Культура и быт Забайкальских казаков
материал (подготовительная группа)

Капустина Екатерина Сергеевна

Сценарий праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель:

Капустина Екатерина Сергеевна

Подготовительная группа

Тема: Культура и быт Забайкальских казаков.

Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к культуре и быту казачества.

 Задачи:

Образовательные:

-приобщать детей к историческому  прошлому  родного края, к истории казачьей станицы.

Развивающие:

-развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и инсценирования ;

-развивать ловкость, координацию движений, выносливость, быстроту.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма через подвижные игры, через знакомство с традициями родного края.

Оборудование: музыкальная аппаратура, грамзапись казачьей музыки, песен, стулья по количеству участников, атрибуты для оформление казачьей избы: курень, самовар на столе с угощением, люлька, старинная домашняя утварь-ухват, угольный утюг; заготовка на плетень и прутья по количеству детей; крюк для выделки овчины,

Атрибуты для подвижных игр:  подкова, две лошадки (на палочке); атрибуты для танцев: платочки для девочек, мечи для мальчиков, казачьи костюмы для детей и воспитателя; атрибуты для инсценировки « Дед и бабка»: голубая ткань для речки, удочка, рыбки, вязаные носки, клубок ниток; папаха из овчины,  

                                                        Ход

I Вводная часть.

Под  казачью музыку заходят дети.

      (Воспитатель и дети  в казачьих  костюмах. Воспитатель в роли казачки.

       Дети в роли казачат)

Казачка : Добрый день всем добрым людям!

Пусть для всех таким он будет.

Здравствуйте, гости званные и желанные!  

Дай Бог тому,
кто в нашем дому:
Дорогим гостям,
добрым хозяюшкам,
да малым детушкам!

-А что за народ собрался?
(казачата отвечают) - Казаки!
- А скажите мне, кто это такие - казаки?

Казачата: казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.
II Основная часть.

Казачка: 

-Поглядите-ка на наших казачат, приоделись они. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям)
А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок.
Посидим, побеседуем, да былое вспомним.
Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.
Садимся в круг
Казачка:

-А поведайте-ка нам, казачата: "Кто же главный у казаков?" - (атаман)
-А как зовут помощника? – (есаул) 
-А где выбирают атамана? - (на кругу)
-А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо!) все вместе
-А пословицы о казаках вы знаете?

Пословицы:
1. Где казак, там и слава.
2. Казаку конь себя дороже. 
3. Казак без коня –сирота!

4 Казак сам не поест, а коня накормит.

5 Казак без коня, что солдат без ружья.

Казачка:

-Сотни тысяч лет назад начиная с каменного века, в нашем Забайкалье поселился человек. Одни племена сменялись другими, много воин разных было.

 Ох! Натерпелась наша забайкальская земля. Много было разных подвигов!
- Вот если говорить про казаков. У них был атаман и есаул, его помощник. Один раз в год весной на казачьем «Кругу» проходили выборы атамана. Все казаки ему подчинялись.

Так оно и по сей день. Вам, наверное, интересно, неужели  казаки только страдали и воевали?
Казачка:

- Казаки любили собираться на казачьи гуляния, соревнования, праздники, ярмарки. Веселились, играли , состязались, выбирали себе невест .Да что там говорить, пойдем. Сейчас все сами и увидим.

Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз
Помнят дедовы заветы.

Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.

 Вольный ветер, степь без края,
Дым до неба у костра.
Жизнь походная такая
У лихого казака.
Казачка: Казачьи песни слушать - что мёд ложкой кушать!

А ну, вольный народ казаки , выходи хоровод водить, становитесь в круг!

Хоровод «В хороводе были мы»

1. В хороводе были мы, в хороводе были мы.

Были мы, были мы, были мы, были мы.

2. Кого надо видели, кого надо видели

Видели, видели, видели, видели.

3. Сокола молодчика, сокола молодчика

Молодца, молодца, молодца, молодца.

4. Встань молодчик, подбодрись

Встань молодчик, подбодрись.

Подбодрись, подбодрись.

Подбодрись, подбодрись.

5. Вправо-влево развернись.

Вправо-влево развернись

Развернись, развернись

Развернись, развернись

6. Кому хочешь поклонись

Кому хочешь поклонись

Поклонись, поклонись

Поклонись, поклонись.

Казачка:

- А по широкой забайкальской степи сказка в гости к нам пришла.

- В одной забайкальской станице, в курене за плетнём у самой реки Ингоды жил казак со своей казачкой.

Говорит однажды казачка казаку: «Казак, сходил бы ты на речку, поймал бы рыбку. А я сварю уху.

Пошел казак к речке. Стал ловить рыбу. Час сидит, другой.

Казак: «Что-то не клюет рыбка. Видно не понравились ей червячки. Что я скажу своей казачке?

Ой…ёй, ёй, клюёт! Славная рыбка ко мне идёт.

Наловил казак рыбу и пошёл домой.

А казачка ему уже носки связала.

Казачка:

-Вот так дружно жили казак с казачкой  в казачьей станице.

А казак без дела не сидел. Заготовил он прутьев и стал плетень плести.

А внуки ему помогать. И дело стало спориться.

Практическая работа   «Плетень из прутьев» (все дети)

Казачья  подвижная игра «Плетень»

Казачка:

-А казачки наши удалые. Ай, да стройные! Ай, да красавицы!

Они с коромыслом да к реке бегут за водой!

 Дефеле с коромыслом ( 3 казачки)

Казачка:

- Устали наши казачки носить воду коромыслом. Хорошо бы было прокатить их на коне!

- А казаки- то какие у нас ! Любо! Любо! Выходите, да удаль свою покажите.

Казачья подвижная игра « Прокати казачку на коне»

Казачка:

-Удивили вы нас , казачата, своей удалью, смелостью, да своим задором!

Казачка:

-Целый день они строили плетень. Устали. Зашли домой в курень , умылись, нарядились и пошли на гулянья.

«Казачий танец»  ( в парах)

Казачка:

- Много домашней работы приходилось выполнять казачкам: они шили, вязали, ходили с коромыслом за водой. А еще они умели выделывать овечью шкуру, которая шла на пошив папах казакам. В каждой семье был казак.

( Демонстрация старинного крюка для выделывания овечьей шкуры для папах и обуви)

III Заключительная часть.

Казачья подвижная игра « Подкова»

Дети:

Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье, приходите в другой раз!
Казачка:

-Молодцы казачата поиграли, поплясали, свою удаль показали. На нашей Забайкальской  земле растите, казачата , добрыми, умными, здоровыми, сильными, статными, красивыми. Любите и берегите Родину.

Отдельно распечатать.

Хоровод «В хороводе были мы»

1. В хороводе были мы, в хороводе были мы.

Были мы, были мы, были мы, были мы.

2. Кого надо видели, кого надо видели

Видели, видели, видели, видели.

3. Сокола молодчика, сокола молодчика

Молодца, молодца, молодца, молодца.

4. Встань молодчик, подбодрись

Встань молодчик, подбодрись.

Подбодрись, подбодрись.

Подбодрись, подбодрись.

5. Вправо-влево развернись.

Вправо-влево развернись

Развернись, развернись

Развернись, развернись

6. Кому хочешь поклонись

Кому хочешь поклонись

Поклонись, поклонись

Поклонись, поклонись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура и быт кубанских казаков.

Конспект занятия по озноакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Культура и быт кубанских казаков". ....

Проект «Культура и быт Кубанских казаков»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:Недостаточная информированность детей о казачестве, родном крае, истории заселения, быте, традициях, выдающихся людях. Дети мало интересуются историей родного края, а если ...

Жилище и традиционная одежда Забайкальских казаков.

Казачья усадьба состояла из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода. Как правило, обязательным постройками были: баня, амбар, сарай, хлев для скота, колодец. На сегодняшний день описание каза...

План - конспект познавательного занятия по ознакомлению с региональной культурой Забайкальского края тема: "Путешествие по городу Борзя"

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и достопримечательностями нашего города. Путешествие по городу на интерактивной доске....

Беседа «Казак, казачка. Культура и традиции амурских казаков» старшая группа

Цель: формировать знания о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Амурского казачества....

Использование наглядных средств при ознакомлении дошкольников с культурой и бытом кубанских казаков.

Какая притягательная сила  заключена в том,  что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте ...