“Формирование навыков безопасного поведения на дороге средствами инновационных игровых технологий»
методическая разработка на тему

Опыта работы воспитателя средней группы МК ДОУ  Детский сада 11 с. Спицевка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_pdd_polyakovoy_l.v._2.docx61.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №11» С.СПИЦЕВКА ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


«Формирование навыков безопасного поведения на дороге средствами инновационных игровых технологий»

Опыта работы воспитателя средней группы МК ДОУ  Детский сада 11 с. Спицевка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в МК ДОУ Детский сад 11 с.Спицева осущевстлялся согластно ФГОС “Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах”, программой «Дорожная грамота», разработаной авторским коллективом в составе: Немчинова С.В. – заведующий ДОУ, Полякова Л.В. – воспитатель ДОУ, Дмухайлова Н.А. - воспитатель ДОУ, Долгай Н.В. – воспитатель ДОУ

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка;
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах – одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

  • формирование координации движения;
  • совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;
  • повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;

В нашем детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Я  участвовала в создании оптимальных условий в ДОУ для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. В ДОУ имеется:

  • многофункциональный кабинет, где по графику проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и дидактический материал;
  • автогородок с дорожными разметками, действующим светофором, дорожными знаками;
  • макеты;
  • “чудо”- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);
  • транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки).

При формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге я придерживаюсь принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Креативная работа осуществляется по нескольким направлениям: с детьми, сотрудниками, родителями. Изучение правил дорожного движения проводится, начиная с первой младшей группы. Занятия по ПДД ведутся систематично, в регламентированной деятельности, один раз в неделю.

В нерегламентированной (внеурочной) деятельности используется достаточно разнообразный арсенал форм, методов и средств: встречи с работниками ГАИ, олимпиады по ПДД, разнообразные виды игровой деятельности, чтение художественной литературы, просмотр фильмов.

Руководствуясь программой “Обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах” (Региональный стандарт), я провожу занятия, целевые прогулки, экскурсии, где знакомлю детей с правилами безопасного поведения на улице и упражняю их в выполнении этих правил. Учебный материал мною преподносится в наглядно - действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации, широко используется ИКТ (слайды, игровые ситуации, викторины).

Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются на комплексных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, физической культуре, музыке и разных видах НОД. В работе мне  помогают авторские разработки, созданные с учетом требований Регионального стандарта. В творческом союзе с заместителем заведующего Немчиновой С.В. созданы игры по изучению ПДД, успешно используемые на занятиях по лепке (“Транспорт”, “Макет улицы”, “ Светофорик ”, “Волшебный ковер”).

Мною  созданные игры (“Мы - пешеходы”, “Опасные ситуации на дороге”) широко применяются на занятиях по изобразительной деятельности. Особой популярностью воспитанниками детского сада пользуются игры “Угадай-ка”, “Что означает этот знак” (электронное табло), “Лабиринт”, для занятий по развитию речи, разработанные Немчиновой С.В. Такая связь со всеми разделами программы воспитания и обучения в детском саду и авторская интерпретация дает положительный результат в моей работе с  дошкольниками.

          Дважды в год я провожу диагностику с целью совершенствования работы с детьми. С января по май 2014 года количество детей  средней группы с высоким уровнем усвоения программы составило 25%,. В целом по детскому саду количество дошкольников с высоким уровнем знаний правил дорожного движения достигло 43%,

Заведующим Немчиновой С.В. составлены авторские тесты по данной проблеме, они направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления (Тесты “Запомни рисунок”, “Подбери слова”, “Дорожная история”, “Продолжи предложение”).

Большое внимание мною уделяется по  применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью я  использую такие  игры с правилами: дидактические, настольные, познавательные, деловые, спортивно – соревновательные), досуги, развлечения, кукольные спектакли. Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой я вместе с  детьми, играя с макетом, тренажером, ставлю их и  себя в условия выполнения различных ролей.

Мои воспитанники обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Дети играют в тесном контакте друг с другом. Наиболее эффективно используются сюжетно-ролевые игры: “Путешествие на автомобиле” (самолете, автобусе, корабле), “Поезд”, “Моя улица”, “Моя дорога в детский сад” (старшая, подготовительная), “Перекресток”, “Опасные ситуации”. В процессе игр каждый воспитанник решает самостоятельно или в группе сверстников определенную дорожную ситуацию, учится культуре общения, ведению дискуссии. Я создаю определенный эмоционально-раскрепощенный настрой, что способствует развитию уверенности в своих силах, формированию побудительного мотива у детей в моей группе.

Лето – наиболее благоприятная пора для организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особенно эффективно я организую работу на территории детского сада, которая оснащена площадкой с дорожной разметкой, действующим светофором, переносными знаками, где организуются подвижные, сюжетно-ролевые игры. Дети имеют возможность применить полученные знания непосредственно в дорожных ситуациях. С 15 августа по 15 сентября 2012 г. в нашем ДОУ прошел месячник «Мы за безопасное детство».  Я активный участник проведенных в ДОУ мероприятий:

  • конкурс рисунков на асфальте “Я и дорога” – сертификат участника
  • викторина “Знаешь ли ты правила дорожного движения?” диплом 3 степени
  • интерактивная игра “Безопасное колесо”, диплом 1 степени
  • работа в мастерской по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым, подвижным играм – 1  место.

Положительной тенденцией улучшения данной работы является то, что  мною разработаны и модернизированы игры на развитие практических навыков поведения детей на улице: дидактические игры, кроссворды, деловые игры, сказки, развлечения. Методические  само разработки: “Обучение с увлечением” (авторские игры, занятия, беседы, развлечения); “Красный, желтый, зеленый” (авторские кроссворды, загадки), сборник “Дорожная мозаика” (развлечения, памятки, тесты.)  

В методическом кабинете детского сада имеется необходимое программно-методическое обеспечение. В своей деятельности я активно использую авторские методические пособия “Дети и дорожное движение”, под редакцией Н. Климановой,; “Мы - пешеходы” (Н.Климанова, А. Шатаева),; “Мы по улице шагаем” (составители: А. Гимадеева, Е.Казакова,  Все вышесказанное явились залогом моей успешной деятельности  в группе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Наш детский сад неоднократно принимал участие в районных и краевых конкурсах по проблеме обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах: «Зеленый огонек», «За безопасность всей семьей». 

Важную роль в вопросах формирования у детей дисциплинарного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности на дорогах играют окружающие его взрослые. Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения.

В  моей группе сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. Особой популярностью у родителей пользуются педагогические чтения, наглядная агитация, показ видеосюжетов “Ваш ребенок – пешеход”, конкурсы на лучший семейный рисунок, кроссворд, сказку по данной тематике, аудиоконсультации, дни открытых дверей, лекции, авторские деловые игры по типу телевизионных телепередач “Счастливый случай”, “Поле чудес”, “Слабое звено”, “Кто хочет получить приз”, “Мама, папа, я – безопасная семья”. Вошли в традицию выпуски педагогических листов и бюллетеней. Проводятся конкурсы на лучший семейный бюллетень, в 2013 году победителем стала семья Твердовых.

Для закрепления программного материала,  я предлагала детям задания на дом, которые они выполняли под руководством взрослых. Например: “Нарисуй дорогу в детский сад”, “Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой”, “Придумай сказку, про тот знак, который мы изучали”.

Грамотно составлены методические рекомендации из цикла “Дорожная грамота”, варианты анкет для родителей по исследованию их отношения к изучению правил дорожного движения детьми, памятки для родителей, консультации, лекции, конспекты внеурочных мероприятий: КВН, соревнований, викторин и т.д. располагаются в информационных уголках моей группы и дошкольного учреждения.

В своей группе я оформила стенд наглядной агитации для родителей, сотрудников и жителей микрорайона, содержащий информацию по правилам дорожного движения: плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки. Материалы стенда периодически обновляются.

Результатом моей работы является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения в моей группе.

Данная работа на современном этапе развития системы дошкольного воспитания становится перспективным направлением расширения деятельности и укрепления позиций дошкольных образовательных учреждений  в  профилактике травматизма среди детей Грачевского района Ставропольского края.

Полякова Л.В. – воспитатель МК ДОУ Детский сад 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование навыков безопасного поведения на дороге средствами инновационных игровых технологий»

Методический материал из опыта работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Программа по самообразованию «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий»

Так как дошкольный возраст - это возраст в котором ведущий вид деятельности игра, соответсвенно, как одно из средств развития навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольника были выбраны игровы...

АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий

Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ

В статье представлена система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в  применении...

Проблемная ситуация как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения п...