Инновационная деятельность в ДОУ по формированию социально-личностного развития детей
методическая разработка по теме

Трофимова Марина Анатольевна

Краткое описание опыта работы по ииновационной деятельности в МБДОУ д/с "Улыбка" по формированию социально-личностного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnaya_deyatelnost.docx64.82 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Трофимова М.А., старший воспитатель

Инновационная деятельность по теме:

«Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития дошкольников»

 « Дом не стоит без фундамента.

Дерево не растет с подрубленным корнем.

Человек не может жить без основы.

Сердцевинка должна быть в нем.

А это - прошлое наше и светлая память о нем.»

                                                                                                              Е.М.Дружинин

             Причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его саморазвития. Особую актуальность данная проблема приобретает в период детства, так как дошкольник, отличается особой чувствительностью, уязвимостью в отношении средовых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения в системах: «ребенок-взрослый», «ребенок-педагог», «ребенок-сверстник».

Актуальность темы исследования заключается в необходимости проектирования модели педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства, определения оптимальных условий педагогического сопровождения ребенка в рамках взаимного признания автономии каждого из субъектов общения, построения единого психологического пространства для успешного социально-личностного развития. Становится очевидной необходимость и возможность целостного исследования процессов развития социально-личностной компетентности ребенка в период детства.

В учебном пособии  Бабуновой Т.М. приводится следующее понятие «социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить».

Наше общество переживает сложный переходный период от забвения родной культуры, духовного наследия предков, тоталитарной духовной и личностной нищеты к развитию действительно свободной личности, взращенной на вечных и нетленных ценностях человеческого опыта. Именно к таким ценностям относятся национальные традиции и мировая культура, которые формируют у человека истинное понимание добра и зла, свободы, чести, совести и личностное отношение к общечеловеческим ценностям. Помочь подрастающему поколению в приобщении к мировым художественным и культурным ценностям, памятникам материальной и духовной культуры, раскрыть перед ними всё богатство достижений человеческого духа, формировать морально - нравственные личностные качества, творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка - это основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом детского сада. Педагоги должны открыть перед ребенком окно в удивительный и многообразный мир архитектуры и живописи, музыки и литературы, мифов и сказок, истории, народных игр и традиций. Для формирования основ мировоззрения детей особенно важно знакомить их с народными обычаями, играми, декоративно - прикладным искусством, которые хранят в себе и передают новым поколениям выработанные народом формы эстетического отношения к миру. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Современный детский сад все в большей степени становиться открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников.

Развивающемуся российскому обществу нужны образованные нравственные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству и обладающие чувством ответственности за судьбу страны.       

    Педагогический коллектив детского сада работает по комплексной программе развития детей «Детство», один из разделов которой посвящён миру социальных отношений дошкольников и называется «Ребёнок входит в мир социальных отношений». В связи с этим в 2003 году началось внедрение в практику  программы развития навыков общения у детей 5-7 лет «Азбука общения» Л.М. Шипицыной.  

Работая по данным программам, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Так, в некоторых программах не выделен специальный раздел «социально – личностное развитие», а задачи социального, нравственного, личностного развития ребенка включены в контекст других разделов.

Чтобы восполнить эти пробелы и подготовить педагогов к целенаправленной работе с дошкольниками и родителями были созданы центры с различной направленностью:

  1. Социальный мир на основе  славянской культуры.
  2. Кружки «Забавушка» и  «Русские былины»
  1. Сказочные образы в совместной и  свободной деятельности.
  1. Оздоровительная работа через приобщение детей к валеологической культуре.
  1. Краеведческая лаборатория. Кружок «Пимочка»
  1. Музыкальное развитие с использованием театрализованной деятельности. Кружок «Ералаш».
  2.  Логопедическая работа с использованием малых форм фольклора. Кружок «Златоустье»
  3. Родительский клуб «СемьЯ».

Культура семьи - это система отношений, получаемая ребёнком с рождения, к людям, природе, культурному наследству. Поэтому мы решили особое внимание уделить просвещению и педагогическому сопровождению семьи, вовлечению её в образовательный процесс путем приобщения к отечественной культуре семейного воспитания, к народным традициям.

Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к изучаемой нами теме.

Целью данной деятельности является:

-  создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через внедрение новой технологии в воспитательно-образовательное пространство МДОУ.

Задачи:

- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

- формирование базисных основ личности, потребности в здоровом образе жизни;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- развитие лингвистических способностей;

- взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им психолого-педагогической помощи;

- формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка;

- формирование осознания принадлежности к культуре народов России и народов, проживающих на территории России через приобщение к культуре, истории и традициям.

Ожидаемые результаты:

Создание модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Периоды

Название этапа

1 этап

2008-2009 уч. год

Подготовительно-проектировочный

Цель: Анализ системы деятельности на основе мониторинга и выявления проблем

2 этап

2009-2011 уч. года

Практический

Цель: Создание организационной основы для осуществления инновационной деятельности

3 этап

2011-2012 уч. год

Контрольно-аналитический

Цель: Подведение итогов реализации инновационной деятельности. Анализ и описание опыта. Разработка технологий и методических рекомендаций.

Информационно-аналитическая справка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Улыбка» создано в 1987   году в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Педагогический коллектив работает в инновационном режиме с 2008 учебного года. Первоначальной темой инновационного процесса в ДОУ было: «Создание модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ с учетом этнокультуры». Но закончив подготовительный этап, творческой группой  детского сада было решено изменить тему инновационной деятельности, так как она показалась педагогам очень ограниченной. Поэтому по решению педагогического совета тема было изменена на   «Создание модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка».

Сведения об администрации

МДОУ детский сад «Улыбка».

Занимаемая должность

Стаж работы

Категория

Педагогический

По специальности

Заведующий МДОУ детского сада «Улыбка»  

 

34 года

 

34 года

Высшая

Заместитель заведующего

15 лет

4 года

Первая

В состав педагогического коллектива МДОУ

детский сад «Улыбка» входят 34  педагога

Показатели

Всего человек

1. Уровень педагогического образования:

Высшее

12

Незаконченное

-

Среднее специальное

22

2. Наличие квалификационной категории:

Высшая категория

4

Первая категория

26

Вторая категория

2

3. Педагогический стаж:

Молодые специалисты

1-3 года

5

4-10 лет

6

11-15 лет

11

16 лет и более

12

4. Обучение на курсах повышения квалификации

Педагоги

20

Образовательная нагрузка

Учебная нагрузка

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготов. группа

Количество занятий в неделю

10

10

11

13

13

Продолжитель-ность занятий

10 мин.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

Дополнительное образование

-

-

1

3

3

Программно-методическое обеспечение инновационного процесса.

Приоритетные направления

Парциальные программы

Технологии

Художественно-эстетическое развитие

1. «Природа и художник» Т.А.Копцева

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». О.Л.Князева,

М.Д. Маханева

3. «Камертон»  Э.П. Костина

4. «Радость творчества»  Ознакомление  дошкольников с    народным      искусством           О.А. Соломенникова

1.Фольклор для маленьких. А.Павлова

2. «Красна изба…»

М.В. Тихонова, Н.Е. Смирнова.

3. «Учимся по сказке»  

Гурьева Н.А.

 4. «Цветные ладошки»

  И.А. Лыкова

5. «Волшебный мир творчества»  Т.А. Шпикалова

Социально–личностное развитие

1. «Давайте жить дружно!»  С.В.Крюкова Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям МДОУ.

2. «Азбука общения»

Л.М. Шипицина

3. «Я – мы – ты »  О.Л. Князева

4. «Я – человек»  С.А. Козлова

5. «Маленьким детям – большие права»  Л.К. Мячина, Л.М. Зотова

6. Р.Стеркина   «Основы безопасности  детей дошкольного возраста

7. Н.А. Арапова- Пескарёва «Мой родной дом» -  программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

1. «Логоритмика для малышей»

И.Ю. Картушина

2.«Психологическая помощь дошкольнику»

 Н.Г. Яковлева

3.«Воспитательный диалог» М.В.Телегин

4. Занимательная физкультура К.К.Утробина

5. «Уроки вежливости»

Н.М.Метенова  

Сеть дополнительного образования

Кружок

Количество участников

Кружок «Забавушка»   (иннов д.)

10

Кружок «Русские былины»   (иннов д.)

10

Кружок «Пимочка» (иннов д.)

10

Кружок «Златоустье»  (иннов д.)

10

Студия «Ералаш»   (иннов д.)

20

Кружок «В гостях у сказки»

20

Кружок «Ребятам о зверятах»

20

Кружок «Здоровая смена» (иннов д.)

20

Социальный паспорт родителей

Категория семьи

2008 - 2009

2009 - 2010

2010-2011

Всего воспитанников

220

228

220

Полная семья

162

180

173

Неполная семья

24

27

37

Многодетная семья

7

41

32

Опекаемые дети

1

2

0

Дети коренных национальностей

-

-

1

Статус родителей воспитанников

Показатели

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

1. Образовательный уровень

Полное среднее

63

95

45

Среднее специальное

148

134

160

Высшее

92

100

111

2. Социальный статус

Рабочие

145

138

141

Служащие

56

23

45

Домохозяйки

45

55

58

Предприниматели

8

9

7

Безработные

3

8

9

Структура предметно – развивающей среды

Помещения

Формы организации

Участники

Групповая комната

  1. Непосредственно образовательная деятельность;
  2. Традиции;
  3. Игровая деятельность;
  4. Творческая мастерская;
  5. Индивидуальная работа с детьми;
  6. Оздоровительные мероприятия;

Воспитатели;

Дети;

Родители.

Музыкальный зал

  1. Музыкальные занятия;
  2. Утренняя гимнастика;
  3. Индивидуальные занятия;
  4. Праздники, развлечения, досуги, конкурсы;
  5. Театральный кружок;
  6. Творческие отчеты педагогов; Творческие гостиные.
  7. Конференции;
  8. Общие родительские собрания

Музыкальные руководители;

Воспитатели;

Дети;

 Родители;

Педагоги.

Физкультурный зал

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Физкультурные занятия.
  3. Спортивные праздники, развлечения, досуги
  4. Непосредственно образовательная деятельность  по валеологии.

Инструктор по физической культуре, дети, родители, педагоги

Комната гигиены «Царство Мойдодыра»

  1. Спортивные праздники, развлечения, досуги.
  2. Непосредственно образовательная деятельность  по валеологии.
  3. Индивидуальные занятия.
  4. Консультации.

Изостудия

  1. Непосредственно образовательная деятельность  с детьми по изодеятельности;
  2. Кружок «Русские былины»;
  3. Кружок «Забавушка»;
  4. Индивидуальные занятия;
  5. Консультации;
  6. Выставки

Педагог доп. образования по изодеятельности,

дети,

 педагоги

Кабинет речевого общения  «Комната сказок»

  1. Непосредственно образовательная деятельность  по азбуке общения (Старший дошкольный возраст).
  2. Сказкотерапия – мимика, пантомимика (средний дошкольный возраст);
  3. Заседания клуба для родителей «Семь-Я»;
  4. Мини библиотека «Читаем вместе»
  5. Видеотека
  6. Аудиотека

Педагог доп.образования по речевому общению,

дети, педагоги, родители

Комната русского быта

  1. Непосредственно образовательная деятельность  ;
  2. Групповые развлечения с детьми;
  3. Посиделки с родителями;
  4. Занятия – сюрпризы с малышами;
  5. Мини – экскурсии для малышей

Музыкальные руководители;

Воспитатели;

Дети;

 Родители;

Педагоги.

Кабинет экологического воспитания

  1. Непосредственно образовательная деятельность  ;
  2. Опытническая работа;
  3. Фитобар;
  4. Работа с природным материалом;
  5. Индивидуальные занятия;

Педагог доп. образования по экологическому воспитанию; Воспитатели ;

Дети;

 Родители.

Галерея детского творчества

  1. Экспозиции детских работ;
  2. Экспозиции творческих работ родителей;
  3. Экспозиции творческих совместных работ детей и взрослых;
  4. Конкурс изобразительного творчества;
  5. Совместная деятельность детей и родителей

Воспитатели;

Дети;

 Родители;

Педагоги.

Зал психологической разгрузки

  1. Релаксационные занятия с детьми и сотрудниками;
  2. Заседания родительского клуба «СемьЯ»;
  3. Консультации для родителей;
  4. Досуги.

Педагог- психолог

Воспитатели;

Дети;

 Родители;

Педагоги.

Территория детского сада

  1. Спортивно -  подвижные игры.
  2. Досуги.
  3. Природоведческая деятельность.
  4. Непосредственно образовательная деятельность  
  5. Праздники.
  6. Развлечения.
  7. Труд на огороде, в теплице, в цветниках.
  8. Экскурсии.
  9. Прогулки

Дети;

 Родители;

Педагоги.

Логопедический пункт

  1. Непосредственно образовательная деятельность  (индивидуальная, подгрупповая)
  2. Речевой кружок «Златоустье».
  3. Совместная деятельность детей и родителей.
  4. Развлечения.
  5. Консультации для родителей и педагогов.

Учителя- логопеды;

Дети;

 Родители;

Педагоги.

Зимний сад, зоологический уголок

  1. Непосредственно образовательная деятельность  (групповая, подгрупповая, индивидуальная).
  2. Наблюдения за  растениями и животными зооуголка.
  3. Уход за  растениями и животными зооуголка.
  4. Работа с календарями природы и дневниками наблюдений.
  5. Кружок «Пимочка».

Педагог доп. образования по экологическому воспитанию; Воспитатели;

Дети;

 Родители.

Выставка

 «Мы живем в Югре»

  1. Различные виды изобразительной деятельности
  2. Ознакомление с предметами быта северных народов
  3. Поделки из природного материала
  4. Бисероплетение
  5. Развлечения
  6. Непосредственно образовательная деятельность  по краеведению
  7. Кружок «Пимочка»

Дети;

 Родители;

Педагоги.

     Создание новой модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ связанно как с возрастающим запросом родителей, желающих поднять уровень образования детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования в целом.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса, мы учитывали не только запросы родителей, но  и интересы детей, а также  профессиональные возможности педагогов.

  Объект исследования – социализация дошкольников.

  Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.

  Цель исследования – создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через внедрение новой технологии в воспитательно-образовательное пространство МДОУ.

  Гипотезой исследования послужило то, что если в ДОУ будут созданы условия для  формирования социально-личностного развития детей по разным направлениям, то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов в работе с детьми с помощью:

- оптимально подобранных разнообразных форм взаимодействия педагогов с детьми и  с семьёй;

- уровня компетентности педагогов;

- создания благоприятной  предметно-развивающей среды для социального развития детей.

      Первоначальный мониторинг уровня социально-личностного воспитания детей  показал, что на качестве знаний детей и уровне их социально-личностного развития отрицательно сказывается отсутствие системы социально-личностного воспитания в совместной деятельности. В основе такой деятельности лежит принцип интеграции социально-личностного воспитания в разные виды совместной деятельности педагогов с детьми.

          На первом подготовительном этапе работы была изучена методическая литература по социально-личностному  развитию детей, отражающая особенности построения совместной деятельности по этому разделу.  

           Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей из которых и состоит творческая группа по инновационной деятельности. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию с использованием сказочных образов. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. Педагоги дополнительного образования ведут кружковую работу с детьми по разным направлениям:   

Педагогическую деятельность в МДОУ осуществляют 34 педагога. Из них 19 педагогов реализуют  инновационную деятельность. Перед творческой группой педагогов были поставлены конкретные задачи, над решением которых, педагоги работали на протяжении всего периода:

  1. Разработка поэтапного плана инновационной деятельности на 2008- 2012 г.г.
  2. Создание предметно-развивающей среды, согласно поставленным инновационным задачам.
  3. Разработка и внедрение специально организованных занятий в образовательное пространство ДОУ.
  4. Разработка критериев для проведения  мониторинга образовательного процесса детей в условии нововведения.
  5. Подготовка теоретической и методической базы для внедрения новой технологии.

При реализации второй задачи  педагоги активно участвуют в разработке проектов предметно-развивающей и образовательной среды  для воспитанников детского сада:

- создан  мини-музей «Мы - будущее Югры», где воспитанники знакомятся с культурой и бытом народа ханты и манси, воплощая свои творческие идеи в различных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала, предметов и украшений национального быта народов Севера.

- комната русского быта не только знакомит с бытом, но и служит местом для игр и занятий с детьми. Здесь дети знакомятся с русским фольклором, традициями,  обрядами.

- в комнате гигиены «Царство Мойдодыра»  собран демонстрационный и методический материал для проведения мероприятий по привитию культурно-гигиенических  навыков и здоровому образу жизни.            

 - оборудован  Зимний сад, где  дети приобретают навыки ухода за животными, растениями. Учатся жить по законам природы, с помощью приобретенных знаний  по экологическому воспитанию,  направленных на бережное отношение ко всему живому.

  - Планетарий переносит детей в мир космической фантазии. Формирует у детей представления  о Вселенной, о планетах Солнечной системы и зодиакальных созвездиях.

 - В галерее детского творчества  организована выставка детских работ.

- Были  приобретены  и  изготовлены  методические  пособия, дидактический  и  наглядный  материал по разным направлениям образовательной деятельности согласно инновационным задачам.

 

При разработке перспективного планирования, конспектов мероприятий учитывались возрастные и психологические особенности детей.   В процессе практического периода иногда корректировались уже составленные конспекты и планы мероприятий с целью более качественного результата  нововведения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

  1. Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  2. Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  3. Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  4. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  5. Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  6. Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  7. Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  8. Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

     Семья и дошкольное учреждение это два важнейших института воспитания ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходимо их взаимодействие. В связи этим инновационная деятельность  по формированию социально-личностного развития через следующие направления: художественно-эстетическое, познавательное, оздоровительное. Направления реализуют основную цель инновационной деятельности - повышение качества образования, создание модели по формированию социально-личностного развития ребенка.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования стратегические цели могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия ДОУ с родителями, представителями дополнительного образования,  культуры, спорта, общественности.

Анализ выявленных потенциальных возможностей, интересов детей, их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОУ с другими учреждениями города.

Социальными партнерами МДОУ детского сада  «Улыбка» в воспитании и развитии детей являются:

     

Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволила использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационного процесса

В МДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в рамках инновационной деятельности ДОУ,  которое осуществляется через диагностическое обследование участников эксперимента. Психолого-педагогическое сопровождение инновационного процесса проводится со всеми участниками: родителями, детьми, педагогами. 

Изменения, произошедшие в результате инновационной деятельности:

В ДОУ введены инновационные формы работы:

  1. с детьми (студийно-кружковая работа, комплексные, интегрированные, комбинированные занятия, акции, проектная деятельность и др.);  
  2. с родителями  родительский клуб «Семья» (семинары, акции, изучение и распространение лучшего семейного опыта, круглые столы и др.)
  3. с  педагогами (наставничество, «мастер-класс», «Школа повышения профессионального мастерства»,  др.)

ВЫВОД:      

Инновационная деятельность  показала важную социально-педагогическую целесообразность новой технологии. Значительные изменения произошли в профессиональном сознании педагогов и специалистов, в становлении личности детей разных возрастов, в вовлечении семьи в процесс воспитания детей в едином образовательном пространстве ДОУ.

  1. все службы ДОУ (методическая, медицинская, психолого-педагогическая) сфокусировались и энергично объединились вокруг социально-личностного формирования детей;
  2. презентация своих инновационных наработок;
  3. расширились  социокультурные связи;
  4. семья энергично включилась в педагогический процесс, проявив живой интерес к педагогическим инновациям ДОУ;
  5. управленченская инициатива позволила значительно увеличить функциональность методического, дидактического, организационного, технического обеспечения среды образования детей и взрослых в ДОУ;
  6. педагоги ДОУ, участвующие в инновационной деятельности, подготовили и представили документы, открытые мероприятия по всем направлениям.