Аналитический отчёт за2011-12г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
статья по теме
Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи работы педагога-психолога:
1. Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.
2. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Педагогам и родителям оказывать всестороннюю помощь в творческой организации (креативности) воспитательно-образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано : Утверждаю:
Зам зав по ВМР Заведующая МДОУ
_________________ «ЦРР-детский сад №17
Шилова Т.Б. «Ладушки»
____________________
Токарева О.И.
«____»______20___г «___»_______20___г.
Аналитический отчёт
за2011-12г.г.
Субботиной Татьяны Викторовны,
педагога-психолога
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи работы педагога-психолога:
1. Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.
2. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Педагогам и родителям оказывать всестороннюю помощь в творческой организации (креативности) воспитательно-образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ - это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в ДОУ социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;
• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
• психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры администрации ДОУ, педагогов, родителей;
• экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ).
Диагностика.
Психодиагностическая работа в учреждении ведётся по следующим направлениям:
- Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) -групповая и индивидуальная;
- Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, эмоциональная отзывчивость)-групповая и индивидуальная;
- Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) -групповая и индивидуальная;
- Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;
- Диагностика детско-родительских отношений ( межличностные отношения в семье, родительские отношения, определение психологической атмосферы в семье) - индивидуальная и групповая
- Диагностика педагогов (изучение степени эмоционального выгорания, изучение психологического климата, изучение творческого потенциала педагогов, самоанализ профессиональных затруднений) - групповая и индивидуальная
Количественный и качественный анализ проведения диагностических исследований в 2011-12г.г.
№ | название | адресат | количество | результат | |
первичный срез | вторичный срез | ||||
1 | Познавательные процессы | «Лисичка» Дети 2 мл гр | 24 | 78,66% | 83,14% |
«Зайчик»дети 2 мл гр | 23 | 81,2% | 87,68% | ||
«Белочка» Дети 2 мл.гр | 22 | 82,38% | 87,4% | ||
«Незнайка» Дети ср гр | 26 | 83,9% | 85,1% | ||
«Дюймовочка» Дети ср.гр | 23 | 87,5% | 93,75% | ||
«Колокольчик» Дети ст .гр | 25 | 82,6% | 88,4% | ||
«Золушка» Дети ст .гр | 12 | 85,2% | 89,8% | ||
2 | Готовность к школе | «Буратино» Дети подг.гр | 85,7% | 90,9% | |
«Красная шапочка» Дети подг гр. | 26 | 87,1% | 91,7% | ||
«Золушка» Дети подг.гр. | 13 | 82,6% | 88,9 | ||
3 | Нервно-психическое развитие | «Одуванчик» Дети 2гр. ран возр. | 87,1% | ||
«Ромашка» Дети 1 мл.гр | 91,5% | ||||
«Мальвина» Дети 1 мл гр | 88,8% | ||||
4 | Уровень адаптации | Дети гр.«Одуванчик» «Ромашка» | 37 | 54% (выс. ур.) | 94,5% (выс.ур.) |
5 | Изучение осознания своих эмоций | Дети дошкольного возраста | 132 | 75% | 89,5% |
6 | Исследование эмоционального состояния | Дети дошкольного возраста | 132 | 81% | 86% |
7 | Мотивационная готовность к школе | Дети предшкольного возраста | 10 | 72% | 94% |
8 | Оценка риска эмоционального выгорания | Педагоги ДОУ | 20 | 62% | 34% |
9 | Психологический климат в педагогическом коллективе | Педагоги ДОУ | 38 | 77% | 86% |
10 | Изучение творческого потенциала педагога | Педагоги ДОУ | 36 | 64% | 72% |
11 | Анкета участников клуба | Родители-участники клуба «Мы – счастливая семья» | 25 | 50% | 90% |
12 | Анкета (отношение к ребёнку) | Родители | 25+20 | 62% | 85% |
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска. Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. По результатам диагностических исследований наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе, повышение уверенности педагогов, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодых специалистов.
В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
Коррекционно-развивающая работа
Система коррекционных мер, реализуемая в МДОУ «ЦРР-детский сад № 17 направлена:
* на активизацию познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию воспитанников;
* повышение уровня умственного развития детей;
* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
* овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
При организации коррекционно-развивающих занятий была опора на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и следующие принципы:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-раз вивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к воспитанникам.
7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).
Структура коррекционно-развивающего сопровождения предусматривала чередование различных видов деятельности:
* музыкально-ритмических упражнений,
* графических заданий,
* дидактических игр,
* проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций.
При построении НОД предусматривалось три основных этапа:
1. мотивационно-ориентировочный,
2. операциональный
3. контрольно-оценочный.
Правила здоровьесбережения при коррекционно-развивающем сопровождении:
* организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
* регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
* выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
* контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
* использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
Эффективность коррекционной работы в детском саду:
№ | Название программы | Автор/ составитель | Адресат | Форма проведения | сроки | количество | |
встреч | детей | ||||||
1 | «Учимся общению» | Субботина Т.В. Александрова С.А | Дети, имеющие трудности в общении | Игровые, сюжетные, интегрированные | Окт-ноя 2011г | 8 | 16 |
2 | Индивидуальная | СубботинаТ.В. | Дети, имеющие трудности в развитии познавательных процессов | тренинги | Окт.2011-май 2012г | 2раза в нед | 12 |
3 | «Учимся сочувствовать, сопереживать» | Семенака С.И. | Дети девиантного поведения | Тренинговые упражнения | Окт 2011г-май 2012г | 24 | 14 |
4 | «Уроки добра» | Семенака С.И | Дети, имеющие личностные проблемы | Тренинговые упражнения | Дек2011г-май 2012г | 21 | 12 |
5 | Кружок «Первоклассник» | Субботина Т.В. | Проблемы мотивационной готовности к школе | Тренинговые упражнения | Окт11г-апрель 12г | 18 | 8 |
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Рекомендации
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
В рамках инновационного проекта каждый педагогический коллектив ДОУ разрабатывает карты сопровождения развития ребенка. Именно этот документ позволит оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.
Работа по заполнению карт начинается с момента поступления ребенка в ДОУ, Вся проводимая работа, начиная с групп раннего возраста и до подготовительной к школе группы, отражена в этих картах, что позволяет вовремя определить «зоны внимания» и «точки роста» у ребенка.
Совместное заполнение таких карт позволяет преодолеть несогласованность в работе специалистов ДОУ и педагогов. Работа с детьми, попадающими в «зону внимания», стала более эффективной, так как взаимодействие специалистов, благодаря совместному заполнению карты, приобрело скоординированный характер, работа с «проблемными» детьми перестала строится по принципу конвейера, что позволило осуществлять комплексное воздействие на все стороны личности ребенка.
Кроме того, в поле зрения попали не только дети с «проблемами» в развитии, но и дети с нормальным развитием, а также с повышенным уровнем способностей. Как следствие этого - потенциальные возможности таких детей раскрываются в полной мере.
Таким образом, внедрение в практику работы карт комплексного сопровождения развития ребенка позволило интегрировать и скоординировать деятельность специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Систематическое заполнение Карты и анализ данных необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно - развивающей помощи ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии позволяет грамотно определять траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника, что соответствует современным критериям гуманного образования.
Консультации
(групповые)
№ | тема | адресат | количество |
1 | «Что такое ТРИЗ» | родители | 3 |
2 | «В первый раз в первый класс» | родители | 6 |
3 | «Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения?» | родители | 2 |
4 | «Роль семьи при подготовке ребёнка к школе» | родители | 1 |
5 | «Критерии готовности к школьному обучению» | родители | 2 |
6 | «Знания и умения 3-х летнего ребёнка» | родители | 2 |
7 | «Приобщение к двигательной культуре. Найди своё Я» | родители | 1 |
8 | «Организация предметно-развивающей среды» (консультативная помощь на дому) | родители | 10 |
9 | «Возрастные особенности детей от года до 3-х лет» | родители | 3 |
10 | «Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка» | педагоги | 1 |
11 | «Оптимизация взаимодействия с родителями» | педагоги | 1 |
12 | «Использование алгоритмов ТРИЗ в развитии креативности мышления» | педагоги | 1 |
13 | «Детско-родительские отношения»(индивидуальные и групповые) | педагоги | 6 |
14 | «Творческий потенциал педагога-важнейшее условие развития креативности дошкольника» | педагоги | 1 |
15 | «Игровые методы оптимизации взаимодействия воспитателя с родителями» | педагоги | 2 |
16 | «Рекомендации по организации детского досуга летом» | педагоги | 1 |
Консультации
(индивидуальные)
№ | тема | количество | |
родители | педагоги | ||
1 | Психологическое консультирование, связанное со способностями. | 20 | 8 |
2 | Психологическое консультирование, связанное с развитием личности клиента. | 23 | 25 |
3 | Вопросы коммуникативного и социально – перцептивного реагирования. | 28 | 32 |
4 | Проблемам саморегуляции в деловых отношениях. | 15 | 19 |
5 | Проблемы межличностного общения. | 12 | 22 |
6 | Детско – родительские отношения. | 34 | 16 |
7 | Проблемы самочувствия и состояния здоровья. | 26 | 20 |
8 | Возрастные особенности детей | 34 | 38 |
9 | Психологическая готовность к школе | 30 | 6 |
Выводы: В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
Профилактическая работа
Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
№ | тема | форма | адресат | количество |
1 | «Ребёнок на пороге школьной жизни. Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу» | тренинг | родители | 1 |
2 | «Источник радостных эмоций» | Совместное развлечение | Дети и родители | 1 |
3 | Занятия в клубе «Мы – счастливая семья» | Практические упражнения, тренинговые упражнения | родители | 20 |
4 | Психологическое сопровождение образовательного процесса с помощью алгоритмов ТРИЗ | Тренинговые упражнения | дети | 36 |
5 | «Воспитание произвольности поведения» | тренинг | родители | 1 |
6 | «Развитие творческого потенциала педагога» | тренинг | педагоги | 1 |
7 | «Работаем в режиме инноваций» | тренинг | педагоги | 1 |
8 | «Снятие эмоционального напряжения» | тренинг | педагоги | 1 |
9 | «Роль педагога психолога в мониторинге готовности детей к школе» | Семинар-практикум | Педагоги групп предшкольного возраста муниципальных образовательных учреждений | 1 |
10 | «Развитие общения в сюжетно-ролевой игре» | Семинар-практикум | Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений | 1 |
11 | «Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ» | Семинар-практикум | Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений | 1 |
Трудности.
Имеется отдельный психологический кабинет, приспособленный для проведения индивидуальной работы и хранения материалов. Нет доступа в
интернет.
Задачи на следующий год.
Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГТ, (развитие интегративных качеств дошкольника) проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка , при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.
Педагог-психолог Субботина Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год
Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой для разработки прогр...
Аналитический отчёт за 2012-13г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
Цель работы педагога-психолога : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических...

Тематический перспективный план реализации Основной образовательной программы МАДОО «Центр развития ребёнка – детский сад №92 «Ладушки» на 2016 – 2017 учебный год
для работы в течении учебного года...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч»» Воспитателя Гилфановой Венеры Маратовны
Методическая тема: «Гендерное воспитание дошкольников»Цель:повышение профессионального уровня по теме, развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями и ста...

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...

А. План мероприятий по проекту «В мире медицинских профессий» на базе МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №10»г. Валуйки.
План мероприятий по проекту "В мире медицинских профессий"...