Деловая игра "Связная речь и познание мира"
методическая разработка на тему

Деловая игра позволяет активизировать педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_svyaznaya_rech.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Связная речь и познание мира»

Л.В. Романенко, Н.Г.Кондрашова

Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей.

5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

6. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники: 

- педагоги всех возрастных групп (20 человек);

Регламент: 1 час

Предварительная работа: 

- изготовление дидактических пособий по развитию мышления и речи;

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

- проведение тематической проверки

Методическое обеспечение:

1. Методы активного обучения:

- неимитационные (дискуссия);

- имитационные;

- игровые методы;

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).

Реквизит: 

- выставка литературы и дидактических пособий

- комплект флажков, музыкальные молоточки;

- мультимедиа проектор с экраном

- ноутбук, видео записи высказываний детей, слайд-шоу по ходу игры.

Информационный банк: 

- подбор соответствующей литературы (периодические издания, методическая литература, ресурсы Интернет).

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап (5 минут).

2. Содержательный этап (10 минут).

3. Игровой этап (55 минут).

4. Заключительный этап (10 минут).

Ход деловой игры

1. Мотивационно – организационный этап.

В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем?».

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина». А так же нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников.

2. Содержательный этап

Мы попадаем на страницу «Разминочная»

Объединившись в группы по параллелям: воспитатели 1 младших групп, 2 младших, средних, старших и подготовительных к школе групп, вашему вниманию будет предложен белоснежный цветок – ромашка. 

-Предлагаю каждой группе сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, уважаемые эксперты заслушают ваши определения.

Предлагаем вспомнить:

1. Знания — усвоенная познавательная информация, которая включает конкрет ные факты, правила, законы и законо мерности, устанавливающие связи между фактами и явлениями.

2. Умение — сформированная способ ность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Проявля ется в деятельности.

3. Навык — автоматизированное уме ние, выражающееся в способности бы стро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполне ния определенных действий.

4. Методы обучения — способы работы педагога, с помощью которых достига ется усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познава тельных способностей.

5. Прием — часть метода. Это способ педагогических действий в определенных условиях. Приемы носят частный харак тер и не имеют самостоятельной педа гогической задачи.

6.         Что относится к словесным методам и приёмам обучения? ( пояснение, рассказ, чте ние, беседа).

7.        Что такое диагностика?

Диагностика — количественная оцен ка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью спе циально разработанных учебных методик.

8.        Что такое мотивация?

Мотивация — процесс побуждения детей к речевой деятельности для дости жения целей орга низации занятия

9. Рассказ – это последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала.

10. Беседа – это диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний.

Мы попадаем на «Страницу дискуссий»

На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста.

Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.

1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

v Достаточно занятий по развитию речи

v Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром; коллективный труд; прогулки; режимные моменты; игры.

2. Ваша позиция по отношению к детям на занятиях по развитию речи:

Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?

3. Вы являетесь сторонником тишины и строгой дисциплины на занятиях по развитию речи? Считаете ли вы необходимым организовать деловое общение детей друг с другом во время занятия? Если да, то почему это общение необходимо?

4. Какие методические приемы вы используете для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей на занятиях по развитию речи:

v Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;

v Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги);

v Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность участников.

5. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…

· Последовательность изложения в соответствии с планом

· Выделение и повторение главной мысли, идеи

· Достоверность, убедительность сообщаемого факта

· Простота и доступность речи воспитателя

· Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу

· Краткость рассказа педагога

-Так ли это?

Итак, обобщая ваши высказывания можно сформулировать следующие педагогические условия успешного и полноценного познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста (приложение).

3. Игровой этап

Страница «Объяснялки»

На этом этапе мы проверим вашу находчивость и сообразительность в области развития представлений об окружающем у детей у дошкольного возраста.

Предлагаются видео запись детских высказываний, а педагог, стоя спиной к экрану, и не видя подсказки на экране, должен догадаться, о чём идёт речь.

За правильный ответ педагог получает фишку с изображением книги или детской улыбки.

Литературная страница «Эрудированный педагог»

На полу раскладываются дорожки из обручей, переходить из обруча в обруч могут только после правильного ответа. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.

1.Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2.Как звали трех поросят в одноимен ной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

3.Назовите украинскую сказку, со звучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок».
(«Рукавичка».)

4.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

5.Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

6.Известный советский писатель, написавший большое количество стихо творных сказок для детей. (Корней Ива нович Чуковский.)

7.Назовите наиболее известные сказ ки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8.Из какой сказки заимствовано кры латое выражение: «Ловись рыбка боль шая и маленькая!»? («Лисичка-сестрич ка и Серый Волк».)

9. Самый высокий герой Сергея Ми халкова. (Дядя Степа.)

10 .        О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

11.        Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

12.        Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а по том полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

13.        Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

14.В какой сказке девочка смогла про лезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

15.Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

16.В какой сказке народов Севера де вушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)

17.Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

18.Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

19.Автор сказки «Серебряное копыт це»? (Бажов.)

20.Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)

21.Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

22.Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

23.Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. («Дюймовоч ка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)

24.Из какого произведения эти стро ки и кто их автор?

Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий... (А. С. Пушкин «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».)

25.Сказка, в которой один герой гово рит другому: «Как выпрыгну, как вы скочу — полетят клочки по закоулоч кам!»? («Заюшкина избушка».)

26.Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

27.В какой сказке содержится предуп реждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

28.Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

29.В какой сказке и кто прятал траву под периной? («Мороз Иванович».)

30.Из какого произведения эти стро ки: «Почему у вашей дочки серые щеч ки?

- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)

31.В какой русской народной сказке лиса выступает положительной герои ней и за хорошее дело ей в конце да рят белую курицу? («Снегурушка и лиса».)

32.В какой сказке девушка преврати ла птиц в людей, используя для этого крапиву? («Дикие лебеди».)

33.Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

34.Как звался серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов, спина ду гой, хвост трубой, усы щеточкой? (Кот-воркот, Котофей Котофеевич.)

35.В какой сказке народов Севера мать превратилась в птицу из-за непослушных детей? («Кукушка».)

Страница «Ярмарка педагогических идей»

В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить выставку дидактических пособий по развитию речи детей. Ваша задача -сделать презентацию этим пособиям для ваших соперников. Презентация должна проходить по следующему плану:

1. Для какого возраста предназначено данное пособие.

2. Какие цели оно преследует.

(Презентация дидактических пособий)

Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку увиденному. Насколько педагоги методически готовы к познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста?

4. Заключительный этап.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Связная речь и познание мира»

Цель деловой игры: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей.Задачи: 1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошко...

Деловая игра «Связная речь и познание мира»

Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА"

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА"Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей.Задачи:1. Активизировать з...

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, развитию речи и познанию мира с элементами речевого творчества на тему: «Поможем Интернешке!»

Ø Закрепление знаний о гласных и согласных буквах, их характеристиках, особенностях.Ø Закрепление знания правильного печатного изображения букв алфавита.Ø Совершенствование навыка слого-звукового анал...

Нетрадиционные техники рисования как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья об использовании нетрадиционной техники рисования "Эбру" в творческом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....

Деловая игра «Связная речь и познание мира»

Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей.Задачи: 1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников...