Сценарий праздника по художественно-эстетическому развитию «Акатуй» для детей 5–7 лет
методическая разработка (старшая группа)
Цель: формирование ценностного отношения к календарным обрядовым праздникам.
Виды деятельности: музыкальная, восприятие фольклора, коммуникативная, игровая.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать представление о народных праздниках.
2. На фольклорной основе формировать исполнительско - творческие навыки и умения каждого ребенка.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Акатуй».
Развивающие:
1. Развивать у детей положительное отношение к историческому прошлому народу, к народной культуре.
2. Развивать эмоциональную сферу личности ребенка.
Воспитывающие:
1. Воспитывать бережное отношение к духовным и нравственным ценностям своего народа.
Материалы и оборудование: оформление зала в чувашском стиле: За ширмой игрушки, кроватка для девочки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника по художественно-эстетическому развитию «Акатуй» для детей 5–7 лет
Кузнецова Мария Владимировна, Казанцева Юлия Вячеславовна,
Музыкальные руководители
МБДОУ «Детский сад № 116»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Цель: формирование ценностного отношения к календарным обрядовым праздникам.
Виды деятельности: музыкальная, восприятие фольклора, коммуникативная, игровая.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать представление о народных праздниках.
2. На фольклорной основе формировать исполнительско - творческие навыки и умения каждого ребенка.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Акатуй».
Развивающие:
1. Развивать у детей положительное отношение к историческому прошлому народу, к народной культуре.
2. Развивать эмоциональную сферу личности ребенка.
Воспитывающие:
1. Воспитывать бережное отношение к духовным и нравственным ценностям своего народа.
Материалы и оборудование: оформление зала в чувашском стиле: За ширмой игрушки, кроватка для девочки.
Ход мероприятия:
Однажды вечером мама укладывала дочку-Настеньку спать. Девочка очень любила праздники и попросила маму вместо сказки, рассказать про какой-нибудь праздник.
Занавес открывается, стоит кровать и рядом сидит мама, гладит дочку по голове
Мама: Ну хорошо, ложись поудобнее, слушайте да внимательно. Есть один старинный праздник, который назывался «Акатуй». Акатуй – это весенний праздник чувашей, посвященный земледелию, один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту. Праздник пришел из глубины веков, посвящен окончанию весеннего сева. Красивый национальный обряд воспитывал любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» - свадьба. Главными "персонажами" на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весеннего сева. Чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. После завершения полевых работ молодежь водила хороводы, участвовала в играх, состязаниях.
На этих словах девочка уснула сладким сном. Мама задула свечку, поправила одеяло и ушла.
Звучит веселая музыка, вбегают 2 подружки веселятся, играют в ладоши.
Настенька: поднимается с постели: «Вы кто?»
Подружка 1: «Мы? – твой сон»
Настенька: «Мой сон? Ой, как интересно»
Подружка 2: «Ну конечно мы твой сон и пришли пригласить тебя, на старинный праздник Акатуй»
Настя: Знаю, знаю, о нем мне рассказывала моя мама.
Подружка 1: Эй, народ, собирайся в хоровод, будем петь, танцевать старину вспоминать. (ставят бутафорские деревья и избу)
Настя: (рассматривая избу) Ой, словно в старину попала. (Звучит чувашская народная музыка) Входят дети в чувашских народных костюмах. Встают полукругом.
Настя: Ой, какие у вас платья распрекрасные, а рубахи-то нарядные праздничные.
Подружка 2: Не расстраивайся Настенька, мы и тебя нарядим (под музыку надевает на неё платье, следующий ребёнок масмак.)
Настя: Мне нравится мой новый наряд.
Раздайся народ,
Меня пляска берет,
Пойду попляшу
Всех на пляску приглашу.
- «Чувашский хоровод» муз. Ф. Лукина
Стих детей: Акатуй – это славно!
Это чудно и забавно!
Это шутки, танцы, смех,
Игры, песни и сюрпризы.
Будет весело для всех.
Акатуй веселый, собирай друзей,
Будут шутки, будет смех,
Этот праздник наш для всех.
Ведущая: На празднике «Акатуй» дети часто едят что-то сладкое, обычно это были леденцы – петушки.
Девочка: А у нас и петушки есть и курочки.
- Игра «Петухи» бой с подушками
