Метод проектов в работе ДОУ.
методическая разработка по теме

Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять  в практическую деятельность работы детского сада. Проектный метод как средство внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, повышение качества образования. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы в ДОУ; ориентирует педагогов педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознание их необходимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Место проекта в образовательном процессе ДОУ»

Старший воспитатель МБДОУ детского сада  присмотра и оздоровления №52: Пискунова Алла Алексеевна

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы  будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять на, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы».                                    

М.Монтессори                

Слайд 1:

«Не дай Вам БОГ жить во время перемен», - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов.

Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.

Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Слайд 2:

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.

Сегодня, как никогда, возросли требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму, а это предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагогов.    Главными задачами стали: обеспечение более высокого уровня профессионализма и педагогической компетентности.

Слайд3.

Прежде чем приступить к использованию метода проектов в работе ДОУ была проведена определенная работа по повышению педагогической компетентности воспитателей.

Одной из форм повышения педагогического мастерства является самообразование. Я как старший воспитатель, помогла определить тему самообразования, подобрать методические материалы, педагогические технологии.

Тематика самообразования многих воспитателей нашего ДОУ соответствует теме инновационного проекта ДОУ.

Педагоги стремятся к самообразованию; обучаются на дистанционных курсах ПК, используют ИКТ, интернет в организации работы с детьми, родителями(90% педагогов используют интернет, ИКТ в самообразовании);  активно участвуют в методической работе ДОУ, города. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов использую разнообразные формы методической работы: дискуссии, круглые столы, брифинги, деловые игры, семинары и др.

Сегодня каждый педагог должен быть готов к творческой деятельности, так как это залог его успешности, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг. Только творческий педагог может воспитать творческую личность.

Последнее время в системе образования – это время инноваций.  Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

I ШАГ изучение и анализ педагогического коллектива с учетом оценки уровня готовности педагогов к восприятию новшеств 

Информационный мониторинг - с целью сбора, накопления и систематизации материала в методкабинете оформляется  блок                          “Инновационная деятельность в ДОУ»  в него входят:   Карта                                  «Характеристика инноваций и нововведений» «Инновационная  карта»  

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования,  провела  анкетирование педагогов. В результате было выявлено ряд проблем:

  1. низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
  2. нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
  3. низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Определились группы педагогов по степени оценки их новаторства:

1 группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. 3 чел.-30%.

2 группа   «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег. 5 чел.-50%.

3 группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности. 2 чел.-20%.

II ШАГ:    непрерывное повышение квалификации  и компетентности педагогов. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

традиционные:

работа в едином образовательном пространстве

проблемные семинары

семинары-практикумы

дни открытых дверей

творческие микрогруппы

наставничество

эстафеты педагогического мастерства

педагогические советы

повышение квалификации

инновационные:

«копилка» педагогического мастерства

мастер-классы

проектная деятельность

создание банка инновационных идей

творческие конкурсы

издательская деятельность

«Теоретические основы проектной деятельности», «Методический проект как форма организации единого образовательного пространства». « Место проекта в педагогическом процессе ДОУ», защита творческих проектов.

III ШАГ разработка творческих проектов, внедрение в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.

IV ШАГ  Выявление  и распространение  инновационного опыта  на муниципальном, региональном и федеральном уровнях на сайтах педагогических работников ДОУ, публикаций в профессиональных журналах. Результатом работы каждого педагога является формирование личного портфолио.

Слайд 4:                 Типы проектов по Л.В.Кисилёвой.

Проекты вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, ролево -  игровые,  практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

Слайд 5:  « Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка».

 Так что же собой представляет ПРОЕКТ?

Очень легко запомнить и уяснить , что проект – это 5 «П»:

  1. Проблема;
  2. Проектирование или планирование;
  3. Поиск информации;
  4. Продукт;
  5. Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Слайд 6:                         «Тема проекта- то, что мы узнаём.

Проект- то, что мы делаем».

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом, Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на тот период, который рассчитан на его длительность. При этом учитываются виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды, способствующей изучению темы проекта.

Слайд 7: Задачи развития общие для возрастных особенностей.

Но при этом роли  педагога и детей на каждом этапе разные:

  1. При вхождении детей в проблему - главная роль отводится педагогу.
  2. Решая  проблемную ситуацию  проявляется совместная деятельность, сотрудничество взрослого с ребёнком.
  3. Практические опыты, начало поисковой деятельности - ведущая роль отводится ребёнку.

В младшем дошкольном возрасте ведущая роль отводится взрослому (педагоги, родители).

Слайд 8, 9:

Если мы сравним два возрастных этапа, то четко можно увидеть, что уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта.  Главное действующее лицо в старшем дошкольном возрасте - ребёнок. Это ядро вокруг, которого строится вся дальнейшая работа по методу проекта.

Слайд 10:

Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

Слайд 11:

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом  требования ФГТ. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Слайд 12: «Навыки общения с ребёнком»

Каким навыкам общения нужно научить наших педагогов, которые работают по методу проектов?

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

На этапе сотрудничества педагога с ребёнком меняется и стиль общения. Педагог - партнер, основной стиль общения - диалог, дискуссия. Педагог может пересказать ребёнку то, что он сказал ранее, подвести итог сказанному, но самое главное – необходимо задавать как можно больше поисковых, провокационных вопросов. Дать возможность ребёнку быть исследователем, первооткрывателем.

Слайд 13: « Роль педагога при взаимодействии с семьёй»

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

Слайд 14:

 В заключение хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.

 Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.

Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно – издательский центр АТиСО, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №52 Место проекта в образовательном процессе ДОУ Составила: старший воспитатель Пискунова Алла Алексеевна г. Армавир, 2012г.

Слайд 2

МЕСТО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ « Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы ». М.Монтессори

Слайд 3

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся» систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности, но затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребёнка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Слайд 4

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ О БРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПОСОБНОСТЬ ВЫЯВЛЯТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМЫ ДОУ Способность осуществлять планирование в рамках проектной деятельно сти Способность формулировать систему целей проводимых проектов Овладение различными методиками творческой деятельност и Способность ввести проект в деятельностное поле группы детей Четкое представление о проекте в образовании как явлении Способность разрабатывать и реализовывать проекты Способность работать в команде

Слайд 5

ПРОЕКТ-это « пять П» 1 - П роблема; 2 - П роектирование (планирование); 3 - П оиск информации; 4 - П родукт; 5 - П резентация. Шестое « П » проекта- это его портфолио , папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

Слайд 6

ТЕМА ПРОЕКТА – ТО, ЧТО МЫ УЗНАЕМ ПРОЕКТ – ТО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ТЕМА макеты слайд-шоу схемы модели выставки альбомы книжки презентация видеоролик

Слайд 7

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ ( по Л.В.Киселёвой ) ТИП ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ДЕТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ, А ЗАТЕМ ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАРШАЯ ГРУППА РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР. МЛАДШАЯ ГРУППА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СБОР ИНФОРМАЦИИ, ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ (ДИЗАЙН ГРУППЫ). СРЕДНЯЯ ГРУППА ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ- ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК, ДИЗАЙН И Т.Д. МЛАДШАЯ ГРУППА

Слайд 8

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Слайд 9

В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Слайд 10

В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 11

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В ПРОЕКТЕ Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап Формулирует проблему, цель. Вводит игровую ситуацию. Формулирует задачи. Вхождение в проблему. Вживание в ситуацию. Дополнение задач проекта. 2 этап Помогает в планировании работы. Организует деятельность. Объединение в группы. Распределение ролей. 3 этап Оказывает практическую помощь. Направляет и контролирует осуществление проекта. Формирование З У Н. 4 этап Подготовка и участие в презентации проекта. Подготовка продукта деятельности к презентации. Представление.

Слайд 12

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ ПОЗНАНИЕ Ведущая деятельность: Познавательно-исследовательская. ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ Ведущая деятельность: Чтение. КОММУНИКАЦИЯ Ведущая деятельность: Коммуникативная. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Ведущая деятельность: Игровая. ТРУД Ведущая деятельность: Трудовая. БЕЗОПАСНОСТЬ Интеграция разных видов деятельности. ЗДОРОВЬЕ Интеграция различных видов деятельности. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Ведущая деятельность: Двигательная. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с семьей и социальными партнерами. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Ведущая деятельность: Продуктивная. МУЗЫКА Ведущая деятельность: Музыкально-художественная. РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ Интеграция разных видов деятельности.

Слайд 13

НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ Посылайте невербальные сигналы. Следите за тоном голоса, выражением своего лица, жестами. Только положительные!! Мягко направляйте ребёнка. Больше вопросов! Перескажите, то что сказал ребенок. Подведите итог сказанному. Сделайте паузу. Дайте время на размышление. Это улучшает качество диалога, дискуссии .

Слайд 14

РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ СОТРУДНИЧЕСКАЯ: Задаёт вопросы; Ищет решение проблем вместе с родителями; Спрашивает родителей о ребенке и вместе оценивают развитие; Узнает цели пожелания родителей; Понимает, что всегда хорошо получить новую информацию на это ориентирует родителей. Обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать; Помогает родителям увидеть их сильные стороны, готов учиться у родителей. ТРАДИЦИОННАЯ: Должен руководить; Сам всё знает; Ставит цели; Оценивает результат; Знает ответы на все вопросы; Даёт задание на дом; Ожидает, что родители считают его знатоком . ?

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Ф.Бэкон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в работе с дошкольниками"

Презентация к теоретическому семинару для воспитателей раскрывает цели и задачи проектной деятельности, основные требования к использованию, содержание работы по возрастам....

Метод проектов в работе с детьми

В статье затрагивается проблема интеграции при использовании проектного метода. Описываются особенности подготовки педагога к осуществлению проектной деятельности, этапы работы над проектом, виды прое...

«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности....

Метод проектов в работе с дошкольниками.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятель...

"Метод проектов" в работе с дошкольниками

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обоз...

Метод проектов в работе с дошкольниками.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидател...

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитаниюСовременные исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые в...