Организация образовательной деятельности с одарёнными детьми в МБДОУ ЦРР – д/с №75 г. Белгорода
материал по теме

Калашникова Светлана Анатольевна

Одарённые дети – кто они?  На первый взгляд обычные дети, по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличающиеся от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно – они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удаётся их сверстникам даже в более зрелом возрасте. 

Грамотно организованная образовательная деятельность с одарёнными детьми педагогами ДОУ дает широкие возможности для  дальнейшего проявления и развития неординарных талантливых личностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.odaryonnye_deti.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности с одарёнными детьми в МБДОУ ЦРР – д/с №75 г. Белгорода

С.А.Калашникова

заведующий

МБДОУ центр развития ребёнка — детский сад  №75

г. Белгород

   Одарённые дети – кто они?  На первый взгляд обычные дети, по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличающиеся от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно – они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удаётся их сверстникам даже в более зрелом возрасте. Вспоминая Леонардо, Рафаэля, Моцарта, Пушкина, убеждаемся, что феномен одарённости не миф, а реальность! Для одарённых детей на ранних этапах развития характерна чувствительность к новизне, стойкая реакция на раздражитель, потребность во  впечатлениях более сильная,  чем в еде или сне.

    Известно, что интеллектуальные и творческие способности человека носят индивидуальный характер. Одаренный ребёнок   отличается от своих сверстников более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитием чутко  реагируют на всё, происходящее в окружающем мире: им интересно  знать, как устроен окружающий мир и что было бы, если бы внешние условия изменились? Не менее существенным признаком является наличие в интеллекте таких  детей творческого начала. Они нередко удивляют окружающих яркими метафорами, необычными ассоциациями, смелыми аналогиями, проявляют изобретательность.

     Поскольку  одарённые дети отличаются от своих сверстников,  они требуют не только особого внимания, но и особой педагогики.  Проблемами организации педагогической деятельности с одарёнными детьми занимались  выдающиеся  педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.М.Фонарёв, А.М.Матюшкин, М.А.Дьяченко, В.Д. Семёнов.

     В практике работы нашего дошкольного учреждения для организации образовательной деятельности с детьми помимо примерной основной общеобразовательной программы «Детство» Т.И.Бабаевой используется программа  Л.А.Венгера  «Одарённый ребёнок». Программа предусматривает углубленное интеллектуальное и креативное развитие  одарённых детей.

     При проведении с дошкольниками диагностических срезов по основным разделам образовательной программы педагогам часто приходилось определять «особенных» детей, которые, в отличие  от своих сверстников,  «выбивались»  вперёд, имея высокие показатели по освоению  того или иного раздела программы. Они отличались   наблюдательностью, логикой мышления, умением излагать свои мысли, настойчивостью в достижении результата, избирательностью в выборе занятий и игр. Что позволяло педагогам  трактовать такую «особенность» как одарённость. Так возникла необходимость для педагогов в поиске    форм и методов работы с одарёнными детьми.  Были намечены задачи деятельности с одарёнными детьми:

 - способствовать выявлению сохранению и развитию одарённости каждой личности;

 - довести индивидуальные достижения одарённых  детей до максимального уровня;

- способствовать дальнейшему прогрессу и реализации ресурсов одарённости детей с опережающим психическим развитием.

Определены этапы работы:

1.Проведение комплекса мероприятий по отбору одарённых детей

2.Индивидульно-диагностический

3.Поддержание интереса  детей к определённому виду деятельности, создание благоприятных условий для развития способностей.

     

Каждый этап предусматривает определённую специфику и содержание работы

    Полем творчества для педагогов по данному вопросу  явились подбор и разработка  методик, заданий, развивающих игр и упражнений,  корректировка образовательной среды с учётом   склонностей  и интересов детей, имеющих  опережающее развитие.  Как известно одарённые дети проявляют свои способности в  определённых отдельно избранных областях, выражают, или находят себя в определенном избранном поле. Целью для  педагогов явилось создание для таких детей в общем образовательном пространстве  возрастной группы  центров самовыражения (избирательных полей), в котором ребята могли бы заниматься тем, чем им нравится. Так были созданы в группах центры, посвящённые разным видам деятельности: музыкальный, изобразительный,  театральный, экологический, экспериментальный, интеллектуальный и др. Каждый педагог организовывал  образовательную среду своей  группы   в соответствии со склонностями, интересами, умениями и талантом детей.

     Возникло специальное образовательное пространство, в котором игра и совместная деятельность педагога с ребёнком  стали основным содержанием воспитательно-образовательного процесса. Свободный выбор одарённым ребёнком в образовательном пространстве своего центра самореализации способствовал обеспечению его творческой, интеллектуальной и психологической свободы.

       Поскольку одарённые дети, как правило, уникальны, нельзя «эксплуатировать» их способности в ущерб другим интересам и возрастным потребностям. При организации работы с одарёнными детьми педагогам необходимо было учесть этот факт, а так же предусмотреть то, что одарённые дети чаще всего испытывают  социально-психологические трудности в  общении с окружающими, их интеллектуальный и креативный труд требует больших физических сил и здоровья. В связи  с этим специалистами ДОУ: педагогом-психологом Коптевой Е.А., старшим воспитателем Запара М.А.,  учителем-логопедом Бутыриной Л.В., инструктором по физической культуре Ауловой Е.С. были разработаны «Рекомендации для педагогов по организации работы с детьми, имеющими опережающее психическое развитие». Создавались условия для самоорганизации педагогов, формирования у них потребности к самообразованию, касающемуся особенностей общения, воспитания и обучения одарённых детей.

    С цель повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми методической службой ДОУ (ст. воспитатель Запара М.А.)   был организован семинар-практикум «Интеграция как метод развития способностей одарённых детей»,  круглый стол «Одарённые дети  - кто они?», мастер-классы и открытые мероприятия, раскрывающие формы и методы взаимодействия педагогов с одарёнными детьми. Педагогом-психологом Коптевой Е.А. проведена консультация для воспитателей и родителей «Виды детской одарённости».

Работа по осуществлению педагогического, психологического и социального сопровождения детей в нашем дошкольном учреждении проводится при тесном контакте с родителями

Формы работы  ДОУ с родителями одарённых детей: 

  • Информационные уголки (наглядная агитация)
  • Клуб «Семейная академия»
  • Семейная гостиная
  • Выпуск семейной газеты «Слабо»
  • Анкетирование и тестирование
  • Индивидуальные беседы с родителями
  • Консультации для родителей
  • Собеседование с родителями
  • Родительские собрания
  •  Круглый стол
  • Совместные мероприятия (развлечения, КВН, викторины, литературные вечера, экскурсии и др.)
  • Совместные детско-родительские проекты
  • Совместные детско-родительские исследовательские проекты
  • Выставки семейного творчества
  • Открытые образовательные мероприятия
  • Совместное  детско-родительское участие в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

С детьми осуществляются следующие формы работы: 

  • творческие мастерские;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • праздники, развлечения
  • соревнования;
  • турниры;
  • проектная деятельность;
  • выставки;
  • работа по индивидуальным планам

     Как показала практика нашего дошкольного учреждения наилучший эффект в работе с одарёнными детьми имели такие формы работы как: организация развивающих игр, исследовательской деятельности, индивидуальной образовательной деятельности.  Наблюдения и практика помогли сделать вывод, что оптимальная самореализация одарённой личности происходит в  художественно-творческой и исследовательской деятельности с присутствием компонента соревновательности.

      При организации исследовательской деятельности с одарёнными детьми воспитатели ДОУ (Фоменко И.А., Новицкая В.И., Сагайдачникова О.Н.,  Куксова Л.И.) делали акцент на  их стремление к новизне, внутреннюю свободу и смелость, наблюдательность, рефлексивность.

      Стало традиционным  ежегодное проведение в ДОУ мероприятий, предполагающих  участие одаренных детей. В 2012-2013уч. году  с целью реализации опережающих способностей одарённых детей в ДОУ были проведены: интеллектуальная игра «Знатоки», конкурс исследовательских проектов «Я-исследователь». Следует отметить, что из года в год в ДОУ увеличивается число участников конкурса: 2010г. – 6 чел; 2011г. –7 лет; 2012г. – 9 чел. Победители детсадовских конкурсов принимают участие в городском интеллектуальном конкурсе «Знай-ка»,   в городском конкурсе  детских и юношеских исследовательских проектов «Я – исследователь».

  В 2011г. воспитанники ДОУ Шафоростов Д. и Асеева Д. стали победителями городского, областного и Всероссийского конкурса «Я-исследователь», предоставив свой исследовательский проект «Дед Мороз и Санта Клаус соперники или коллеги?» (руководители проекта: воспитатель Новицкая В.И., преподаватель английского языка Стрельникова Е.Д.).

    При реализации и защите проекта ребята ярко проявили себя в содержательной реализации творческого замысла, сочинительстве, владении английским языком,  пении, театральном разыгрывании сюжета.

   Хороших результатов достигают ребята, принимающие участие в городском интеллектуальном конкурсе «Знай-ка»,  ежегодно проходящем среди МДОУ ЦРР г.Белгорода.   В 2011г. стали победителями конкурса  в номинации «Волшебный квадрат», капитан команды Потехинский М.  занял II-е место в конкурсе капитанов, а в 2012г. команда детского сада стала призёром конкурса.

     Эффективно организовывать образовательный процесс с одарёнными дети помогала также созданная в ДОУ система дополнительных образовательных услуг по направлениям:

  • Физкультурно - оздоровительное:  кружок «Моржонок», «Здоровячок!», кружок коррегирующей гимнастики «Радуга здоровья», секция «Мини – баскетбол», студия ритмической гимнастики «Грация», секция настольного тенниса.
  • Художественно - эстетическое:  «Хореография», «Юный художник».
  • Познавательно-речевое: «Интеллектуакльная мастерская» шахматный кружок.

     Одарённые дети, посещающие кружки и студии были активными участниками мероприятий, организуемых в ДОУ: «Малые олимпийские игры», «Наши юные таланты»; «Пасхальный калейдоскоп», «Родное Белогорье», «Осенняя ярмарка» и друг., где проявляли свои творческие способности, фантазию и кругозор, состязались в быстроте и ловкости                

  Воспитанники кружков и студий проявляют свою творческую одарённость в различных областях,  становятся лауреатами и победителями городских конкурсов детского творчества:  «Золушка и Маленький принц» (Победитель: Сечкина Д., 2009г.; Лауреаты: Потехинский М., 2011г. Мусихина Д., 1012г.); «Аэробика – королева спорта» (Лауреаты 2008г, 2009 г., 2012г.); «Юный гроссмейстер» (Победитель: Винакова Д. 2008г.);  «Мини-баскетбол»  (команда – победитель, 2011г.);  принимают участие в городских выставках детского изотворчества, конкурсах рисунков на асфальте.

  Результативно воспитанники нашего дошкольного учреждения участвуют и во Всероссийских конкурсах: 2012г. – призёр Всероссийских конкурсов детского рисунка «Мир сказок» и «Приключения инопланетян в России» Никулина А., 2013г. – победитель Всероссийского конкурса «Космические путешествия» Коротчина С., призёры  Драгон М. и Веригина С.

   Творческое развитие детей в кружках и студиях осуществляют опытные педагоги ДОУ руководитель изодеятельности Аулова О.Н.., музыкальные руководители Гречанникова В.А. и Кучукова Н.А., педагоги дополнительного образования Елисеева М.В., Сафронова О.Е. и др.,  которые  внедряя инновационные технологии, предусматривающие развитие неординарной личности открывают  новые таланты.  

    Труд педагогов по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей приводит к заслуженным результатам: 47% воспитанников ДОУ продолжают своё обучение в гимназиях, учебных заведения с повышенными программными требованиями, 78%  - при  поступлении в школу продолжают занятия в кружках и студиях различной направленности.

   Подводя итог, отметим, что творческий потенциал, заложенный в ребёнке от рождения, ярко проявляется уже в младшем  дошкольном возрасте. Чем одарённей ребёнок, тем выше его творческий и интеллектуальный потенциал. Грамотно организованная образовательная деятельность с одарёнными детьми педагогами ДОУ дает широкие возможности для  дальнейшего проявления и развития неординарных талантливых личностей.

Список литературы:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей / Белова Е.С. – М.: Московский психологический институт: Флинта, 1998. – 144 с.

2. Богоявленская Д.Б. Одаренный ребенок / Д.Б. Богоявленская // Природа детской одаренности. – 2002. - №1. – с. 6

3. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения) / Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 1995. - 61 с.

4.Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы»- (в ред. постановления правительства Белгородской области от 25.07.2011 N 279-пп).

5. Панов В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми / В.И. Панов // Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова. – М., 2003. с. 67-81

6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика, 2001, №4. с.30-44.

7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.

8. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема / А.И. Савенков // Начальная школа. – 2000. - №1. – с. 94-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

Организация образовательной деятельности по профилактике безопасного поведения на дороге в МБДОУ-д/с №10 «Огонек»

Организация образовательной деятельности по профилактике безопасного поведения на дорогев  МБДОУ-д/с №10 «Огонек»...

Организация образовательной деятельности. Аппликация с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Весенние цветы

Интегрированные цели: формировать умение детей создавать выразительный образ мимозы, используя прием наклеивания комочков из бумажных салфеток; закреплять умение вырезать симметричные фигуры из бумаги...

Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.

Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...

Эссе.Интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми

Нужны ли современные интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми в детском саду?Конечно же, я думаю, они просто необходимы. Почему? Потому что мир, в котором ра...