Формирование исследовательской культуры воспитателей на основе использования методик диагностирования детей коррекция их способностей»
методическая разработка по теме

Лейман Юлия Александровна

 

 

Основные подходы к организации диагностической работы.

    Внедрение ДР в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

     1.Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного

подхода предполагает построение пед.процесса на диагностической основе.

     2.Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения инд.способностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающимися (воспитанниками)

коррекционно-развивающую работу (с группой или инд-но)», «изучать

инд. Способности, интересы и склонности детей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Консультация:« Формирование исследовательской культуры     воспитателей  на основе использования методик диагностирования  детей    коррекция  их  способностей»

                              ПЛАН

  1. Основные подходы к организации диагностической работы.
  2. Цели диагностической работы.
  3. Виды диагностики.
  4. Сущность педагогической диагностики.
  5. Принципы организации диагностической работы.
  6. Краткий обзор диагностических методик и тестов.

           

                                                                                            Ст.воспитатель:  Лейман Ю.А.

                             

Основные подходы к организации диагностической работы.

    Внедрение ДР в деятельность дошкольных образовательных учреждений

обусловлено несколькими обстоятельствами:

     1.Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного

подхода предполагает построение пед.процесса на диагностической основе.

     2.Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения инд.способностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающимися (воспитанниками)

коррекционно-развивающую работу (с группой или инд-но)», «изучать

инд. Способности, интересы и склонности детей».

Таким образом, проведение диагностической, а на её основе и коррекционно-

развивающей работы, является должностной обязанностью воспитателя.

Требования к квалификации пед. Работников учреждений образования ещё более определённо утверждают, что педагог второй, первой и высшей квалификационной категорий должны владеть и применять в практической деятельности «методы и средства пед. Диагностики».

      3. В настоящее время остаётся дискуссионным, что понимать под результатом деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Если исходить из того, что результатом пед.деятельности являются изменения в развитии ребёнка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, то определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей

до и после проведения образовательной работы.

               Одной из наиболее острых проблем организации ДР в дошкольных учреждениях- методическое обеспечение. Начиная с середины 80-х годов

Резко возросло количество публикуемых ДМ, однако среди них лишь незначительное число является профессионально разработанными.

Обладая недостаточной теоретической подготовленностью, работники ДОУ испытывают затруднения в выборе – приобретают и используют методики.

Происхождение, а следовательно, и результаты обследования которых являются  сомнительными. Кроме того, увлекаясь процедурой обследования, педагоги мало уделяют внимания составлению рекомендации по результатам диагностики и дальнейшему планированию коррекционной работы.

               ЦЕЛИ  ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ

1.Выявление особенностей для последующего учёта при планировании и

   проведения образовательного процесса.

(работа с группами, подгруппами) – это предполагает составление инд. программы развития, или, как минимум, рекомендаций.

   В настоящее время такая диагностика чаще встречается в дошкольных и школьных образовательных учреждениях компенсирующего  и комбинированного вида.

2.Выявление негативных тенденции в развитии для определения необходимости последовательного углубленного изучения.

    Диагностика с этой целью носит профилактический характер  и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углубленном обследовании или консультации у специалиста.

Например: трудности в обучении.

Диагностика с профилактической целью является наиболее распространённой В ДОУ.

3.Выявление изменений в развитии для определения эффективности пед. деятельности.

Например: учебные навыки, развитие игровых умений и т.д.

                          ВИДЫ  ДИАГНОСТИКИ

  1. Управленческая:   предмет диагностики – деятельность

                образовательного  учреждения.

2.  Медицинская:      предмет диагностики – состояние

               здоровья и физического развития ребёнка.

  1. Психологическая:  предмет диагностики – психическое

                                  развитие ребёнка.

4.  Педагогическая:    предмет диагностики – освоение

                ребёнком образовательной программы.

        ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА

    ПД  даёт возможность более полно и целенаправленно использовать

Методику пед. процесса, регулярно и последовательно информировать педагога о промежуточных и конечных результатах процесса обучения и воспитания.

    Следует подчеркнуть, что ПД имеет 2-х сторонний характер.

    -направлена на развитие                      направлена на развитие и

     детей, улучшение                                совершенствование самого

     условий образования,                         педагога, повышение уровня

    его эффективности.                              рефлексии, позволяющей

                                                                    понять особенности (+ и - )

                                                                    своей деятельности.

       Особенностью этого вида диагностики является то, что для каждой

образовательной программы должна быть своя  диагностическая программа.

       В некоторых ДОУ пытаются использовать диагностические программы,

не соответствующие реализуемым образовательным программам.

      «РАЗВИТИЕ» - есть своя ПД.

       Остальные образовательные программы либо имеют отдельные

части диагностической   программы  ( «ДЕТСТВО», «ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В Д/С» ), либо не имеют вообще.

                ПРИНЦИПЫ  ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ

                               1.Принцип законности

                               2.Принцип научности

                               3.Принцип этичности

   (нормы: благополучия, компетентности, беспристрастности,

                  конфиденциальности, осведомлённого согласия)

                               4.Принцип оптимальности

     (минимальными усилиями получено максимальное кол-во

                  диагностической информации)

ТРЕБОВАНИЯ  К  ЗАКЛЮЧЕНИЮ (диагнозу) – анализу результатов:

1.ДИАГНОЗ должен включать 3 уровня (по Л.С.Выготскому):

   - симптоматический, который ограничивается констатацией определённых    

     особенностей.

     Например:  ВПФ, уч. навыков, т.е. своего рода ответ на вопрос –

                        - Какой это ребёнок? В чём его особенность?

   - этиологический, учитывает не только наличие каких-либо особенностей,

     но и вызывающие их причины, т. е. отвечает на вопрос –

                        - Почему ребёнок такой?

   - типологический, определяет место и значение полученных  данных в

         целостной, динамичной картине, т.е. отвечает на вопрос –

                        - Что значит сейчас и что это будет значить в будущем для

                           ребёнка

 2. ДИАГНОЗ должен включать формулировку, которая определяет его

        предположительный характер:

       «На основании полученных данных можно предположить…»

        Это позволяет критически относиться к результатам диагностики,

        не воспринимать их как приговор.

3. ДИАГНОЗ должен заканчиваться рекомендациями, соответствующими целям диагностики, т.е. должен давать ответ на ? о том, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности,

как выстраивать инд. работу.

     Каждый педагог должен осознать значимость диагностической работы

для себя самого и для коллектива в целом, т.к. от этого зависит выполнение

поставленных целей и задач ДОУ.