Формула управления педагогическим коллективом
статья по теме

Давыдова Ирина Вадимовна

В данном материале я хочу поделиться своим опытом и своими размышлениями о стиле и способах мотивации каждого члена педагогического коллектива к совремнным, инновационным формам работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_upravleniya_pedagogicheskim_kollektivom.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В рамках реализации приоритетных Национальных проектов, важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой настоящего времени, становится смена парадигмы подготовки педагогических кадров и развитие у них не только профессиональных навыков, но и мотивации к профессиональному саморазвитию.

Новый, гуманистический,  подход к организации управления состоит в том, что образовательное учреждение рассматривается как открытая социально-педагогическая система, действующая в рамках новых образовательных ценностей и приоритетов (создание условий для развития личности, способной к самоактуализации и самореализации). Саморазвитие, самоорганизация, самоопределение всех членов педагогического сообщества – условие развития управления образовательным учреждением, которое мы определяем как самоорганизационное управление.

Потенциал развития самоорганизации управления образовательным учреждением составляет огромный, накопленный педагогами и управленцами экспериментальный материал. Однако пока можно констатировать, что этот потенциал используется недостаточно.

Мотивация к профессиональному саморазвитию

Реализация такой сложной междисциплинарной задачи, как развитие у педагогов дошкольных образовательных учреждений мотивации к профессиональному саморазвитию требует новых управленческих подходов и работы со всем педагогическим коллективом одновременно.

Профессиональное саморазвитие мы понимаем как процесс всестороннего и непрерывного развития субъектом своего врожденного и приобретенного потенциала (творческого, эмоционального и духовного) за счет развития своих задатков и способностей, с использованием имеющихся возможностей – в процессе реализации профессиональных  целей и задач. Творческое саморазвитие - это следующая ступень самореализации (саморазвития) - стремление не только использовать имеющиеся возможности, но и расширить их диапазон, развить и усилить свой потенциал, создавая новые возможности для повышения своего мастерства. Стремящийся к самореализации специалист достигает больших успехов в профессии, чем работающий только из-за денег.

При слабой мотивации к профессиональному саморазвитию профессиональная карьера заходит в тупик - растущие профессиональные умения и навыки ведут не к мастерству, а к ремесленничеству, то есть качественному, но без души, выполнению своих профессиональных обязанностей. Если специалист не ставит перед собой творческих задач, а просто добросовестно работает – день за днем, одно и то же - он теряет интерес к профессии. Результатом этого становится «профессиональное выгорание» – накапливается усталость от профессии, раздражение, нежелание идти на работу. Такое часто происходит, когда человек понимает, что неправильно выбрал профессию, но ничего изменить нельзя – нет необходимых ресурсов (денежных, временных и т.д.). Если в результате внутренней работы над собой или при помощи специалиста-психотерапевта субъект сможет трансформировать свою Я-концепцию и отношение к происходящему, найдет новый смысл жизни и деятельности, стимулирующий у него мотивацию к самореализации в профессиональной деятельности, то человек снова может продуктивно работать.

Формула развития мотивации к самореализации

Основные средства воспитания: СЛОВО И ДЕЛО. В Библии говорится: «вначале было Слово». Слово – это воплощение мысли в речи, т.е. воплощение творческой задумки в символьной форме, а дело – это воплощение слова в реальной жизни. И если они совпадают в жизни у родителей и у воспитателей, тогда совпадут и у детей.

 «Да», «Можно», «Нужно», «Надо» - основные средства развития жизнеспособности, жизнестойкости, инициативности, самостоятельности, предприимчивости, энтузиазма, активной жизненной позиции, творческого подхода к решению проблем и преодолению трудностей. 

«Нужно» и «Надо» - разные вещи. «Нужно» – это то, в чем есть потребность (нужда). «Надо» - это внешняя или внутренняя необходимость (то, что призывает сделать внешний приказ или внутренний долг, совесть, ответственность). Научи специалиста самостоятельно решать свои проблемы или дай возможность ему самому научиться, и диапазон его возможностей будет неуклонно расширяться.

Из школьного курса математики мы помним, что чем больше числитель дроби, тем больше значение числа; и аналогично, чем меньше знаменатель, тем больше число. Поэтому слова-разрешители будут в числителе формулы развития мотивации к самореализации.

«Нет», «Нельзя», «Не нужно», «Не надо» - основные факторы развития  профессиональной беспомощности, опасливости, тревожности и снижения инициативы, предприимчивости, желания что-либо сотворить самостоятельно, делающие специалиста пассивным исполнителем, зависимым от обстоятельств и авторитетов. Таким образом, слова-запрещатели будут в знаменателе формулы.

Формула развития мотивации к самореализации:


                                              «Да», «Можно», «Нужно», «Надо»

М    Мотивация к самореализации == -----------------------------------------------------

                                           «Нет», «Нельзя», «Не нужно», «Не надо»

Следовательно, чем больше в приобретении профессионального опыта специалиста роль того, что находится в числителе нашей формулы, и чем меньше в его деятельности того, что находится в ее знаменателе, тем большую в количественном отношении мотивацию к профессиональной самореализации мы получаем, то есть мы способствуем формированию профессионала-Творца и Преобразователя. И тогда его «ХОЧУ» будет естественно переходить в «МОГУ» и легко - в «БУДУ», то есть пойдет полноценный процесс самореализации. И он сам сможет выбрать разные подходящие «КАК».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социометрического метода в управлении педагогическим коллективом

Социометрия (от лат. socius – общий и греч. metron – мера) – метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Использовани...

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Министерство образования и науки Республики ХакасияГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Кафедра управления образованиемПроект теор...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

Презентация итоговой аттестационной работы "Делегирование полномочий в управлении педагогическим коллективом в организации предметно-развивающей среды ДОУ"

Представлена тема, актуальность,цель,задачи, гипотеза, пути и средства организации работы с педагогическим коллективом в создании предметно-развивающей среды...

Управленческий проект «Личный пример руководителя как эффективный механизм управления педагогическим коллективом»

ПРОБЛЕМА: проанализировав деятельность своего коллектива в сравнении с другими детскими садами я решила создать команду, чтобы быть не только на плаву и принимать участие в конкурсах, семина...

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации...