"Креативная гостиная"
рабочая программа по теме

Неуступова Екатерина Сергеевна

Программа педагогического сопровождения молодого специалиста - педагога ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_psihologii_kreativnaya_gostinaya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр Образования №633

Калининского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО:                                                           УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий кафедрой                                                   Заведующая

психологии СПб АППО                                                 дошкольного отделения

С.М.Шингаев                                                                  О.В.Самоха

____________________                                                 ____________________

«____»__________2012г.                                             «____»__________2012г.

Программа

«Психологическое сопровождение

молодого специалиста – педагога ДОУ»

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель: старший воспитатель

Дошкольного отделения ГБОУ ЦО №633

 Калининского района Санкт-Петербурга

Неуступова Екатерина Сергеевна

Санкт-Петербург

2012г.

  1. Актуальность программы

(Обоснование необходимости психологического сопровождения молодого специалиста дошкольного образовательного учреждения)

         Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличаются высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность наполнена различными наряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности эмоциональная нагрузка учителей и воспитателей в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают условия напряженной ситуации, когда воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные и опасные.

       Обзор специализированной психолого-педагогической литературы, показывает, что исследования ведутся в двух направлениях. Психолого-педагогической теорией накоплен богатый фонд научных идей, опора на которые обеспечивает эффективность подготовки педагога к творческой деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогической деятельности изучалось в контексте решения других проблем: разработки основ организации психологической работы в образовательном учреждении (М.Р. Битянова, И:В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Р.З. Овчарова, Б.С. Тетенькин, JI.M. Фридман и др.); выявления значения психологии для эффективного осуществления педагогической  деятельности (И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, А.В Петровский, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн и др.); психологического обеспечения личностно-профессионального развития специалиста (Л.И. Анцыферова, A.A. Деркач, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

Профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть.

В педагогике и психологии накоплен обширный научный материал, раскрывающий особенности и закономерности формирования творческой индивидуальности педагога (Г.С. Батищев, В.И. Данильченко, В.А. Кан-Калик и др.); личности педагога-творца (В.И. Андреев, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин и др.)


В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает воспитателя принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Хочется отметить, что внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно отражается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния, нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению  нехарактерных ошибок, снижению показателей психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

2. Системный подход к решению проблемы психологического сопровождения молодого специалиста                                                           с целью эффективности его работы.

       Системность похода к проблеме психологического сопровождения молодого специалиста определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Можно назвать семь направлений по психологическому сопровождению молодого специалиста в ДОУ:

  1. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой психологической компоненты в практику современного дошкольного воспитания.
  2. Социально-психологическое направление. Предполагает реализацию системы просветительских и психологических мероприятий, адресованных молодым специалистам ДОУ.
  3. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку последовательных этапов в работе по психологическому сопровождению молодых специалистов.
  4. Непосредственная работа по психологической поддержке.
  5. Анализ результатов работы.
  6. Разработка дальнейшего взаимодействия с молодыми специалистами в зависимости от анализа результатов.

3. Цель и задачи деятельности педагога-психолога по данному вопросу.

Таким образом, исходя из вышесказанного, четко определяется

Цель работы: улучшение психологического самочувствия молодого специалиста в ДОУ, развитие креативности.

Задачи работы:

  1. снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;
  2. формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний;
  3. ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности;
  4. развитие предпосылок к креативности.

4. Основные направления деятельности.

  1. Психологическая  поддержка:
  1. оказание психологической поддержки молодого специалиста с целью сохранения индивидуальности, развития  креативности
  2. предупреждение возможных последствий психического и эмоционального напряжений;
  1. Психологическая диагностика:
  1. изучение личностных особенностей педагогов с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
  2. проведение психолого-педагогической диагностики молодых специалистов  с целью определения оптимального маршрута психологической поддержки;
  1. Психологическая коррекция:
  1. оказание психологической помощи и поддержки педагогам в решении личностных, профессиональных и других проблем;
  2. индивидуальная психологическая коррекция трудностей работе, общении, межличностном взаимодействии;
  1. Психологическое консультирование:
  1. консультирование педагогов по индивидуальным проблемам
  1. Психологическое просвещение:
  1. повышение психологической компетентности педагогов
  2. развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.

5.Содержание работы по психологическому сопровождению         молодого специалиста.

Для более комфортного и успешного включения в новую социальную среду, развития креативности молодого специалиста дошкольного образовательного учреждения целесообразно создание «Креативной гостиной» (условное название).

В программе выделено 8 тем

  1. Тематическое планирование работы «Креативной гостиной»                             (темы могут быть изменены в соответствии с реализуемой ДОУ программой, приоритетом детского сада и запросами молодых специалистов)

Темы занятий

Практические

Теоретические

Всего

Создание гостиной

Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)

Беседа «Психология успеха»

Диагностика проблем педагога

«Хочу — Могу - Надо». (Триада выбора профессии)

Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д., разработка новых подходов к созданию развивающей среды группы)

«Не бойтесь препятствий» Беседа

Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д., разработка новых подходов к проведению прогулки)

Я – с семьей, она – со мной, вместе мы с детским садом"
Взаимодействие с родителями

Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д., новые формы совместной деятельности детей и воспитателей)

Формы, методы работы с детьми дошкольного возраста (в соответствии с профилем молодого специалиста)

Диагностика промежуточных результатов (проблем педагога)

Творческие вечера (использование метода проектов в дошкольном учреждении, изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)

Семинар-тренинг (проработка проблемы молодого специалиста) (по результатам диагностики)

Творческие вечера (внесение новых идей по организации воспитательно-образовательного процесса, изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)

Беседы, тренинги, семинары (по запросу)

Творческие вечера (внесение новых идей по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)

«Я достигла успеха» - круглый стол

Диагностика результатов работы

Всего:

32ч

10ч

42ч

  1. Содержание работы «Креативной гостиной»

Тема

Срок

Участники

Материалы

Создание гостиной


Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)

Август – начало сентября

Педагог-психолог, заведующая, старший воспитатель

Комфортная мебель, оргтехника, медиа-проектор, методическая литература, материалы для диагностики, материалы для творчества, учет принципов построения психологически комфортной среды

Анкеты для педагогов

Беседа «Психология успеха»

Диагностика проблем педагога

Сентябрь

Педагог-психолог, молодые специалисты, желающие педагоги

Медиаматериалы (подборка материалов о достижениях педагогов, презентации мероприятий успешных и опытных педагогов)

Диагностические материалы:                                - выявление типологических особенностей личности (по Юнгу)                                                        - оценка профессиональной направленности личности педагога (Е.И.Рогов)                                                              - оценка агрессивности педагога (А.Ассингер)                                                                 - способность педагога к эмпатии (И.М.Юсупов)

«Хочу — Могу - Надо». (Триада выбора профессии)

Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д., разработка новых подходов к созданию развивающей среды группы)

Октябрь

Педагог-психолог, молодые специалисты, желающие педагоги

Медиаматериалы  о профессии работника дошкольного образования, материалы для беседы, литература

Диагностические материалы:                                              - тест Айзенка (тип темперамента)                                - тест Барса-Дарки (степень агрессивности)      -личностный тест Р.Кэтелла

Методические материалы по организации развивающей среды

Материалы для творчества

«Не бойтесь препятствий» Беседа

Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д., разработка новых подходов к проведению прогулки)

Ноябрь

Педагог-психолог, молодые специалисты, желающие педагоги

Материалы для беседы

Материалы для творчества

Я – с семьей, она – со мной, вместе мы с детским садом"
Взаимодействие с родителями

Творческие вечера (изготовление пособий, подарков, поделок и т.д., новые формы совместной деятельности детей и воспитателей)

Декабрь

Педагог-психолог, молодые специалисты, желающие педагоги

Диагностические материалы:                                            - методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений                    - Диагностика тактики поведения а конфликтной ситуации (адаптированный вариант теста К.Н.Томаса)

Материалы по взаимодействию с родителями, опыт работы

Материалы для творчества

Формы, методы работы с детьми дошкольного возраста (в соответствии с профилем молодого специалиста)

Диагностика промежуточных результатов (проблем педагога)

Творческие вечера (использование метода проектов в дошкольном учреждении, изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)

Январь

Педагог-психолог, молодые специалисты, желающие педагоги, старший воспитатель

Диагностические материалы:                                            - оценка уровня общительности (по В.Ф.Ряховскому)                                                                  - тест на оценку самоконтроля в общении (М.Снайдер)                                                                          - шкала самооценки мотивации одобрения (Д.Марлоу и Д.Краун)

Материалы в соответствии с реализуемой ДОУ программой и ФГ Т

Материалы для творчества

Семинар-тренинг (проработка проблемы молодого специалиста) (по результатам диагностики)

Творческие вечера (внесение новых идей по организации воспитательно-образовательного процесса, изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)

Февраль

Педагог-психолог, молодые специалисты, желающие педагоги

Диагностические материалы:                                           - тест интерперсональной диагностики Т.Лири    - методика наблюдения группового взаимодействия (Р.Бейлз)

Материалы для творчества

Беседы, тренинги, семинары

(по запросу)

Творческие вечера (внесение новых идей по организации физкультурно0оздоровительной работы в ДОУ, изготовление пособий, подарков, поделок и т.д.)


По запросам педагогов

Педагог-психолог, молодые специалисты, желающие педагоги

Диагностические материалы:                                              - тест Роршаха                                                                      - тест цветовых выборов Люшера                                       - методика выявления социометрического статуса личности в структуре межличностных связей в группе

Материалы для творчества

Материалы по проведению физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

«Я достигла успеха» - круглый стол

Диагностика результатов работы

Май

Педагог-психолог, старший воспитатель молодые специалисты, желающие педагоги, заведующая


Используются диагностические методики в соответствии с потребностью и результатами промежуточных диагностик

  1. Характеристика целесообразной методики построения курса

Формы, методы работы:

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы:

Индивидуальные консультации педагога
Тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Практикумы                                                                                                                                    Творческие мастерские

Формы психолого-педагогического просвещения
• Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить педагогов основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
• Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
• Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
• Практикум (форма выработки у педагогов умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления).
• Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с молодыми специалистами, знакомство с условиями жизни).

Педагогические технологии:

Используются ролевые игры и творческие мастерские.

Стиль общения и взаимодействия участников:

Используется демократический стиль общения, основанный на доверии и добровольности

Виды отчетности:

– План работы «Креативной гостиной» на учебный год (может корректироваться по промежуточным результатам).
– График работы
– Журнал учета видов работы                                                                                                                                            - Журнал индивидуальной работы с каждым молодым специалистом
– Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) и статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.

Указанные формы учетной и отчетной документации являются общими, открытыми для контроля различными представителями контролирующих инстанций (администрации образовательного учреждения, контрольного ревизионного управления и т.д.).

Кроме перечисленных форм, педагог-психолог ведет «документацию для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию и пр.). Эта информация может быть предъявлена только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу).

Параметры результативности и диагностика:

Используются проблемные вопросы теоретического характера, диагностические методики в соответствии с потребностью и результатами промежуточных диагностик.

  1. Планируемые результаты работы «Креативной гостиной»                 для молодого специалиста ДОУ.
  1. Повышение педагогического уровня
  2. Повышение уровня психологического настроя, умение управлять своими эмоциями
  3. Снижение влияние таких факторов как:                                             - состояние инерции                                                                              - недостаточные теоретические знания
  4. Умение общаться с коллегами
  5. Преобладание положительных эмоций
  6. Ощущение своей ценности
  7. Гармония в ближайшем окружении
  8. Развитие креативного мышления
  1.  Организационно-педагогические условия:

Мероприятия проводятся в специально оборудованном помещении в дневное время (после окончания рабочей смены специалиста (после 14.00.) или до ее начала (до 12.00.)

Время согласовывается индивидуально с каждым педагогом, график составляется в начале учебного года.

Все мероприятия с молодыми специалистами проводятся на добровольной основе.

  1. Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу:

Для работы с молодыми специалистами желательно привлечение педагога-психолога с высоким уровнем профессионального развития, который:

- имеет специальное: психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование;

- пользуется устойчивым положительным авторитетом и доверием в коллективе ДОУ, прошедший специальный профессиональный отбор для работы по должности;

- осуществляет профессиональную деятельность в составе психологической службы или, в случае ее отсутствия, автономно;

- понимает и поощряет индивидуальные различия;

- строит свою работу с учетом индивидуальных различий;

- ежедневно развивает и поощряет успешность педагогов;

- основывает свою работу на теории обучения и новейших научных исследованиях;

- в ходе работы дает задания, соответствующее стилю молодых специалистов, интересам, уровню знаний и т. д.;

- постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей;

- знает сильные и слабые стороны педагогов.

Библиография

  1. Е.И.Рогов «настольная книга практического психолога» Москва «Владос» 1996
  2. Г.И.Колесникова «Психологическое консультирование» Ростов-на-Дону «Феникс» 2006
  3. Ю.Б.Гиппенрейтер   Введение в общую психологию
  4. Б.Г.Ананьев «Человек как предмет познания» Издательство «Питер» 2001
  5. В.Н.Дружинин «Экспериментальная психология» 1997
  6. Н.И.Шевандрин Психодиагностика, коррекция и развитие личности М., 1998
  7. www.vseodetishkah.ru
  8. www.moi-detsad.ru
  9. www.dissertat.com
  10. www.revolution.allbest.ru
  11. www.menobr.ru

Содержание

  1. Актуальность программы (обоснование необходимости психологического сопровождения молодого специалиста дошкольного образовательного учреждения).
  2. Системный подход к решению проблемы психологического сопровождения молодого специалиста с целью эффективности его работы.
  3. Цель и задачи деятельности педагога-психолога по данному вопросу.
  4. Основные направления деятельности.
  5. Содержание работы по психологическому сопровождению молодого специалиста.
  6. Тематическое планирование работы «Креативной гостиной»

7.Содержание работы «Креативной гостиной»

8. Характеристика целесообразной методики построения курса

     - формы, методы работы

     - педагогические технологии

     - стиль общения и взаимодействия участников

     - виды отчетности

     - параметры результативности и диагностика

9. Планируемые результаты работы «Креативной гостиной» для молодого специалиста ДОУ.

10. Организационно-педагогические условия

11. Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу

12. Библиография

ПРИЛОЖЕНИЯ

Контроль деятельности молодых специалистов

Диагностика проблем педагога


1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?

  1. Познавательное развитие
  2. Изобразительная деятельность
  3. Обучение грамоте
  4. Развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  1. Материальные условия
  2. Большое количество детей в группе
  3. Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
  4. Недостаток педагогического опыта
  5. Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

  1. На занятиях
  2. В игровой деятельности
  3. В труде
  4. В художественной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  1. Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
  2. Умение диагностировать волевое развитие ребенка
  3. Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
  4. Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
  5. Знание особенностей  эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_______________________________

 

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  1. В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
  2. В методических консультациях по отдельным разделам
  3. Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
  4. В знакомстве с передовым педагогическим опытом

Анкета молодого специалиста


1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  1. Новизна деятельности
  2. Условия работы
  3. Возможность экспериментирования
  4. Пример и влияние коллег и руководителя
  5. Организация труда
  6. Доверие
  7. Возможность профессионального роста

Классики о воспитании детей.

Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым.

Ушинский.

Детское "Дай", даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя не разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Корчак.

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.

Белинский.

Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.

Конради.

Лучшее средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувству:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика креативности дошкольников. Рекомендации для воспитателей по учету креативности школьников.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, ...

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей....

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

В статье раскрывается вопрос как повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, создать условия для овладения педагогами теоретических...

Педагогическая гостиная для родителей: "Креативные модули в развитии творческой активности детей дошкольного возраста"

Целью  педагогической консультации  по теме: "Креативные модули в развитии творческой активности детей дошкольного возраста" является знакомство родителей с методами и приемами ТРИ...

«Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Тест креативности Торранса. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник. Опросник креативности Джонсона, в модификации Елены Туник

Предлагаю методики диагностики творческих способностей ребенка, которые позволят педагогам определить уровень развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Деловая игра для воспитателей “Креативный педагог – креативный ребенок”

Цель данной деловой игры: развитие творческого потенциала педагогов...

Сценарий проведения педагогической гостиной «Кафе «Нескучный сад» с элементами тренинга на тему «Креативность и как ее развить».

Fктуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя....