Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.
учебно-методический материал по теме

Вишнивецкая Людмила Федотовна

Справка по итогам тематического контроля физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ района содержит анализ работы педагогов в этом направлении деятельности. Имеет практическую ценность для старших воспитателей при подведении итогов контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_spravka_po_fiz-ozd._rabote.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

по итогам тематической проверки

ДОУ         района.

Тема: Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.

Цель: Определить систему и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; выявить уровень соответствия требованиям СанПиН условий функционирования ДОУ в направлении сохранения здоровья детей.

Сроки проверки: февраль - март 2009г.

Формы и методы: наблюдение и анализ физкультурных занятий, двигательной активности детей в процессе режимных моментов, свободной деятельности ; изучение предметно-развивающей среды, беседы с воспитателями и детьми, анализ документации.

    Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), одно из важных мест занимает физическая культура. Роль ее уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств – упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов.

    Все эти направления были предметом изучения в ходе проверки дошкольных образовательных учреждений района по физкультурно-оздоровительной работе в феврале-марте 2009 года. Проверка осуществлялась планово в ДОУ №1 п. Вейделевка, №2 п.Вейделевка, №3 п. Вейделевка, с. Зенино, с. Клименки, с.Долгое, с.Закутское, с. Николаевка, с. Кубраки. Были изучены условия организации образовательного процесса, проанализирована документация, имеющая отношение к сохранению здоровья детей, проведены беседы с педагогами и детьми, организованы наблюдения за детьми и педагогами на занятии по физической культуре; в процессе подвижных игр, прогулки , свободной деятельности детей, режимных моментов.

   В ходе проверки было установлено: территории  участков почти всех проверенных ДОУ ограждены забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений, что имеет непосредственное отношение к сохранению определенного микроклимата участка ДОУ (не по всему периметру участка ограждены только 2 ДОУ: с. Зенино, с. Кубраки). Территории участков большинства ДОУ имеют наружное электрическое освещение кроме ДОУ с.Николаевка, с. Кубраки, что позволяет организовывать прогулки с детьми в вечернее время, создать комфортные условия родителям и детям в утреннее зимнее время при приеме детей, высокий уровень охраны учреждений в ночное время. Групповые площадки всех ДОУ соединяются кольцевой дорожкой по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок предусмотрено травяным, утрамбованным, беспыльным грунтом. Групповые площадки для детей ясельного возраста расположены в непосредственной близости от выхода из помещений этих групп. Однако, для защиты детей от солнца и осадков на территории групповых площадок 5 ДОУ из 9 проверенных (№1,№2 п.Вейделевка, с.Зенино, с.Кубраки, с. Клименки) отсутствует теневой навес.

   Игровые площадки для дошкольных групп оборудованы с учетом высокой активности детей в играх – турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами. Установлено выполненное по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно соответствует возрасту и росту детей. Оборудование надежно закреплено. Поверхность оборудования не имеет острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Общая физкультурная площадка только в 4-х ДОУ - №1,2 п.Вейделевка, с.Закутское, с.Клименки включает в себя оборудование в полном необходимом объеме:

- зону с оборудованием для подвижных игр;

- зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;

- беговую дорожку;

- яму для прыжков;

- полосу препятствий.

ДОУ №3 п.Вейделевка, с.Кубраки практически не имеют физкультурной площадки.

   Некоторые требования СанПиН  по озеленению участков во всех проверенных ДОУ выполняются в полном объеме: нет деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками; ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли. Однако, площадь озеленения территории ДОУ соответствует норме только в 4-х ДОУ: №2 п.Вейделевка, с.Долгое,  с.Клименки, с.Закутское. И для озеленения участка в ДОУ №3 п.Вейделевка, с.Закутское, с.Клименки, с.Кубраки не использованы зеленые насаждения, которые бы обеспечивали наличие зелени в течение всего года  Поэтому большинству учреждений необходимо срочно исправлять ситуацию с озеленением участков. С этой целью сейчас проводится районный конкурс «Зеленый наряд дошкольного образовательного учреждения» в рамках районного конкурса по благоустройству.

   Ежегодно весной на игровых площадках всех  ДОУ проводят полную смену песка. Но песочницы  в 3-х ДОУ (№1 п.Вейделевка, с.Долгое., с.Зенино) не имеют крышек для закрытия на ночь, что дает доступ инфекции для детей.

   Благодаря достаточной площади участков ДОУ №1,2 п.Вейделевка, с.Долгое, с.Клименки, с.Зенино, в состав хозяйственной зоны включены площадки для огорода, ягодника, фруктового сада, что позволяет коллективам поддерживать здоровье детей собственными запасами овощей, фруктов, ягод. В остальных ДОУ присутствуют 1 или 2 из этих компонентов.

   В планировочной структуре зданий ДОУ соблюден принцип групповой изоляции, позволяющий полноценно организовать жизнедеятельность детей. Окна в каждом групповом помещении оборудованы открывающимися форточками или фрамугами для соблюдения режима проветривания, который в основной массе ДОУ обеспечен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

    Во всех  ДОУ предусмотрен один зал, совмещающий музыкальную и физкультурную деятельность детей. И только в ДОУ с.Зенино имеется 2 отдельных зала: физкультурный и музыкальный; а в ДОУ с.Клименки нет зала вообще, что конечно же ограничивает возможности педагогов в организации физкультурно-оздоровительного процесса.

   Оборудование основных помещений  4-х ДОУ (№3 п.Вейделевка, с.Зенино, с.Долгое, с.Кубраки) не соответствует росту и возрасту детей, не учитывает гигиенические и педагогические требования. А в ДОУ с.Кубраки даже  не закреплены в полном объеме шкафы для одежды и обуви, что совершенно недопустимо. Стулья в комплекте со столом – одной группы мебели только в 5 учреждениях (№1,2 п.Вейделевка, с.Закутское, с.Клименки, с.Николаевка. Правда, исправлена ситуация с маркировкой мебели: во всех ДОУ приведена в соответствие с предъявляемыми требованиями. При оборудовании групповых соблюдены следующие требования:

- столы для занятий установлены вблизи светонесущей стены при левостороннем освещении рабочего места;

- четырехместные столы установлены не более, чем в 2 ряда;

- двухместные столы – не более, чем в 3 ряда. Единственное замечание по ДОУ №2: из-за переполненности групп столы приходится сдвигать до самого центра групповой комнаты, что частично снижает уровень освещенности.

   У нас есть еще детские сады, в которых мягконабивные и пеноплескательные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста из-за недостатка игрового материала используются не только в качестве дидактических пособий, что не дает возможности в полной мере соблюдать гигиенические требования .

   При организации экологических пространств (уголки природы, фитоогород, и др.) соблюдены следующие требования:

- животные (хомяки, черепахи, аквариумные рыбки) и растения безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;

- размещение аквариума, клеток, цветов не уменьшает уровень естественной освещенности в помещении.

Однако,  в 4-х ДОУ (№3 п.Вейделевка, с.Долгое, с.Закутское, с.Кубраки) не отдано предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении.

   Основные помещения всех ДОУ имеют естественное освещение. Шторы на окнах в групповых помещениях не снижают уровень естественного освещения. Однако зашторивание окон в спальных помещениях допускается не только во время сна детей (в ДОУ  №1,2 п.Вейделевка, с.Долгое), тем самым не обеспечивая инсоляцию помещения. В основном,  цветы размещены в подвесных (на стене) и напольных цветочницах высотой 65-70см от пола и в уголках природы (единичные отклонения от нормы наблюдались в ДОУ №3 п.Вейделевка, с.Долгое).

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения  используется дополнительное искусственное освещение.

Учитывается длительность проветривания в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.  Схема проветривания не полностью выполняется только в ДОУ №3 п.Вейделевка.

