Управленческое решение как программа действий в руководстве дошкольным образовательным учреждением
статья по теме

Соколова Людмила Владимировна

Управленческое решение - это программа действий, которая определяет цель, к которой должен стремиться руководитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Управленческое решение как программа действий в руководстве дошкольным образовательным учреждением»

     Управление дошкольным образовательным учреждением – процесс непрерывный; это, так называемый, трехстадийный процесс: цель – средство - результат.  Управленческий цикл с его этапами является процессуальной стороной реализации всех решений руководителя, ДОУ, и важное место в процессе управления принадлежит управленческому решению.                                                                                                                                

      Управленческое решение – это программа действий, которая определяет цель, к которой должен стремиться руководитель. Решение принимается при наличии проблемной ситуации, возникающей в учреждении, и на первое место здесь выходит процедура и технология выявления проблем.  Это своего рода диагностика исходного состояния, которая должна определить ключевую проблему и затем наметить пути ее решения.

     Управленческое решение выполняет ряд функций:

- устанавливает цели и задачи решения проблемы;

- определяет пути и средства, которые делают возможным решение проблемы;  

-определяет порядок реализации данного решения.

      Проблемы всегда есть у тех руководителей, которые заинтересованы в собственном развитии и развитии всего образовательного учреждения в целом.

      Управленческие решения различаются по сложности проблем, по длительности их реализации, по значению и месту в функционировании ДОУ, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний. Проблему могут составлять такие факторы, как отсутствие чего-либо, противоречие, недостаток или трудность.

      Все решения можно условно разделить на перспективные и текущие.

Перспективные – определяющие основные пути развития дошкольного учреждения на относительно длительный период.

К перспективным решениям можно отнести нормативно-организационные решения, которые связаны с регламентацией всей текущей деятельности учреждения, носят постоянный характер, действуют длительное время и меняются с изменением условий работы учреждения (Устав учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, циклограммы основных мероприятий и работы руководящего персонала первого и второго уровня управления).

К решениям перспективно – принципиального характера относятся решения, которые определяют деятельность ДОУ на определенный период (годовой план работы ДОУ, программа развития учреждения, бюджет учреждения на год (смета), решения педагогического совета, трудового коллектива и т.д.).

        Текущие – это решения, требующие незамедлительного реагирования руководителя на возникшую проблему.

К  текущим можно отнести:

- оперативно-распорядительные решения (приказы, распоряжения руководителя, касающиеся работы сотрудников, наказания, перераспределения сил и т.д.).

Ко второй группе текущих решений относятся хозяйственно-распорядительные решения. Это вопросы финансово – хозяйственные, они требуют особого внимания ( государственное задание, выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности,  заключение договоров, проверки контролирующих органов и т.д.).

        Все управленческие решения имеют закономерные черты: как должна быть решена проблема.

Каждое управленческое решение должно включать в себя конкретность, последовательность, гибкость, ясность и строгость формы.

        Принимать решения нужно на основе достоверной информации о проблеме; формулировка решения должна отражать сущность проблемы.

Проблемы можно подразделить:

- на результатирующие (они являются следствием других проблем);

- на узловые (на них замыкается ряд других проблем);

- на главные, являющиеся причинами двух предшествующих.

        Первоочередному решению подлежат главные проблемы, так как они провоцируют появление всех остальных.

Решение проблемы содержит в себе несколько этапов:

- I этап – генерирование и обозначение проблемы (сбор информации, который может осуществляться любым способом);

- II этап- структурирование выявленных проблем (разбивка их по отдельным блокам с целью выявления ключевого юлока);

- III этап – группировка проблем ключевого блока (выявление оснований для группировки);

- IV этап – установление взаимосвязей решаемых поблеем ключевого блока (анализ каждой проблемы в связи последующей, установление причинно-следственных связей);

- V  этап – выбор ключевой проблемы для выработки управленческого решения.

      При выработке управленческого решения важно стремиться к тому, чтобы в нем принимали участие компетентные лица с различными точками зрения на обсуждаемый вопрос.

      Заведующий должен терпеливо выслушивать мнения и предложения всех участвующих в обсуждении лиц, не оказывать психологического давления на подчиненных для создания коллегиальности выбранного решения.

       После проработки и оценки альтернатив наступает самый ответственный момент – выбор наилучшего варианта, которому будет придано официальное значение. После принятия решения необходимо организовать его исполнение, доведение решения до сознания коллектива, контроль за исполнением. Руководитель должен вызвать у сотрудников положительное отношение к управленческому решению.

       Согласно теории управления, процесс управления начинается с постановки целей и задач и заканчивается выполнением этих задач, т.е. достижением определенного результата.

       Новые подходы к организации, содержанию и управлению, в системе дошкольного образования вызывают изменения в функциях, принципах, методах и приемах управленческой деятельности руководителя ДОУ. Поэтому и управленческие решения должны быть научно обоснованны, своевременны, целенаправленны и соответствовать новым требованиям управления качеством дошкольного образования.

Литература.

  1. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством образования. М., 2010.
  2. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением.М., 2003.
  3. Сафонова О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения. Нижний Новгород, 2001.
  4. Вендлин А. Подготовка и принятие управленческого решения. М.,1977.
  5. Тихомиров А. Управленческое решение.М., 1979.