сценарий "Югра -мой край родной"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

праздник для детей дошкольного возраста к дню Югры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yugra_moy_kray_rodnoy.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Югра –мой край родной»

Цели: Расширять знания детей о жизни, быте и культуре коренных народов ХМАО-Югры через национальные игры, песни, танцы. Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры. Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО-Югры.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов «Югра – наш дом», «Кто живет в Югре», «Игры народов Севера», «Игрушки народов Севера» и т.д. Чтение сказок, стихов национальных поэтов. Слушание мансийской музыки, разучивание народных танцев, песен о России, Югре. Просмотр презентаций: «Моя Родина - Югра», «Край в котором мы живем».

Оборудование и материалы: чум, деревья, елки, сеть рыбацкая, берестяные кузова, карта округа, платки, национальные костюмы для детей и взрослых, маленькие мячи, обручи, корзины, музыкальное сопровождение, литературный материал, символика России и Югры.

Звучит музыка.

Вед.- Наше село Сосьва стоит на берегу прекрасной реки Сосьва, село Сосьва наша малая Родина. А что такое Родина? (ответы детей).

Родина – это ширь без конца и края и березка под окном. Родина – это необъятная Россия и малая её часть – Югорский край.

Песню «Родина» слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичикова.

Вед.- Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш дом родной, а называется он Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа –Югра. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам ханты и манси. Именно они назвали свой край словом Югра!

         Много стран на белом свете,

          Я сегодня, скажу не тая,

          Но милее нигде края нету,

          Чем родная Югра, ты моя.

          Ты -святая земля, ты надежда,

          Ты богатством своим дорога.

          Летним зноем, зимой белоснежной,

          Дорогая моя Югра!

- Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

-Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города. 

- Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра –ты красивее всех на планете!

- Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу, не тая,

Но милее нигде края нет,

Чем родная Югра, ты моя.

- Ты -святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

 Дорогая моя Югра.

- Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Всё мы в сердце своём бережём.

Вед.- Ребята, в каждой стране есть свой национальный гимн. Есть он у России, есть гимн и у нашего округа. Давайте послушаем отрывок из «Гимна Югры».

Гимн Югры (слушание)

Вед.- Югорский край –заветный край России,

           Земля легенд и сказок старины.

           В твои просторы, зори молодые

           Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

           Говорят, в Югре климат суровый                          

           Что все время снега и снега.                          

           И совсем ненадолго зеленой                          

           И цветущей бывает тайга.

Слушают песню про Югру.

Вед.- Итак, ребята, путешествие по Югорскому краю начинается.

Звучит музыка. Входит Хозяйка Тайги.

Хозяйка - Югорский край, как ты велик.

                   Гостеприимен, щедр, красив.

                    Кругом леса, болота и снега,

                    И это всё моя Югра!

Здравствуйте, ребята. Я –Хозяйка Тайги. Много сказок, легенд я знаю, и в край Югорский в гости приглашаю! Кому как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов. Сказка, пой о жизни моего края!

Звучит фон музыки. Хозяйка присаживается.

Хозяйка - Давным-давно это было пришли в наш суровый северный край народы ханты и манси.

        Жили они в лесу, растили детей. Еду себе сами добывали: мужчины занимались рыболовством, оленеводством, охотились, собирали ягоды, грибы, кедровые шишки

Женщины и девочки шили одежду, и украшали её бисером. Зимняя женская одежда называется – Сах. Мужская зимняя –Малица.

       Северный край –край холодный и суровый.

Чтобы выжить в таких нелегких условиях, нужно теплое и надежное жилье. Ребята, а как называется жилища ханты? (чум)

      Чум! Не страшны чуму ветры, метели, морозы. Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен чум. По вечерам у огня в чуме, любили загадывать загадки, но больше всего ханты и манси любили петь песни и конечно же танцевать. И сейчас вашему вниманию я предлагают посмотреть танец «Северное сияние».

Исп. танец «Северное сияние»

Хозяйка - (хвалит детей) Природа нашего края очень красивая и разнообразная. Наверное, вы не раз ходили с родителями в лес за грибами и за ягодами?

     И я предлагаю поиграть в игру «Грибы-ягоды»

Игра «Грибы, ягоды» (разлаживают картинки грибов и ягод)

Хозяйка - Вижу, много вы грибов и ягод знаете! А какая ягода растёт на болоте? (клюква)

Сейчас мы с вами будем собирать клюкву на болоте.

Игра «На болото за клюквой» (перескакивание через кочки -добежать до обруча, выбирает один шарик красного цвета, и возвращается обратно и бросает шарик в корзину)

Хозяйка - Молодцы умеете собирать клюкву. Ребята наше путешествие по Югорскому краю продолжается. В северных лесах обитает много животных. Я вам позагадываю загадки, а отгадки будут выходить ко мне.

1.Кто с высоких с тёмных сосен,

В ребятишек шишку бросил,

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк (белка)

2.За деревьями, кустами,

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала...

Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

3.Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берёз.

А зимой, он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь)

4.Что за зверь зимой холодной,

Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

5.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода —кора. (Заяц)

Какие молодцы, всё правильно угадали.

          Очень много разных птиц живёт в наших лесах, угадайте, что это за птица? (показ картин).

«Узнай птицу» (воробей, ворона, кукушка, глухарь, дикая утка)

        Молодцы животных и птиц вы знаете, а сможете угадать след животного. (показ картин) «Узнай след животного»

           Ребята у Оленя большие, ветвистые рога ими он защищается от врагов. У Оленя тёплый густой мех, из которого шьют одежду и обувь. Оленье мясо используют для приготовления разных блюд.

          У северного оленя сильные ноги, поэтому он перевозит людей и груз. Крепкими копытами олень разгребает снег, добывая корм –олений мох –ягель. Про оленя говорят: «Олень возит, олень кормит, олень одевает». У меня для вас следующая игра.

Игра «Катание на оленьих упряжках» (2 команды мальчик олень впереди, девочка держит вожжи объезжает препятствие)

 Хозяйка - Сегодня вы, ребята, и пели, и танцевали, и в игры играли. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю, я хочу провести Национальный обряд «Дерево желаний».

Обряд «Дерево желаний» (Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.)

Хозяйка - Дорогие ребята «Живите в гармонии, живите с миром!» До свиданья! (уходит)

Вед. - Закончился праздник, пора расставаться.

            Но с вами друзья, мы не будем прощаться.

            И пусть улетит и печаль, и тоска.

            Не будем прощаться, а крикнем пока!

Наше путешествие по Югорскому краю закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....