Мероприятие совместной деятельности детей и взрослых по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Осенины"
методическая разработка (старшая группа)

Миронова Наталья Евгеньевна

Сценарий мероприятия совместной деятельности детей и взрослых по образовательной области "Познавательное развтие" на тему "Осенины" предназначен для детей старшего возраста.Цель мероприятия заключается в систематизации представлений детей об осенних явлениях природы, ее дарах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oseniny.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых по образовательной области: познавательное развитие.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Интеграция образовательных областей:

  • Физическое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.

Цель: систематизировать представления детей об осенних явлениях природы и ее дарах; развивать любознательность, желание узнавать что-то новое.

Задачи:

  1. Обобщать и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе.
  2. Развивать интерес к народному фольклору; приобщение детей к истокам народной культуры; формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
  3. Развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
  4. В игровой форме развивать основные физические качества: силу, выносливость, ловкость.
  5. Доставить детям радость, поднять настроение.

Оборудование: корзина с овощами, корзина с ягодами; 2 ведра с муляжами фруктов и овощей, иллюстрации с изображением ягод, фруктов, овощей, иллюстрации с изображением сбора урожая, осени; шапочка кабачка; магнитофон, фонограмма песни «Урожайная» (А. Филиппенко), русские народные мелодии.

Используемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
  • Социоигровая технология.
  • Физкультурно-оздоровительная технология.

Предварительная работа: беседы - «Осенины», «Осенние посиделки», «Веселая ярмарка», «Урожай», «Овощи», «Фрукты»; чтение стихов, загадок об овощах, фруктах, ягодах и разучивание русских народных песен, игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.

Словарная работа: осенины, урожай, вершки, корешки.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Начинаем праздник наш!
Этот праздник для вас!
Хочу вам загадку сейчас загадать!
Попробуйте быстро ее отгадать!
Утром мы во двор идем!
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Если знаешь, не молчи! 
Время года назови!  (
Осень)

Кончилось лето, вот и пришла к нам осень – золотая пора!

Ребёнок: Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай –

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Ведущий 2: Осень раскрасила всё вокруг разноцветными красками, задала большую работу садоводам и хлеборобам, приготовив для нас богатый урожай. Урожай чего можно осенью собрать? (Ответы детей.) Осень отправила нас в сад за фруктами и ягодами, в огород и поле – за овощами и злаками, в лес – за грибами, ягодами, орехами. 

Что ни говори – осень прекрасная пора!

21 сентября на Руси отмечают Осенины.

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси, день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». Встретим Осенины хороводом.

ХОРОВОД «УРОЖАЙНАЯ» (А. Филиппенко)

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай

И на зиму запасай.

Ой-да, собирай

И на зиму запасай.

Мы, ребята-молодцы,

Собираем огурцы

И фасоль, и горох.

Урожай у нас не плох!

Ой-да, и горох.

Урожай у нас не плох.

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок,

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай.

Ой-да, не зевай,

А в корзину полезай.

Едим, едим мы домой.

Ворота отворяй

Едет с поля урожай.

Ой-да, отворяй,

Едет с поля урожай.

Ведущий 1: Осень встречает нас богатым урожаем овощей. Сейчас ребята загадают загадки, а мы попробуем найти в корзинке отгадки.

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

2. Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, я … (свёкла)

3. Летом – в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою – в бочке

Крепкие, солёные. (Огурцы.)

4. Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени – краснеют. (Помидор.)

5. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса - на улице. (Морковь.)

6. Много платьев,

Много хруста,

Как зовут её? (Капуста.)

7. Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редиска.)

8. Эту ягодку найдёте

Не в саду, а на болоте.

Кругленькая, как пуговка,

Красненькая… (клюковка)

Ведущий 2: Давайте, ребята, вспомним, где растут овощи и какая их часть съедобна – вершок или корешок. Что называют вершками, корешками?

Дидактическая игра «Вершки-корешки» с мячом.

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой находится воспитатель с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-то из ребят. Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово.

Ведущий 1: Найдите в корзине с овощами овощи, у которых съедобны и вершки, и корешки? (Лук, свёкла.)

А сейчас давайте приготовим овощной суп. В этом нам поможет двигательная гимнастика «Овощи» на стихи Юлиана Тувима.
Хозяйка однажды с базара пришла, (шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, (загибают пальцы)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!.. (вытирают лоб рукой)
Вот овощи спор завели на столе – (ладони к щекам, покачивание головой)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: (грозят пальцем)
Картошка? (загибают пальцы)
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!.. (вытирают лоб рукой)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром ладони по ладони)
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, (загибают пальцы)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!.. (вытирают лоб рукой)
Накрытые крышкою, в душном горшке (руками рисуют круг)
Кипели, кипели в крутом кипятке: (руки вверх, «крутим фонарики»)
Картошка, (загибают пальцы)
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!.. (вытирают лоб рукой)
И суп овощной оказался не плох! (Показывают, как едят суп, поднимают большой палец вверх)

Ведущий 2: Хозяйка с базара принесла не только овощи, но и фрукты. Давайте поможем ей: в одно ведро сложим овощи для супа, а в другое – фрукты для компота.

Дидактическая игра «Овощи – фрукты».

Цель: развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Дети раскладывают в одно ведро фрукты, в другое – овощи. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет нужное.

Ведущий 1: Урожай овощей мы собрали и даже приготовили из них суп с хозяйкой, а вот ещё одна корзинка. Что в ней? (Ответы детей.) Это ягоды брусники и клюквы. Какие это ягоды – лесные или садовые? Давайте попробуем их на вкус. Какие они? Как можно их использовать? (Ответы детей.)

Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла:

Гроздья рябинки,

Смородины, калинки.

Фрукты спелые в садах,

Клумбы яркие в цветах,

Овощи на грядки

 - Кушайте ребятки.

Ведущий 2: Давайте вспомним с вами, ребята, что нового вы узнали, расскажите, кому было интересно, что вы расскажете родителям.

На прогулке мы продолжим наш праздник Осенины и поиграем в подвижные игры.

Подвижные игры на прогулке.

Игра «Хоровод овощей»

(Дети стоят в круге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог и дети рассказывают стихотворение)

В огород пойдем, хоровод заведем.    (Дети идут по кругу, держатся за руки)
В хоровод возьмем редиску. 
С ней присядем низко- низко.    
(Приседают, держатся за руки)
В хоровод возьмем морковку. 
И с морковкой спляшем ловко.    
(Выполняют танцевальные движения)
Вверх потянемся с лучком,    
(Тянутся вверх, поднявшись на носочки)
Побежим за кабачком    
(Бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке, как зеленые горошки.    
(Скачут по кругу друг за другом)

Игра «Бабка сеяла горох»

Бабка сеяла горох. Ох!    (Дети водят хоровод. В середине хоровода стоит водящий)
Уродился он не плох. Ох! 
Уродился он густой. 
Мы помчимся — ты постой. 
Дети разбегаются по группе.    
(Водящий ловит одного из детей, который и заменяет его)

 Игра «Огород» 

По считалке выбирается водящий – «дед». Он встает в центре, у него завязаны глаза. Остальные дети – «овощи», расходятся по игровой площадке и занимают каждый свое место.

Овощи сидят на грядках:

И морковь, и перец сладкий,

И капуста, и лучок,

И румяный кабачок.

От калитки в огород

Старый дед с ведром идет,

Чтобы овощи собрать.

Но ему их не видать.

Плохо видит старый дед,

Деду этому сто лет!

Дед, скорее к нам иди

Да на грядках нас найди!

Будем прятаться сейчас,

Отыскать попробуй нас!

«Дед» отправляется на поиски «овощей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых «Весёлый батут»в подготовительной к школе группе

Формирование координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием вестибулярного тренажера - батут....

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослого в старшей группе ОНР. Тема: "Перелетные птицы"

План конспект по познавательно-речевому развитию. Тема: "Перелетные птицы"...

Презентация мероприятия совместной деятельности детей и взрослого, проводимого с использованием электронного образовательного ресурса на тему: "Автоматизация звука [Ш] в закрытых слогах, словах, чистоговорках".

Компьютер для современных детей - это интересная, притягательная и привычная вещь. Как бы интенсивно не велись споры ЗА и ПРОТИВ работы детей за компьютером, мы не уйдем от необходимости применения ко...

Презентация к мероприятию совместной деятельности детей и взрослого по познавательно- речевому развитию по теме "Как запомнить дни недели"

Материал, находящийся в презентации "Как запомнить дни недели":1. развивает у детей внимание, память; 2. помогает запомнить дни недели3. развивает мелкую моторику...

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности детей и взрослых по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Путешествие Незнайки"

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности детей и взрослых по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Путешествие Незнайки" для старшего дошкольного возраста. Цель: уто...