Музыкально- игровой фольклорный досуг "Как у наших у ворот"
методическая разработка (подготовительная группа)

Жманкова Елена Андреевна

Досуг казачьей тематики совместный с социальными партнерами МАУ ДШИ коллективом "Дикая ягода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-igrovoy_dosug_kak_u_nashih_u_vorot.docx47.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областной конкурс на лучшую методическую разработку

по реализации казачьего компонента в образовательных организациях

Сахалинской области

Музыкально-игровой фольклорный досуг «Как у наших у ворот»

совместно с социальными партнерами

из МАУ ДШИ коллективом «Дикая ягода»

Автор: Жманкова Елена Андреевна,

музыкальный руководитель МАДОУ

«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»

общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по

 познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа

 Сахалинской области

2024 год

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………...3
  1. Тема мероприятия и обоснование ее выбора………………………3
  2. Целевая аудитория мероприятия……………………………………4
  3. Роль и место мероприятия в системе работы педагогических работников (связь с другими мероприятиями, преемственность)……………..4
  4. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия……………5
  5. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора……….6
  6. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые
    для достижения планируемых результатов……………………………………...6
  7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия……………………………………………………………………….8
  8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогических работников………………………………….9
  1. Основная часть……………………………………………………...9
  1. Описание подготовки мероприятия……………………………….9
  2. Описание проведения мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)…………………………10

  1. Пояснительная записка

«Казачество – это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль».

Президент РФ   В.В. Путин

  1. Тема мероприятия и обоснование (актуальность)

Патриотизм — это то чувство, воспитанием которого нужно заниматься с  самого детства.

Музыкально-игровой фольклорный досуг «Как у наших у ворот»

разработан в рамках опорного образовательного учреждения Корсаковского городского округа МАДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» по реализации: «Примерной программы дошкольного образования для групп казачьей направленности», составленной ГАОУ ДПО ИРОСО, и дополнительной общеразвивающей программой «Музыкальная палитра», разработанной педагогом дополнительного образования Жманковой Еленой Андреевной.

Социальное партнерство позволяет обмениваться опытом в совместной реализации социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет воспитанникам получить социальный опыт, способствует формированию их мировоззрения и дальнейшего самоопределения в выборе получения дополнительного образования (музыкальная, театральная, художественная) и профессии. Благодаря расширению социальных партнеров удаётся решать приоритетную задачу образовательной сферы - развитее личности и социализация обучающихся.

 1.2 Целевая аудитория:

- Воспитанники детского сада: подготовительные группы казачьей направленности «Ромашки» и «Незабудки» (6-7 лет);

- Родители;

- Социальные партнеры: Коллектив ДШИ «Дикая ягода» под руководством преподавателя Лубенникова Е.В. (договор сотрудничества от 10.01.2022);

- Приглашенные гости с общественных организаций;

- Педагоги Дошкольных образовательных учреждений Корсаковского городского округа.

1.3 Роль и место мероприятия в системе работы педагогических работников (связь с другими мероприятиями, преемственность).

 Стало доброй традицией принимать в казачата детей старших групп. Все это проходит в форме музыкально-игрового досуга «Посвящение в казачата», в котором принимают активное участие наши гости: войсковой старшина, председатель совета стариков станицы Муравьевская -  Кудым Николай Яковлевич со своими воспитанниками из юнармии.

За 2023-2024 учебный год наши казачата приняли участие в мероприятиях различного уровня:

- в концерте народного гуляния «Широкая масленица», организованном КДЦ «Океан» с песней «Ложки деревенские»;

- в мероприятии, посвященного «Дню Защитника Отечества» в «Центре помощи людям с ограниченными возможностями» Корсаковского городского округа, на котором наши дети играли на музыкальных инструментах, пели тематические и казачьи народные песни, читали стихи.

- в муниципальном фестивале - конкурсе «Пасхальный калейдоскоп» в Культурно- досуговом центре «Океан» с песнями «Во саду вишенка цветет», «Ложки деревенские».

- в 1 фестивале детского творчества «Дети, Корсаков!», посвященном Международному Дню защиты детей, Году семьи и Году Защитника Отечества, организованный КДЦ «Океан» с песней «Пошла млада за водой» (с родителями) и хореографической постановкой «Терские казаки»;

- в концерте «Песни России», посвященному Дню России в Корсаковском «Пансионате для ветеранов» с песнями «Пошла млада за водой», «Ложки деревенские» и хореографической постановкой «Терские казаки»;

- во всероссийском фольклорном конкурсе «Казачий круг» (г. Хабаровск), с хореографической постановкой «Терские казаки»;

 Провели муниципальный музыкально-игровой фольклорный досуг «Как у наших у ворот» в рамках Районного Методического объединения, совместно с социальными партнерами из МАУ ДШИ коллектив «Дикая ягода» под руководством Лубенникова Виктора Евгеньевича.

Преемственность.  Некоторые участники коллектива ДШИ «Дикая ягода» являются выпускниками нашего детского сада «Аленький цветочек», которые обучались в группах казачьей направленности. После завершения обучения нами были даны рекомендации родителям по дальнейшему развитию детей в данной области «Музыка», «Народность».

1.4 Цель: Распространение опыта работы по реализации казачьего компонента через досуговую деятельность с привлечением социальных партнеров.

Основные задачи:

  1. Привлечь социальных партнеров для совместной реализации мероприятия.
  2. Продемонстрировать взаимодействие дошкольной образовательной организации с внешними партнерами для улучшения качества досуговой деятельности детей.
  3. Воспитывать интерес к казачьей культуре, фольклору; нравственно –патриотические качества посредством высокохудожественного исполнения песен, стихов.
  4. Развивать коммуникативные качества детей посредством традиционных для казачества игр, танцев, забав, хороводов.
  5. Создавать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, эстетических чувств.

Планируемые результаты:

- развитие сотрудничества между образовательными организациями и социальными партнерами, улучшение качества досуговой деятельности в ДОУ;

- привитие любви и уважения к Отечеству, повышение интереса детей к фольклору и казачьей культуре;

- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах творческой деятельности: пении, игре, общении, танцевальной деятельности;

- повышение уровня культурного и музыкального развития детей.

1.5 Форма проведения, обоснование ее выбора

Музыкально-игровой фольклорный досуг «Как у наших у ворот» в рамках РМО, совместно с социальными партнерами из МАУ ДШИ коллектив «Дикая ягода» под руководством Лубенникова Виктора Евгеньевича. 

Взаимодействие нашего дошкольного учреждения с социальными партнерами Детской школой искусств способствует:

 - расширению образовательного пространства, в котором происходит самореализация личности ребенка;

- формированию общения (развитие коммуникаций) в досуговой деятельности; активизации детей, родителей;  

- обмену опыта между педагогами.

1.6 Педагогическая технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов. 

Инновация нашей досуговой деятельности - это внедрение в образовательный процесс совместных мероприятий с социальным партнером -коллективом ДШИ «Дикая ягода».

Здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя: технологии стимулирования и сохранения здоровья (пение, пляски). От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие.

Игровые технологии. Игры имеют познавательные и обучающие функции, воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Информационно – коммуникативные технологии: подготовка и подбор материала, игр, презентаций с помощью интернет - ресурсов. Размещение видео материалов, методических разработок в своих блоках, на мини-сайтах.

Использование разных методов организации совместной деятельности:

художественное слово, сюрпризный момент, загадка, наглядный показ, элементы театрализации, презентация, пение с солистом и с игрой на детских музыкальных инструментах, пение хором, пение а капелла, пение 2-3х голосием, инсценирование песни.

Одним из методов по реализации казачьего компонента в ДОУ стало создание развивающей предметной среды. Совместно с родителями создан уголок народного быта мини-музей «Красная изба» в отдельном кабинете, где ребята могут увидеть стилизованную русскую печь, самовар, крынки, чугунки, иконы в «красном углу». В таком музее дети полностью оказываются в мире старинных предметов и утвари. Здесь воспитанники читают, инсценируют народные сказки, поют песни, водят хороводы, отгадывают старинные загадки. Могут пользоваться всеми предметами, хранящимися в мини -центре: рассмотреть их, подержать в руках, гладить рушники странными утюгами, играть на рубелях и деревянных ложках, пить чай из самовара. Наш мини- музей постоянно пополняется.

1.7 Ресурсы, необходимые для подготовки проведения мероприятия.

Кадровые:

Музыкальный руководитель или педагог дополнительного образования в области «Музыка», преподаватель ДШИ, руководитель ансамбля, педагоги.

Методические: 

«Примерная программа дошкольного образования для групп казачьей направленности», составленная ГАОУ ДПО ИРОСО; авторская дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальная палитра», разработанная педагогом дополнительного образования Жманковой Еленой Андреевной; «Казачьи колыбельные песни. Репертуарно-информационный сборник» автор-составитель Т.В. Толмачева, ОЦНТ Южно-Сахалинск; сборник популярных казачьих песен "Строевые и походные казачьи песни", ОЦНТ Южно-Сахалинск.

Информационные:

https://ocnt.sakhalin.gov.ru/traditsionnaya-kultura/kazachya-kultura/metodicheskie-izdaniya/sbornik-populyarnyih-kazachih-pesen-stroevyie-i-pohodnyie-kazachi-pesni/;  https://ocnt.sakhalin.gov.ru/traditsionnaya-kultura/kazachya-kultura/metodicheskie-izdaniya/kazachi-kolyibelnyie-repertuarno-informatsionnyiy-sbornik/;

https://alcvet.ru/images/Dokuments/Образование/ДОП_Музыкальная_палитра_2024-2025_1.pdf

Материально-технические:

Ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, гармонь.

Для проведения мероприятий и выступлений детей нами были куплены детские казачьи костюмы на мальчиков и девочек, пошиты в ателье рубашки и сарафаны для девочек, а также взрослые женские казачьи костюмы. Пошиты кони на палках.

Атрибуты: 

Конь на палке, гармонь, дудочка, гусли, коромысло с ведрами, конфеты на подносе, баранки, колотушка, каравай, пироги на подносе, ложки деревянные, шашка, нагайка.

Костюмы:

Девочки: детские сарафаны с рубашками.

Мальчики: казачьи костюмы (красные рубахи, синие штаны с лампасами, папахи и шашки).

Казачий женский,

Казачий мужской,

Бурка.

1.8 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогических работников.

         Наработки по практической исполнительской деятельности опубликованы на телеграмм – канале «Музыка, творчество, дети» https://web.telegram.org/a/#-1001698458727

2. Основная часть

2.1 Описание подготовки мероприятия

1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор мероприятий и устанавливаются сроки их проведения.

2. Встреча музыкального руководителя и педагога из ДШИ для обсуждения планирования содержания, репертуара запланированного досуга.

3. Работа над сценарием.

4. Поэтапное разучивание песен, постановка танцев, работа над исполнительским мастерством.

5. Работа с родителями.

6. Оформление зала, подготовка атрибут, изготовление аксессуаров к костюмам. 

2.2 Описание проведения, конспект.

Ведущие:

Казачка- музыкальный руководитель,

Казак: родитель.

Используемый репертуар:

  1. Песня «Ложки деревенские»;
  2. Песня «Пошла млада за водой»;
  3. Песня «Во саду вишенка цветет» (с муз.инструментами);
  4. Песня «Таракан дрова рубил» (коллектив ДШИ «Дикая ягода», преподаватель Лубенников В.Е;
  5. Песня «Комара женить мы будем» (коллектив ДШИ «Дикая ягода», преподаватель Лубенников В.Е);
  6. Игры:

а) «Дуда»

б) «Растяпа ты»;

7. Гармонист, частушки

8. Танец «Терские казаки»

9. Хоровод общий.

Центральная стена зала украшена пано «Русская печь». Стоят сундуки, столы с пирогами, крынками, самоваром, корзинами с баранками, сушками, разложены деревянные ложки.

Входит ведущая- Казачка под музыку «Варвара».

Казачка: 

Приглашаю всех на станичные посиделки!

Дети детского сада групп казачьей направленности входят под музыку, встают в центре. 

Казачка: 

Что за народ здесь собрался?

Дети:

Это мы- казаки и казачки!

Казачка: 

Ну что ж, собрался казачий народ-

Значит интересное всех ждет!

Много плясок, много шуток,

песен, игр и прибауток!

Здорово дневали, казачата?

Дети: 

Слава богу!

Казачка: 

А ну-ка, казачата, говорите

Про себя нам расскажите.

Дети:

1. Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята молодцы

Просят все добавку каши

казачата удальцы!

2.Дом казачий есть у нас

В нем старинные предметы:

Самовар, кувшин, гармонь

Помнят дедовы заветы.

3.Казаком я смелым буду,

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить!

4.Мы казачки не простые

Просим помнить это вас.

Все казачки расписные

Садик Аленький у нас.

5.Мы и пляшем, и поем,

Моем и стираем,

В группе чисто приберем,

А потом играем.

6.Вот такой у нас уклад

И растут ребята

Все любимые подряд

В группах «Казачата».

Казачка:

Рассаживайтесь, где потеснее, там веселее!

Сегодня к нам пожаловали гости из соседней станицы.

Встречайте наших гостей – казачат из музыкальной школы!

Вход детей ДШИ коллектива «Дикая ягода» в костюмах под музыку.    

Казачка: 

Здорово дневали, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем,

Посиделки без вас не начинаем!

Слышу, слышу, скачет казак мой дорогой на вороном коне. Вот же он.

Фонограмма «Цокот копыт».  

На лошади, одетый в бурку въезжает Казак (родитель).  

Казак: 

Тру…..Наконец остановился

Конь мой верный, вороной.

Прискакал к себе в станицу,

Ехал долго я домой!

Казачка: 

Рады тебя видеть! С добром к нам пожаловал, аль с печалью?

Казак: 

Конечно с добром! Да с любовью к вам, мои дорогие! Радостно мне, что собрались мы все вместе.

Казачка:

Казаки съезжаются, значит песни - пляски начинаются.

Казак: 

Да, казачьи песни слушать

– что мед ложкой кушать!

Казаки всегда служили родной земле,

вере православной, своему народу

и государству Российскому.

Дети: 

1. Мы малые казачата,

Мудрых прадедов внучата

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

2. Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба от костра.

Жизнь походная такая

У лихого казака.

Казак: 

Походную песню, мою любимую, запевай!

Песня «Во саду вишенка цветет» с муз инструментами

(В исполнении казачат детского сада)

Казачка: 

А теперь - ка вы ребятки

Отгадайте-ка, загадку:

Ду-ду-ду, Да-да-да

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?  (Дудочка).

Казак:

Я куплю себе дуду

Я на улицу пойду,

Громче дудочка дуди

Мы играем, ты- води!

Игра «Дуда»

Сидит Ванечка весной

Под зеленою сосной

в дудку-дудочку играет

Весь народ он потешает.

Ваня: Выходите гулять,

Да под дудочку плясать.

(пляска)

Ваня: Дудка больше не играет

Ваня деток догоняет.

Казачка: 

А ну- ка, гости дорогие,

к нам в круг вставайте,

С нами вместе поиграйте! 

(2 ой раз играют казачата Детской музыкальной школы)

Казак: 

Гармонист у нас веселый

То играет, то поет.

Его звонкая гармошка

Всем покоя не дает.

Проходка казачки с гармонистом  под гармонь по кругу.

(Педагог ДШИ Лубенников В.Е. и муз.рук. Жманкова Е.А.)

Казачка:

Как гармошка заиграет

Невозможно утерпеть.

Ох, держитесь мои ножки,

Я частушки буду петь!

Частушки в исполнении педагогов под гармонь.

Казачка: 

Гармонисту благодарность

за хорошую игру

Наплясалась и напелась,

Отдышаться не могу!

Казак: 

Гармонисту за игру,

А тебе за пляску.

Гармонисту фунт конфет (девочка с подносом)

Тебе.. баранок связку!

Казак: 

Как у наших у ворот

Муха песенки поет.

Муха песенки поет,

Комар музыку ведет.

Женить будем комара?

Песню спеть ему пора!

Песня «Комара женить мы будем» в исполнении коллектива ДШИ «Дикая ягода» (преподаватель Лубенников В.Е.)

Казачка:

Талант от бога, а успех –от труда

Добрая хозяйка- дороже золота.

Чтобы урожая добиться.

Надо каждому колоску поклониться.

Под музыку выходят три девочки и мальчик (парами)        

Девочка с пирогами: 

Не красна изба углами,

а красна- горячими пирогами.

Девочка с корзиной баранок: 

Баранками, сушками,

да самоварами блестящими.

Девочка с пирогом в руках: 

Хлебом-солью всех встречаем

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем.

Казачка: А чтобы гостей чаем напоить

Надо за водою нам сходить!

Девочка с коромыслом:

Коромысло с ведрами

На плече повисло.

Мальчик с гуслями: 

Гусли я свои возьму,

Подыграю, подпою!

Песня «Пошла млада за водой» с коромыслом и гуслями (в исполнении казачат детского сада)

Казак: 

Эх, хорошо чайку попить (в руках кружка с блюдцем)

О том, о сем поговорить.

Казачка:

А давай о таракане

Что проел дыру в кармане.

Песня «Таракан дрова рубил» в исполнении коллектива ДШИ «Дикая ягода» (преподаватель Лубенников В.Е.)

Казачка: 

У казака все в жизни есть:

Свой атаман, своя станица.

А за Отечество и за честь

Он будет до победы биться!

А ну гармонист, покажи свою удаль казачью и умение! 

(Краткий рассказ о шашке и нагайке, презентация). Фланкировка шашкой и нагайкой.

Казак: 

Ложки сам я смастерил

Разной краской их покрыл

Мои ложки расписные

Звонкие, резные.

Казак танцует и играет на ложках под музыку (показ разных приемов игры на ложках).  

Казачка:

Ох, пойду, поспешу,

Ложкарей приглашу!

Подходите, разбирайте

Дружно песню начинайте!

Песня «Ложки деревенские» с ложками (в исполнении казачат детского сада)

Казак: 

Вы меня повеселили,

Игрой на ложках удивили.

Ребенок: 

В курень идем, подарки несем.

Подарки наши – не ленты алые,

Не калачи румяные,

А песни звонкие,

Да игры веселые!

Игра: «Растяпа ты!»

Жила –была бабка у широкой речки

Захотелось бабке искупаться в речке

1,2,3 пару ищи!

1,2,3, Растяпа ты!

Казак: 

Посмотрите, гости наши,

Как мы весело вам спляшем!

Нам плясать и петь не лень,

Мы б плясали целый день!

Танец «Терские казаки» (в исполнении казачат детского сада)

Казак: 

Пусть будет мир и покой на нашей земле

Чтобы праздники не переводились

И все на них веселились.

Будем любить и хранить свою землю,

Как наши славные предки.

Гармонист: 

Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как запляшут казаки!

Казачка: 

Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!

Хоровод со всеми гостями и родителями

Казак:

Настоящие казаки растут в нашем саду!

Получились у нас казачьи забавы всем на славу!

Любите свой дом, родной край, уважительно относитесь к людям и помните:

Вместе Казак и Казачка: 

«Где родился- там и пригодился!»

Казачка: 

Ой вы гости дорогие,

Мы и пели для вас

И плясали для вас

Если любо вам веселье-

Вместе: 

Приходите в другой раз!                  

Раздача подарков, фотосессия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие фольклорного кружка "Как у наших у ворот..."

Вашему вниманию представлено занятие, направленное на развитие речи дошкольников через фольклор....

Сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы "Как у наших у ворот".

Праздник на основе фольклорного материала для детей второй младшей группы....

Сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы "Как у наших у ворот"

Сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы "Как у наших у ворот"...

Краткосрочный фольклорно-праздничный проект "Как у наших у ворот!" для детей старшего дошкольного возраста

Краткосрочный фольклорно-праздничный проект"КАК У НАШИХ У ВОРОТ!"        Участники проекта :Дети старшего дошкольного возраста (гр.№ 9),воспитатели группы...

«Как у наших у ворот…» (весенний фольклорный праздник для средней группы)

Учить детей чувствовать и любить родную природу, родную землю, свой народ....

Фольклорный праздник для средней группы "Как у наших у ворот".

Прздник для средней группы на основе фольклора....

Музыкально- игровой фольклорный досуг "Посвящение в казачата"

Досуг для детей старшей группы  казачьей направленности....