Система мониторинга как средство управления ДОУ.
методическая разработка на тему

В работе рассказывается о педагогическом анализе, как средстве достижения высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми. О видах педагогического анализа. О системе контоля в доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_za_vospitatelno.docx76.91 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»

 

 Система мониторинга как  средство управления ДОУ.

                           

              Старший воспитатель: Хмелёва Татьяна Викторовна.

                               1 квалификационная категория.

                                                с.Баево, 2010г.

Содержание:

1.Научное обоснование проблемы мониторинга.

2.Педагогический анализ, как  средство достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Контроль,  как средство мониторинга.

4.Литература.

5. Приложение.

Научное обоснование  проблемы мониторинга.

 В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим,  руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.

Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей.

Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос и др.) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р.Г.Гурова и В.Н.Шамардин определяют новый подход в оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического  достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов.

Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.


Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.

Не разработана система средств прослежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка. Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.

Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.

В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга:

  1. психолого-педагогический (Г.А.Карпова);
  2. профессиональный (С.Н.Силина);
  3. мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков);
  4. мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.).

А.С.Белкин  выделяет в содержании понятие «Образовательный мониторинг».

Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.

При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Создаваемая структура управления должна четко определять взаимодействие между собой всех участников УВП, с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.

В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на ПС или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Часть вопросов может решаться родительским комитетом ДОУ и профсоюзом учреждения.

Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования. 

Мониторинг качества образования, по одному из определений, трактуется как систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам).

Созданная «Циклограмма ежемесячного контроля» (приложение 1) определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития в детском саду необходимо организовать диагностику учебно-воспитательного  процесса (УВП), в ней учитываются параметры развития детей от 1,5 до 7 лет:

  1. состояние физического здоровья (приложение 2);
  2. уровень знаний;
  3. личностный уровень (базисные характеристики личности; игровая деятельность);
  4. поведенческий уровень (культурно-гигиенические навыки, социальное развитие);
  5. уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).

В каждой группе заводится отдельная папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка за 5 лет.

Качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год: на начало года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания УВП; в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика.

Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое сопровождение  каждого ребенка.

Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности  социальных навыков осуществляют старшие воспитатели ДОУ, а проводят диагностику воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Диагностику состояния психических процессов проводит психолог д/с, физического здоровья – медицинский персонал ДОУ, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков – старшие воспитатели, медики, воспитатели.

Основные методы диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.

Создание системы мониторинга позволила бы решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.

 

Педагогический анализ, как средство достижения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Основная цель управления – достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, необходимо чётко знать положение дел. А это возможно только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности ДОУ.

В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа: анализ исходного состояния, проблемно-ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный (нормативный) анализ, комплексный анализ, самоанализ и т.д.

Одним из наиболее  значимых, является педагогический анализ.

Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применение различных способов, средств,  для достижения поставленных перед ДОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу ДОУ в новое качественное состояние. Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей. Но создать такую систему непросто.

В современной литературе недостаточно освещаются вопросы педагогического наблюдения и анализа работы воспитателей с детьми, не разработана единая терминология и технология этого процесса, т.к. анализ, как самостоятельная функция, выделена сравнительно недавно.

Такие авторы, как Ю.А.Конаржевский, В.Ядэшко и другие отмечают следующие недостатки при осуществлении аналитической деятельности:

  1. Методисты недостаточно готовы к осуществлению педагогического анализа. Они зачастую отождествляют его с контролем, не видя разницы между этими двумя функциями управления. Чаще всего предметом анализа становятся занятия с детьми.
  2. Одним из “западающих” моментов в аналитической деятельности, вызывающих постоянные затруднения, является выработка цели анализа и разработка под эту цель программы наблюдений, способов анализа, критериев оценки.
  3. Беден арсенал методов педагогического анализа.
  4. Не всегда воспитатель становится полноправным участником анализа, нет опоры на самоанализ его деятельности.
  5. В анализе отсутствует регулярность, системность, установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями и фактами.

Всё это объясняется недостаточной готовностью выпускников ВУЗов и средних специальных педагогических учебных заведений к аналитической деятельности.

Зная обо всех этих недостатках, в своей практике, при осуществлении педагогического анализа, я стараюсь их избежать.

Анализ организации педагогического процесса в МДОУ детский сад «Колосок» осуществляю  по нескольким направлениям: эпизодический, тематический и итоговый.

Эпизодический анализ

Под эпизодическим я, соглашаясь с А.Н.Троян, понимаю анализ отдельных компонентов, эпизодов педагогического процесса, ограниченных во времени режимом дня и доступных разовому наблюдению, т.е. занятий и режимных моментов.

Аналитическая работа в ДОУ ведётся по годовому плану. Каждый педагогический анализ состоит из 4-х этапов.

1 этап – предварительный, в ходе которого я ставлю цель анализа, собираю  необходимую для анализа информацию, даю ей предварительную оценку. Практика показывает, что при осуществлении педанализа целесообразно применять различного рода схемы, вопросники, памятки, хронокарты, анкеты, помогающие в сборе и фиксации наблюдаемой и анализируемой информации. Мною  составлена картотека схем анализа воспитательно-образовательного процесса.

2 этап – даю характеристику элементов и оценку каждого элемента анализируемого процесса.

3 этап – характеризую  взаимосвязь элементов.

4 этап – определяю  причины положительного или отрицательного результатов.

5 этап – завершающий, даю общую оценку анализируемого момента, делаем выводы и конкретные предложения.

Проследив хронологию эпизодического анализа, отмечаю,  что в течение года контролю и анализу подвергаются все стороны воспитательно-образовательной работы с детьми. Об этом же говорят и результаты анкетирования воспитателей.

При подготовке к анализу того или иного эпизода педагогической деятельности обязательно ставлю  конкретную цель. Цели анализа разные: методика организации того или иного момента, уровень усвоения программы детьми, стиль и взаимоотношения педагога с детьми, эффективность применяемых методов и приемов и т.д. Под эти цели или использую  готовые памятки и схемы или разрабатываю сама, если готовых не оказалось.

Педагогический анализ помогает не только выявить недостатки в работе, но и увидеть лучший опыт. Если в ходе наблюдений были отмечены интересные педагогические находки, проявляемый педагогом интерес к этому виду деятельности, то в результате обсуждения у воспитателя созревает решение начать углубленную работу по определенной теме.

Тематический анализ

Тематический анализ – это анализ хода реализации одного из разделов воспитательно-образовательной работы с детьми. Например: “Развитие основных движений”, “Сенсорное воспитание”, “Формирование словаря детей” и т.д.

Сюда включается анализ:

  1. программно-методического обеспечения по данному разделу, утвержденного заведующей;
  2. планирования воспитательно-образовательной работы;
  3. степени усвоения программного материала детьми;
  4. уровня теоретических знаний педагогов по данному разделу;
  5. взаимодействия с родителями;
  6. условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе.

Итоговый анализ

Третий вид педагогического анализа – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: за квартал, полугодие, год. Он является непременным условием эффективности работы руководителя, коллектива ДОУ.

К.Ю. Белая выделила три варианта анализа итогов работы:

  1. Фундаментальный. Использование формы и содержания самоанализа при подготовке ДОУ к аттестации.
  2. Оперативный, в котором оценивается и анализируется качество ежедневной воспитательно-образовательной работы за год.
  3. Творческий, когда руководство, коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиций детского сада.

В нашем детском учреждении апробирован оперативный вид итогового анализа, целью которого является – оценить качество педагогического процесса, сформировать аналитическое обоснование для планирования, определить цели и задачи на предстоящий год.

Целью любого анализа является конечный результат. А конечный результат воспитательно-образовательного процесса – это уровень усвоения детьми программы или детской образованности и воспитанности, выраженная оценкой, которая возможна на основе анализа совокупной информации, источниками которой являются:

  1. точка зрения воспитателей данной группы;
  2. сведения, полученные от медицинских работников;
  3. сведения, полученные из бесед с родителями;
  4. результаты диагностики уровня нервно-психического развития;
  5. информация, полученная в результате эпизодического анализа заведующей и старшего воспитателя;
  6. информация о предметно-развивающей среде;
  7. результаты анализа детской деятельности (рисунки, высказывания, игры);
  8. планирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Обобщая информацию всех источников, составляем отчет об итогах педагогической работы за год.