   Нет медицинского кабинета в ДОУ №3 п.Вейделевка, с.Клименки, но имеется хотя бы изолятор для заболевших детей, а в ДОУ с.Кубраки медицинский блок не предусмотрен вообще. Это создает неудобства для медицинского обслуживания детей.

   Питание обеспечивает в полной мере  растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами только в  3-х. ДОУ №1,2 П.Вейделевка, с.Клименки. В остальных проверенных ДОУ не выполняются нормы питания по отдельным продуктам (мясу, рыбе, творогу, фруктам).  При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. В суточном рационе допускается отклонение калорийности на +/- 5%. В учреждениях имеется примерное 10-дневное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. Примерное меню согласовано с Роспотребнадзором. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд разного возраста.

При отсутствии каких-либо продуктов проводится замена на равноценные по составу продукты  в соответствии с требованиями СанПиН.

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков аскорбиновой кислотой. Иногда используется поливитаминные препараты (1 драже в день во время или после еды).

   Профилактические медицинские осмотры детей проводят в соответствии с действующими нормативными документами (проблемы возникают только в ДОУ с.Зенино).

   Оценку физического развития детей в 5-ти проверенных ДОУ  проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. Осложнения с диагностикой возникают  в 4-х ДОУ (№3 п. Вейделевка, с.Долгое, с.Закутское, с.Кубраки). Однако, во всех ДОУ отсутствует комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующей осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.                    Режим дня во всех ДОУ соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом домой.

   Детей с трудным засыпанием и чутким сном укладывают первыми и поднимают последними.

   Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, соответствует требованиям СанПиН. В середине занятий проводят физкультминутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Но рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются не со строгим учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года в большинстве проверенных ДОУ. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, физические упражнения после дневного сна и т.п. Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивной площадки. Физкультурные занятия для дошкольников проводят 3 раза в неделю. В дождливые, ветреные  и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале. Моторную плотность занятия Долгое (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) удалось проанализировать только в 5-ти ДОУ: №1,2 п.Вейделевка, с.Зенино, с.Клименки, с.Долгое. Только в ДОУ с.Долгое она  составляет менее 70 %; на воздухе –менее 80 %.

   Закаливание детей во всех ДОУ  включает в себя самые простые мероприятия:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе. Системы в этом направлении работы нет.

   Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Но сведения эти нигде не фиксируются, не анализируются, не учитываются при планировании.

   В итоге лечебно – профилактическая работа включает в себя: общий режим (сон, занятия, прогулки); витаминизация 2 раза в течение года; правильный ортопедический режим, ЛФК, мебель; аэропрофилактика, фитотерапия.

Комплексная программа оздоравливания и физического развития детей, разработанная только в ДОУ №1,2 п.Вейделевка, обеспечивает сохранность их здоровья.

   Положительным результатом физкультурно-оздоровительной работы во всех проверенных ДОУ является безболезненность кризиса 7 лет и адаптационного периода при переходе детей в 1-й класс.

   Педагоги, в основном,  отдают приоритет созданию здорового образа жизни для детей младшего возраста в детском саду, что является первоосновой их полноценного воспитания и развития. Дети подвижны, жизнерадостны, любознательны, а, значит, здоровы, нормально физически развиты. Дети много играют, двигаются, с удовольствием принимают участие во всех делах.

   Соблюдены все гигиенические нормы  светового и температурного режима в помещении возрастных групп, преобладает выбор наиболее целесообразного режима для детей, используются элементарные методы закаливания.

   В общем, продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

   Однако, не у всех педагогов предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Не все еще педагоги поощряют положительные эмоции детей, выражают каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям.

   В приобщении малышей к здоровому образу жизни педагоги помогают им овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

   Организацию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста взрослые обеспечивают через удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребенка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Но не всегда  воспитатели внимательно следят за позой каждого ребенка и условиями его деятельности.

   Предметно-игровая среда группы организуется как зоновая. Все пособия,  игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей и создать условия для общения по интересам небольшими подгруппами. Предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать.. В оборудовании имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций; однако недостаточно технических устройств и игрушек. Имеются материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре (инструменты для работы с деревом, наборы для рукоделия, для развития творческого замысла в игре – предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и пр., детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей и пр. Имеются так называемые «подручные» материалы (веревки, коробочки, проволока, колеса, ленты и пр.), которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.

   Старшие дошкольники (особенно в ДОУ №1,2 п.Вейделевка) имеют высокий уровень развития физических качеств личности, постоянно принимают активное участие в соревнованиях, эстафетах.

Использованием различного самодельного оборудования педагоги стараются предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Для развития мелких мышц, особенно кистей рук, воспитатели используют пальчиковую гимнастику, занятия рукоделием, изобразительную деятельность, разнообразные графические упражнения: штриховки, закрашивания контурных изображений, рисование узоров, копирование орнаментов и т.п.

   Хороший совместный опыт педагогов в ДОУ №1,2 п.Вейделевка: воспитатели вместе с руководителями по физической культуре следят за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозируют нагрузку, избегают однообразия и монотонности детской деятельности.

   Педагоги рационально организуют двигательный режим, в течение дня разнообразят двигательную деятельность детей. При этом учитывают новые возможности старших дошкольников в освоении движений и повышении требований к качественному их выполнению: следят за точным соблюдением исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу (хотя, иногда словесные установки требуют более четкой формулировки). Для быстроты формирования двигательных навыков упражнения повторяются многократно с незначительными перерывами. Закрепление навыков основных движений осуществляется в подвижных играх и эстафетах; но включается движение в игры только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр меняются педагогами, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности.

Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности имеется достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети упражняются в выполнении разнообразных движений. Воспитатели поощряют и стимулируют у детей желание соревноваться в движениях.

Педагоги используют физкультурные праздники как своеобразную форму показа достижений детей в различных видах движений (2 раза в год).

Один раз в месяц для детей среднего и старшего возраста проводятся физкультурные развлечения – активная форма отдыха детей. Увлекательные игры, аттракционы, забавы составляют основное содержание таких досугов.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатели обогащают представления детей о здоровье,  об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания на занятиях по ОБЖ.

Однако, педагоги не осуществляют определение двигательной активности детей (ДА), что не  дает возможности педагогам выделить группы детей с низкой, средней и высокой  ДА, что позволило бы своевременно изменить подход в выборе упражнений, игр, основных движений во время проведения физкультурных занятий, различных режимных моментах. А так как не создаются группы детей с высокой и низкой ДА, это не позволяет обеспечить индивидуализацию нагрузок в ходе проведения физкультурных занятий.

В общем, комплексный подход к организации режима двигательной активности способствует укреплению физического, соматического, психического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости.

Рекомендации:

  1. Оборудовать каждую групповую площадку теневым навесом для защиты детей от солнца и осадков на территории ДОУ.
  2. Оборудовать песочницы крышками для закрытия на ночь.
  3. При оформлении  экологических зон отдать предпочтение растениям,

     очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные

     вещества и элиминирующим аллергены в помещении.

  1. Не допускать зашторивание окон в спальных помещениях до и после  сна детей, тем самым  обеспечить качественную инсоляцию помещения.
  2. Осуществлять комплексную оценку состояния здоровья каждого ребенка с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития. Фиксировать документально результаты комплексной оценки каждого отдельного ребенка и использовать эти данные при выборе физической нагрузки.
  3. Осуществлять личностный подход в создании положительного настроения у детей, быть более внимательными в организации рационального двигательного режима  отдельным детям.
  4. Осуществить определение двигательной активности детей (ДА), что даст возможность педагогам выделить группы детей с низкой, средней и высокой  ДА и позволит  своевременно изменить подход в выборе упражнений, игр, основных движений во время проведения физкультурных занятий, различных режимных моментов.
  5. Организовать закаливание детей в системе.

Методист РМК:                                  Л.Ф.Вишнивецкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период

Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...