“Формирование навыков безопасного поведения на дороге средствами инновационных игровых технологий»
методическая разработка на тему

Немчинова Светлана Владимировна

Методический материал из опыта работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material_po_pdd.docx109.25 КБ

Предварительный просмотр:


“Формирование навыков безопасного поведения на дороге средствами инновационных игровых технологий»

Методический материал из опыта работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в МДОУ детский сад №6 с.Грачевка ведется по стандарту “Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах”. Методическое пособие для воспитателей разработано авторским коллективом в составе: Паршикова С.В. – заведующая ДОУ, Немчинова С.В. – старший воспитатель ДОУ, Романюк О.И. Галушко Т.И. – воспитатели ДОУ.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка;
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах – одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

  • формирование координации движения;
  • совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;
  • повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;

В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:

  • многофункциональный кабинет, где по графику проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и дидактический материал;
  • автогородок с дорожными разметками, действующим светофором, дорожными знаками;
  • макеты;
  • “чудо”- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);
  • транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки).

При обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Работа осуществляется по нескольким направлениям: с детьми, сотрудниками, родителями. Изучение правил дорожного движения проводится, начиная с младшей группы. Занятия по ПДД ведутся систематично, в регламентированной деятельности, два раза в неделю в каждой возрастной группе.

В нерегламентированной (внеурочной) деятельности используется достаточно разнообразный арсенал форм, методов и средств: встречи с работниками ГАИ, олимпиады по ПДД, разнообразные виды игровой деятельности, чтение художественной литературы, просмотр фильмов.

Руководствуясь программой “Обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах” (Региональный стандарт), воспитатели проводят занятия, целевые прогулки, экскурсии, где знакомят детей с правилами безопасного поведения на улице и упражняются их в выполнении этих правил. Учебный материал воспитатели преподносят в наглядно - действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются на комплексных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, физической культуре, музыке. В этой деятельности воспитателям помогают авторские разработки, созданные с учетом требований Регионального стандарта. Так, например, воспитателем Пановой Т.И. созданы игры по изучению ПДД, успешно используемые на занятиях по лепке (“Транспорт”, “Макет улицы”, “Светофорик”, “Волшебный ковер”).

Воспитателем Романюк О.И. применяются ею созданные игры (“Мы - пешеходы”, “Опасные ситуации на дороге”) на занятиях по изобразительной деятельности. Особой популярностью воспитанниками детского сада пользуются игры “Угадай-ка”, “Что означает этот знак” (электронное табло), “Лабиринт”, для занятий по развитию речи, разработанные Немчиновой С.В. Такая связь со всеми разделами программы воспитания и обучения в детском саду и авторская интерпретация дает положительный результат.

Дважды в год проводится диагностика с целью совершенствования работы с детьми. С января по май 2010 года количество детей младшей группы с высоким уровнем усвоения программы составило 25%, детей средней группы – 38%, детей старшей группы – 47%, детей подготовительной к школе группы – 62%. В целом по детскому саду количество дошкольников с высоким уровнем знаний правил дорожного движения достигло 43%, со средним уровнем – 40%, с недостаточным уровнем усвоения – 17%.

Старшим воспитателем Немчиновой С.В. составлены авторские тесты по данной проблеме, они направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления (Тесты “Запомни рисунок”, “Подбери слова”, “Дорожная история”, “Продолжи предложение”).

Большое внимание уделяется применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью воспитатели используют игры с правилами  (дидактические, настольные, познавательные, деловые, спортивно – соревновательные), досуги, развлечения, кукольные спектакли. Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой дети, играя с макетом, тренажером, ставят себя в условия выполнения различных ролей.

Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Ребенок играет в тесном контакте с другими детьми. Наиболее эффективно используются сюжетно-ролевые игры: “Путешествие на автомобиле” (самолете, автобусе, корабле), “Поезд”, “Моя улица”, “Моя дорога в детский сад” (старшая, подготовительная), “Перекресток”, “Опасные ситуации”. В процессе игр каждый воспитанник решает самостоятельно или в группе сверстников определенную дорожную ситуацию, учится культуре общения, ведению дискуссии. Воспитатели создают определенный эмоционально-раскрепощенный настрой, что способствует развитию уверенности в своих силах, формированию побудительного мотива.

Лето – наиболее благоприятная пора для организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особенно эффективно организация работы на территории детского сада, которая оснащена площадкой с дорожной разметкой, действующим светофором, переносными знаками, где организуются подвижные, сюжетно-ролевые игры. Дети имеют возможность применить полученные знания непосредственно в дорожных ситуациях. С 15 августа по 15 сентября 2007 г. дошкольники в нашем ДОУ прошел месячник «Мы за безопасное детство». Были проведены:

  • конкурс рисунков на асфальте “Я и дорога”
  • викторина “Знаешь ли ты правила дорожного движения?”
  • интерактивная игра “Безопасное колесо”
  • работа в мастерской по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым, подвижным играм.

В детском саду созданы условия для организации данной работы и в зимний период. На снежных, ледовых постройках обозначены дорожные знаки.

Положительной тенденцией улучшения данной работы является то, что многие педагоги, являются авторами - составителями дидактических игр, кроссвордов, деловых игр, сказок, развлечений. Педагогическим коллективом составлены методические разработки: “Обучение с увлечением” (авторские игры, занятия, беседы, развлечения); “Красный, желтый, зеленый” (авторские кроссворды, загадки), сборник “Дорожная мозаика” (развлечения, памятки, тесты.)

В методическом кабинете детского сада имеется необходимое программно-методическое обеспечение. В своей деятельности воспитатели активно используют авторские методические пособия “Дети и дорожное движение”, под редакцией Н. Климановой,; “Мы - пешеходы” (Н.Климанова, А. Шатаева),; “Мы по улице шагаем” (составители: А. Гимадеева, Е.Казакова, Н.Климанова, Л. Уразаева),; “Свисток и его помощники” (составители: Е. Анисимова, Н. Климанова, Л. Мингалеева) и др.

Залогом успешной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является систематический контроль администрации детского сада за организацией работы учреждения по данной проблеме, профессионализм и компетенция работников детского сада.

Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применение программ, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. С целью оказания помощи воспитателям проводятся консультации: “Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД”, “Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения”, проблемные семинары “Кто прав?”, деловые игры по типу телепередач “Кто хочет стать миллионером?”. Ежегодно в детском саду проходят конкурсы среди педагогов ДОУ: “Лучшая дидактическая игра”, “Лучшее литературное произведение”, “Лучшая методическая разработка”.

Наш детский сад неоднократно принимал участие в районных и краевых конкурсах по проблеме обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах: «Зеленый огонек», «За безопасность всей семьей».

Важную роль в вопросах формирования у детей дисциплинарного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности на дорогах играют окружающие его взрослые. Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения.

В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. Особой популярностью у родителей пользуются педагогические чтения, наглядная агитация, показ видеосюжетов “Ваш ребенок – пешеход”, конкурсы на лучший семейный рисунок, кроссворд, сказку по данной тематике, аудиоконсультации, дни открытых дверей, лекции, авторские деловые игры по типу телевизионных телепередач “Счастливый случай”, “Поле чудес”, “Слабое звено”, “Кто хочет получить приз”, “Мама, папа, я – безопасная семья”. Вошли в традицию выпуски педагогических листов и бюллетеней. Проводятся конкурсы на лучший семейный бюллетень, в 2010 году победителем стала семья Немчиновых.

Для закрепления программного материала, детям, дают задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: “Нарисуй дорогу в детский сад”, “Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой”, “Придумай сказку, про тот знак, который мы изучали”.

Педагогическим коллективом составлены методические рекомендации из цикла “Дорожная грамота”, варианты анкет для родителей по исследованию их отношения к изучению правил дорожного движения детьми, памятки для родителей, консультации, лекции, конспекты внеурочных мероприятий: КВН, соревнований, викторин и т.д.

Во всех групповых помещениях оформлены уголки для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

На территории детского сада имеется стенд наглядной агитации для родителей, сотрудников и жителей микрорайона, содержащий информацию по правилам дорожного движения: плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки. Материалы стенда периодически обновляются.

Результатом работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 село Грачевка Грачевского муниципального района Ставропольского края является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения.

Данная работа на современном этапе развития системы дошкольного воспитания становится перспективным направлением расширения деятельности и укрепления позиций дошкольных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование навыков безопасного поведения на дороге средствами инновационных игровых технологий»

Опыта работы воспитателя средней группы МК ДОУ  Детский сада 11 с. Спицевка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Программа по самообразованию «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий»

Так как дошкольный возраст - это возраст в котором ведущий вид деятельности игра, соответсвенно, как одно из средств развития навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольника были выбраны игровы...

АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий

Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ

В статье представлена система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в  применении...

Проблемная ситуация как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения п...