Адаптация к ДОУ, ГОТОВЫЕ ШИРМЫ
методическая разработка (младшая группа) по теме

Лейман Юлия Александровна

 

Рекомендации родителям

 

         Детский сад - новый период в жизни ребенка. для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обста­новку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без про­блем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашают­ся идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают кап­ризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

         Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация

ребенка

к детскому саду

Рекомендации родителям

        Детский сад - новый период в жизни ребенка. для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обста новку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без про блем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашают ся идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают кап ризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

        Существуют определенные причины, которые

вызывают слезы у ребенка:

  1. Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней ат мосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелатель ных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоциро вать истерики и нежелание идти в детский сад).
  2. Отрицательное первое впечатление от посеще ния детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Психологическая неготовность ребенка к детско му саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребен ку не хватает эмоционального общения с мамой.

  1. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в дет ском саду.
  2. Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутом ляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

  1. Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явле ние не следует рассматривать как обязательное, но оно воз можно.

                Несложные действия способны уменьшить тревожность и поло жительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным усло виям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепен но. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее со здавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соот ветствующий режиму детского сада.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По про шествии 2-3 недель (данный период индивидуален мя каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спраши вать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на по ложительных моментах, так как родители такими короткими замечани ями способны сформировать у них позитивное отношение к дошколь ному учреждению.        

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить - веро ятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условить ся, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категоричес ки отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, час то сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и спо собы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной ре акции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуга ны плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашал ся идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша - это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плак сивость - нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может прой ти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ре бенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, - это адаптиро ваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

Еще одна ошибка родителей - пребывание в состоянии обес покоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоить ся. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это со стояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым усло вия жизни. Стоит избегать разго воров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувству ют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

 Пониженное внимание к ре бенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные ра ботой ДОУ, некоторые мамы облег ченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу.

        Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени про водить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но при выкание к дошкольному учреждению - это также и тест для родите лей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка

к детскому саду

  1. Каждый день оставляйте время на беседы с ребеком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и поче му мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться дела ми семьи).
  2. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
  3. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  4. Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто        такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
  5. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам,

словам, с какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

  1. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться  к воспитателю, как правильно заявлять о своих пот ребностях.
  2. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
  3. Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для

малыша, которые помогут ему на них реагиро вать Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

  1. Важное средство общения в дошкольном учреждении - это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмос феры была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с други ми детьми.
  2. Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проде лайте не-сложные, но очень важные действия для малыша при про-щании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
  3. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимыми навыками самообслужива ния, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
  4. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дру жит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успе хам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
  5. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребен ка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ре бенке.
  6. Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на рука, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ

Основная задача игр в этот период  формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Хорошо помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

 

Пришел Петрушка

Материал. Игрушка Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы оба падают на землю.

Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Гей!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Материал. Большая игрушка.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы ее немного было видно. Затем спрашивает, где мишка, и ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель и громко произносит: «Ку-ку!» Когда ребенок находит взрослого, тот перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Солнышко и дождик

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в поезд и говорит детям: «Я  паровоз, а вы  вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,  говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд сначала в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений бега и ходьбы.

Хоровод с куклой

(проводится с двумя-тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку.

Кукла предлагает потанцевать.

Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).

Вариант игры. Игра проводится с мишкой.

Догонялки

(проводится с двумя-тремя детьми)

Материал. Кукла средних размеров.

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает и говорит: «Вот мои ребятки!»

Вариант  игры. Игра проводится с мишкой.

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2—3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Собачка ест суп, лает, говорит ребенку «Спасибо!».

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Собирание сокровищ

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком сокровища (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины.

Делаем коллаж

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. д.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т. д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться. Игра способствует развитию творческих навыков.

Ловись, рыбка

Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок (рыбки), магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому  брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать рыбок из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.

После того как будут извлечены все пробки, взрослый пересчитывает их («Вот сколько рыбы мы поймали!»), и игра начинается сначала.

