статья «ИКТ в реализации Федеральных государственных требований»
статья по теме

Белова Марина Борисовна

в статье раскрывается вопрос о использовании ИКТ в сфере  решения задач ФГТ и описывается опыт работы ГБДОУ№18

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИКТ в реализации Федеральных государственных требований»

                                                              Все компьютеры в мире

                                                   не смогут заменить любознательных учеников,                            

                                                  компетентных педагогов, неравнодушных  

                                                 партнеров и общество, осознающее ценность  

                                                                   Образования на протяжении жизни

                                                                                                                   Б.Гейтс

        В настоящее время в нашей стране принят новый Закон об образовании, предусматривающий введение Федеральных государственных требований в систему образования российской Федерации. В стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

       Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах6 устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. На современном этапе педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

       Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, СD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

     Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры педагога, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческом видении окружающего мира как открытой информационной системы.

В нашем детском саду мы начали работу по направлению использования ИКТ только год назад.  Все началось с личной заинтересованности педагога Педагог нашего  детского сада Соколова Елена Борисовна предложила использовать презентации Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего возраста с окружающей действительностью. Так Елена Борисовна создала серию презентаций – бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные», «Северные олени» и прочие презентации по изучаемым лексическим темам. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал,  взятый из энциклопедий для детей и Интернета (сайт Википедия). Совместно с воспитателями Сориной Надеждой Зигизмундовной и Захаревской Ириной Владимировной  воспитатель Соколова Е.Б. создала серию развивающих игр и упражнений по Формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста по разделам «Количество и счет», «Формирование пространственных представлений», «Форма» (Упражнения по формированию состава числа , игры: «Наш гараж», «Что изменилось»- несколько вариантов, «Опиши картинку», «Домик чисел»).  Также Соколова Е.Б. создала серию презентаций- бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт Петербургом и в 2010 году представляла одну из презентаций этой тематики на районном фестивале – конкурсе «Информационные технологии в современной школе» и была отмечена дипломом призера районного фестиваля в номинации «Важность темы». В этом году свои работы на районном фестивале ИКТ будут представлять уже трое педагогов ДОУ №18.

 С прошлого года ИКТ нашло свое применение в нашем ДОУ и в музыкальной совместной деятельности детей и педагогов. В первую очередь мы стали использовать ИКТ в досуговой деятельности для внесения небольшого объема познавательного материала в познавательный досуг. Так мы применяли ИКТ на досугах: «Наша армия сильна», «День Победы», «Мы Петербуржцы».

Совместно с музыкальным руководителем ГДОУ №18 Фёдоровой Татьяной Никифоровной были разработаны и предложены детям музыкальные игры («Музыкальные загадки», «Узнай инструмент», «Что лишнее», «Что сначала, что потом») и музыкальные презентации – беседы («Слушаем музыку П.И.Чайковского», «Музыкальные картинки»).

Нужно отметить, что большую помощь в этой работе оказал НМЦ Московского района. В частности методисты Скурихина Вера Васильевна и Полякова Ксения Дмитриевна ведущие в НМЦ клуб SADIK.RU в котором педагогам предлагается консультативная помощь в работе с ИКТ, материалы и организуется обмен опытом ДОУ района.

Сейчас мы плавно переходим к использованию компьютера в работе с родителями.

- на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью.

- консультации специалистов для родителей

- е-мейл сообщения, д\з

3.Хочется отметить, что мы стали использовать ИКТ на голом энтузиазме. Компьютер нам принесли родители и помогают его обслуживать. Сейчас приобрели монитор. Так как начала эту работу я, то компьютер находится у меня в группе. В этом году удалось оборудовать небольшой кабинет, куда могут приходить с подгруппой детей другие воспитатели. Приобрели ЖКТ в музыкальный зал.

Несмотря на такие кустарные условия мы конечно стараемся соблюдать элементарные санитарные нормы.

По требованиям СанПиНа  занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет  - 15 минут. Так как мы используем компьютер только в качестве экрана, то позволяем при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Конечно обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся у нас не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия у нас проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см.(для всей группы).

4.В заключение хочется выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определенные результаты этой деятельности.

- конечно самое главное, что использование компьютера позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельност с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.

- уже результаты мониторинга за прошедший год показали более высокий уровень развития детей в интеллектуальной и познавательной области. Если раньше эти области всегда «западали» и на первое место выходило художественное и физическое развитие, то в прошлом году мы увидели значительный скачек в этих областях у детей старшего дошкольного возраста тех групп, на которых мы использовали ИКТ.

- для педагогов использование ИКТ просто оказалось кладезью положительных моментов:

Конечно использование качественного наглядного материала

Подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.

Накопление уже продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.

Конечно, снижается время для подготовки к занятиям.

Происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.

Для родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.

    Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, на что, в конечном счете, и направлены Федеральные государственные требования.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федеральных государственных требований (ФГТ) в ДОУ: контроль качества дошкольного образования

Презентация Овечкиной  Т.А. – к.п.н., заведующий Института детства СПб АППО....

«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».

Методические  рекомендации   на тему:       «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях ре...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 В данной статье представлен опыт работы  дошкольного учреждения с семьей в условиях реализации ФГТ....

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.

Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....

Педагогический совет-брифинг "Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Представленный сценарий педагогического совета-брифинга "Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" позволить углубит...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

взаимодействие ДОУ исемьи в условиях реализации федеральных государственных требований

для того чтобы  спланировать работу сродителями, надо хооршо знать родителей своих воспитанников. ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди  родителецй воспитанников...