Аналитический отчёт за2011-12г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
статья по теме

 

Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Задачи работы педагога-психолога:

1. Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

2. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Педагогам и родителям оказывать всестороннюю помощь в творческой организации (креативности) воспитательно-образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchyot_pedagoga-psihologa.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано :                                                                       Утверждаю:

Зам зав по ВМР                                                               Заведующая МДОУ

_________________                                                «ЦРР-детский сад №17

Шилова Т.Б.                                                        «Ладушки»

                                                                        ____________________

                                                                        Токарева О.И.

«____»______20___г                                                        «___»_______20___г.

Аналитический отчёт

за2011-12г.г.  

 Субботиной Татьяны Викторовны,

 педагога-психолога

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»

 

Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Задачи работы педагога-психолога:

1. Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

2. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Педагогам и родителям оказывать всестороннюю помощь в творческой организации (креативности) воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ - это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в ДОУ социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения. 
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте). 

Задачи психолого-педагогического сопровождения: 
• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; 
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями; 
• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей; 
• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса; 
• психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ; 
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов. 

Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде. 
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению: 
• профилактика; 
• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); 
• консультирование (индивидуальное и групповое); 
• развивающая работа (индивидуальная и групповая); 
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая); 
• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры  администрации ДОУ, педагогов, родителей; 
• экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ). 

Диагностика.

Психодиагностическая работа в учреждении ведётся по следующим направлениям:

  1. Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) -групповая и индивидуальная;
  2. Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, эмоциональная отзывчивость)-групповая и индивидуальная;
  3. Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) -групповая и индивидуальная;
  4. Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;
  5. Диагностика детско-родительских отношений ( межличностные отношения в семье, родительские отношения, определение психологической атмосферы в семье) - индивидуальная и групповая
  6. Диагностика педагогов (изучение степени эмоционального выгорания, изучение психологического климата, изучение творческого потенциала педагогов, самоанализ профессиональных затруднений) - групповая и индивидуальная

Количественный и качественный анализ проведения диагностических исследований в 2011-12г.г.

название

адресат

количество

результат

первичный срез

вторичный срез

1

Познавательные процессы

«Лисичка»

Дети 2 мл гр

24

78,66%

83,14%

«Зайчик»дети 2 мл гр

23

81,2%

87,68%

«Белочка»

 Дети 2 мл.гр

22

82,38%

87,4%

«Незнайка»

Дети ср гр

26

83,9%

85,1%

«Дюймовочка»

Дети ср.гр

23

87,5%

93,75%

«Колокольчик»

Дети ст .гр

25

82,6%

88,4%

«Золушка»

Дети ст .гр

12

85,2%

89,8%

2

Готовность к школе

«Буратино»

Дети подг.гр

85,7%

90,9%

«Красная шапочка»

 Дети подг гр.

26

87,1%

91,7%

«Золушка»

Дети подг.гр.

13

82,6%

88,9

3

Нервно-психическое развитие

«Одуванчик»

Дети 2гр. ран возр.

87,1%

«Ромашка»

Дети 1 мл.гр

91,5%

«Мальвина»

Дети 1 мл гр

88,8%

4

Уровень адаптации

Дети гр.«Одуванчик»

«Ромашка»

37

54%

(выс. ур.)

94,5%

(выс.ур.)

5

Изучение осознания своих эмоций

Дети дошкольного возраста

132

75%

89,5%

6

Исследование эмоционального состояния

Дети дошкольного возраста

132

81%

86%

7

Мотивационная готовность к школе

Дети предшкольного возраста

10

72%

94%

8

Оценка риска эмоционального выгорания

Педагоги ДОУ

20

62%

34%

9

Психологический климат в педагогическом коллективе

Педагоги ДОУ

38

77%

86%

10

Изучение творческого потенциала педагога

Педагоги ДОУ

36

64%

72%

11

Анкета участников клуба

Родители-участники клуба «Мы – счастливая семья»

25

50%

90%

12

Анкета (отношение к ребёнку)

Родители

25+20

62%

85%

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска. Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. По результатам диагностических исследований  наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе, повышение уверенности педагогов, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодых специалистов.

В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.

Коррекционно-развивающая работа

Система коррекционных мер, реализуемая в  МДОУ «ЦРР-детский сад № 17 направлена: 
* на активизацию познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию воспитанников; 
* повышение уровня умственного развития детей; 
* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); 
* овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации; 
* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей. 
При организации коррекционно-развивающих занятий была опора на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и следующие принципы: 
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач. 
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-раз вивающих мероприятий. 
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно). 
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения). 
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации). 
6. Индивидуальный подход к воспитанникам. 
7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)). 
Структура коррекционно-развивающего сопровождения  предусматривала чередование различных видов деятельности: 
* музыкально-ритмических упражнений, 
* графических заданий, 
* дидактических игр, 
* проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций. 
При построении НОД  предусматривалось  три основных этапа: 
1. мотивационно-ориентировочный, 
2. операциональный 
3. контрольно-оценочный. 
Правила здоровьесбережения при коррекционно-развивающем сопровождении: 
* организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз; 
* регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть); 
* выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка; 
* контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.; 
* использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка. 
Эффективность коррекционной работы в детском саду:

Название программы

Автор/

составитель

Адресат

Форма

проведения

сроки

количество

встреч

детей

1

«Учимся общению»

Субботина Т.В.

Александрова С.А

Дети, имеющие трудности в общении

Игровые, сюжетные, интегрированные

Окт-ноя 2011г

8

16

2

Индивидуальная

СубботинаТ.В.

Дети, имеющие трудности в развитии познавательных процессов

тренинги

Окт.2011-май 2012г

2раза в нед

12

3

«Учимся сочувствовать, сопереживать»

Семенака С.И.

Дети девиантного поведения

Тренинговые упражнения

Окт 2011г-май 2012г

24

14

4

«Уроки добра»

Семенака С.И

Дети, имеющие личностные проблемы

Тренинговые упражнения

Дек2011г-май 2012г

21

12

5

Кружок «Первоклассник»

Субботина Т.В.

Проблемы мотивационной готовности к школе

Тренинговые упражнения

Окт11г-апрель 12г

18

8

Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

Рекомендации

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

В рамках инновационного проекта каждый педагогический коллектив ДОУ разрабатывает карты сопровождения развития ребенка. Именно этот документ позволит оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. 
Работа по заполнению карт начинается с момента поступления ребенка в ДОУ, Вся проводимая работа, начиная с групп раннего возраста и до подготовительной к школе группы, отражена в этих картах, что позволяет вовремя определить «зоны внимания» и «точки роста» у ребенка. 
Совместное заполнение таких карт позволяет преодолеть несогласованность в работе специалистов ДОУ и педагогов. Работа с детьми, попадающими в «зону внимания», стала более эффективной, так как взаимодействие специалистов, благодаря совместному заполнению карты, приобрело скоординированный характер, работа с «проблемными» детьми перестала строится по принципу конвейера, что позволило осуществлять комплексное воздействие на все стороны личности ребенка. 
Кроме того, в поле зрения попали не только дети с «проблемами» в развитии, но и дети с нормальным развитием, а также с повышенным уровнем способностей. Как следствие этого - потенциальные возможности таких детей раскрываются в полной мере. 

Таким образом, внедрение в практику работы карт комплексного сопровождения развития ребенка позволило интегрировать и скоординировать деятельность специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Систематическое заполнение Карты и анализ данных необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно - развивающей помощи ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии позволяет грамотно определять траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника, что соответствует современным критериям гуманного образования. 

Консультации

(групповые)

тема

адресат

количество

1

«Что такое ТРИЗ»

родители

3

2

«В первый раз в первый класс»

родители

6

3

«Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения?»

родители

2

4

«Роль семьи при подготовке ребёнка к школе»

родители

1

5

«Критерии готовности к школьному обучению»

родители

2

6

«Знания и умения 3-х летнего ребёнка»

родители

2

7

«Приобщение к двигательной культуре. Найди своё Я»

родители

1

8

«Организация предметно-развивающей среды» (консультативная помощь на дому)

родители

10

9

«Возрастные особенности детей от года до 3-х лет»

родители

3

10

«Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка»

педагоги

1

11

«Оптимизация взаимодействия с родителями»

педагоги

1

12

«Использование алгоритмов ТРИЗ в развитии креативности мышления»

педагоги

1

13

«Детско-родительские отношения»(индивидуальные и групповые)

педагоги

6

14

«Творческий потенциал педагога-важнейшее условие развития креативности дошкольника»

педагоги

1

15

«Игровые методы оптимизации взаимодействия воспитателя с родителями»

педагоги

2

16

«Рекомендации по организации детского досуга летом»

педагоги

1

Консультации

(индивидуальные)

тема

количество

родители

педагоги

1

Психологическое консультирование, связанное со способностями.

20

8

2

Психологическое консультирование, связанное с развитием личности клиента.

23

25

3

Вопросы коммуникативного и социально – перцептивного реагирования.

28

32

4

Проблемам саморегуляции в деловых отношениях.

15

19

5

Проблемы межличностного общения.

12

22

6

Детско – родительские отношения.

34

16

7

Проблемы самочувствия и состояния

здоровья.

26

20

8

Возрастные особенности детей

34

38

9

Психологическая готовность к школе

30

6

Выводы: В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

Профилактическая работа

Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых  упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.

тема

форма

адресат

количество

1

«Ребёнок на пороге школьной жизни. Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу»

тренинг

родители

1

2

«Источник радостных эмоций»

Совместное развлечение

Дети и родители

1

3

Занятия в клубе «Мы – счастливая семья»

Практические упражнения, тренинговые упражнения

родители

20

4

Психологическое сопровождение образовательного процесса с помощью алгоритмов ТРИЗ

Тренинговые упражнения

дети

36

5

«Воспитание произвольности поведения»

тренинг

родители

1

6

«Развитие творческого потенциала педагога»

тренинг

педагоги

1

7

«Работаем в режиме инноваций»

тренинг

педагоги

1

8

«Снятие эмоционального напряжения»

тренинг

педагоги

1

9

«Роль педагога психолога в мониторинге готовности детей к школе»

Семинар-практикум

Педагоги групп предшкольного возраста муниципальных образовательных учреждений

1

10

«Развитие общения в сюжетно-ролевой игре»

Семинар-практикум

Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений

1

11

«Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ»

Семинар-практикум

Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений

1

Трудности.

Имеется отдельный психологический кабинет, приспособленный для проведения индивидуальной работы и хранения материалов. Нет доступа в

интернет.

Задачи на следующий год.

Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГТ, (развитие интегративных качеств дошкольника) проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка , при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.

Педагог-психолог                                              Субботина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год

Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой  для разработки прогр...

Аналитический отчёт за 2012-13г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»

Цель работы педагога-психолога : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч»» Воспитателя Гилфановой Венеры Маратовны

Методическая тема: «Гендерное воспитание дошкольников»Цель:повышение профессионального уровня по теме,  развитие профессиональных компетенций  в соответствии с требованиями и ста...

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...