Игра способствует развитию согласованности движений.

 

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Затем взрослый читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

(Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

(Выставить вперед большой палец.)

Игра с кистями рук

Ход игры. Воспитатель выполняет движения и просит ребенка повторять их.

Он опускает пальцы вниз и шевелит ими  это струи дождя.

Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем, как кисточкой, кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.

Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. д.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего ребенка, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному малышу.

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, нно-нно». (Произносит тихим голосом.) Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетание  громко и четко.

Игра развивает речевую активность.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате.

Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно.

Сдувает листочек с ладони ребенка.

Дует на цветок или травинку.

Ребенок повторяет действия взрослого.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок

Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

Книжка   угадай-ка

Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. В записной книжке через страницу (на правой стороне) наклеивают картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края.

Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

Игра развивает воображение и логическое мышление.

Игра с куклой

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т. д.

Забава с увеличительным стеклом

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти  это обычно привлекает внимание малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли, нет ли там насекомых, и т. д.

Игра развивает наблюдательность.

Прогулки по очертаниям разных фигур

Материал. Широкая плотная лента (тесьма).

Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по лентам, пятясь назад, боком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д.

Игра способствует развитию представлений о предметах.

Вместе с мишкой

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует на равных с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, тебе нравится пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

Чертим разные фигуры

Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).

Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг и после того, как закончит рисунок, говорит малышу: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает ребенку рисовать и другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает малышу действовать карандашом самостоятельно.

Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета, что поможет ребенку научиться различать цвета.

Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.

Собираем игрушки

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте ему в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте, например, такую песенку: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети 2—3 лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Передай колокольчик

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я назову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди и возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок (зайка) сидит в кругу на стуле (спит). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Позови

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть  покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть».

После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Мяч

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой.

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мне с ним играть!

После этого мячик убегает, а взрослый ловит его.

Угощение для игрушек

Материал. Детская посуда.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас будет варить для всех игрушек суп. Изображает, что наливает в кастрюлю воду из крана, насыпает крупу, помещает овощи, солит, варит, помешивая ложкой. Приглашает детей с игрушками приходить попробовать суп. Угощает игрушку каждого ребенка и спрашивает, понравился ли суп.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Мяч в кругу

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети (8—10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

Упражнение повторяется с другим ребенком.

Бегом к дереву

Ход игры. В двух-трех местах участка (к дереву, двери, скамейке) привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

Еле-еле, еле-еле

Ход  игры. Дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась за руки.

Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу сначала все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

Мы топаем ногами

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются. Игра повторяется.

Огуречик-огуречик...

Ход игры. Воспитатель (ловишка) находится на одном конце площадки, а дети на другом. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.

Воспитатель говорит:

Огуречик-огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

 

Чудесные камешки

Материал. Камешки (по два на каждого ребенка).

Ход игры. Раздайте детям по два камешка и пригласите поиграть ими: постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т. д. Потом воспитатель сам включается в игру, весело постукивая по камешкам детей и припевая.

В следующий раз можно предложить малышам забрасывать камешки в коробку, корзинку, шляпу.

Под зонтом

Материал. Яркий зонт.

Ход игры. Взрослый показывает детям яркий зонт и говорит: «Ой, кажется, дождик капает. (Вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь.) Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся! Скорее бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю. (Называет каждого ребенка по имени.) Вот как хорошо. Все спрятались под зонт.

Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!». Игра повторяется 2—3 раза.



Предварительный просмотр:

Как преодолеть трудности,

возникающие при поступлении ребёнка в МДОУ

Вспомните, бурю чувств испытали Вы, уважаемые родители, когда получили ребёнку путёвку в детский сад: радость, после долгого ожидания; страх отдать ребёнка в чужие руки. К сожалению, большинство из Вас были морально не готовы к такому своему решению. Вы открыли дверь в мир новых вопросов и проблем под грифом «мой ребёнок и сад», о которых Вы даже и не подозревали, но которые с помощью специалистов дошкольного образования необходимо решать.

На собеседовании у заведующего ДОУ при первой встрече можно определить готовность (Физиологическою и психологическою) и малыша к детскому саду. Готовить малыша необходимо минимум за месяц, лучше за полгода. Хорошо, если Вы поинтересовались режимом детского сада и стали дома придерживаться его. Надо рано вставать, вовремя принимать пищу (4-х кратно и согласно возрасту: в меню присутствуют запеканки, творожники, ленивые вареники, щи, разные супа, разнообразные каши - не только быстро растворимые, кисели, компоты, какао и т.д.). Необходимо приучить ребёнка пить кипячёное молоко (даже с пенками). Помните, что обед состоит из трёх блюд. Не надо наливать двойную порцию супа и исключать второе блюдо. Наберитесь терпения и постарайтесь научить кроху самостоятельно кушать, по силам и возможности надевать вещи. Прогулки и дневной сон организовать необходимо тоже по времени. Обязательно организовывайте общение ребёнка с другими детьми и взрослыми (на прогулке, дома и в гостях). Всё это не считается обязательными навыками при поступлении ребёнка в ДОУ, но, выработав эти умения, облегчается привыкание к детскому саду (легче проходит период адаптации). Период адаптации у всех детей разный и проходит по разному. Как ни странно, чем младше ребёнок, тем срок адаптации меньше. К садику адаптируются практически все дети.

Специалисты (психологи, педагоги и медики) считают, что острая Фаза адаптационного периода может длиться от двух недель до 6 месяцев. Только примерно у 40% детей период адаптации проходит легко. Обычно первые два, три дня малыш ходит в детский сад с удовольствием, а на четвертый, поднявшись с постели, начинает горько рыдать (кататься по полу, визжать, упираться, не даёт надеть на себя вещи), твёрдо заявляя, что в садик он сегодня не пойдёт!!! Терпение ваше на исходе. Кажется, проще всего - лечь рядом и тоже зарыдать от бессилия что-либо изменить. Неумолимо идёт приближение рабочего времени, и вы решительно сгребаете орущего дитя в охапку и ... бегом! В приёмной ребёнок яростно цепляется за вас, воспитатель пытается уговорить, отцепить извивающее тело от мамы, а вы чувствуете себя чуть ли не преступницей. Вырвавшись от ребенка, вы ходите под окнами и, видите, что ваш ребёнок успокоился и ... как ни в чём не бывало, играет с другими детьми. Что же это такое?

А это не значит, что сначала ему было хорошо, а потом вдруг стало плохо или его обидели. Это естественная, адекватная реакция нормального ребёнка на осознание ситуации: новые стены, новые люди, а мама меня почему-то оставляет (раньше такого не было). Если вы не запаникуете и не станете устраивать слёзных проводов, то такая поведенческая реакция пройдёт в течение пяти, максимум десяти дней. Всё, что от вас требуется на этом этапе, - не показывать малышу своего беспокойства, своих переживаний (помните, ребёнок всё читает по вашим глазам). Дальше идёт осторожная воспитательная работа педагогов. Отводить в сад лучше всего менее эмоциональным членам семьи. Обычно это папа. С папой расставание проходит не столь болезненно, по - деловому: сказал «надо» идти и не плакать, значит надо; пообещал, что мама придёт после сна, значит непременно придёт.

В первые две недели ребёнка лучше оставлять не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время. Не обманывайте плачущего утром малыша, обещая что, уйдёте на минуточку и вернётесь. Этим вы обрекаете его на напряжённое ожидание до самого вашего прихода! Честно скажите, что заберете, когда он покушает (поспит, поиграет или погуляет). Главное - придите, когда обещали.

Как преодолеть трудности, возникающие при        поступлении ребёнка в МДОУ

Вспомните, бурю чувств испытали Вы, уважаемые родители, когда получили

ребёнку путёвку в детский сад: радость, после долгого ожидания; страх отдать

 ребёнка в чужие руки.

