Берег Детства
материал (старшая группа)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

«ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_bd_gotovyy.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОСТИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

«ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ»

Выполнили:

Гневанова Ю.В. воспитатель

1 квалификационная категория

Тузникова М.Б. воспитатель

1 квалификационная категория

с.Костино, 2022 год

Аннотация

Воспитание, лишенное народных корней, – бессильно.

(К. Д. Ушинский

  Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

   В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.) 

    Данная методическая разработка является частью реализованного проекта «Традиции и обычаи русского народа», где дети знакомятся с народными календарно-обрядовыми праздниками, традициями, приобщая детей к народной культуре и ценностям.

В тематическом развлечении «Жаворонки» представлен опыт одного из видов детской деятельности – драматизация, где дети, имея накопленный опыт и знания в ходе проекта, пели веснянки, заклички, читали стихи и загадывали загадки собственного сочинения, в чем и есть новизна данного мероприятия. Итогом стало изготовление жаворонков из соленого теста.

   Применяя технологию проектной деятельности, воспитанники узнали о традиции наших предков, встречать весну, что позволило им стать активными участниками этого обряда, проявили любознательность, активность, заинтересованность. Использование информационно-коммуникационных технологий на протяжении всего мероприятия позволило детям

проявить положительные, яркие эмоции, радостные чувства.

Для совместной деятельности подобран разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, применяются разнообразные методы и приемы, в том числе информационно-коммуникационные средства. В процессе совместной деятельности продукт детской деятельности будет и в дальнейшем использован на занятиях. Проведенная большая предварительна работа, помогла расширить и систематизировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.

Представленный материал может быть полезен как педагогам ДОУ, так и музыкальным руководителям.

Возрастная группа: седьмой год жизни.

Место проведения занятия: музыкальный зал.

Дата проведения: 22 марта 2022 года.

Форма организации: тематическое развлечение.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

-познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках;

-продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

-развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания;

-создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;

-воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми, уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.

-вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.

Технологии: технология проектной деятельности, технология сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, коммуникативные, игровые.

Предполагаемый результат:

-проявляют любознательность,

-задают вопросы взрослым и сверстниками,

-активно участвуют в игровой деятельности,

-употребляют в речи новые слова и выражения

Методы и приемы:

Словесные – рассказ, беседа, чтение стихов, загадок собственного сочинения, прослушивание народных песен, закличек.

Наглядные – рассматривание иллюстраций, мультимедиа.

Практические – хороводные игры «Матушка-Весна», «Ручеек», «Заинька, попляши»,  драматизация сценок «Как Весна Зиму поборола», «Сорока и телефон», подвижные игры «Птицы в гнездах», «40 щепочек», «Перенеси воду в коромысле», изготовление «жаворонков из соленого теста».

Материалы и оборудование:

Русские народные костюмы для детей и воспитателей, мультимедиа, тесто, досочки, веточки вербы, маски птиц для сценки, атрибуты для сценок.

Конспект

Организация совместной деятельности с детьми седьмого года жизни

Тема: «Жаворонки»

Действующие лица:

Ведущий, Весна, Бабушка.

Сценка «Сказка «Как Весна Зиму поборола»»:

Участвуют:

Бабушка,

Машенька,

Солнце,

Земля,

Птицы

Сценка «Сорока и телефон».

Участвуют:

сорока,

медведь,

лиса,

заяц (4)

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети заходят в зал. На руках у них бумажные жаворонки на палочках.

Их встречает Бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, ребятушки! Что вы тут делаете?

Ведущая.

Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?

Бабушка: Хорошо, что пришли! Я расскажу вам, как весну встречать. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», нельзя было её тревожить. Но вот снег начал таять, ручьями побежал. Пробудилась Земля-матушка от зимнего сна. Люди ждут Весну, кличут, зазывают. Пойдемте со мной на лужок, будем птичек созывать.

Бабушка идёт с детьми на луг. Дети кружат в воздухе своих жаворонков, привязанных к палочкам.

Р.-1 Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам!
Принесите нам лето тёплое.
Унесите от нас зиму холодную.

Р.-2 Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам!
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Р.-3 Жаворонушки, прилетите-ка
Весну- красну принесите-ка!
Нам зима-то надоела,
Весь овес переела.

Р-4. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

Р-5. Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.

Р-6. Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!

Р-7. Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Веснукрасну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Р-8. Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту.

Ведущий: А теперь, дети, подарите ваших птичек нашим гостям, пусть и у них дома засияет солнышко, появится весеннее настроение!

Бабушка: Молодцы, ребятушки! Идемте со мной, садитесь, отдохните. А я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Сценка «Сказка «Как Весна Зиму поборола»»

Бабушка усаживается и рассказывает сказкуВ другой стороне зала Машенька сидит за столом с веретеном

Бабушка: Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька:  Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Бабушка: Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Маша встает и потихонечку идет.

Машенька: 

Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Из-за деревьев выходит солнце.

Машенька:  Видело ли ты, Солнышко, Весну - Красну?

Солнышко:

Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Маша потихонечку идет.

Бабушка: Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Из-за деревьев выходит Земля.

Машенька: Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.

Бабушка: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Ребенок-ручеёк выбегает.

Бабушка: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд.

                   И вместе с этим бегом приближается Весна

                   А вот и первые вестники весны -птицы.

Из-за деревьев выходят птицы.

Машенька:  Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы:  Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.

Бабушка: Расскажите птицы, где вы бывали?

                   Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы:

  1. Мы скучали по деревне,
    По скворечне, по деревьям,
    По соседу — воробью.

Машенька:  Птички-сестрички,
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Бабушка: Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте,

                  Вёснушку-весну зазывайте!

Ведущий: Считалось, что весну с собой приносят птицы. Они прилетают с «ключами», замыкают зиму и отпирают весну.


Муз. руководитель поет закличку:


Летел кулик из-за моря
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик замыкай зиму
Замыкай зиму, отпирай весну –
Тепло летечко.


Ведущий: Вот так несут на своих крыльях птицы перелетные весну красну, возвращаются из теплых краев. Но некоторые птицы не улетают от нас на зиму. Как мы называем таких птиц? (Ответы детей). Правильно. Зимующие. И ждут они вместе с нами весну и друзей своих перелетных. Сорока-белобока уже и каши для них, дорогих гостей наварила.

Заходит сорока. Показывает детям глиняный горшок.

Ведущий: Давайте поможем сороке-белобоке наварить каши и споем потешку.


Дети исполняют русскую народную потешку «Сорока-сорока».


Сорока-сорока
(пружинят ногами, машут руками – крыльями)
Где была?
(разводят руки в стороны – жест удивления)
Далеко
(смотрят в даль приложив руку ко лбу)
Кашку варила
(правой рукой мешают кашу)
Деточек кормила
(складывают ладони вытянутых рук чашкой)
На порок скакала
(прыгают на месте, руки на поясе)
Гостей созывала
(жестом правой и левой руки зовут гостей к себе)
Гости услыхали
(прикладывают к правому и левому уху - слушают)
Быть обещали
(поклон от плеча).

Заходит сорока.

Сорока: Детки, вы обо мне пели? Меня звали?

Ведущий: Здравствуй. Сорока!


Сорока: Вы мне расскажите, какие птицы прилетят ко мне на угощенье? Вы знаете птиц?


Ведущий: А поможет нам игра «Ай, да птица». Будьте внимательны, кого я назову тот и продолжит игру. Присаживайтесь на ковре, как на лесной полянке и начинаем игру.


Дети играют в игру «Ай, да птица». По очереди говорят слова «Ай. да птица, что за птица, что за птица.....» и называют, не повторяясь любую птицу.


Ведущий: Сколько разных птиц вы назвали. Молодцы. Соберутся они все у сороки, поклюют ее каши и начнут друг другу небылицы рассказывать. А Вы знаете что такое небылицы? (Ответы детей). Правильно, небылицы – это придуманные истории, смешные и веселые.

Ведущий В гостях у Сороки-белобоки был журавль. Он тоже рассказывал небылицу. Давайте поможем журавлю спеть песню небылицу.


Сценка «Песня «Долговязый журавль» Дети-герои песни, одевают на головы маски: журавль, козел, коза, козлята, барашки, две сороки, сова, утка, две гусыни. (13)

Дети встают полукругом, исполняют песню долговязый журавель. Аккомпанемент звучит в записи в исполнении русских народных инструментов.

Долговязый журавель
На мельницу ездил.
На мельницу ездил
( Журавль ходит вокруг хоровода, высоко поднимая колени, руки – крылья поднимаются и опускаются)
Диковину видел.
(жест удивленья – развести руки в стороны).

Козел муку мелет
(согнуть руки перед грудью, сжать кисти в кулаки, выполнять движение, имитирующее наматывание ниток, «мельница»)
Коза засыпает
(вытянуть руки вперед, пальцами выполнить движение, имитирующее посыпание солью)
Малые козляточки
(сделать рожки у козлят с указательным пальцем)
Муку выгребают.
(имитировать выгребание муки).

А барашки, круты рожки
(сделать рожки из кулачков)
В дудочки играют
В дудочки играют
Песни распевают.
(имитировать игру на дудочке).

Две сороки-белобоки
Пошли танцевати.
Пошли танцевати
(руки на поясе, поочередно выставлять ноги на пятку)
Крыльями махати.
(махать руками-крыльями)

А Сова из-за угла
(сделать глаза совы, как бинокль)
Ногами топочет
(топать ногами, продолжая смотреть в «бинокль»)
Головою все вертит
(повернуть голову затем влево)
А сама хохочет
(положить обе руки на живот и слегка откинувшись, изобразить хохот).

Тетка Утка-перегудка
«Кря-кря-кря» кричала
«Кря-кря-кря» кричала
(шаги на месте в вперевалочку, ладони прижатых рук отведены в стороны).
Головой качала
(качать головой вправо и влево)
Две гусыни сударыни
Стали подпевати
Стали подпевати
«Га-га-га» кричати.
(Правая и левая рука согнута в локте, пальцы собраны в щепотку, «гуси открывают рот»)
«Ге-ге-ге, Го-го-го
Га-га-га» кричати.
(«гуси-руки» говорят по очереди).

Ведущий: Садитесь, гости дорогие, и отдохните от дальней дороги на мельницу и от диковинок разных увиденных.


Дети садятся, снимают маски, остается только сорока.

Сценка «Сорока и телефон». Участвуют: сорока, медведь, лиса, заяц, весна.

Сорока: О весне я стрекотала, так устала, так устала,

Вот бы был здесь телефон, ой ,смотрите, вот и он.

/подлетает к телефону на пенечке, снимает трубку/

Первым мишку разбужу, о весне ему скажу

/звонит, никто не отвечает/

Разоспался наш мишутка, разбудить его не шутка.

/снова звонит, медведь снимает трубку/

Алло, алло, звонит сорока.

Медведь: Что случилось, белобока?

Сорока: Нет зимы, пришла весна, по лесу идет она.

Медведь: Вот так новость принесла, говорит, пришла весна.

Лапу я сосал полгода, а теперь набрать бы меда.

Ведущий: Ты мишутка не горюй, а с ребятами станцуй.

Танец детей и медведя

По окончании дети дарят медведю бочонок меда, он прощается и уходит.

Сорока снова берет трубку и звонит.

Сорока: Алло, алло, звонит сорока! Надо мне поторопиться,

Позвонить куме-лисице. Алло, алло, звонит сорока!

Лиса: Что случилось, белобока?

Сорока: Нет зимы, пришла весна, по лесу идет она.

Лиса: Ой, как рада я весне, пойду, шубку поменяю.

Сорока: Расскажу всему свету, что зимы уж больше нету.

Зайцу надобно сказать, что весна идет опять.

Алло, алло звонит сорока.

Заяц: Что случилось, белобока?

Сорока: Нет зимы, пришла весна, по лесу идет она.

Заяц: Как я рад, как я рад – буду петь я и плясать!

Хоровод «Заинька попляши»

Сорока: Расскажу я всему свету, что зимы уж больше нету.

Погладите, вот весна, по земле идет она.

/раздается щебет птиц, появляется Весна/

Ярче вы лучи, сияйте, пуще землю согревайте!

Весна:  Я, Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Ведущий: Весна - красна, долго мы тебя ждали. Давай с нами играть!


Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.

Ведущий: Весна - красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? 

             В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. 

             В другом, светлом, ясный день.

Ведущий: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись.

             Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи.

А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий:
Пока мы пели и играли, наши повара испекли «жаворонков»
По старому обычаю в конце праздника дети съедали испеченных «жаворонков». Давайте и мы угостимся сами и крошками угостим птиц, чтобы громче пели, весну несли.
 Вот вам булочки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Взрослые раздают угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На ладошку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Береги честь с детства"

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошко...

Конспект НОД по валеологии "Свои глаза береги с детства"

Занятие направлено на формирование осознанного отношения детйе к своему здоровью, в частности - бережного отношения к глазам, правильного и аккуратного ухода за ними, так же сделан акцент на гуманисти...

Статья: «Береги здоровье с детства. Простые правила для наших детей.»

Родители часто, могу утверждать, что им не хватает времени для своих детей, что они устают, что ребёнок слишком много задаёт вопросов и делает всё не так. Порой нам кажется, что наши дети не пон...

Проект по здоровьесбережению «Со здоровьем не шути, его с детства береги!»

Пропаганда здорового образа жизни среди детей старшего дошкольного возраста...

Семинар – практикум для родителей на тему: «Береги здоровье с детства»

Формирование у детей  и родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья....

Буклет для родителей "Детство берегите!"

Детство - это самое счастливое время для многих из нас,мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем годы нашей молодости и детства, однако далеко не все люди могут похвастаться такими радостными вос...

Конспект исследовательского проекта "Берегите зубы с детства"

Тема исследования "Берегите зубы с детства"Проблемный вопрос:"Отчего портятся и разрушаются зубы?"Цели и задачи исследования:Изучить строение зубов и закрепить правильные навыки по...