Предлагаю вашему вниманию сценарий масленичного развлечения для средней группы, в котором дети в игровой форме получают информацию не только о весёлом народном празднике., но и о русской печке-кормили...

Летние каникулы домовёнка Кузьки. Методическая авторская разработка открытого спортивно-музыкального развлекательного мероприятия (Благодаренко Галины Викторовны)

Музыкально-спортивное развлечение про Бабу-Ягу,  которая готовится встретить своего внучка домовёнка Кузю.Бабу-Ягу постоянно преследуют различные неприятности. Ребята стараются  помочь приод...

Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста по произведению Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька»

Закреплять и систематизировать знания детей о произведении Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька». Воспитывать бережное, трепетное отношение к книге....

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Приключения Домовёнка Кузьки».

- продолжить знакомство детей с Конвенцией о правах детей; закрепить знание детьми уже изученных прав (право на имя, право на семью, право на отдых); дать общее представление о праве на жильё и защиту...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Приключения Домовёнка Кузьки».

Задачи: - продолжить знакомство детей с Конвенцией о правах детей; закрепить знание детьми уже изученных прав (право на имя, право на семью, право на отдых); дать общее представление о праве на жильё ...

Сказка по ПДД "Как домовёнок Кузька знакомился с правилами дорожного движения"

Сказка авторская. За основу взят  всем  известный сказочный персонаж - забавный Домовёнок. Здесь рассказывается о том, как Кузька знакомился с правилами дорожного движения....