 К сожалению, большинство из Вас были морально не готовы к такому своему

 решению. Вы открыли дверь в мир новых вопросов и проблем под грифом

«мой ребёнок и сад», о которых Вы даже и не подозревали,

но которые с помощью специалистов дошкольного  образования

необходимо решать.

На собеседовании у заведующего ДОУ при первой встрече можно определить

 готовность (Физиологическою и психологическою) и малыша к детскому саду.

Готовить малыша необходимо минимум за месяц, лучше за полгода.

 Хорошо, если Вы поинтересовались режимом детского сада и стали дома

 придерживаться его. Надо рано вставать, вовремя принимать пищу

(4-х кратно и согласно возрасту: в меню присутствуют запеканки, творожники,

ленивые вареники, щи, разные супа, разнообразные каши - не только

быстро растворимые, кисели, компоты, какао и т.д.).

Необходимо приучить ребёнка пить кипячёное молоко (даже с пенками).

Помните, что обед состоит из трёх блюд. Не надо наливать двойную порцию

супа и исключать второе блюдо.

 Наберитесь терпения и постарайтесь научить кроху самостоятельно кушать,

по силам и возможности надевать вещи.

 Прогулки и дневной сон организовать необходимо тоже по времени.

Обязательно организовывайте общение ребёнка с другими детьми и взрослыми

(на прогулке, дома и в гостях).

Всё это не считается обязательными навыками при поступлении ребёнка

в ДОУ, но, выработав эти умения, облегчается привыкание к детскому саду

 (легче проходит период адаптации).

 Период адаптации у всех детей разный и проходит по разному.

Как ни странно, чем младше ребёнок, тем срок адаптации меньше.

К садику адаптируются практически все дети.



Предварительный просмотр:

В детский сад  - как на праздник.

 Впервые  отдавая  ребенка  в детский сад, многие родители  переживают, как малыш воспримет  расставание. У кого-то  этот процесс  проходит  спокойно,  а в некоторых  семьях  по утрам  разыгрывается целая  драма. Как же  сделать, чтобы первые шаги  сына  или дочери в детском коллективе  были связаны с радостью, а не со стрессом?

 Когда альтернативы нет. Дети очень тонко чувствуют настроение  родителей, поэтому ваши сомнения, отдавать или не отдавать  любимое чадо в сад , не останутся  незамеченными,  что даст  ребенку  надеяться  - а вдруг  можно  все  оставить , как есть? Если  для вас , как и для большинства  современных родителей  , детсад – единственный выход , попытайтесь  донести  эту  мысль  до  малыша . Когда  он поймет , что в сад  ходить  придется  несмотря  ни на что, ему  будет легче  с эти примириться.

Медленно, но  верно. Если у вас есть, еще меся два -  до начала  посещения детсада, прогуливайтесь почаще  около него  вместе с ребенком,  познакомитесь  с детьми, воспитателями. Пример того, как другие  дети вместе играют, лучше  всяких слов  объяснит, что и в садике может быть хорошо.

Авторитет отца.  Как правило, при папе  дети ведут себя  более сдержано. Попробуйте  водить ребенка  в сад  по очереди с мужем, наверняка  слез будет  меньше.

 Обязанность  в радость. Попросите  воспитателя  найти  какое-нибудь  занятие в группе. Шефство над попугайчиком или рыбками  добавит  заинтересованности.

 Устраняем негативы. Малышу  трудно  вставать по утрам? Включайте  ему музыку или мультики, и подъем уже не будет столь мучительным.

    Позвольте ребенку  привыкать  к детсадовской  кухне постепенно. Договоритесь, чтобы  поначалу  малыша не заставляли  доедать  всю порции, если он не хочет. Можно  давать ему  с собой  фрукты, но не сладости. Глядя  на других  детей,  ваш ребенок начнет есть за компании.

Уважаемые родители.

