Технологическая карта плпнирования деятельности воспитателя
рабочая программа на тему

Молодчая Татьяна Владимировна

Когда мы тратим время на планирование, его становится больше. Индийский учёный Рустам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта планирования деятельности воспитателя ДОУ.

Молодчая Т.В. Старший воспитатель

 ГБОУ ЦРР детский сад №1958 г. Москвы

Когда мы тратим время на планирование, его становится больше.

Индийский учёный Рустам.

В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно научиться её планировать. Имеется ввиду, составлять план своей работы, который не только будет способствовать  организации образовательного  процесса, но и приблизит достижение намеченных задач, сделает работу педагога более осмысленной и результативной Составление технологичной карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сохранит время педагога.

Необходимость  и важность планирования как единой системы работы подчёркивает К.Ю. Белая, которая разработала карты планирования для заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Данный вид планирования сочетает тактическое и оперативное. Описывая этапы планирования О.А.Скоролупова, отмечает наличие аналитического блока при тактическом планировании. На основе анализа итогов работы: количественные и качественные характеристики, выявление причин сбоев в работе,  выбираются пути решения проблем – проектируется дальнейшая работа.  На основе тактического  разрабатывается оперативный план педагога. Он содержит конкретные мероприятия по выполнению задач. Таким образом, «Технологическая карта» — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективную и качественную деятельность работника.

        Структура технологической карты работы воспитателя содержит  конкретные задачи определённого периода, содержание работы в формах её осуществления. Особенность состоит в том, что временной промежуток имеет гибкий характер. Педагог самостоятельно может определить срок для выполнения работы. Так, задача по адаптации ребёнка к детскому саду может ограничиться неделей или растянуться на целый месяц, но начинать решение этой задачи следует с первого дня. Поэтому, в первой строке карты имеется ссылка на алгоритм – чёткую последовательность.

        Задачи деятельности педагога могут повторяться ежемесячно с изменением содержания его работы. Например, создание условий для самостоятельной деятельности требует постоянных изменений в предметно – развивающей среде, что поддерживает интерес детей и способствует их активной позиции. Отличительной чертой технологической карты планирования воспитателя детского сада является её сочетание с темой, на основе которой реализуются задачи образовательных областей. Данные направления деятельности отмечены, как требование к реализации образовательной программы дошкольного учреждения, а значит они обязательны для педагога. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации  от 23 ноября 2009 г.Приказ  № 655.)

         Планирование деятельности воспитателя могут меняться в соответствии с видом дошкольного учреждения. К задачам добавляются приоритетные или коррекционные и разрабатывается содержание работы. Эта вариативная часть планирования составляется коллегиально. Каждый участник процесса – воспитатель, учитель – логопед, дефектолог, педагог – психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре определяет свою роль в решении задач. Для воспитателя  - это разработка индивидуального маршрута развития ребёнка. Формы работы так же отбираются согласно специфики деятельности.

        Одним из обязательных пунктов технологической карты является повышение профессиональной компетентности педагога. Это актуальный вопрос, регулирующий с одной стороны качество образовательного процесса, а с другой, осуществляющий планомерную подготовку к процедуре прохождения аттестации воспитателя.

        Основные критерии технологической карты: систематичность, прогностичность, точность (достаточная детализация в содержании), гибкость (возможность адаптироваться в случае изменения условий).

        Педагог, умеющий рационально планировать при помощи составления технологической карты, учится систематизировать свою деятельность. Поэтому карта рекомендована в первую очередь молодым специалистам, как опора в работе и осознание должностных обязанностей воспитателя. Более опытному педагогу карта поможет в рефлексивной деятельности и самоконтроле.

        Воспитатель, при работе с картой ясно видит свои задачи, устраняется эффект неопределённости, а значит, человек ощущает уверенность в своих действиях.

        Неоценима роль технологической карты и в методической работе старшего воспитателя. Она облегчит функцию контроля за выполнением программы, определяя границы деятельности педагога и сосредотачивая внимание на главных задачах. А также позволит всем участникам образовательного процесса действовать согласованно.

        Любое планирование носит творческий характер. В технологической карте творчество и личностный потенциал педагога определяется содержанием работы.

        Представленная технологическая карта планирования воспитателя детского сада общеразвивающего вида. В ней отмечены основные задачи на каждый месяц. Содержание объединяет примерные формы работы по реализации задач. Приложением к карте служит Календарь событий группы.

Сентябрь

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Адаптация детей к детскому саду

Ознакомление с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.

Проведение игр и развлечения на сплочение детей.

Ситуации общения «Как я отдыхал летом», «Мой родной город».

Знакомство с режимом дня возрастной группы.

Определение программы здоровья для группы.

Изучение контингента воспитанников, их семей с целью формирование банка данных.

Анкетирование родителей.

Проведение групповых родительских встреч.

Обучение составлению рассказа по семейному фотоальбому.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Подготовка группы к приёму детей.

Создание игрового макета «Город».

Планирование педагогической деятельности.

 Составление календаря событий месяца с выделением основной даты недель.

Определение форм организации с учётом образовательных областей.

Повышение профессионального мастерства.

Проверка личного педагогического портфолио.

Определение темы самообразования.

Календарь событий группы.

Название месяца ____________________________

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

1.День знаний - 1

2.День города - 2

1.Москва

Экскурсия в школу. СРИ «Школа».

Праздник, посвящённый дню города.

Игры – развлечения на площадке «Дорожная азбука».

Выставка детского творчества «Подарки лета».

1. Международный день грамотности - 8

2. .День работников леса - 18

2. Урожайная

Экскурсия в мини-музей русского быта.

Праздник «Собираем урожай».

Наблюдения на экологической тропе. Коллекционирование.

СРИ «Магазин».

1. Международный день мира - 21

3.Приглшее к столу

Развлечение «Кафе «Осень».

СРИ «Семья».

Ситуации общения «Хорошие манеры».

День «Здравствуйте».

Выставка «Моя семья».

1.Всемирный день моря - 25

2. День воспитателя и всех дошкольных работников - 27

4.Детский сад

Экспозиция «Морской берег» / техника поделок из природного материала.

Праздник «День воспитателя».

Проект «Мой детский сад будущего».

Октябрь

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Определение уровня развития детей.

Использование комплекта диагностических  методик. Заполнение таблиц наблюдений.

Составление индивидуальных маршрутов развития детей.

Участие в работе творческой группы (взаимодействие со специалистами и родителями)

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Создание игровых маркеров предметно – развивающей среды. Оснащение материалами для самостоятельной игровой деятельности (согласно интересам детей).

Планирование педагогической деятельности

Составление календаря событий месяца с выделением основной даты недель.

Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей.

Повышение профессионального мастерства

Участие в семинаре – практикуме, направленного на решение годовой задачи.

Прохождение курсов повышения квалификации. Изучение литературы по теме самообразования.

Собеседование с методистом по индивидуальному плану

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

1.Международный день пожилых людей – 1

2. День рождение С.Есенина - 3

3. Международный день жилья

1.Мой дом.

Ситуации общения «Игры бабушек и дедушек».

Литературный вечер «Стихи как музыка».

День строителя: конкурсы построек (конструктор, оригами, бросовый материал), познавательные игры из серии «Дома и домишки».

Родительская встреча «Мой дом счастья».

1.День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – 9

3.Покров - 14

2. Хлеб – всему голова.

Праздник «Осенины».

Выставка детского творчества «Как хлеб на стол попал».

Составление макета «Крестьянское подворье».

Экскурсия в комнату русского быта «Малые фольклорные формы»

1.День работника дорожного хозяйства – 16

2.День рождение Российского флота - 20

3.Золотая осень.

Наблюдения за изменениями в природе.

Игра – путешествие «По осенним дорожкам» (изучение видов транспорта).

Спортивные кросс «Золотая осень».

Экскурсии по экологической тропе «Путешествие листочка».

Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия»

1.День рождение Д.Родари - 23

2.День автомобилиста - 30

4.Дорожная азбука.

СРИ «Город» (изучение правил дорожного движения, ситуации «водитель – пешеходы»).

Познавательные игры по теме «Далёкие страны» (страна Италия).

 Составление экспозиции по теме.

Беседы о правилах дорожного движения.

Ноябрь

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Изучение мнения родителей по вопросам воспитания и развития детей с дальнейшей коррекцией в данных вопросах.

Анкетирование родителей.

Консультирование по правовым вопросам. (а также по запросам родителей).

День открытых дверей.

Планирование педагогической деятельности.

Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития детей: участие в заседании консилиума, консультации специалистов детского сада.

Поддержание традиций дошкольного образования.

Проведение недели игры и игрушки.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Изменение содержания игровых маркеров согласно интересам детей.

Повышение профессионального мастерства.

Участие в неделе педагогического мастерства.

Участие в педагогическом совете учреждения.

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

1.День народного единства – 4

1.Дружба.

Ситуации общения (о дружбе, толерантности).

Театрализованные игры по сказкам.

Тематический досуг

Детско – родительский проект «Здравствуйте».

Природоохранная акция. (субботник)

  1. День Российской полиции – 10
  2. День отца - 13

2. Птицы.

Игра – путешествие «Куда улетают птицы?»

День здоровья.

СРИ «Семья»

Ситуации общения «Папы разные нужны, папы разные важны»

Турнир по шашкам.

  1. День рождения Деда Мороза - 18
  2. Всемирный день ребёнка – 20

3.Игра и игрушка.

Игровой марафон «Весёлое детство!»

День открытых дверей.

Выставка детского творчества «Игрушка своими руками»

Музыкальный досуг «День рождения»

  1. Всемирный день телевидения - 21
  2. День матери - 28

4.Мои права.

Литературный вечер в телестудии «Материнская ласка»

СРИ «Доктор»

Экскурсия в комнату русского быта «Колыбельная»

Творческий проект «Подарок осени»

Игры – экспериментирования в неживой природе.

Педагогический проект «Мой весёлый звонкий мяч»*

Декабрь

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Повышение родительской компетентности.

Родительская гостиная «Счастливая семейка».

Встреча с учителями начальной школы.

Наглядная пропаганда.

Планирование педагогической деятельности.

Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития для детей с повышенной мотивацией к деятельности (познавательной, речевой, физической, музыкальной…)

Наблюдение за изменениями в развитии детей.

Привлечение детей к проектной деятельности.

Час модератора (с психологом).

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Изменение содержания игровых маркеров согласно интересам детей.

Привлечение к коллекционированию.

Повышение профессионального мастерства.

Участие в работе творческой группы педагогов по изучению инноваций.

Участие в конкурсном движении (личные, коллективные, детские)

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

1.День воинской славы России - 1

2.День рождения детского сада «Колобок»

1.День рождения.

Ситуация общения «Мы идём в гости», «Подарить подарок».

СРИ «Детский сад».

Выставка детского творчества.

Праздник, посвящённый открытию детского сада (или дню именинника).

1.Всемирный день футбола - 10

2.День конституции Российской федерации - 12

2. Все работы хороши

День здоровья, посвящённый спортивным играм.

КВН «Кем быть?»

Чтение художественной литературы по теме «Профессии»

Игровые диалоги о правах ребёнка.

1.Международный день чая - 15

2.Зимнее солнцестояние - 22

3. Зима

Мастерская Деда Мороза.

Акция «Ёлочка, зелёная иголочка!»

Проект «Замок для Снежной королевы»*

СРИ «Семья» (приём гостей, поход в кафе).

Наблюдение за использованием электричества.

  1. День энергетика – 22.
  2. Международный день кино - 28

4.Новогодняя ёлка

Беседы об изобретениях человека.

Выставка детско – родительского творчества «Новогодние фантазии».

Музыкальный праздник «Главная ёлка в детском саду».

Ситуации общения «Подарок под ёлочкой».

Январь

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Повышение родительской компетентности.

Психологический тренинг для родителей на формирование межличностных отношений.

Наглядная пропаганда «Как организовать зимние каникулы ребёнка»

Планирование педагогической деятельности.

Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития для детей с повышенной мотивацией к деятельности (познавательной, речевой, физической, музыкальной…)

Наблюдение за изменениями в развитии детей.

Промежуточная диагностика уровня развития речи и игры

Консультации врача и психолога о развитии детей.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Изменение содержания игровых маркеров согласно интересам детей.

Конкурс «Зимний участок»

Повышение профессионального мастерства.

Участие в обсуждении рейтинговой таблицы педагогов.

Изучение передового педагогического опыта коллег.

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

1.День российской печати – 13

2.Старый Новый год - 14

1.Наши добрые дела.

Ситуации общения «Новый год в семье», «Новогодний марафон»

Рисование «Я на новогодней ёлке»

Музыкальны праздник «Святки» (традиция)

Акция «Птичья столовая».

1.Крещенский сочельник - 18

2.Жизнь Севера.

Литературный вечер «Северное сияние»

Проект «Семейная шкатулка».

Опыты – экспериментирования с водой».

Выставка детского творчества «Зимние забавы».

Конкурс «Знай – ка!» (в детском саду)

1.День студентов (Татьянин день) - 25

3.Зимние игры и забавы.

Встреча с родителями – спортсменами (мастерами спорта).

Акция «Здоровая лыжня».

Конкурс зимних построек на участке.

Развлечение «Зимние забавы».

Разучивание зимних народных игр.

Февраль

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Повышение родительской компетентности.

Консультации по индивидуальному плану.

Семейная гостиная «Национальные традиции семьи».

День открытых дверей «По спортивным тропам»

Планирование педагогической деятельности.

Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей. Коррекция индивидуального маршрута развития детей: участие в заседании консилиума, консультации специалистов.

Наблюдение за изменениями в развитии детей.

Определение уровня готовности к школе.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Привлечение детей к организации игрового пространства: проектирование игровых уголков (гендерный принцип).

Повышение профессионального мастерства.

Отчёт о самообразовании – пополнение портфолио работ педагога. Предложения в «Педагогическую копилку».

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

  1. День воинской славы России – 2.

1.Город мастеров

Экскурсия в комнату русского быта (музей).

Театрализованные игры по сюжетам сказок.

СРИ «Ярмарка игрушек».

Беседы о солдатской службе и воинской славе.

Выставка детского изобретательства.

  1. День российской науки – 8.
  2. Сретение – 15.

2.Транспорт

Ситуации общения «Пассажиры и водители», «Пешеходы и транспорт»

Организация экскурсии в мини – музей транспорта.

Проект «Экологический транспорт будущего».

Наблюдение за изменениями в природе.

СРИ «Станция техобслуживания».

1.День транспортной полиции – 18.

2.Международный день родного языка – 21.

3.День защитника Отечества – 23.

3.Защитники Отечества.

Организация экскурсии в мини-музей транспорта «Техника специального назначения».

Торжественная встреча с военнослужащими.

Досуговые игры «Кто как разговаривает», посвященные дню родного языка.

Традиционное детско – родительское развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Выставка детского творчества «Наши защитники».

1.Масленица – начало сырной недели – 28.

4.Народные традиции.

Фольклорный праздник, посвящённый  Масленице.

Творческая мастерская «Русские узоры»

Экскурсия в комнату русского быта (музей).

Проект «Мы раскрасим детский сад».*

СРИ «Семья».

Март

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Изучение мнения родителей по вопросам воспитания и развития детей.

Анкетирование родителей. (уровень удовлетворённости работой учреждения)

Консультации по индивидуальному плану.

Планирование педагогической деятельности.

Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей.

Наблюдение за изменениями в развитии детей.

Подготовка материала для проведения диагностики уровня развития воспитанников. Ознакомление с итогами диспансеризации выпускников.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Проверка сохранности имущества, проектирование предметно – развивающей среды (консультация зам зав по АХЧ)

Повышение профессионального мастерства.

Участие в работе педагогического совета.

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

  1. День кошек в России – 1
  2. Всемирный день писателя - 3
  1. Мой дом.

Организация экспозиции «Кошечка» для детей раннего возраста.

Иллюстрирование деткой книги.

Наблюдения за изменениями в природе.

СРИ «Строительство дома»

Ситуации общения «Подарочек маме», «Секреты».

  1. Международный женский день – 8
  2. День картографии - 13
  1. Земля – наш общий дом.

Выставка детского изобразительного творчества «Портрет мамы»

Музыкальный праздник «Милая мамочка»

Оформление группового фотоальбома «Мамины помощники».

Ситуация общения «Где мой город на глобусе».

Составление макета детского сада.

  1. Международный день рек - 14
  2. День весеннего равноденствия - 22
  1. Животные жарких стран.

Проект «Вода и мы» *

Наблюдение за изменениями в природе.

Фольклорный праздник «Сороки»

КВН «В мире животных»

СРИ «Зоопарк»

Подготовка к встрече птиц «Скворечник».

  1. День работников культуры России – 25.
  2. Всемирный день театра - 28

4.Театральная неделя.

Театрализованные игры.

Экскурсии в театр.

СРИ «Театр»

Конкурс детского сочинительства.

Встреча с артистами театра (из числа родителей).

Апрель

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Повышение родительской компетентности.

Экскурсия в школу (приём первоклассников).

День открытых дверей.

Консультации специалистов (психолога, логопеда)

Планирование педагогической деятельности.

Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей.

Определение уровня развития детей.

Использование комплекта диагностических  методик. Заполнение таблиц наблюдений

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Организация работы в теплице, огороде, цветнике.

Привлечение к проектной деятельности.

Повышение профессионального мастерства.

Подготовка презентации к итоговому педагогическому совету.

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

1.День смеха – 1

2.Международный день детской книги - 2

  1. Книга

Литературный вечер (устное народное творчество)

Встреча с работниками детской библиотеки.

Организация экспозиции «История возникновения книги».

Ситуации общения «Шутки – прибаутки», «Что означает улыбка»

1.Всемирный день авиации и космонавтики - 12

  1. Космос

Выставка детско – родительского творчества «Космические просторы».

Экскурсия в школу.

Тематическиё досуг, посвящённый  дню космонавтики.

Опыты – экспериментирования с воздухом.

1.Всемирный день радиолюбителя - 18

  1. Здоровье

Природоохранная акция «Цветущий детский сад»

День здоровья.

СРИ «Доктор», «Аптека».

Продолжение проекта «Мы раскрасим детский сад»*

Игра – путешествие по экологической тропе.

1.День Земли – 22

2.Православная Пасха

4. Весна

Весеннее развлечение.

Выставка детского творчества «Весна глазами детей».

Наблюдения за изменениями в природе.

СРИ на площадке «Дорожная азбука».

Ситуация общения «Я уже подрос».

Май

Алгоритм деятельности педагога

Задача

Содержание

Изучение мнения родителей о вопросах воспитания и развития детей.

Изучение материала родительского почтового ящика «Ваши вопросы – наши ответы».

Планирование педагогической деятельности.

Составление календаря событий текущего месяца. Определение форм организации и содержания работы с учётом образовательных областей.

Наблюдение за изменениями в развитии детей.

Анализ проведённой диагностики.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Моделирование и конструирование «Мой город».

Привлечение к проектной деятельности.

Повышение профессионального мастерства.

Конкурс презентаций педагогической деятельности.

Календарь событий группы.

События, праздники, традиции

Тема

Формы организации

1.Праздник труда – 1

2.День радио - 7

  1. Мой город.

Развлечение «Профессия быть ребёнком»

СРИ на плоскостной модели «Город Москва».

Беседа о родном городе.

Творческий проект «У нас праздник» (украшение и дизайн)

 1.День победы – 9

2.День Черноморского флота. - 13

  1. День победы.

Тематический праздник, посвящённый Дню победы.

Выставка детского творчества «Моя родина»

Встреча с ветеранами войны.

Выставка военной техники…

1.Международный день семей – 15

2.Международный день музеев - 18

  1. Моя семья.

Спортивный марафон «Сильные, смелые и быстрые).

Туристический семейный поход в парк.

Составление альбома брошюр «Детей встречают музеи города»

СРИ «Путешествие большой семьи»

Ситуация общения «Радость семейного общения»

1. Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21

  1. Насекомые.

Выставка детского творчества «Маленькие жители нашей планеты»

Познавательные игры.

Продолжение проекта «Мы раскрасим детский сад»*

Экологическая акция «Мусор в городе»

1.Всемирный день библиотек - 27

5.Дружат дети всей земли.

День выпускника детского сада.

Музыкальное напутствие выпускникам «Азбука игрушек»

Оформление фотовыставки «Наши детские дела»

Встреча с социальными работниками Управы района (награждение за участие в конкурсах)

*Издательский дом «Первое сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Молодчая Татьяна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебной деятельности воспитателя средней группы по математике

Сдесь написано несколько технологических карт учебной деятельности для воспитателя средней группы по математике...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности_конструктивно-модельная________________________________ группа_подготовительная_____________________________ Тема пилотка

Цель: Создание условий для закрепления умения складывать бумагу в разных направлениях- пилотка Задачи: 1. знакомить детей с Российской армией. Знакомить с военной терминологией. 2. Организац...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Формула здоровья »

Цель: поддержать здоровьесберегающую компетенцию детей, позволяющую им самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения. Задачи:Образовательные: Сформиров...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему: «В гости к Лесовичку»

Занятия по региональному компоненту позволяет развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края....

Технологическая карта совместной деятельности детей и воспитателя

Максимова Татьяна Александровна, воспитатель  первой квалификационной категории,совместная деятельность педагога и детей познавательно-исследовательской направленности. Тема:  «Не...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Патруль здоровья»

Создание положительного эмоционального настроя, побуждение к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимоде...