Нравственно- патриотическое. Былина «Илья Муромец и Калин –царь» Театрализованное представление старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Апалькова Елена Владимировна

Мы всегда будем гордиться, и помнить подвиги русских богатырей – воинов! Театрализованное представление былины «Илья Мромец и Калин –царь»,   возвращает в стародавние времена. Дети узнают о чудном исцелении путниками Илья Ивановича, о предназначении его верой и правдой служить народу русскому. Через такие небольшие мероприятия в детях и закладывается патриотизм, любовь к Родине, желание быть защитником Отечества. Ведь преданья старины забывать мы не должны! Не сломить наш русский дух, честь и слава русским воинам!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Былина «Илья Муромец и Калин –царь»

Театрализованное представление старшая группа «Колокольчики» составила и провела воспитатель: Апалькова Е.В. 17.02.2023 год

Цель:

• Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;

• Формировать актёрское мастерство. Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской : Илье Муромце,  

• Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Взрослый чтец:

О подвигах русских воинов – богатырей много сложено сказок и былин .  Отправимся –ка мы с вами в страну стародавнюю, в былинные времена.

 1 часть Болезнь и исцеление Ильи Муромца

Ребёнок чтец

Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады- радехоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, развернули столы и завели угощенье — почестей пир.  

Назвали сына Ильей. Илья, сын Иванович.  

(Гости ушли Илья с родителями вышел на лавку )

Ребёнок чтец

Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень- крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут.

Ребёнок чтец

Так год минул и другой прошел. Время быстро идет, как река течет. Тридцать лет да еще три года недвижимо Илья в избе просидел.

В весеннюю пору ушли спозаранку родители в поле пашню новую готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.                  ( Выход ПУТНИКОВ)

Ребёнок чтец:

Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика —путника перехожие стоят, клюками в стену постукивают:

Три путника:

 — Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, Принеси-ка, Ильюшка, водицы колодезной нам жажду утолить, да и сам на здоровье испей!

Илья:— Есть водица, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года.

Три путника:

— А ты встань, Илья, не раздумывай,

Ребёнок чтец:

ОСторожно Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул... А потом схватил кружку, зачерпнул водицы, вынес на крыльцо и сам себе не верит:

Илья:

 «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»

Чтец:

Пригубили странники из той  чаши и говорят:

Путник:

— А теперь, Ильюшка, сам испей!

Чтец:

Испил Илья  водицы и почувствовал, как сила в нем наливается.

Три путника:

— Чуешь ли, Илья, перемену в себе?

Илья:

— Чую я в себе силу несметную. Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!

Три путника: 

Ну, что ж, Станешь ты самым могучим богатырем на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького жеребеночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.

Чтец: 

Попрощались с Ильей странники и скрылись из глаз, будто их и не было.  ( ИЛЬЯ И РОДИТ выходят на центр)

А Илья поспешает родителей порадовать.   Смеются и плачут мать с отцом.

Мать:

— Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Ильюшка! Теперь есть кому нашу старость  доглядеть!

Чтец: 

Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:

Илья:

— Благословите, батюшка с матушкой, меня  на богатырскую службу нести!

Отец:

— Не судьба, видно, нам глядеть на тебя да радоваться, коли выбрал ты себе долю воина, а не крестьянскую. Нелегко нам расставаться с тобой, да делать нечего. На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даем тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!

Чтец: 

На другое утро раным-ранёхонько купил Илья жеребенка, косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжелую работу по хозяйству переделал.

А косматый жеребеночек той порой вырос, стал могучим богатырским конем.

Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью (поклон родителям) и уехал из родного села Карачарова.

 («ускакал» за кулиску и придет с другой двери).

(закрыть занавес, поменять декорации)

Много побед одерживал Илья Муромец и с Соловьём разбойником и с Тугариным змеем. Ещё один сказ, мы вам поведаем сейчас. О враге русском о царе –Калине и о Славном богатыре ИЛЬЕ.

 2 часть Илья Муромец и Калин-царь

Чтец: 

Позвал князь Владимир Илью Муромца и говорит:

Князь Владимир: 

-Илья Муромец -входи.  (обнялись)

 Настигла нас беда. Подошёл к городу Киеву враг. Привёл полчища, несметные грозится Русь разорить всех киевлян в плен взять, а богатырей нынче нет, все на заставах стоят. На одного тебя вся моя надежда. Илья помоги граду Киеву

 Илья:

Что ж я всегда на службе людям и Земле Русской служу, И сейчас не откажу!

Князь Владимир:

Давай отобедаешь со мной, а потом и в бой.

Илья:

Нет, князь Владимир, не время, некогда прохлаждаться да угощаться. Врага победим – тогда и пир гулять будем!

Чтец: И стал коня заседлывать. Снаряжался и сам Илья в боевые доспехи богатырские. Палица при нем булатная, копье, подпоясывал меч боевой, и выехал во чисто поле.       Видит, силы басурманской под Киевом многое множество.

Сердце от тоски так и сжалось.  

Повыехал Илья Муромец, поднялся на высокий холм, посмотрел он в сторону восточную и увидал далеко-далече во чистом поле шатры белополотняные. Он направлял туда, коня, приговаривал: «Видно, там стоят наши русские богатыри, о напасти-беде они не ведают».

И в скором времени подъехал к шатрам, зашел в шатер самого богатыря Самсона Самойловича, своего крестного. А богатыри в ту пору обедали.

Илья Муромец:

— Хлеб да соль, богатыри святорусские!

Самсон Самойлович:

— А поди-ка, пожалуй, наш славный богатырь Илья Муромец! Садись с нами пообедать, хлеба-соли отведать!

Чтец:

Тут вставали богатыри на резвы ноги, с Ильей Муромцем здоровались, обнимали его, троекратно целовали, за стол приглашали.

Илья:

— Спасибо, братья. Не обедать я приехал, а привез вести печальные, —— Стоит под Киевом рать-сила несметная. Грозится наш стольный город взять да спалить,  церкви разорить, людей пленить. И приехал к вам звать с ворогами ратиться!(драться)

Чтец:  На те речи отвечали богатыри -воины:

Воины:

— Не станем мы, Илья Муромец, коней седлать, не поедем мы биться-ратиться

Не подужаем мы ворога! Шибко много их там. Да и князь Владимир пусть других ищет кому больше платит. Нет не пойдем!

Илья:

Да не уж то вы братцы за деньги страшитесь и продаться врагу желаете?!

Самсон Самойлович:

 Давайте встанем воины богатыри могучие на выручку славному Илье Муромцу и ради народа русского! (выходят, собирают еду в узел)

(выходит ТЁМНАЯ СИЛА, бьются)

Чтец:

… И встали воины - богатыри русские

  ЭХ! КАК Накинулись они на полчища вражеские, прибили, притоптали конями всю несметную силу.

БОЙ Муз «Вставайте люди русские»……….

И самого царя Калина во полон взяли, привезли в палаты князя Владимира.   И возговорил Калин-царь:

Калин-царь:

 — Не казни меня, князь Владимир стольнокиевский, я буду тебе дань платить и скажу своим детям, внукам и правнукам веки вечные на Русь с мечом не ходить, а с вами в мире жить. В том мы подпишем грамоту.

Чтец:

Так и порешили.

Тут старина-былина и окончилась.

А преданья старины забывать мы не должны

СЛАВА РУССКОЙ стороне!

СЛАВА РУССКОЙ старине!

Не сломить наш русский дух! Не бывать Русской Земле поруганной!                      Честь и слава Русским богатырям и воинам! Так было есть и будет!

Танец «Я РУССКИЙ» Шаман.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников. «Во имя жизни на земле». ( старшая группа).

НОД по формированию нравственно – патриотических чувств в старшей группе  « Во имя жизни на земле».  Цель: Воспитывать у детей чувство любви  к Родине, гордо...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Квест - игра по нравственно-патриотическому с использованием ИКТ «Люблю берёзку русскую» для детей старшей группы

Квест - игра по нравственно-патриотическому с использованием ИКТ «Люблю берёзку русскую» для  детей старшей группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...