  1. Если  Вы привели  ребенка после начала  какого-либо  режимного момента, пожалуйста , разденьте  его  и подождите  вместе  с ним  до ближайшего перерыва.
  2. Педагоги   готовы  беседовать с Вами  о вашем ребенке  утром  до 8 часов 15 минут  и вечером   после 17 часов. В другое время  педагог  обязан  работать  с группой детей и отвлекать его нельзя.
  3. К  педагогам группы  независимо от их возраста, необходимо обраться на «Вы», по имени, отчеству.
  4. Спорные  и конфликтные  ситуации (вопросы)  нужно разрешать в отсутствие детей.
  5. Если вы не смогли решить какой-нибудь вопрос с педагогом, обратитесь к методисту.
  6. Помните, что в детском саду  работает  психологическая служба, куда Вы можете  обратиться за консультацией  и индивидуальной  помощью  по всем интересующим  Вас вопросам относительно воспитания ребенка.
  7. Просим  Вас проследить, чтобы в карманах ребенка  не было острых, режущих и колющих предметов.
  8. Просим не  давать в  детский сад   жевательную резинку.
  9.  Если вы считаете  необходимым давать  ребенку  с собой   какие-то  лакомства , то, пожалуйста, ограничитесь нескольким карамельками в фантиках.
  10.  В группах  детям  не разрешается бить и обижать  друг друга; брать  без  разрешения  личные вещи , в том числе и принесенные  из дома игрушки других детей  ,  портить  и ломать  результаты  труда других детей.
  11.  Детям  не разрешается « давать  сдачи» , также как нападать  друг на друга.

Памятка.

Уважаемые родители!

Для того,  что бы ваш ребенок  быстро  и легко  привыкли  к новому  образу жизни, который  предлагает  детский сад, чувствовал себя в группе  уверенно  и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве  в период его адаптации к новым условиям.

 В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

- К новым взрослым людям,  которые будят, о нем заботятся;

- К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;

-  Обществу своих сверстников;

- Новой  пище  и условиям еды;

- Новой  обстановке для сна.

 Вашему ребенку  будет  проще  привыкнуть  ко  всему постепенно. Поэтому мы просим  вас прийти с ребенком  в то время, когда в группе  не будет других детей,  и воспитатель  сможет  познакомиться с вашим малышом, а он – изучить  нового для него взрослого человека. Ребенок  будет  чувствовать  себя уверенно, если вы будете   на первых порах  рядом с ним.

 Первую  неделю мы просим  вас приходить  в период с 9.00 до 12 .00,   накормив ребенка  дома завтраком, и  оставаться  с нами  в группе  до обеда.

 Вторую неделю  мы предложим  ребенку   обедать в группе и, возможно в конце  недели  - спать.

 Третью   и четвертую  неделю    просим  забирать  ребенка  после  дневного  сна.

 Дома в  адаптационный период  нужно относиться  к малышу более терпимо  и внимательно. Если  что-либо  волнует  вас  в связи  с детским  садом , не обсуждайте это при  ребенке, но обязательно  поделитесь всеми опасениями с сотрудниками   нашего  детского сада. Просим Вас рассказать  психологу и  воспитателям  о ребенке  как можно больше, все, что вы считаете особенно важным. Мы готовы  прислушаться  ко всем вашим пожеланиям.

 

Ребенок  собирается  в детский сад.

  1. Воспитатели  родители  устанавливают  контакт  до прихода  ребенка  в группу, беседуют  об особенностях  развития ребенка, его привычках, сообщают  ласкательное имя ребенка, к которому он привык.
  2. Не  изменяйте  резко   привычный   уклад  жизни  детей. Домашний   режим  желательно   приблизить к садовскому,  не позднее, чем за месяц.
  3. Желательно  отучить ребенок  от вредных привычек:  кормления с книжкой, засыпания  с укачиванием,  присутствие  взрослого  у  кровати  во время  сна, абсолютная   тишина и темнота.
  4.  Старайтесь  соблюдать  возрастной   режим:  длительное  (не менее4 часов зимой)  пребывание на воздухе;  массаж, гимнастика, закаливающие процедуры. При пониженном аппетите не кормите насильно. Соблюдайте питьевой режим.
  5.  Упражняйте (не заставляйте) ребенка  в  самостоятельности: есть ложкой, пить из чашки, играть игрушками.
  6. Развивайте  у ребенка  навыки  общения  со сверстниками, доброжелательное  к ним отношение.

Ребенок начал посещать детский сад.

  1. В первые  дни приводить ребенка  только на прогулку  или в вечернее время,  чтобы  ребенок видел ,как родители  приходят за детьми.
  2. Сократите  время пребывания детей  в группе  на первых порах  до минимума. Не более  трех часов. Дома уделить  внимания  режиму, приблизив  его к садовскому.
  3. Родители   могут  пройти  в группу, рассмотреть  игрушки, поиграть с детьми.
  4. Взятая с собой из дома  игрушка  напомнит о семье, снимет напряжение у ребенка.
  5. Обстановка  в семье  должна быть спокойная, обращение с малышом ласковое и  участливое.
  6.  На время ограничите  для ребенка новые  впечатления – не кормите новыми блюдами, не покупайте новых игрушек, не принимайте гостей  и не ходить в гости самим.
  7.  В период   адаптации   старайтесь  не наказывать  малыша , лучше переключайте внимание    ребенка  на что-нибудь интересное .
  8.   В выходные  дни  следуйте  садовскому режиму.
  9.  Как  правило , все  дети , поступающие в ясли , на 5-й    - 7 –й день заболевают ОРВИ. Поэтому  желателен  перерыв  в посещении  с 4-го  по 9-й ,10-й день.
  10.  Родителям  необходимо  набраться  терпения  и оптимизма -поменьше тревожиться.

Помните: Ваша тревожность передается детям.

 В детском саду работают люди  безгранично преданные  детям  и своему труду. Доверяйте  им , не забывайте  с ними  советоваться.



Предварительный просмотр:

Сборник  рекомендаций  

В период адаптации к детскому саду

Подготовка ребенка к детскому саду

Вы решили привести ребенка в детский сад. Это очень важный и ответственный шаг в жизни Вашего малыша, ведь в детском саду он начнет активно развиваться и  взрослеть, войдет в коллектив сверстников и научится строить социальные отношения.

Процесс перехода из домашней обстановки в детский сад очень болезненно переживается ребенком, поэтому ему необходимо помочь еще на этапе подготовки к детскому саду. Начните выполнять наши рекомендации примерно за три месяца до начала посещение детского сада и тогда Ваш ребенок легче пройдет процесс адаптации.

  1. Для начала познакомьте ребенка с детским садом. Расскажите, что скоро он придет сюда и найдет много друзей. Чаще гуляйте около сада, если представится возможность – на площадках. Оставшись без мамы в детском саду,  ребенку важно оказаться в знакомой обстановке.
  2. Обычно родители очень переживают и тревожатся за свое чадо. Как он будет в детском саду без маминого присмотра? Не будут ли его обижать? Полюбит ли его воспитатель? Вкусно ли будут кормить? Много разнообразных вопросов интересуют и тревожат родителей. Это совершенно нормальное состояние мамы и папы. Но постарайтесь, чтобы ребенок не присутствовал при ваших обсуждениях подобных вопросов, так как дети существа очень чуткие и легко ловят настроение взрослых, а значит, и сами начинают испытывать тревогу.
  3. Узнайте  распорядок дня в детском саду и начните его придерживаться дома. Приучайте ребенка есть, спать, гулять примерно в то же время, что и в детском саду. Дети существа, которым необходима стабильность в жизни. Резкая смена уклада жизни и распорядка дня не очень благоприятно сказывается на психическом состоянии малыша. Помогите ему. Пусть режим детского сада станет для него привычным, а тем самым знакомым и естественным.
  4. Приучайте ребенка к самостоятельности. Замечено, что лучше адаптируются те дети, которые меньше нуждаются в помощи взрослого. Приучите ребенка есть ложкой, пить из кружки, одеваться и обуваться. Может малыш еще не сможет застегнуть сложную застежку на сандале, но одеть его на ножку ему вполне по силам. Приучите просится и самостоятельно ходить на горшок.
  5. Отучайте ребенка от вредных привычек! Одноразовые подгузники, соски и бутылки должны остаться в прошлом. Пользование этими предметами дома сильно тормозит развитие самостоятельности ребенка.
  6. Укрепляйте иммунитет ребенка. Придя в детский сад, ребенок начинает часто болеть. Основные причины две: снижение иммунитета на фоне стресса, который испытывает каждый ребенок на первых этапах посещения детского сада, а так же разнообразие микрофлоры, с которой сталкивается ребенок в детском саду. Поэтому очень важно еще до начала посещения детского сада закаливать малыша, давать ему комплексы витаминов и минеральных веществ.
  7. Расскажите ребенку, что в детском саду его ждут друзья, которые будут его любить. Расскажите, что с бедами и трудностями ему поможет справиться воспитатель или няня.
  8. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Это страшное слово «адаптация»:

Что это такое и как с ней быть?

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает  этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

  1. Возраст;
  2. Состояние здоровья;
  3. Уровень развития навыков самообслуживания;
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.


Ребёнок поступает в детский сад.

Как помочь ему адаптироваться?

Вы привели ребенка в детский сад. Период, когда ребенок привыкает к детскому саду, называют адаптационным. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Как можете вы, уважаемые мамы и папы, помочь своему ребенку легче пережить период адаптации? Вот наши рекомендации:

 

1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов.
4. Приучайте ребенка к самостоятельности. Замечено, что лучше адаптируются те дети, у кого развиты навыки самообслуживания.
5. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.
6. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.
7. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!
8. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
9. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
10. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

11. Развивайте доброжелательное отношение ребенка к детскому саду, к воспитателям, няне.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом, проявляйте к нему больше любви, заботы и ласки. Ведь ребенку ничего так не нужно, как любящие мама и папа.


Как помочь ребенку снять

эмоциональное и мышечное напряжение? 

       В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

         Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

        Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.

       

       Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то   неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

      

      Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.

       Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!


Если ребенок сосет палец.

Почти все дети время от времени сосут свои пальцы в течение первого года жизни; у многих такая привычка появляется еще в утробе. В этом нет ничего удивительного. У младенцев рот - это не только орган для поглощения пищи, но также и средство познания окружающего мира и получения удовольствия. В первый раз руки могут попасть в рот случайно, но ребенок быстро узнает, что пальцы во рту дают приятное ощущение. В дальнейшем такая привычка может закрепиться.

Если в младенческом возрасте эта привычка не вызывает у родителей беспокойства, то ближе к 3 годам мамы и папы начинают задаваться вопросом: а нормально ли это? Психологи и врачи считают, что в привычке сосать палец нет ничего страшного. Большинство врачей согласны с тем, что это просто  особенность поведения, присущая определенному возрасту, которая пропадает после того, как ребенок становится старше, и не следует пытаться отучать его от сосания большого пальца, пока ему не исполнится 4 года.

Исследования показывают, что почти половина всех детей в той или иной степени сохраняют эту привычку, даже когда выходят из младенческого возраста. Пик приходится на возраст между полутора и двумя годами. Почти 80% детей оставляют ее к 5 годам и 95% - к 6 по собственной инициативе.

Так что можно позволить ребенку сосать палец, если ему хочется. Если сосание пальца будет мешать ребенку использовать руки для знакомства с окружающим миром, время от времени вынимайте палец у него изо рта и отвлекайте внимание ребенка игрушками, играми с руками или пальцами ("ладушки", "маленький паучок", например) или подтягивая его за руки в стоячее положение, если это ему нравится.


