Управление процессом внедрения федеральных государственных требований
материал по теме

Сибирякова Инга Викторовна

Пояснительная записка

 

 

          В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. В связи с современным уровнем развития общества, запросом государства возникает потребность в изменениях и возможность их реализации.         

  Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

  Таким новшеством и  условием повышения качества дошкольного образования на сегодняшний день является внедрение федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы ДОУ (ФГТ).

Опираясь на следующий критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс в ДОУ: изменения проводятся на общесадовском уровне, т.е. «единицей» изменений является вся организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно воспитательно-образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура ДОУ; изменения в ДОУ предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы; процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности; изменения происходят в контексте реализации разработанной ДОУ модели организации деятельности ДОУ, отличной от общепринятой; изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания воспитательно- образовательного процесса в ДОУ; изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа деятельности ДОУ можно  утверждать, что процесс внедрения ФГТ в деятельность дошкольного учреждения является  его инновационным развитием.

 

  В связи с этим, актуальность темы работы вызвана насущной потребностью в необходимости серьезных изменений в функционировании ДОУ, повышении качества дошкольного образования, проектировании новой модели развития ДОУ через управление процессом внедрения ФГТ в деятельность дошкольного учреждения.

  Объектом работы  является процесс управления внедрением ФГТ.

  Предметом – проектирование организации образовательной деятельности в ДОУ.

  Цель – проектирование образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.

   Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
  2. Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
  3. Разработать и реализовать проект  поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

Этапы работы:

  1. Подготовительный :

осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований. Формирование команды идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации. Проблемный анализ ДОУ, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы ДОУ.

  1. Выработка проектной идеи. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости ДОУ и однозначно быть понимаемым большинством участников воспитательно- образовательного процесса.
  2. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление проекта реализации идеи.
  3. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления следующие управленческие действия:

• разработка нормативно-правовой базы управления процессом внедрения ФГТ, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

 • определение содержания процесса внедрения ФГТ, обеспечивающих целостное развитие ДОУ на основе интеграции инновационных потенциалов ДОУ, семьи и социальной среды;

 • разработка научно-методического обеспечения процесса внедрения ФГТ;

• подготовка подразделений структуры управления процессом внедрения ФГТ  к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, родителей к участию в инновационном процессе;

• обновление структуры управления; создание творческих  групп;

• обновление и реконструкция материально-технического оснащения воспитательно-образовательного процесса;

• внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении ФГТ;

 • реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

• осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

• разработка и введение нормативов оценивания деятельности;

 • внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в ДОУ;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 56»

Обобщение опыта работы

Тема:    «Управление процессом внедрения федеральных                                    государственных требований

к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования,

как условие инновационного развития ДОУ».

Подготовила

заведующий МБДОУ «Детский сад № 56»

Сибирякова  Инга Викторовна

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2.Основная часть

2.1. Управление процессом внедрения ФГТ в  практическую деятельность ДОУ

Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ

2.2.Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ

2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ

4.Заключение

Приложения

Пояснительная записка

          В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. В связи с современным уровнем развития общества, запросом государства возникает потребность в изменениях и возможность их реализации.        

  Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

  Таким новшеством и  условием повышения качества дошкольного образования на сегодняшний день является внедрение федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы ДОУ (ФГТ).

Опираясь на следующий критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс в ДОУ: изменения проводятся на общесадовском уровне, т.е. «единицей» изменений является вся организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно воспитательно-образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура ДОУ; изменения в ДОУ предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы; процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности; изменения происходят в контексте реализации разработанной ДОУ модели организации деятельности ДОУ, отличной от общепринятой; изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания воспитательно- образовательного процесса в ДОУ; изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа деятельности ДОУ можно  утверждать, что процесс внедрения ФГТ в деятельность дошкольного учреждения является  его инновационным развитием.

  В связи с этим, актуальность темы работы вызвана насущной потребностью в необходимости серьезных изменений в функционировании ДОУ, повышении качества дошкольного образования, проектировании новой модели развития ДОУ через управление процессом внедрения ФГТ в деятельность дошкольного учреждения.

  Объектом работы  является процесс управления внедрением ФГТ.

  Предметом – проектирование организации образовательной деятельности в ДОУ.

  Цель – проектирование образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.

   Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
  2. Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
  3. Разработать и реализовать проект  поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

Этапы работы:

  1. Подготовительный :

осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований. Формирование команды идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации. Проблемный анализ ДОУ, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы ДОУ.

  1. Выработка проектной идеи. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости ДОУ и однозначно быть понимаемым большинством участников воспитательно- образовательного процесса.
  2. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление проекта реализации идеи.
  3. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления следующие управленческие действия:

• разработка нормативно-правовой базы управления процессом внедрения ФГТ, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

 • определение содержания процесса внедрения ФГТ, обеспечивающих целостное развитие ДОУ на основе интеграции инновационных потенциалов ДОУ, семьи и социальной среды;

 • разработка научно-методического обеспечения процесса внедрения ФГТ;

• подготовка подразделений структуры управления процессом внедрения ФГТ  к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, родителей к участию в инновационном процессе;

• обновление структуры управления; создание творческих  групп;

• обновление и реконструкция материально-технического оснащения воспитательно-образовательного процесса;

• внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении ФГТ;

 • реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

• осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

• разработка и введение нормативов оценивания деятельности;

 • внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в ДОУ;

2. Основная часть :  управление процессом внедрения ФГТ в  практическую деятельность ДОУ.

2.1.Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ.

      Изменения, происходящие в системе  дошкольного образования, введение ФГТ в работу дошкольных учреждений предполагает соблюдение определенных этапов переходного периода. Переходный период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций Перед учреждением встала задача :самостоятельно внести изменения в организацию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В качестве управленческой деятельности по внедрению ФГТ администрацией ДОУ  был издан приказ  «Об организации работы по введению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», создана творческая команда.

В соответствии с ним была определена стратегия деятельности ДОУ по обеспечению введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая отразилась в разработанном проекте «Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ»

Паспорт проекта

Наименование проекта        

 Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ

Основания для разработки

.Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель проекта

Обеспечение соответствия условий  организации и осуществления образовательной деятельности ДОУ  современным требованиям к дошкольному образованию  (ФГТ) , изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической инновационной деятельности.

Задачи проекта

  1. Перейди  на деятельность в соответствии с ФГТ, ориентированной на инновационную.
  2. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных требований и выявить профессиональные затруднения.

  3. Обеспечить информационно – методическое сопровождение целостного педагогического процесса на основе анализа, диагностики, изучения и формирования педагогических потребностей педагогов ДОУ. 

  4. Разработать и приступить к реализации образовательной программы ДОУ.

  5.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности ДОУ , в соответствии с  ФГТ .

Структура проекта

- Содержание проблемы.

- Цели и задачи проекта.

- Концепция решения проблемы.

- Ресурсное обеспечение проекта.

- Анализ возможных рисков и способы их преодоления.

- Распределение обязанностей в команде.

- Внешние связи методической службы по реализации проекта.

- Этапы реализации.

- Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап.  Организационно-подготовительный.

(январь 2010- август 2011)

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2010 года – май 2014 года)

3 этап. Обобщающий (июнь-август 2014 года)

Назначение проекта

Проект является целеполагающим документом деятельности ДОУ   на 2010-2014 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта        

1.Профессиональная готовность педагогов ДОУ

к реализации ФГТ, инновационная направленность их деятельности.

2. Создание условий для реализации образовательной программы ДОУ.

3.Разработка и реализация  образовательной программы ДОУ, в соответствии с ФГТ.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет  заведующий  ДОУ.

Тип проекта: административный

 Участники проекта: заведующий МДОУ, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,  педагоги и специалисты ДОУ. 

Сроки реализация: декабрь 2010 г - сентябрь 2014 г.

1.  Проблема, на решение которой направлен проект:

        В соответствии  с  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября  2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ДОУ переходит на процесс внедрения ФГТ, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка.

Проблемно-ориентированный анализ помог выявить  готовность  педагога и образовательного учреждения к переходу на ФГТ.

      В результате опроса выявились основные затруднения педагогов на этапе введения ФГТ:

-  смутное представление по переходу на ФГТ;

- упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;

- ранее сложившаяся методика проведения занятий  становится препятствием  в достижении  планируемых   результатов  освоения  основной  образовательной  программы;  

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, развитие базовых способностей личности);  

-отсутствие опыта  разработки разделов  основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса.

  Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГТ и недостаточной подготовленностью педагогов  к внедрению ФГТ.

Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГТ.

2.2.Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ

Основной целью переходного периода мы считаем осмысление всех положений ФГТ, овладение специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации педагогов ДОУ, анализ реализуемых программно-методических комплектов на соответствие ФГТ. Это положение и легло в основу подпроекта «Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ»

Встали следующие задачи:

  1. Выявить профессиональные затруднения педагогов по вопросу реализации ФГТ.
  2. Разработать систему педагогических мероприятий.
  3. Создать условия для непрерывного повышения квалификации  педагогов ДОУ.
  4. Оценить результативность подпроекта и определить перспективы инновационной деятельности  педагогов в соответствии с ФГТ.

 Основополагающие идеи реализации подпректа:

1.Управленческие принципы:

-  Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

-  Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

2. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

-  обучение тому, что необходимо в практике;

-  обучать через деятельность;

-  для того, чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

3. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

    4. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

Проектная линия: модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса для обеспечения его развивающего характера.

Определение проблемного поля

 В ходе разработки проекта   было проведено исследованиекоторое  позволило выявить следующие:  значительное преобладание коллективистических представлений, однако отмечается разобщенность педагогов и прохладный климат в коллективе. В анкетах прослеживается тенденция к централизации организации. Как следствие, обучение центрировано на воспитателе и его качество зависит от профессионализма педагога. Данное положение свидетельствует о возможных  причинах сопротивления  коллектива, при внедрении технологий требующих партнерского взаимодействия педагогов и дошкольников, предоставления определенных свобод выбора средств. В анкетах педагогов отмечалось большое сопротивление изменениям, нежелание брать на себя ответственность и делать выбор, уход от ситуации соревнования. Высокий показатель избегания неопределенности отмечают подавляющее большинство педагогов (82%). Педагогам характерна недооценка себя, сочувствие коллегам, пережившим неудачу. В коллективе поощряется академический успех, а не социальная адаптация воспитанников. «Профиль несоответствия» позволяет говорить о явном стремлении коллектива к «командному» типу организационной культуры, о его желании творчески работать в команде единомышленников, видя в администрации партнеров, а не только «руководящий и контролирующий орган». Но, в тоже время, прослеживаются тенденции к активной индивидуальной работе, стремление к личным достижениям, профессиональному самоутверждению («культура индивидуальности»). В результате анализа можно сделать вывод, что большая степень избегания ситуации неопределенности со стороны педагогов, не желание принимать на себя личную ответственность сдерживает процесс инновации, что необходимо при внедрении ФГТ. Стремление к жесткой регламентации деятельности воспитателей препятствует внедрению современных технологий, но с другой стороны позволяет использовать этот факт как средство формализации инновационного процесса, уменьшению сопротивления со стороны педагогов.

Таким образом, налицо  противоречие между возможностями сложившейся системы управления персоналом ДОУ и новыми требованиями, предъявляемыми к квалификационным характеристикам педагогов в современных условиях.

 Анализ причин противоречия и вышеперечисленных несоответствий позволил спроектировать следующие направления в работе на ближайшую перспективу:

  1. Повышение квалификации через прохождение курсов, в соответствии с графиком.
  2. Повышение профессиональной компетентности через методические мероприятия ДОУ  (педагогический совет, школа профессионального мастерства, педагогическая лаборатория, школа молодого педагога, постоянно семинар-практикум по внедрению ФГТ в образовательный процесс, творческие группы по направлениям: физическое воспитание и здоровье дошкольников, художественно-эстетическое воспитание, познавательно-речевое и  социально-личностное развитие дошкольника) и управления образования ( ГМО,  семинары, конференции и др.)
  3.  Повышение профессиональной компетентности через самообразование.
  4.  Создание необходимых условий для инновационной деятельности педагогов:

- психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностных, психологических механизмов развития инновационного потенциала педагогического коллектива;

- организационно-педагогических условий, определяющихся уровнем организации и стимулирования учебно-воспитательного процесса, его материально-технической оснащенностью, особенностями управления;

- информационных условий, способствующих оптимизации информационных потоков и расширению информационного пространства ДОУ.

      5.   Создание дифференцированных программ развития инновационного потенциала каждого педагога как механизма, обеспечивающего мотивационную готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, теоретическую и практическую готовность, достижение согласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ.

      6.  Создание системы внешнего поощрения творческих инициатив и повышения профессионального мастерства педагогов. К таким условиям, в частности, относятся:

- отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний;

-активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений;

- атмосфера профессионального успеха и система презентации  личных достижений.

Этапы и сроки реализации  подпроекта

1. Аналитический этап ( 01.-  09. 2010 г.)

2. Концептуальный этап (2010-2011 гг.)

3. Практический этап, направленный на реализацию проекта (2011-2014гг.)

4. Рефлексивный  этап (01-06. 2014.)

 Перспективы реализации и развития проекта (ожидаемые результаты):

В ходе реализации проекта будет разработана система управления  персоналом на основе оптимальной модели организационной культуры, позволяющей повысить инновационный потенциал педагогов, что позволит получить следующие результаты:

  1. активизируются инновационные  процессы в ДОУ в рамах реализации  ФГТ :

-повысится уровень теоретической и практической готовности педагогов к инновационной деятельности с 15% до 60%;

-повысится восприимчивость педагогов к новому знанию и опыту  с 20% до 60%;

-уменьшится доля педагогов, имеющих психологические барьеры к инновационной деятельности с 80% до 30% в их общем количестве;

  1. освоение содержания образования будет обеспечено деятельностными технологиями на основе интеграции и комплексного планирования образовательных областей;
  2. повысится уровень индивидуальной ответственности педагогов за результативность образовательного процесса.
  3. правильное делегирование полномочий обеспечит увеличение количества педагогов, участвующих в управлении образовательным процессом  (до 40%)

2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ

 Важным этапом в реализации проекта ««Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ» является этап разработки и реализации образовательной программы ДОУ. В рамках реализации данного этапа был разработан подпроет «Образовательная программа ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ».

Цель:  направить процесс разработки образовательной программы не в формальный процесс соответствия, а в русло инновационной деятельности.  

 Проблема состоит в том, чтобы привести в соответствие федеральным требованиям образовательную программу ДОУ, реализовав при этом новое содержание дошкольного образования. Проблема, на наш взгляд, имеет две составляющих: собственно разработку образовательной программы с учетом государственных требований и специфики ДОУ, а также подготовку педагогов не только к внешнему принятию происходящих изменений, но и формированию внутренней мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Решение данной проблемы лежит в плоскости проектного подхода к разработке образовательной программы, поскольку только данный подход позволит подвести педагогов ДОУ к осознанию происходящих в образовательной среде изменений. Тем самым работа с педагогами перейдет на качественно новый уровень — уровень методического сопровождения процесса саморазвития педагога, обеспечивающий его умение выявлять проблемы своей педагогической деятельности, формулировать запрос, целенаправленно обращаться за помощью и нести ответственность за достигнутый результат.

Главная идея заключается в том, что приведение содержания образовательного процесса в ДОУ в соответствие федеральным требованиям может стать механизмом управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания основной общеобразовательной программы. Основным способом реализации идеи является организация проектной деятельности педагогов. Таким образом, содержательным аспектом проектных мероприятий является методическое сопровождение саморазвития педагогов ДОУ, технологическим аспектом — управление проектами педагогов ДОУ по разработке содержания образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, п.2.11).

Ожидаемый результат:

— управленческая модель перехода к новому содержанию дошкольного образования;

— приведение в соответствие ФГТ организационной, методической и материальной составляющей образовательного процесса;

— повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения нового содержания дошкольного образования.

Критерии оценки результата:

1. Сформированность комплекса условий для внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ:

— соответствие планирования и методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс в ДОУ, требованиям Приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

— наличие материалов контроля, свидетельствующих о внедрении в образовательный процесс интеграции образовательных областей посредством современных педагогических технологий;

— наличие изменений в развивающей среде, позволяющей осуществить комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

2. Оптимизация системы управления персоналом:

— функционирование системы методического сопровождения саморазвития педагогов ДОУ;

— наличие реализованных проектов педагогов;

— овладение педагогами компетентностным, технологическим, деятельностным  подходами в работе с детьми и взрослыми (родителями и другими педагогами);

— положительные изменения в мотивированности педагогов на саморазвитие.

Концепция данного подпректа состоит в следующем:

«Проектирование — деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации. Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй — развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации — показывает, что эта деятельность основывается на реальных, имеющих место процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего» (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).

Необходимость в проектировании возникла, поскольку должен быть осуществлен «шаг развития», переход целостной системы (всей системы, а не отдельных ее элементов) из одного состояния в другое, потому что подлинно развивающее образование может реализоваться только в самой развивающейся образовательной системе. Такой переход не может осуществиться сам по себе, эволюционно, за счет отдельных усовершенствований внутри системы. Схематично это можно показать следующим образом.

1 — это реальная, существующая ситуация, которая характеризуется следующими моментами:

1) наличное состояние «образовательной системы» не устраивает субъектов, работающих в образовании;

2) у субъектов, которых не устраивает существующая ситуация, имеется образ желаемого будущего;

3) у субъектов нет точного представления, технологии и средств перехода к построению ситуации желаемого будущего. Невозможность прямого перехода из имеющейся ситуации в ситуацию желаемого будущего практически связана с невозможностью изменить условия, в которых имеющиеся средства не обеспечивают достижения желаемого результата. Такое состояние является проблемным. И требуется специальная работа, направленная на выявление условий, препятствующих данному переходу, и разработку новых средств, позволяющих этот переход осуществить.

2 — это образ желаемого будущего, образ новой системы образования.

Стрелка обозначает тенденцию, направление выбираемого движения от наличного состояния к желаемому будущему.

1. Наличная          2.Ситуация желаемого

ситуация        будущего

Данная схема позволяет соотнестись с целью проектирования. В ситуации 1 условий достижения цели нет, иначе был бы возможен прямой переход в желаемую ситуацию. В ситуации 2 этих условий также нет, так как она только желаема. Таким образом, предметом проектирования является создание условий (в данном случае — механизма) для шага развития образовательной системы, перехода ее из одного состояния в другое.

В силу того что необходимых условий перехода нет ни в ситуации 1, ни в ситуации 2, то нужно строить особую ситуацию, где эти условия и средства могут быть спроектированы.

Для реализации данного подпроекта создается команда, которая проводит первоначальные исследования, инициирование проекта и организацию мероприятий по его реализации.

Основным методом реализации проекта является метод педагогического проектирования. Члены педагогического коллектива объединяются в мини-группы для разработки и реализации проектов, темы которых соответствуют структурным частям образовательной программы (например, проекты «Здоровье», «Система мониторинга» и проч.). Содержанием проектирования будет апробация матрицы образовательного процесса как части механизма реализации ФГТ. Результатами проектов педагогов станут разработанные образовательные мероприятия по организации детской деятельности в различных образовательных областях. Образовательное мероприятие может представлять собой любое образовательное событие пребывания ребенка в ДОУ: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность в разные режимные моменты, прогулке. По организационным формам это могут быть проекты, сюжетно-ролевые игры, тематические дни (недели), совместные с родителями мероприятия и прочее. Основным критерием оценки образовательной деятельности является соответствие содержания разработанных мероприятий требованиям ФГТ, а именно:

— осуществлять принцип развивающего образования;

— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

— строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

— основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также в условиях интеграции усилий микросоциума (взаимодействия с социально значимыми объектами)

— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности должна  является игра.

__ реализация образовательной деятельности должна предполагать изменения в построении развивающей среды.

Работа мини-групп над решением проектных задач происходит самостоятельно. Педагоги могут обращаться за помощью к членам команды проекта. Помощь основывается на принципах сопровождения, один из которых — принцип стимулирования саморазвития человека — в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его самопознание и определение потенциалов и направлений работы над собой (по М.И. Рожкову).

Промежуточным итогом работы мини-групп является презентация разработанного проекта, конечным итогом — представление результатов реализации проекта.

Команда проекта обобщает итоги работы мини-групп и формирует матрицу образовательного процесса, проводит мероприятия по ее презентации и внедрению в образовательный процесс, дает оценку проекта. Отдельным управленческим действием является постпроектное исследование и описание результатов. Оформление в единое целое в виде образовательной программы ДОУ.

Этапы :

1. Подготовительный

Виды работ:

— Концептуализация

— Создание и развитие команды управленческого проекта

— Исследование

— Моделирование и проектирование.

2. Основной

Виды работ:

— Инициирование проекта

— Внедрение модели перехода

— Командообразование для проектирования образовательного процесса

— Разработка проектов образовательных мероприятий

— Сопровождение проектной деятельности педагогов.

3. Заключительный

Виды работ:

— Управленческая рефлексия проектной деятельности педагогов, коррекция общего проектного замысла

— Оценка эффективности модели и поиск путей модернизации

— Оценка результатов проекта

— Описание механизмов приведения содержания образования в ДОУ в соответствие ФГТ.

Такой механизм разработки образовательной программы по нашему мнению является элементом модели инновационной деятельности в дошкольном учреждении и отражает следующие направления:

  1. Обновление содержания образования дошкольников:
  1. Внедрение современных программ и технологий,
  2. Использование  технологий психолого-педагогической поддержки;
  1. Обновление и совершенствование системы методической работы:
  1. отбор инновационного содержания деятельности;
  2. совершенствование системы мер мотивационного обеспечения качественного педагогического труда;
  3. совершенствование управленческих процессов,      обновление стиля методической работы на основе делегирования полномочий и расширения     профессионально-творческих объединений педагогов;
  1. Обновление системы управления качеством образования:
  1. Создание условий в соответствии с современными требованиями:

- нормативно-правовые,

- перспективно-целевые,

- потребностно-стимулирующие,

- информационно-коммуникативные;

  1. Совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников:
  1. изучение  состояния условий семейного воспитания и потребностей семьи, прогнозирование форм, методов и средств эффективного взаимодействия на дифференцированной основе,
  2. внедрение современных форм взаимодействия на основе совершенствования системы мер, обеспечивающих активное вовлечение родителей в образовательное пространство ребёнка,
  3. психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития дошкольника, подготовки к обучению в школе и к жизни на дальнейших этапах развития;
  1. Развитие и совершенствование системы преемственных со школой;
  2. Расширение внешних связей, взаимодействия с социумом;
  3. Проектирование и организация вариативных форм дошкольного образования в ДОУ.

 Оценка результативности реализации проекта «Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ» происходит по разработанной карте самоанализа ДОУ.

 В данный момент  учреждение находиться на внедренческом этапе проекта. Переходный период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций.
Мы можем говорить о
следующих результатов его реализации:

- 80% педагогов повысили уровень квалификации через курсы повышения квалификации при ИРО и ИПКРО по вопросам реализации ФГТ;

- составлена и приступили к реализации образовательной программы, ориентированной на реализацию ФГТ ДОУ ( Приложение

-  создаются условия для эффективной реализации образовательной программы, в соответствии с ФГТ (нормативно- методическое обеспечение, обновление предметно-развивающей среды в группах)

-    внедрение вариативных форм дошкольного образования.

Заключение.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.  Новая фаза развития нашего педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Одной из задач современного дошкольного учреждения  становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов и глубокого научного и практического осмысления.

В связи с введением федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования можно утверждать, что

в сфере дошкольного образования внедряются инновации:

1.  в  управлении учреждением;

2.  в  структуре образовательного процесса.

  Данные процессы определяют сущность формирования образовательного учреждения,  в соответствии с ФГТ, что положительно влияет на  повышение  профессионального уровня педагогов, направляя их на инновационный поиск нововведений, что в свою очередь должно положительно повлиять на качество обучения и воспитания дошкольников в ДОУ, создать лучшие условия для развития детей, позволить осуществить личностно-ориентированный подход  и построить образовательный процесс в соответствии  с современными требованиями.

  Стержнем процесса внедрения ( в нашем случае – это процесс внедрения ФГТ)  являются управленческие действия, привносящие динамические, позитивные изменения в организацию педагогического процесса на этапе внедрения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом мы видим , что управление процессом внедрения ФГТ в деятельность ДОУ, являются одним их условием его инновационного развития.

Приложения

Приложение 1.

Модель

 организации структуры управления

реализации проекта

«Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ»

Приложение 2

Комплекс методического сопровождения

по вопросу реализации ФГТ в ДОУ.

Направления

 в работе

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Формирование нормативно-правового обеспечение  введения ФГТ:

 -Информационные материалы Министерства образования и науки Российской Федерации о разработке примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

- Письмо министерства образования и науки области об использовании в работе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования

- ФГТ

- Примерные альтернативные программы дошкольного образования и методические материалы к ним

- Приказ «Об организации работы по введению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

- Приказ о творческой группе

- Положение о творческой группе.

- Образовательная программа ДОУ

2010-2014

Январь

2010

Сентябрь

2010

Заместитель заведующего по ВМР

заведующий

заведующий

Заведующий

Заместитель заведующего по ВМР

2.

Консульта-тивно-методические мероприятия с педагогами

1.Семинар-школа

по проблеме «Внедрение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ»

Тема 1: «Содержание ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования – новые ориентиры в дошкольном образовании»

Тема 2: «Особенности организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ с учетом ФГТ и СанПин.»

Тема 3: Презентация по теме «Организация образовательной деятельности в ДОУ с учетом изменений нормативных требований к дошкольному образованию»

Тема 4: «Алгоритм  разработки образовательной программы ДОУ»

Тема 5: «Содержание образовательной программы ДОУ». Анализ содержания альтернативных  примерных общеобразовательных программ дошкольного образования  (программа «Успех» и др.) в соответствии с образовательными областями, определёнными ФГТ.

Тема 6: «Анализ условий для реализации ОП в каждой возрастной группе»

Тема 7:«Алгоритм  разработки календарно-тематического планирования»

Тема 8: «Интеграция образовательных областей – как один из принципов построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Тема 9: «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по образовательным областям (формы работы с детьми)»

Тема 10: «Новые требования к календарному планированию образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ»

Тема 11:  «Алгоритм календарного планирования образовательной деятельности с детьми воспитателями»

Тема 12:  «Возможности интеграции содержания образовательных областей в образовательном процессе»

Тема 13: «Определение содержания работы с детьми в рамках тематической недели»

Тема 14: «Отработка содержания и варианты итоговых мероприятий в рамках тематических недель»

Тема 15: «Технология оценки промежуточных и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы детьми.»

Тема 16: «Развивающая среда в соответствии с ФГТ к структуре  и условиям  реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Тема 17: «Проблемы и перспективы внедрения Федеральных государственных требований»

2.Педсовет

- «Внедрение ФГТ в образовательный процесс ДОУ».

- «Система планирование в рамках

реализации ФГТ»

- «Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях перехода на ООПДО»- итоговые педсоветы

- Интеграция образовательных областей

3. Самообразование педагогов

4. Посещение курсов повышения

квалификации.

  1. Участие в работе городских методических объединений
  2. Открытые просмотры и анализ образовательной деятельности

Январь

2010- 2014

Январь  2010

Февраль 2010 , ноябрь 2010

Май 2010,январь 2011

Март 2010

Сентябрь 2010 , январь 2011

Сентябрь

2010- февраль 2011

Май 2010, май 2011,

Сентябрь 2011, 2012

Декабрь 2010, 2011

Апрель  2011

Февраль 2012

Сентябрь 2011

Ноябрь 2011

Сентябрь 2011

Апрель каждого года

Сентябрь 2010

Январь 2011

Май  

Октябрь 2011 

согласно  графика

По плану Управления образования ЗГМО

Согласно годового плана

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Организационно-координационное обеспечение:

- Разработка плана- графика повышения квалификаций педагогических работников в связи с введением ФГТ

- Организация обсуждения педагогическими  работниками дошкольного образования, родительской общественностью вопросов реализации ФГТ на портале  (создание сайта,  форума и консультационной страницы)

- Создание (либо корректировка) развивающей образовательной среды, соответствующей реализации ФГТ.

- Координация взаимодействия педагогических работников ДОУ с заместителями директоров и учителей по начальному образованию общеобразовательных учреждений с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного обучения детей.

- Разработка и внедрения программы психологического сопровождения образовательного процесса.

- Освещение вопросов внедрения и реализации ФГТ в средствах массовой информации

Август

2010 г.

В течении реализации проекта

Заместитель заведующего по ВМР

Педагоги и специалисты ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

психолог

заместитель заведующего по ВМР

Приложение  4

КАРТА САМОАНАЛИЗА

реализации проекта

«Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ»

Цель самоанализа: получение объективной информации о степени перехода на ФГТ.

 

Шкала оценки: 0 баллов – не реализовано, 1 балл –  реализовано частично, находится в стадии разработки, 2 балла – реализовано  в полном объеме.

 

Степень готовности: 80 – 70 баллов  - оптимальная, 30-50 баллов – допустимая, до 30 баллов - недостаточная

 

Условия

Критерии

Показатели/Оценка показателей в баллах

 

0

1

2

1. Нормативные условия разработки программы

1.Устав ДОУ

 

Внесены изменения или подготовлен проект изменений к Уставу

 

 +

2. Лицензия с приложением

Наличие документов (№, серия, дата выдачи, уровень и направленности программ)

-

3. Свидетельство об аккредитации

Наличие документов (№, серия, дата выдачи)

-

4. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, дошкольного уровней

Наличие нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, дошкольного уровней, регламентирующих деятельность по разработке ООП

 

+

5. Основная образовательная программа ДОУ

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения:

 

Наличие документов, разработанных в соответствии с требованиями ФГТ:

  1. Пояснительная записка
  2. Обязательная часть Программы:

·     Организация режима пребывания детей в ДОУ:

- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)

- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, взаимодействия с социумом   модель образовательного процесса)

-   Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:

·   цель образовательной области, задачи

·      

·    программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить)

·    таблица реализации образовательных областей в разных формах работы

  1. Содержание коррекционной работы (подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции)

·        -  Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

  1. Региональный компонент вариативная часть Программы:

  1. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
  2. Особенности организации образовательного процесса в группах комбинированной направленности

- Управление реализацией программы;

- Создание и обновление предметно-развивающей среды;

- Формы сотрудничества с семьей;

- Преемственность в работе ДОУ и школы;

- Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями

- Учет принципа интеграции

-Наличие комплексно-тематического планирования

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6. Должностные инструкции

 

Должностные инструкции приведены в соответствие с квалификационными характеристиками

 

+

7. Договор с родителями

Разработана и утверждена форма договора о предоставлении дошкольного образования в соответствии с ФГТ

 

Всего:

8 балла

II. Финансово-экономические условия введения ФГТ

1. Финансово-экономическая документация

Наличие документов:

Положение о НСОТ

Положение о платных дополнительных образовательных услугах

Положение о доплатах и надбавках

Коллективный договор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 +

 

+

2. Финансовый план по созданию образовательной среды

 

 

Определение объема расходов, необходимых для реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования

 

+

 

Всего:

 7 баллов

III.Организационно – содержательные условия

1.Обеспечение комфортной,  здоровьесберегающей среды

Применение здоровьесберегающих технологий

Психологическое сопровождение образовательного процесса формы

 

 

 

 

 

 

 

+

+

2.Управление образовательным процессом

Наличие творческой группы по разработке ООП (список утвержден приказом заведующей ДОУ)

Работа творческих групп, их направленность на инновационную деятелньость

Наличие плана разработки ООП (утвержден приказом заведующей ДОУ )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

3.Модель организации образовательного процесса

Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса

Проведение анкетирования по изучению запросов родителей по использованию вариативной части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

Всего

8 баллов

IV. Кадровые условия введения ФГТ

1. Готовность педагогического коллектива к работе

по ФГТ

Наличие плана мероприятий деятельности творческой группы

Наличие перечня требуемых знаний и умений педагога для решения задач по введению ФГТ

 

 

 

 

 

         

+

+

2. Повышение квалификации педагогов

-Наличие плана-графика повышения квалификации  педагогов

-Осуществлено повышение квалификации всех педагогов

 

+

 

 

 

 

+

3 .Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение введения ФГТ

4.Информирование родителей о ходе реализации ООП дошкольного образования

Разработан и реализуется план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГТ

Оборудование и оснащение методического кабинета

Наличие доступной информации для родителей:

  1. о  реализуемой программе
  2. о текущих результатах освоения программы
  3. о наличии в ДОУ соответствующих условий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

Всего

12 баллов

V. Материально-технические условия введения ФГТ

1. Оснащённость игровых комнат

- Соответствие материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения

 - Соответствие ФГТ

- Наличие справочной литературы, дидактического и раздаточного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

2.Наличие дополнительных условий для реализации ФГТ

- Спортзал

- Логопедический кабинет

-Психологической разгрузки

+

+

3. Оснащённость информационно-методического кабинета

Наличие фонда

-нормативно-правовых документов по реализации ФГТ

-художественной литературы

-справочной литературы для разных возрастов,

--методических разработок

копировальной техники, компьютеров, наличие Интернета

 

 

 

 

 

 

+

+

Всего

9 баллов

Итог

44 балла – ДОУ находиться на допустимом уровне процесса внедрения ФГТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление процессом разработки ООП ДО в условиях введения ФГТ

Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем на педагогический коллектив ДОУ возлагается большая ответственность ...

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ по сопровождению процесса внедрения федеральных государственных требований

Задачи, организация работы , документация  и  отчетность, обязанности,  права и  ответственность творческой  группы...

Специфика управления процессом адаптации слабовидящих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблема адаптации детей является междисциплинарной и чрезвычайно актуальной в связи с тем, что в последнее время резко изменились социально-культурные услов...

Модель управления при внедрении информационно-компьютерных технологий в дошкольном учреждении.

В модели отражены основные направления управленческой деятельности....

Управление процессом профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях освоения ИКТ

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной ...

Управление процессом проектирования образовательного процесса в ДОУ

Материалы доклада на августовской конференции 2012г о системе календарного педагогического планирования в соответствии с ФГТ...

Управление процессом здоровьесбережения в ДОУ

Доклад на городском методическом объединении заместителей заведующих Озёрского городского округа 01.2013г. Анализ результатов работы ДОУ по реализации физкультурно - оздоровительной программы  "М...