Модель воспитательной ситсемы МБДОУ№315
творческая работа учащихся по теме

Маркова Екатерина Викторовна

материал представляет собой  систему воспитальной работы по формированию нравственных качеств у дошкольников.Также предлягается целевая программа по патриотическому  воспитанию  м  и проеткная деятельность МБДОУ№315

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie__modeli_vospitatelnoy_sistemy.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

Модель воспитательной системы

МБДОУ№315

г.Челябинска

зам.зав.по ВМР Маркова Е.В.

Содержание:

наименование раздела

страница

Содержание

1

Паспорт МДОУ№315

(визитная карточка)

2

Описание модели воспитательной системы

3

Педагогическое целеполагание

6

Системообразующие (основные ) виды совместной деятельности детей и взрослых

8

Механизмы взаимодействия  воспитательной системы МДОУ с социумом

9

Особенности управления  образовательным учреждением как воспитательной системой

18

Диагностика и анализ воспитательного  процесса

22

Приложение к описанию воспитательной системы МДОУ№315

24

Приложение №1 «этапы выполнения проектной работы»

25

Приложение №2 «Системная паутинка по реализации проектного метода»

26

Приложение №3  «Целевая программа «Я- гражданин»

27

Использованная литература, интернет-ресурсы

42

Паспорт

МДОУ центр развития ребенка- детский сад № 315

города Челябинска

       Тип учреждения – Центр развития ребенка детский сад первой категории

       Руководитель– Хайбулова Галина Владимировна, высшая квалификационная категория.

Режим работы МДОУ : с 700 до 1900

пятидневная рабочая неделя

Количество дошкольных групп – 11,

из них:

*1 группа раннего возраста,

*5 групп коррекционных,

 *5 групп общеразвивающие

* логопункт ранней коррекции

  1. 1 группа кратковременного пребывания

Кадровый потенциал.

В учреждении работают 35 педагогов.

     Все имеют специальное педагогическое образование и квалификационную категорию. Из них:

высшую-12,

первую –21

вторую –2,

высшее образование –21,

среднее педагогическое – 1

Приоритетные направления:

  1. Коррекция речевых отклонений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Художественно – эстетическое воспитание.

3.Физкультурно-оздорорвительное направление

   

 Под руководством опытных наставников наши воспитанники успешно выступают в различных творческих и спортивных мероприятиях района

Педагоги ДОУ  неоднократные участники  и победители   районных и городских конкурсов профессионального мастерства  «Педагог третьего тысячелетия»

2007 год

Плотникова Олеся Александровна

Антонова Наталья Николаевна

победитель районного и  лауреат городского конкусра «Педагог третьего тысячелетия»-номинация «Учитель-логопед»

лауреат  районного конкурса ««Педагог третьего тысячелетия»-номинация «Воспитатель ДОУ»

2008 год

Ледовских Ирина Владимировна

победитель районного и  городского конкусра «Педагог третьего тысячелетия», бронзовый призер первого областного конкурса «Педагог ДОУ»-номинация «Профессиональное мастерство»

2011 год

Пехова Татьяна  Николаевна

Мешкова татьяна Георгиевна

лауреат  районного конкурса ««Педагог третьего тысячелетия»-номинация «Учтель-логопед»

лауреат  районного конкурса ««Педагог третьего тысячелетия»-номинация «Учтель-логопед»

       В апреле 2008 года ДОУ –победитель районного тура представлял свою  воспитательную и образовательную систему  в городском  конкурсе «Детский сад-2008»

    В мае 2011 коллектив ДОУ стал лауреатом районного конкурса «Детский сад-2011».

Описание модели воспитательной системы.

     Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Нынешние дошкольники намного способнее и более чувствительные, чем раньше. Воспитание, основанное на наказании, противопоказано современным детям. Они столь агрессивны не из-за воздействия СМИ, а в результате их реакции на старые методы воспитания.

         Современные дети не нуждаются в мотивации страхом и наказанием, так как обладают врождённой способностью отличать хорошее от плохого. У них есть то, чего не было у предыдущих поколений. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.

         Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Механизмы взаимодействия

с социумом

Субъекты деятельности

Виды совместной деятельности детей и взрослых

Целеполагание

Управление воспитательной

системой  

МДОУ

Целеполагание

модель воспитательной системы

МДОУ№315

В основе модели воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

Самоценность дошкольного периода жизни человека

Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности

Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы

1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

2.     Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3.     Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов. Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:

I блок

II блок

III блок

  1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.

2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители)

3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» - взрослый – «слушатель»

Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.

Система является ориентиром для каждого педагога ДОУ, так как детский сад  мы рассматриваем как единую, целостную воспитательную систему.

Концептуальные подходы воспитательной системы:

 

1.     Комплексный подход.

Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной общеобразовательной «Программы  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплекса парциальных программ и методик;

 

2.     Деятельностный подход.

Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.

 

3.     Средовой подход.

Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.

Технология реализации воспитательной системы ДОУ предусматривает:

1.     Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.

 

2.     Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.

 

4.    Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.

Педагогическое целеполагание.

 Данная модель представляет собой комплекс системообразующих факторов, которые позволяют эффективно планировать и реализовывать на практике следующие  идеи,цели и задачи:

  1. Наша идея: Объединение усилий всех сотрудников детского сада и семьи с целью создания благоприятных и привлекательных для ребенка условий, способствующих его эмоциональному благополучию, духовному обогащению, социально-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
  2. Цель работы :

   Формирование основ гармонически развитой личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и одаренностью через общение и разнообразную совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.

  1. Задачи:

 1.  Пробуждение у ребенка интереса к реальной действительности на основе эмоционально-практического познания окружающего мира, активизация его стремления к более тесному общению с ним.

  2. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям и общечеловеческой культуре, традициям семьи и родного города, культурно-историческому наследию своего народа.

   3.Формирование основ духовно-нравственной и гражданско-патриотической позиции личности ребенка.

   4.Всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе формирования у него устойчивого интереса к новым знаниям и прочных навыков практической деятельности.

        

Концептуальные идеи

Направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь, на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).

 

Концептуальные принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
  2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
  3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
  5. Принцип принятия ребёнка как данности. 

 

Системообразующие (основные) виды совместной деятельности детей и взрослых

Создание альянса родители - ДОУ - шаг к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и воспитатели, и дети, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.

Отличительной чертой воспитательного процесса  нашего ДОУ является его развивающая направленность, которая проявляется в создании условий, позволяющих каждому ребенку реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского сада является воспитание всесторонне развитого ребенка. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, стараемся выработать единство требований педагогов и родителей к вопросам воспитания.

С целью сохранения и укрепления психического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, в учреждении создана психологическая служба. Профессиональную помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ  оказывает педагог-психолог.  

 В целях оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ активно внедряется проектный метод ( приложение№1,2).  В учреждении на протяжении ряда лет широко используется  проектный метод . В настоящее время метод проектов актуален и очень эффективен . Он дает возможность экспериментировать, развивать творческие способности , коммуникативные навыки как воспитанников , так взрослых.

Предпосылками  использования  методов проектов явились :

- интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;

- видоизменение и совершенствование развивающей среды ;

- наличие  медико-психофизической и социально-педагогической служб, работающих на междисциплинарной основе ;

- использование комплексных, вариативных и парциальных программ. инновационных технологий ;

- потребность педагогов в инновационной деятельности ;

-  адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс ;

-многофункциональное взаимодействие  с социумом

       И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические  особенности , возрастные  и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

      Мотивы  и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами для нас являются :

-отказ от критики участников процесса воспитания и обучения детей ;

-обеспечение свободы мнений ;        

-уважение плюрализма жизненных позиций;

-удовлетворение познавательного интереса.

      Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта : жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива –уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

В целях оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ учителями –логопедами реализуется коррекционно-образовательный проект «Школа «Речевичок» на базе логопедических групп. Один из этапов проекта включает в себя цикл групповых занятий, в которых участвуют дети и родители.

Механизмы взаимодействия воспитательной системы МДОУ

с социумом

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решается во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Основные социальные институты, взаимодействующие с МДОУ:

№ п/п

Социо-культурные  институты

Цель взаимодействия

Способ  (формы) взаимодействия

Результат взаимодействия

1

МОУ СОШ№

146

- координация деятельности ОУ , для  обеспечения преемственности  

    - изучение  интересов и запросов родителей  и детей

- организация факультативов, с целью дальнейшего интеллектуального развития

Участие педагогов школы в планировании деятельности.

Проведение совместных досуговых и спортивных мероприятий.

Экскурсии в    школу.

проведение совместных Дней открытых дверей. Пед\советов по адаптации детей в 1 классе, отслеживание уровня адаптации и обученности детей в 1 классе,

участие в конференции отцов, общем родительском собрании по вопросам формирования гражданственного  заказа в сфере образования

2.

ДЮСШ «Зенит –Сигнал»

Формирование  привычки вести здоровый  образ жизни.

Приобщение к спорту

секция «Лыжная подготовка»( на базе МДОУ№ 315», секция «Футбол», «Хоккей»-на базе ДЮСШ «Зенит –Сигнал»

участие в районных соревнованиях для детей дошкольного возраста

3

Кукольный театр им.Вольцеховского

Способствовать эстетическому и эмоциональному развитию детей

Посещение театра и организация спектаклей в МДОУ

Посетили 6 спектаклей  в театре.

Ежемесячно организовывались театры в МДОУ

4.

Театр оперы и балета им.Глинки

Схема взаимодействия специалистов

Руководитель МДОУ №315 связывает, объединяет, гармонизирует все усилия педагогов, специалистов и воспитателей ,на основе интеграции образовательных областей, в соответствии с Федеральными государственными требованиями .

Кроме того уководитель:

  1. координирует работу педагогов и специалистов, а также разработку педагогической документации;
  2. координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.

Образовательные

области

Ответственные

специалисты

Индивидуальное

взаимодействие

Групповое

взаимодействие

Информационное

взаимодействие

Физическая культура

Воспитатель

ПДО

Инструктор по ФК

е  взаимодействие  каждого  с  каждым.

Связь  с  другими  образовательными  областями  /п. 1.2/

Формы самоуправления.

Работа  в  общественных  объединениях,  творческих  группах,  способствующих  повышению  эффективности работы  ГОУ:

  1. Педагогический совет
  2. Совет по коррекционной работе
  3. Наставническая группа

Создание  информационной  базы  МДОУ№315.

Формирование  банка  инноваций  

по  коррекционной  работе, по работе с одаренными детьми

Здоровье

Инструктор  по гигиеническому воспитанию

Воспитатель

Безопасность

Воспитатель

Педагог-психолог

Социализация

Старший воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Труд

Воспитатель

Познание

Воспитатель

Коммуникация

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

ПДО

Учитель-дефектолог

Чтение художественной литературы

Воспитатель

Художественное творчество

Воспитатель

ПДО

Музыка

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Взаимодействие по работе с педагогами

Взаимодействие по работе с детьми

Взаимодействие по работе с родителями


Схема№1

СХЕМА

взаимодействия педагогов  в воспитательной системе МДОУ №315  

деятельности ДОУ направление

педагог, должность

образовательная область

непосредственно –образовательная деятельность педагога с детьми

дополнительное образование

участники

результат деятельности

интеллектуальное

развитие 

Виденеева

Е.С.-

педагог дополнительного   образования

«Познание», «Коммуникация»

игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста  по ТРИЗ «

Развивающие занятия по технологии «Читаем с 2-х лет»

дети ,

воспитатели

-сформированы портфолио достижений             воспитанников и педагогов;

- Сформирован УМК И УДК по  развитию познавательного интереса  для детей в разных видах деятельности

художественно-эстетическое воспитание

Колесник Э.Я.- музыкальный руководитель,

руководитель муз. студии

«Музыка», «Художественное творчество»

-интегрированные занятия с детьми дошкольного возраста,

-организация тематических, досугов , развлечений, утренников

музыкальная студия «Сударушка»

( игры на народных музыкальных инструментах)

дети ,

воспитатели,

специалисты,

родители

-проведение театральной недели в ДОУ;

-участие конкурсе детского творчества «Хрустальная капель»

Нурова Н.В.- воспитатель,  руководитель кружка по ручному труду

«Художественное творчество», «Социализация». «Безопасность», «Труд»

интегрированные занятия по ручному труду

кружок «Рукодельница»

дети старшего дошкольного возраста

-городской конкурс «Рождественская сказка» диплом I степени

Ярушина Е.А.-ПДО по изодеятельности

«Художественное творчество»

интегрированные занятия

кружок «Веселый лоскуток»

дети старшего и среднего дошкольного возраста

-Конкурс детского творчества «Город мастеров» диплом І степени ;

-  региональный конкурс детского рисунка «Крошка.ру»;

- конкурс новогодних игрушек «Зимняя фантазия»;

- конкурс детского рисунка «Разговор о правильном питании»;

физическое развитие

Карпова В.В.-инструктор по ФК,

Гельманов М.С.-ПДО

«Физическая культура», «Здоровье»

общая физическая подготовка

спортивная секция «Лыжная подготовка»

дети старшего дошкольного возраста

участники и призеры районных соревнований

нравственное воспитание

Маркова Е.В., старший воспитатель

«Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность»

проектная деятельность в ДОУ, участие в традиционных акциях

дети, педагоги, родители, ,

социальные институты (МОУ СОШ№146,32;

ДЮСШ «Зенит-Сигнал»,

МДОУ№29,203,233,429

целевая программа образовательного комплекса№1 ;

«Я-гражданин!»;

проектная деятельность  педагогов ,детей и родителей «Я-гражданин!»

(2009 год);

- участие в районной  выставке  семейного творчества «Родителям почет и уважение!»,

- участие в открытом международном  интернет-конкурсе «Наши добрые дела» (СМИ «НУМИ»);

- участие в открытом международном  интернет-конкурсе«Знаем! Помним! Гордимся!» (СМИ «НУМИ»);

-выступление на РМО социальных педагогов тема «Проектный метод в ДОУ»

  1. - Разработана описательная  модель развития познавательного интереса методом проектирования  


    Осуществляя  управление воспитательной системой в нашем МДОУ, мы на протяжении трех лет отдавали приоритетное значение  воспитанию нравственности дошкольника, его гражданской позиции в современном обществе .

    Гражданско-патриотическое воспитание– это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

   Именно поэтому возникла необходимость в разработке целевой программы для всех участников  образовательного процесса нашего микросоциума «Сигнал» ( приложение №3 ). В разработке программы  участвовали : МОУ СОШ№146 и МДОУ№315 г.Челябинска, в реализации : МОУ №49 г.Челябинска, МОУ СОШ№32 г.Челябинска, коллективы МДОУ№29,203,233, 429 г.Челябинска

Цель и задачи Программы:

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

   Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  1. проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей ;
  2. формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого участника пед\процесса, готовности приносить пользу обществу и государству;
  3. утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  4. привлечение воспитанников  к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
  5. осознание социальной ответственности родителей за воспитание детей;
  6.  единство и согласность работы школы и семьи в воспитании детей.
  7. повышение уровня педагогических знаний родителей;
  8. Создание родительским коллективом плана работы по направлениям деятельности :а) здоровый образ жизни; б) гражданское воспитание; в) патриотическое воспитание; г) экономическое воспитание; д) трудовое воспитание.

Таблица 1

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью образовательного комплекса№1.
Анализ ситуации и внесение корректив.

председатель-директор МОУ  СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В.

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Заместитель директора по УВР ОУ  ,зам.заведующих ДОУ, старшие воспитатели , специалисты ОУ

Педагоги дополнительного образования, педагог- организатор

Социум

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения

Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты, социальные педагоги, общественные инспектора


Особенности управления  образовательным учреждением как воспитательной системой

Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:

  1. В форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах,  заседаниях Совета МДОУ .
  2. В форме административного управления   управленческие решения принимаются на заседании администрации ДОУ.

Управление воспитательной системой создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.

Схема 2

Система управления

воспитательной системой

Административная работа

Планирование

Контроль и коррекция

Создание условий

  1. повышение квалификации педагогов;

знакомство с опытом воспитательной работы других дошкольных учреждений, в том  числе в СМИ

  1. разработка программ и планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач;

подбор форм и методов работы

  1. педагогические наблюдения, анкетирование;
  2. посещение и анализ занятий;
  1. анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, творческие и аналитические отчеты  и др. формы);

корректировка планов и программ

  1. доброжелательный микроклимат в педагогическом и детских коллективах;
  2. создание определенной развивающей среды;

создание системы дополнительного образования и воспитания;

создание материально-технической базы;

тесная связь семьи и ДОУ

   Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.

Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:

  1. Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
  2. Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, зна комство с достижениями коллег, получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха, общение с коллегами посредством творческих встреч, конференций, семинаров);
  3. Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры).

Руководитель ДОУ также выстраивает стратегию взаимодействия с педагогическим коллективом:

  1. Соблюдение норм этики в общении с коллегами;
  2. Стимулирование обратной связи;
  3. Обеспечение гибкости управленческих решений;
  4. Учет пожеланий педагогов;
  5. Справедливая оценка достижений;
  6. Привлечение к работе в составе творческой группы;
  7. Вовлечение в общественную деятельность;
  8. Перевод на самоконтроль;

Содействие и поддержка в повышении квалификации педагогов.

В ДОУ разработаны ачественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы:

1. Образ ДОУ в сознании педагогов, воспитанников, родителей.

2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в детском саду.

4. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

5. Имидж  учреждения (отношение к ДОУ работников органов управления образованием, родителей, воспитанников).

Для исследования результативности воспитательной системы МДОУ№315 используется совокупность критериев, показателей и методик изучения:

Таблица 2

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Технологическая компетентность

  1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
  2. Умение планировать этапы своей деятельности.
  3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
  6. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
  7. Умение организовать рабочее место.
  8. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Информационная компетентность

  1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение и т. д).
  2. Умение делать выводы из полученной информации.
  3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
  4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
  5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
  6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Социально-коммуникативная компетенция

  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
  2. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  3. Умение получать необходимую информацию в общении.
  4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
  6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать).
  8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  9. Умение принимать и оказывать помощь.
  10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Критерии оценки эффективности работы

детского сада с семьёй

1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.

2. Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

3. Изменение характера затруднений родителей в воспитании детей (осуществляется на основе опросов родителей, их самооценок).

4. Динамика отношения родителей к применяемым способам обращения с ребёнком с точки зрения их этичности, гуманности, возрастной целесообразности, безопасности и комфортного самочувствия ребёнка. Положительные изменения в неблагоприятных семьях: анализ положительных сдвигов или их отсутствие (изучается на основе бесед с детьми и анализа проблемных ситуаций с родителями).

5. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством детского сада. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.

6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

7. Динамика физического, эмоционального психосоматического самочувствия детей (анализируется на основе использования данных стандартных общепринятых методик).

8. Динамика профессиональной компетентности специалистов в общении с родителями (анализируется на основе самооценок и экспертных оценок).

Диагностика и анализ воспитательного процесса

Оценка результативности действия воспитательной системой ДОУ проводится  в  начале и в  конце учебного года по критериям, указанным в основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой ,Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой  , а также педагогами разработаны диагностические карты оценивания ЗУН по программам дополнительного образования.

Гистограмма 1

Результативность

воспитательной системы

Гистограмма 2

Результаты усвоения  программ

дополнительного образования

 

         Таким образом, в нашем ДОУ выстроена система воспитальной работы, в которой видно, что  современный детский сад - это то место , где ребёнок получает возможность широко эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.


Приложение

к описанию модели

воспитательной системы

МДОУ№315

г.Челябинска


Приложение №1

Приложение №2


Приложение №3

СОГЛАСОВАНО

председатель родительской

общественности ОК№1

_______________

от  «________» 2008 г.

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ОК №1

_______________Гришина А.В.

от  «________» 2008 г.

Целевая программа  

образовательного комплекса№1 «Сигнал»

по гражданственно-патриотическому воспитанию

«Я - гражданин»

на 2008-2011 гг.

    Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин » разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программами  развития  образовательных учреждений микросоциума №1 «Сигнал».

       Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания   всех участников  педагогического процесса, направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

    Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий , с целью воспитания  здорового физически и духовно ,подрастающего поколения.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

      В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Образовательные учреждения , являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью теоретического  подхода невозможна. Новое время требует от ОУ  содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней как детей ,так и родителей , через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 

Цель и задачи Программы :

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  1. проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей ;
  2. формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого участника пед\процесса, готовности приносить пользу обществу и государству;
  3. утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  4. привлечение воспитанников  к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
  5. осознание социальной ответственности родителей за воспитание детей;
  6.  единство и согласность работы школы и семьи в воспитании детей.
  7. повышение уровня педагогических знаний родителей;
  8. Создание родительским коллективом плана работы по направлениям деятельности :а) здоровый образ жизни; б) гражданское воспитание; в) патриотическое воспитание; г) экономическое воспитание; д) трудовое воспитание.

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью образовательного комплекса№1.
Анализ ситуации и внесение корректив.

председатель-директор МОУ  СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В.

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Заместитель директора по УВР ОУ  ,зам.заведующих ДОУ, старшие воспитатели , специалисты ОУ

Педагоги дополнительного образования, педагог- организатор

Социум

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения

Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты, социальные педагоги, общественные инспектора

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на  старший дошкольный возраст и  все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей образовательного комплекса №1 «Сигнал». Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитанники ,учащиеся и их родители.

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи: 

  1. Формирование нормативно -правовой базы.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин ».

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи: 

  1. Обобщить результаты работы учреждения.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы

        Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство Образовательного округа №1 «Сигнал» ,сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

       При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы

 Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

  1. Сформированность гражданских навыков:
  1. умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  2. знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  3. умение принимать и защищать свои решения;
  4. готовность к участию в общественных делах;
  5. готовность к образованию.
  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  1. патриотизм и любовь к Родине;
  2. права и свобода человека и гражданина;
  3. символика Российской Федерации;
  4. национальное самосознание;
  5. уважение чести и достоинства других граждан;
  6. гражданственность.

Количественные параметры: 

  1. включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  2. качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  3. отсутствие детей с девиантным поведением;
  4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  5. проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
  1. создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  2. обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  3. вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:
  1. в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  2. в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  3. в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  4. в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

  Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Организационная структура участия родителей в воспитательной системе образовательного комплекса№1

     Руководство воспитательной работой осуществляется не только педагогами , но и активнейшее участие в этом принимает совет родительской общественности микросоциума. Это центр инициативы, творчества и организации общественных дел  ОУ .  В течение учебного года все родители принимают посильное участие во всех общественных  мероприятиях. Родительский коллектив разделен по секторам :

Образовательный сектор – помогает вести идейно-воспитательную работу, уровень усвоения программного материала дошкольников,  контролирует успеваемость, поведение, участвует в подготовке классных часов, детских утренников, работает в общешкольном родительском комитете.

Культмассовый сектор – проводит утренники, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, родителями разных профессий, оказывает помощь в работе по самоуправлению «звездочек».

Санитарно-хозяйственный сектор – осуществляет гигиеническое воспитание, организует рейды по проверке внешнего вида учащихся, школьных принадлежностей, участвует в подготовке ОУ новому учебному году, занимается ремонтом мебели.

Художественный сектор – эстетическое оформление класса, помощь в изготовлении дидактических материалов для уроков, совместный с детьми выпуск стенгазет, сбор фотоматериала.

     План работы совета родительской общественности  по направлениям деятельности.

      Основой успешной деятельности по воспитанию подрастающего поколения является создание плана работы с детьми. От целенаправленности работы взрослых зависит и эффективность результатов воспитания детей. Совместно с родителями составляется  план работы на 3  года по всем направлениям учебно-воспитательного процесса:

  1. здоровый образ жизни;
  2. гражданское воспитание;
  3. патриотическое воспитание;
  4. экономическое воспитание;
  5. трудовое воспитание.

Направление работ

Цели

Задачи

Основные мероприятия

Здоровый образ жизни.

Сформировать представления и содействовать в воспитании здорового образа жизни детей.

Обучение родителей умению наблюдать за состоянием здоровья своих детей, профилактика заболеваний, вредных привычек.

акция «Наведем порядок в доме»,

Рейды «Чистый портфель», спортивные соревнования, туристические походы, районный конкурс «Зарница-школа безопасности 2008»), встречи школьников «Молодая гвардия», лыжня России

Гражданское воспитание.

Воспитывать гражданина России

Формирование знаний о правах и обязанностях гражданина.

-Конкурс детских рисунков МДОУ    «Я – гражданин России», беседы родителей «Мои права и обязанности».

-интеллектуальная игра «Русский мир»

Патриотическое воспитание.

Формировать морально-политические качества личности ребенка.

Привитие любви к Родине, прошлому и настоящему нашего народа.

-районный праздник «День призывника»,

-районный фестиваль военно-патриотической песни «Память»

-конкурс социальных проектов «Я- гражданин России»

-тематические вечера , посвященные  освоению космоса

 проведение декад (гражданско- патриотическое воспитание»),

Встречи с участниками Великой Отечественной войны, встречи с родителями-воинами-интернационалистами, посещение краеведческого музея

Трудовое воспитание.

Включить детей в систематический организованный посильный труд.

Изучение особенностей коллективного труда в семье и места в нем ребенка.

Беседы родителей о своих профессиях, проведение с детьми акции «Посади дерево», конкурс мамины помощницы, конкурс «Умелые ручки».

Формы подведения итогов реализации программы

           При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя следующие направления:

1. Направление «Связь поколений»

Цель:1. Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему

2.Осознание обучающимися ,семьи, как важнейшей жизненной ценности.

Задачи: 

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
  4. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  5. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  6. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

наименования мероприятия

участники

сроки проведения

ответственные

1.

акция «Образование  всем детям»

все ОУ ОК№1

ежегодная, сентябрь-октябрь

руководители ОУ, социальные педагоги, общественные инспектора

Анкетирование родителей, с целью составления социального паспорта в ОУ микросоциума

ОУ  социума

ежегодно, октябрь

руководители ОУ

2.

Традиционное собрание родительской общественности ОК№1

все ОУ ОК№1

октябрь

председатель-директор МОУ  СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В, председатель  род.общественности

2.

фестиваль семей «Погода в доме»

все ОУ ОК№1

ежегодно октябрь-ноябрь

руководители ОУ

3.

-районный фестиваль военно-патриотической песни «Память»

школы

ежегодный

ноябрь

руководители ОУ, ПДО

3.

Традиционная   районная конференция отцов

все ОУ ОК№1

февраль

ежегодно

председатель-директор МОУ  СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В, председатель  род.общественности

4

спортивные праздники  для ДОУ : «Мама, папа, я -спортивная семья», «Проделки деда Мороза»

ДОУ

декабрь 2008, март-2009

руководители ОУ, инструктора ФК

Заседание членов родительской общественности образовательного комплекса«Сигнал»

все ОУ

 1 раз в квартал

председатель-директор МОУ  СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В, председатель  род.общественности

Занятия родительского университета

все ОУ

1 раз в квартал

педагоги-психологи ОУ

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи: 

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

наименования мероприятия

участники

сроки проведения

ответственные

1.

проведение декад (гражданско- патриотическое воспитание»),

школы

в течении срока реализации программы

руководители, социальные педагоги

2.

районный конкурс «Зарница-школа безопасности»

школы

ежегодно  сентябрь

руководители, педагоги

3.

встреча воспитанников с общественным движением «Молодая гвардия»

школы

октябрь

социальные педагоги

4.

день Призывника

школы

ноябрь

руководители, педагоги

5.

районный фестиваль военно-патриотической песни «Память»

школы

ноябрь

руководители, педагоги, совет род.общественности

6.

-Конкурс детских рисунков МДОУ    «Я – гражданин России»,

МДОУ

декабрь

заведующие, ПДО

7.

конкурс социальных проектов «Я- гражданин России»

школы

декабрь

руководители, социальные педагоги

8.

тематические вечера , выставки, классные часы

«Ко дню космонавтики»

- День комсомола

-встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами

все ОУ

в течении срока реализации программы

руководители, педагоги,

9.

общие тематические праздники :, день Конституции , к дню защитника Отечества, день Победы, День защиты детей, день Конституции

все ОУ

в течении срока реализации программы

руководители ОУ

10.

цикл ученических научных конференций:

«Народ и армия в ВОВ 1941-1945»

школы

май

преподаватели обществовед.

дисциплин

11.

конкурс проектов по гражданственному воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста

все ДОУ

март-май 2009

руководитель МДОУ№315

Хайбулова Г.В.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся , любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи: 

  1. Изучать историю родного края.
  2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Урала».
  3. Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Теоретическое обоснование , основанное  на предметном начале для детей дошкольного младшего, среднего и старшего школьного возраста.
  2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
  4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
  5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

наименования мероприятия

участники

сроки проведения

ответственные

1.

внедрение региональных программ «Наш дом- Южный Урал»

ДОУ

на период реализации программы

руководители ДОУ

2.

разработка  социальных проектов в рамках конкурса «Юный мэр Челябинска».

все ОУ

сентябрь

руководители ОУ

3.

музейная педагогика:

-районные школьные музейные чтения «История одного экспоната»

-мини -музеи в ДОУ

все ОУ

на период реализации программы

руководители ОУ, ПДО

4.

  тематические экскурсии  по городу и области, по памятным местам, посещение театров, музеев

все ОУ

на период реализации программы

руководители ОУ

5.

Организация тематической выставки «Тебе, Челябинск, посвящаю !»

все ОУ

сентябрь

руководители ОУ, ПДО

6.

театральные недели
«Серебряная маска»

фестиваль детского творчества «Хрустальная капель»

все  ОУ

февраль-март

руководители ОУ, ПДО

7.

разработка системы занятий по региональному компоненту

МДОУ

апрель2009-январь   2010

руководители ДОУ, зам.зав.по ВМР, старшие воспитатели

8.

Проведение досуговых  мероприятий с родителями  «Челябинск    майский »

все ОУ

май

руководители ОУ, ПДО


Использованная литература, интернет-ресурсы:

  1. «Положи твое сердце у чтения»

(пособие для родителей по организации чтения дошкольникам) З.А.Гриценко – М.: Просвещение,2003г.;

  1. «Занимательное природоведение» М.,Омега,1997г;

  1. «Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении» С.Н.Николаева – М.: Новая школа,1993;

  1. «Семицветик» - программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраст  \В.И.Ашиков,С.Г.Ашикова – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство»,1997г.;

  1. «Современные технологии в природоведческой работе с дошкольниками» И.М.Молчанова, Челябинск,1996г.

  1. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Л.С.Киселева,Т.А.Данилина-М.:АРКТИ,2005г.;

  1. «Экономическое воспитание дошкольников» А.Д.Шитова – М.: Педагогическое общество России,2005г.;

  1. «Трудовое воспитание в детском саду»(для детей 2-7лет) Т.С.Комарова,Л.В.Куцакова,Л.Ю.Павлова М.:Мозаика-Синтез,2006г.;

  1. «Нравственное воспитание в детском саду»(для занятий с детьми 2-7лет) В.И.Петрова,Т.Д.Стульник-М.:мозаика-Синтез,2006г.

  1. http://dob.1september.ru/  интернет-газета «Дошкольное образование» , раздел «Курсы повышения квалификации. Педагогический Университет «Первое сентября»»- статья К.Ю.Белой «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам»;

  1. http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/   Структура и содержание программ нового поколения в дошкольном образовании;

  1. http://www.dissercat.com/content/razvitie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-otkrytogo-sotsialno-vospitatelnogo-in  автореферат «Развитие  дошкольного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института»;

  1. http://numi.ru/-  методический центр :научные ,учебные и методические издания: http://numi.ru/fullview.php?id=1450 Маркова Е.В.Теоретические подходы гражданственно-патриотического воспитания дошкольников; http://numi.ru/fullview.php?id=1451  Маркова Е.В.      "История народного костюма" (наглядное дидактическое пособие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель маркетинговой службы МБДОУ

Переходим на новые горизонты образования.... ...

Модель взаимодействия специалистов МБДОУ "Детский сад №19 "Василек"

Модель взаимодействия специалистов МБДОУ "Детский сад №19 "Василек...

Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»

Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...

Презентация "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"

Создание эффективной системы психолого-­педагогического социального сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой ...

Доклад: "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"

Основной целью инклюзивного образования в МБДОУ является реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание усл...

модель психологической службы МБДОУ № 9

Взаимосвязь узких специалистов детского  сада и учреждений города  в работе  с детьми...