Если ребенок кусается.

Впиваться зубками в мягкие части партнера по играм, — очень распространенное явление среди детей младшего возраста. Дети начинают кусаться вскоре после появления первых зубов. Такое поведение обычно проявляется в возрасте одного-двух лет. Особенно склонны кусаться дети сверхчувствительные, импульсивные, легко ранимые. Как правило, к возрасту, когда пора поступать в детский сад, малыши вырастают из этой привычки, научившись выражать свои желания более приемлемыми с точки зрения цивилизованного общества способами.

Но иногда эта привычка может вновь актуализироваться, когда ребенок начинает посещать детский сад.

Почему они кусаются?

  1. Бывает, что малыш таким образом поступает, пытаясь исследовать окружающий его мир. В этом случае взрослый конечно же должен твердо сказать «нет», «нельзя», объяснить, почему нельзя, и предоставить ребенку приемлемый способ реализации его потребности. Можно дать ребенку резиновое кольцо для кусания, кусочек хлеба, печенье или показать ему какой-нибудь интересный предмет, который заинтересует малыша.
  2. Иногда кусание может стать выражением чувства беспомощности перед действительностью, следствием испытанного дискомфорта, с которым ребенок не умеет справляться сам. Например, если ребенок привык играть дома в одиночестве, но вынужден целый день находиться в окружении многих людей, он может выразить свое несогласие, протест в виде агрессии, укусов. Тогда укус станет формой самозащиты ребенка. В этом случае взрослый, заметив усталость и раздражительность ребенка, должен показать ему, где он может поиграть один, побыть в уединении. Или если ребенок не успокаивается, полон агрессии, лучше дать ему возможность выпустить «пар»: сбить кегли, бросить мяч, постучать резиновым молотком и т. д. или просто взять его на руки, почитать книгу.
  3. Порой ребенок кусает того, кто ему больше всех нравиться. В этом случае – кусание – акт принятия одного ребенка другим. В этом случае нельзя наказывать ребенка. Стоит обратить его внимание на то, что он сделал больно и предложить пожалеть «жертву». В этом случае отлично действует правило: «Не кусай! Лучше поцелуй!»
  4. Стресс способен усилить побуждение кусаться. Например, ребенок перешел в новые ясли, где все вокруг новое, или устал от перенасыщенности занятиями. Некоторые специалисты полагают, что привычка кусаться получает такое сильное распространение среди малышей именно из-за стресса, вызванного длительным пребыванием в яслях.

Что делать, если ваш ребенок  кусается в группе детского сада? Прежде всего, стоит выяснить вместе с воспитателем причину, которая спровоцировала укус. Через укус ребенок удовлетворяет какую-то потребность: в исследовании окружающего мира, в защите и безопасности или любви и принятии. Когда вы поймете, что же толкает вашего малыша кусаться, подумайте: какой другой способ удовлетворения потребности малыша можно найти и подскажите его ребенку.

Если укусили вашего малыша, не стоит приучать его давать сдачи и кусаться в ответ. Таким образом вы только стимулируете развитие агрессивного поведения у своего ребенка. Нужно пожалеть «жертву» вместе с «агрессором». Помогите детям подружиться. Иногда кусание – это просто способ сблизиться.

Помните, что дети учатся на примерах окружающих. Если в вашем арсенале поведенческих стратегий присутствует только агрессивные реакции, то вероятность того, что ребенок будет кусаться возрастает многократно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовая ширма для родителей "Веселая гимнастика"

Советы  воспитателя по физической культуре...

Памятка-ширма Адаптация к ДОУ

Памятка-ширма по вопросам адаптации к условиям ДОУ...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...

Что такое адаптация и к чему быть готовым

Адаптация - это термин, обозначающий привыкание, приспособление. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новую, непривычную обстановку, которая может стать причиной эмоциональног...


 

Комментарии

Спасибо.Очень интересный материал
Лейман Юлия Александровна

я рада , что Вы воспользовались этим материалом