Количество игроков: двое, дополнительно: невысокая скамейка, 2 подушки. На скамейку встают два игрока. В руках у каждого подушка. С помощью этой подушки нужно столкнуть соперника со скамейки. Выигрывает тот, кто, столкнув соперника, сам на скамейке устоит.
Ведущая: Ну а теперь немножко все подумаем. Я вам загадаю загадки:
1. Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдёт –
Урожай соберёт.
(Комбайн)
2. В желтом море
Корабль плывет.
(Комбайн в поле)
3. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.
(Трактор)
4. Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)
5. Едет конь стальной,
Рычит,
Сзади плуги волочит.
(Трактор)
6. Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Зеркалом сверкает.
(Плуг)
Ведущая: Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй, выходила на весеннюю пахоту. Каждый мало-мальски значимый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов и т. п. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.
- Игра «Что делаешь?»
Один из игроков выбирается водящим – дедушкой. Остальные встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и ковыряют палкой землю, игроки спрашивают у него:
- Дедушка, чем занимаешься?
- Землю копаю.
- Для чего копаешь?
- Рожь посею (дерево посажу и т. д.)
- А зачем?
- Растить буду.
- Для чего растить?
- Чтобы урожай собирать.
- А зачем тебе урожай?
- Чтобы есть, силу для работы набирать.
- А еще зачем?
- Чтобы вас догнать.
Игроки разбегаются по площадке, водящий их ловит.
Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Игроки разбегаются по площадке только после слов «Чтобы вас догнать!» Пойманный игрок становится водящим.
Ребенок: Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю.
Любит праздник мой народ, в праздник пляшет и поет.
- Чувашская народная песня «Черемуха»
Ведущий 2: Игры любят все, любят взрослые и дети. Их не просто сочиняют, чтобы позабавиться. С девочками я хочу поиграть в игру
- «Тухья тхн» (Надень тухью»)
Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку
девочки танцуют, с окончанием музыки, ведущий говорит: «Тухья тхн». Кто первый успел надеть тухью, исполняет сольный танец, остальные хлопают.
Ребенок: Шире круг,
Шире круг
Выходи смелее друг
Пляска чувашская у нас
Начинается сейчас.
- Чувашский хоровод.
Ребенок: Славлю я мой край красивый,
Славлю край приволжский милый,
Славлю песни птичьих стай,
Славлю мой чувашский край.
Ребенок. Мы на волжском берегу крутом
Как семья единая живем.
Край чувашский устремлен всегда вперед,
Славен доблестным трудом своим народ.
Все. В светлый праздник, как к друзьям,
Приезжайте в гости к нам!
Звучит волшебная музыка. Звучит голос мамы
Открывается ширма, стоит кровать. Настенька ложится, звучит музыка «Утро». Девочка встает, потягивается.)
Настенька: Какой сон видела и про праздник всё узнала.
Голос мамы: Настенька, ты проснулась, пора завтракать.
Настя: Иду, иду мамочка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию " Филимоновская игрушка"
Непосредственно образовательная деятельность "Филимоновская роспись" разработанна в технологии "Образовательная ситуация"...

Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию "Букет для мамы"
Сценарий разработан для детей подготовительной группы. К празднику "День Матери". Нетрадиционная техника лепки: пластилинография....
Сценарий НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование «Цветик – семицветик»
Виды детской деятельности:коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.Цель: Формирование эстетического отношения к сказоч...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Сценарий ООД по художественно-эстетическому развитию детей (аппликация) «Бублики-баранки» (вторая младшая группа)
Сценарий ООД по художественно-эстетическому развитию детей (аппликация)«Бублики-баранки»(вторая младшая группа)...

Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей возраста 3-4 лет «Зимний лес»
Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей возраста 3-4 лет «Зимний лес», целью которого является научить детей рисовать ватными палочками методом тычка....

Методическая разработка (сценарий НОД) по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей возраста 3-4 лет «Флажки ко Дню Победы»
Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей возраста 3-4 лет «Флажки ко Дню Победы», целью которого является развитие продуктивно-творческой деятельности че...