При обсуждении итогов посещения групп, при подготовке сообщений на педагогических советах, подведения итогов тематического анализа постоянно используем самоанализ воспитателей. Не всегда этот анализ бывает глубоким и качественным с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги, как правило, ограничиваются констатацией того, что сделали, поэтому возникла необходимость целенаправленного обучения методике анализа и самоанализа. В годовом плане намечаем ряд мероприятий: консультация для воспитателей: “Различные технологии анализа и их роль в улучшении педагогического процесса”, разработка педагогами схем анализа, предзащита открытых мероприятий с целью прогнозирования возможных затруднений, решение педагогических задач и т.д.

В нашем ДОУ к различным видам анализа привлекаются и органы коллегиального управления. Так, родители принимают участие в оценке итогов работы ДОУ за учебный год. На совете педагогов коллегиально дается оценка работы каждой группы по тому или иному вопросу, анализируется работа групп или отдельных педагогов на административном совете, на оперативных совещаниях. Практикуется анализ выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей.

Понимая, что высшего уровня педмастерства могут достичь только те педагоги, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, деятельности коллег и воспитанников на основе знаний закономерностей протекания педагогической деятельности и владения способами ее организации и анализа, мы постоянно стремились освоить и теоретический, и практический аспекты анализа и как можно рациональнее использовать эти знания в практике работы.

Контроль, как средство мониторинга.

Контроль за воспитательно-образовательной работой  в нашем детском саду направлен на систематическое изучение состояния работы, выполнения программы воспитания в дошкольном учреждении и оказание своевременной помощи воспитателям в устранении недостатков. Знание фактического выполнения педагогами  «Программы воспитания в детском саду» обеспечивает конкретность  руководства, дает мне возможность критически оценивать уже выполненную работу. Контролировать – это значит не просто устанавливать, что сделано и что не сделано, а, изучая педагогический процесс и методы работы воспитателя, направлять его работу, помогать ему видеть свои слабые и сильные стороны, учить критическому анализу своей работы. Для того чтобы контроль стал средством совершенствования воспитательно-образовательной работы, я осуществляю его регулярно, систематически и охватывая деятельность всех педагогов.

В современной практике широкое распространение получили следующие виды контроля: тематический, фронтальный, предупредительный.

В нашем ДОУ я использую все эти виды.

Тематический контроль провожу с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме, например с целью выяснения системы в работе дошкольного учреждения над темой из актуальных проблем, намеченных в годовом плане («Развитие логического мышления на занятиях по математике», «Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке» и др.), или преемственности в методах работы двух воспитателей одной группы (в работе по трудовому воспитанию детей в игре  и др.)

Фронтальный контроль провожу с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе.

Предупредительный контроль провожу для оказания своевременной помощи воспитателям по всем вопросам, которые особо затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок.

Например, накануне проведения экскурсии с детьми к водоему беседую с воспитателем о цели, содержании экскурсии, об организации детей, даю советы. Как лучше провести, наблюдения, на что надо обратить особое внимание. Как обеспечить охрану жизни детей.

Осуществляя  контроль за выполнением программы, наблюдаю педагогический процесс, изучаю документацию. Беседую с детьми, анализирую детские работы и др.

Ценность наблюдений заключается в том, что они позволяют изучать состояние воспитания детей в процессе их непосредственной деятельности. При этом обращаю внимание на то, как работает тот или иной педагог, насколько эффективны применяемые им методические приемы. Мне важно не просто видеть внешние факты, но и вникать в суть наблюдаемого, - только тогда можно дать объективную оценку работы воспитателя.

Главная задача воспитания – обеспечить детям гармоничное развитие. Поэтому держу под постоянным наблюдением все стороны педагогического процесса: игры, труд, обучение, прогулки, быт и т.п.

При наблюдении, обращаю внимание на следующие моменты. Взаимосвязь всех задач воспитания – физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического. Взаимосвязь воспитания и обучения. Наблюдая, как проходят занятия, отмечаю не только правильность методов и приемов обучения, но и то, как на занятиях педагог осуществляет всестороннее воспитание детей: влияет ли он на их нравственные и эстетические чувства, побуждает ли к самостоятельной мыслительной деятельности, следит ли за осанкой детей и гигиеническими условиями в группе и.п.

Чтобы спешно провести наблюдение и правильно оценивать деятельность воспитателя, заранее определяю цель посещения группы и круг тех вопросов, на которые следует обратить внимание.

Например, наметив проверку организации самостоятельной деятельности детей в старшей группе, определяю, что необходимо выяснить следующие моменты: создание условий для самостоятельной деятельности детей (как расположены игрушки и пособия, как педагог побуждает детей к деятельности, все ли дети заняты и какой деятельностью, как они организуются и относятся друг к другу); роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей (как он влияет на отношения детей в процессе их деятельности, не подавляет ли инициативу и самостоятельность, умеет ли распределять свое внимание между занимающимися и играющими детьми; эмоционально-психологическая обстановка в группе (как дети разговаривают друг с другом, заинтересованы ли выбранной деятельностью; возникают ли в группе конфликты, - если да, то по каким причинам, как воспитатель выводит детей из конфликтных ситуаций); осуществляет ли воспитатель индивидуальный подход к детям при руководстве их самостоятельной деятельностью; каковы применяемые им методы и приемы, их эффективность и обоснованность.

Проведение контроля в определенной системе и последовательности способствует предварительное его  планирование. На месяц обычно планирую 8 тематических посещений и 3-4 посещения с целью контроля за педагогическим процессом в течение целого дня. Это позволяет определить и оценить уровень развития всех детей, их взаимоотношения между собой, организованность, умение занять себя, переключиться с одной деятельности на другую и т.д., а также оценивать подготовку воспитателя к рабочему дню и его педагогическое мастерство. Чтобы охватывать все вопросы, составляю график проверок на месяц, в котором отмечаю, каких группах и с какой целью будут проводиться наблюдения педагогического процесса.

Труд воспитателя сложен: он связан с умственным, эмоциональным  и нервным напряжением. Это обязывает меня стремиться к созданию атмосферы доброжелательности, чтобы и дети и воспитатель чувствовали себя непринужденно. Педагогический такт – непременное качество старшего воспитателя, которое помогает установить контакт с воспитателем и детьми. Мое присутствие не должно отрицательно влиять на качество работы и настроение воспитателя. Нарушать обычное течение жизни детей в группе. В ход педагогического процесса не вмешиваюсь. Замечания делаю лишь в самых исключительных случаях, проявляя при этом такт и педагогическую гибкость.

 Обычно предупреждаю воспитателей о своем посещении группы. Для наблюдения выбираю такое место, чтобы видеть детей и не мешать работе воспитателю. В ходе наблюдений  веду  записи. Результаты наблюдений, как правило, обсуждаю с воспитателями.

Анализ с воспитателями результатов увиденного следует рассматривать как школу повышения квалификации. Систематическое наблюдение за воспитанием и обучением детей, сопровождаемое обоснованным анализом на уровне современных требований педагогической науки, позволяет своевременно обнаруживать упущения в работе и исправлять их, предупреждать появление возможных ошибок. И главное, оно учит воспитателя умению анализировать собственную деятельность.

Глубокий и всесторонний анализ позволяет каждому воспитателю как бы со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе.

Беседы с воспитателями строю так, чтобы в ней нашла отражение объективная оценка работы, были отмечены достижения за определенный отрезок времени, недостатки и пути их устранения.

Прежде чем провести такую беседу, к ней необходимо подготовиться: просматриваю программу по проверяемому вопросу: знакомлюсь  с планом работы воспитателя на данный день, а также с  планом и учетом за более длительный отрезок времени; провожу анализ детских работ, если вопрос связан с оценкой результатов детской деятельности; провожу беседы с детьми, просматриваю записи, отбираю факты, даю им оценку, формулирую выводы и предложения. Если в процессе анализа возникают сомнения, обращаюсь к методической литературе, уточняю правильность своих выводов.

Серьезная подготовка к беседе – залог объективности суждений о работе педагога. Главное, что определяет успех беседы, - это наличие атмосферы доверия, искренности. Стараюсь не быть категоричной в своих суждениях и оценках, - только тогда могу помочь воспитателю самостоятельно прийти к нужным выводам. Провожу анализ одновременно с двумя воспитателями, а иногда приглашаю и младшего воспитателя, так как единство требований к детям – необходимое условие правильного воспитания.

Анализируя работу воспитателя, говорю о деятельности детей, их реакцию на указания воспитателя. Отмечаю эффективные методы воспитания и обучения, с помощью которых педагог достиг положительных результатов.

В беседах учитываю индивидуальные особенности каждого воспитателя, профессиональную подготовку и опыт.

Огромное значение для улучшения работы воспитателя имеют  правильно поставленные перед ним задачи, конкретные предложения, например: познакомиться с опытом работы воспитателя параллельной группы, прочитать методическую литературу и т.д. Все подобные предложения воспитатель вносит в тетрадь, в которой делает записи на педагогических советах.

Я оказываю помощь и осуществляю контроль за планированием и учетом воспитательно-образовательной работы с детьми. Практикую проверку календарных планов за длительный срок. Это помогает установить последовательность и системность в прохождении программы, например,  выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой в средней и старшей группах за первый квартал или анализ плана и учета младшей группы за второй квартал.

Фиксирую не только результаты наблюдения, но и анализ документации и детских работ. Наличие записей о результатах контроля дает богатейший материал для бесед с воспитателями, для анализа деятельности педагогического коллектива и выработки правильных и эффективных мер по оказанию помощи каждому воспитателю.

Осуществление целенаправленного контроля сочетаю с ежедневным обходом дошкольного учреждения . Цель ежедневного обхода – проверить создание гигиенических и педагогических условий в группе, настроение детского коллектива, подготовку воспитателей к рабочему дню. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

                                                               

Заключение.

Целью любого анализа является конечный результат. А конечный результат воспитательно-образовательного процесса – это уровень усвоения детьми программы или детской образованности и воспитанности, выраженная оценкой, которая возможна на основе анализа совокупной информации, источниками которой являются:

  1. точка зрения воспитателей данной группы;
  2. сведения, полученные от медицинских работников;
  3. сведения, полученные из бесед с родителями;
  4. результаты диагностики уровня нервно-психического развития;
  5. информация, полученная в результате эпизодического анализа заведующей и старшего воспитателя;
  6. информация о предметно-развивающей среде;
  7. результаты анализа детской деятельности (рисунки, высказывания, игры);

планирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

На сегодняшний день, контроль в нашем детском саду, стал привычным видом отслеживания результатов работы. Делая срезы знаний детей по различным видам программы, выяснилось, что 75% - имеют высокий уровень образованности и воспитанности; 20% -средний уровень; 5% -низкий уровень. В детском саду повысилось профессиональное мастерство педагогов: воспитатели стали принимать активное участие в педагогическом процессе. Возникла потребность у педагогов повышать свой профессиональный уровень через самообразование, курсы повышения квалификации, 1 педагог закончил педуниверситет, 1 учится на 4 курсе педуниверситета. Воспитатели стали серьезнее подходить к подготовке к занятиям. Стараются использовать новинки педагогической науки, чтобы интереснее провести мероприятие: занятие, праздник, родительское собрание.

Педагогический анализ помогает не только выявить недостатки в работе, но и увидеть лучший опыт. Если в ходе наблюдений были отмечены интересные педагогические находки, проявляемый педагогом интерес к этому виду деятельности, то в результате обсуждения у воспитателя созревает решение начать углубленную работу по определенной теме.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

  1. Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
  2. Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
  3. Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
  4. Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
  5. Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

      Литература

  1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: изд-во АСТ, 1997.
  2. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Учеб. пособ. для студ. вузов: – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995, с. 416.
  3. Ладыженская Т.А. Культура речи как предмет преподавания в пед. институте// Педагогическое образование, 1991,  № 3.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Смысл, 1997, с. 365.
  5. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М, 1998.
  6. Примерные программы общих гуманитарных социально-экономических дисциплин высш. уч. завед. – М.: Логос, 2001. с. 192.
  7. Программы высших учебных педагогических заведений. Общая педагогика. Для педагогических специальностей. / Сост.: канд. пед. наук, доцент О.С. Литвиненко; – М.: изд-во: МГОПУ, 2001.  с. 32.
  8. Программы учебных курсов. Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика). – М.: Флинта, Наука, 1998. с. 79.
  9. Риторика/ под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: МПГУ, 2006.  с. 447.
  10. Юнина Е.А. Педагогическая риторика. –
  11. Богославец А. Организация контроля педагогического процесса – одна из функций руководителя\\Дошкольное воспитание, 1999. –  №4.
  12. Даскакова Ф. Детский сад: за равновесие свободы и контроля\\Дошкольное воспитание, 1998. –   №8.
  13. Денякина М. Руководитель детского учреждения – профессия или призвание? Минск, 1997.
  14. Детский сад: книга для заведующих \ Под ред. Л.П. Тарасовой. – М., 1982.
  15. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении – М., 1995.
  16. Ильясов Д.Ф. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях – Челябинск, 1999.
  17. Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в РАЙОНО – М., Просвещение, 1988.
  18. Кичапина Л. Педагогический анализ и его влияния на качество воспитательной работы \\ Дошкольное воспитание, 1979. –  №7.
  19. Князева Н.А. Педагогический анализ в системе работы заместителя заведующей ДОУ по учебно-воспитательной работе \\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.
  20. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск, 1978.
  21. Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебного года – Челябинск, 1978.
  22. Михно Т. Система контроля за организацией педагогического процесса \\ Дошкольное воспитание, 1991. –  №1.
  23. Мохина Н.В. Предварительный контроль в управлении педагогическим процессом ДОУ// Дошкольное образование. Челябинск, 1999.
  24. Поздняк Л.В., Лященко Н.И. Управление дошкольным образованием – М., 1999.
  25. Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением \\ Дошкольное воспитание, 1993. –  №1.
  26. Троян А.Н. Система педагогического анализа \\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.
  27. Троян А.Н. Педагогический анализ индивидуальной работы \\ Дошкольное воспитание, 1981. –  №8.
  28. Ядэшко В. Учить студентов педанализу \\ Дошкольное

              Приложение.

Приложение 1. Циклограмма ежемесячного контроля.


Содержание контроля 

Особенности осуществляемого контроля. 

Числа месяца 

1-7 

8-15 

16-23 

24-31 

Соблюдение законодательства РФ в области образования

Кроме соблюдения законодательства осуществлять контроль за изучение вновь изданных нормативных актов.

Просмотр занятия с целью его анализа по следующим критериям:
- правильность и обоснованность цели занятия;
- структура и организация;
- содержание;
- деятельность воспитанников;
- правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их разнообразие;
- оценка санитарно-гигиенических условий.

Периодичность – не более 5 раз в год для каждого воспитателя (за исключением педагогов, находящихся на самоконтроле)

Сформирован-ность культурно-гигиенических навыков

 

Организация трудового воспитания

 

 

Соблюдение режима дня.

 

 

Создание условий для самостоя-тельной игровой деятельности детей

 

Состояние документации

 

Санитарное состояние группы.

Проверка осуществляется совместно с медиками.

Организация жизни группы

 

Организация и проведение экскурсий, прогулок, походов и т.д.

 

Особое внимание при проверке уделить социально-личностному взаимодействию детей.

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Проверка направлена на выявление системы закаливания в группе.

 

 

 

Система работы с родителями.

 

Примечание: качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май) в соответствии с принятой в ДОУ системой диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655)...

Система мониторинга в ДОУ (физическое развитие)

Актуальность проблемы использования мониторинга в дошкольном образовательном учреждении. Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольно...

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Человек – это узел связи…А. ЭкзюпериПредлагая группы диагностических процедур, важно обратить внимание на необходимость реализации мониторингового подхода, позволяющего регистрировать изменения, проис...

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

Система и методы управления ДОУ

Выступление по теме «Система и методы управления ДОУ»...

Педагогический мониторинг - средство управления качеством образования.

Что такое педагогический мониторинг? Как использовать его ресурсы при оценки качества образования?Качество образования - комплексная характеристика  образовательной деятельности и подготовки обуч...