Из опыта реализации эффективных педагогических технологий и методик работы на базе детского сада
методическая разработка по теме

Игнатенко Марина Анатольевна

Образование - это индустрия, направленная в будущее.

С.П.Капица

 

В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Наше дошкольное образовательное учреждение тоже не является исключением и коллектив детского сада занимается внедрением в практику таких технологий, как:

•Информационно-коммуникативные технологии

  • Метод проектов
  • Метод портфолио
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология формирования ключевых компетенций
  • Новые технологии продуктивной деятельности
  • Технология организации познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой

 Информационно-коммуникативные технологии:

•технологии, в которых используются мультимедийные презентации;

•технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы

•технологии, в которых используются тестирующие программы 

 

   На сегодняшний день в дошкольном учреждении воспитатели и специалисты активно используют информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе. Многие педагоги прошли курсы на базе ИГПИ им П.П.Ершова «Формирование информационно-коммуникационной компетенции педагогов», в объеме  72 часов, и приняли участие в областной программе по повышению компьютерной грамотности «Расширяя горизонты».

   Мотивационными компонентами профессионального роста педагогов в данной области стали осознание включенности дошкольного образования в процессы информатизации, позитивное отношение к использованию информационно-коммуникативных технологий, стремление к образованию и самообразованию.

С внедрением информационно-коммуникативных технологий  в детском саду изменилась его инфраструктура: открыт компьютерный класс, где  всем участникам педагогического процесса предоставлен свободный доступ к образовательным ресурсам. В настоящее время педагогами детского сада создается медийный банк презентаций, компьютерные задания по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и обучению грамоте, организации познавательной деятельности, в электронном варианте представлено обобщение педагогического опыта.

   Воспитанники коррекционной группы работают в обучающих программах логопедической направленности, в программе «Динозавры учат шахматам».

 

ИКТ в работе современного педагога

 

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Проблема, она же перспективное направление развития: недостаточное количество персональных компьютеров и ноутбуков, отсутствие интерактивной доски.

Метод проектов

Работа в инновационном режиме предполагает постоянный поиск эффективных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Большие возможности для этого предоставляет метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие.

Направленность проектной деятельности в детском саду многогранна, это:

- экологические проекты;

- познавательно-исследовательские проекты;

- проекты по приоритетным направлениям, примером таких проектов могут быть работы двух творческих групп педагогов:

по обучению детей основам безопасности дорожного движения

по обучению детей основам пожарной безопасности

- проекты по предшкольному образованию детей 5-7 лет;

- проекты по оказанию психолого-педагогической помощи семьям,  имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проект по внедрению шахматного образования в ДОУ.

 

Проекты педагогического коллектива и воспитанников неоднократно становились участниками и призерами различных фестивалей и конкурсов:

- Филонов Никита, диплом II степени VI Креатив-фестиваля «Надежда» старших дошкольников и младших школьников;

- Филонов Никита, диплом «Науки юные умы»

 - Филонова Н.В., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучшее тематическое мероприятие»;

- Заваруева Г.А., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучший конспект тематического занятия»;

- проект «Шахматная школа «Ладья» имени А.Е.Карпова» победил в областном конкурсе проектов по внедрению шахматного образования в ДОУ.

Метод портфолио

Современное образование нуждается в новом типе педагога - творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

 

Портфолио – это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих работников, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности.

 

  • Существенным аспектом использования портфолио является уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности.
  • Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки традиционного обучения.
  • Портфолио является способом стимулирования профессиональной компетентности педагогов.
  •  Портфолио обеспечивает прежде всего презентацию собственной педагогической концепции (эссе) и плана профессионального развития.

 

Технология портфолио предполагает создание портфолио и для дошкольника. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. (см.слайд)

 

 

Здоровьесберегающие технологии

С целью повышения качества образования, развития всесторонней личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья дошкольников наше дошкольное учреждение использует ряд инновационных технологий.

  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
  • «Игры, которые лечат» А.С.Галанова
  • «Логоритмическая гимнастика» М.Ю.Картушиной
  • «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф.Базарного

На базе детского сада в течение двух лет функционировала проблемная группа педагогов по вопросам здоровьесбережения и педагоги неоднократно представляли опыт работы по данному направлению на муниципальном уровне:

- технология су-джок;

- технология В.Ф.Базарного;

- тренажеры по развитию дыхания;

- мандала;

- сопряженная гимнастика и т.д.

Проведение мастер-классов

Одной из активных форм повышения квалификации педагогов является организация и проведение мастер-классов. В рамках стажировочной площадки, городской экспериментальной площадки проведен ряд мастер-классов по разным линиям развития детей. Тематика их разнообразна: «Искусствоведческая сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Коррекция детских страхов у дошкольников», «Использование ИКТ в работе с дошкольниками», «Технология дизайна», «Хенд –гам» и многие другие.

Технология формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста О.В.Дыбиной

Опыт работы по данной технологии успешно был представлен нашими педагогами в рамках конкурса профессионального мастерства «Педагог года города Ишима» в 2012 – Кузнецова Т.В. «Формирование технологической компетентности старших дошкольников средствами дизайна» (вошла в пятерку финалистов)

2013 – Булычева М.А. «Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности», диплом 3 степени

Новые технологии продуктивной деятельности

  • техники рисования по сырой глине
  • хенд –гам
  • Техника «суми – ё»
  • инсталляции
  • Техника двойного мазка
  • Техника pop - up
  • Техника ханди
  • Техника марморирования
  • айрис-фолдинг

Воспитанники детского сада неоднократно становились призерам творческих конкурсов различного уровня:

- Шелягина Даша, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Наш дом – Земля»;

- Лукошкова Влада, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Здравствуй, Весна!»;

- Соснин Максим, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Цирк! Цирк! Цирк!»;

- Дмитрук Данил, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Вперед, к звездам!»;

- Шаньгина Маша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;

- Рябцева Даша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;

 

За 2 года с момента открытия детского сада прошли процедуру аттестации 15 педагогов:

1 педагог - высшая квалификационная категория

3 педагога – первая квалификационная категория

11 педагогов -  соответствие занимаемой должности

7 педагогов - соответствие занимаемой должности до конца года

Таким образом, анализ введения педагогических технологий в практику дошкольного образовательного учреждения показал их эффективность в повышении качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.

В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом.

Ищите, творите!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыт реализации эффективных педагогических технологий и методик

работы на базе МАДОУ ЦРР д/с № 19»

Игнатенко Марина Анатольевна, старший воспитатель

Образование - это индустрия,направленная в будущее.

С.П.Капица

В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Наше дошкольное образовательное учреждение тоже не является исключением и коллектив детского сада занимается внедрением в практику таких технологий, как:

  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Метод проектов
  • Метод портфолио
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология формирования ключевых компетенций
  • Новые технологии продуктивной деятельности
  • Технология организации познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой

 Информационно-коммуникативные технологии:

  • технологии, в которых используются мультимедийные презентации;
  • технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы
  • технологии, в которых используются тестирующие программы  

   На сегодняшний день в дошкольном учреждении воспитатели и специалисты активно используют информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе. Многие педагоги прошли курсы на базе ИГПИ им П.П.Ершова «Формирование информационно-коммуникационной компетенции педагогов», в объеме  72 часов, и приняли участие в областной программе по повышению компьютерной грамотности «Расширяя горизонты».

   Мотивационными компонентами профессионального роста педагогов в данной области стали осознание включенности дошкольного образования в процессы информатизации, позитивное отношение к использованию информационно-коммуникативных технологий, стремление к образованию и самообразованию.

С внедрением информационно-коммуникативных технологий  в детском саду изменилась его инфраструктура: открыт компьютерный класс, где  всем участникам педагогического процесса предоставлен свободный доступ к образовательным ресурсам. В настоящее время педагогами детского сада создается медийный банк презентаций, компьютерные задания по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и обучению грамоте, организации познавательной деятельности, в электронном варианте представлено обобщение педагогического опыта.

   Воспитанники коррекционной группы работают в обучающих программах логопедической направленности, в программе «Динозавры учат шахматам».

ИКТ в работе современного педагога

 

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Проблема, она же перспективное направление развития: недостаточное количество персональных компьютеров и ноутбуков, отсутствие интерактивной доски.

Метод проектов

Работа в инновационном режиме предполагает постоянный поиск эффективных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Большие возможности для этого предоставляет метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие.

Направленность проектной деятельности в детском саду многогранна, это:

- экологические проекты;

- познавательно-исследовательские проекты;

- проекты по приоритетным направлениям, примером таких проектов могут быть работы двух творческих групп педагогов:

по обучению детей основам безопасности дорожного движения

по обучению детей основам пожарной безопасности

- проекты по предшкольному образованию детей 5-7 лет;

- проекты по оказанию психолого-педагогической помощи семьям,  имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проект по внедрению шахматного образования в ДОУ.

Проекты педагогического коллектива и воспитанников неоднократно становились участниками и призерами различных фестивалей и конкурсов:

- Филонов Никита, диплом II степени VI Креатив-фестиваля «Надежда» старших дошкольников и младших школьников;

- Филонов Никита, диплом «Науки юные умы»

 - Филонова Н.В., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучшее тематическое мероприятие»;

- Заваруева Г.А., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучший конспект тематического занятия»;

- проект «Шахматная школа «Ладья» имени А.Е.Карпова» победил в областном конкурсе проектов по внедрению шахматного образования в ДОУ.

Метод портфолио

Современное образование нуждается в новом типе педагога - творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио – это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих работников, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности.

  • Существенным аспектом использования портфолио является уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности.
  • Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки традиционного обучения.
  • Портфолио является способом стимулирования профессиональной компетентности педагогов.
  •  Портфолио обеспечивает прежде всего презентацию собственной педагогической концепции (эссе) и плана профессионального развития.

Технология портфолио предполагает создание портфолио и для дошкольника. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. (см.слайд)

Здоровьесберегающие технологии

С целью повышения качества образования, развития всесторонней личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья дошкольников наше дошкольное учреждение использует ряд инновационных технологий.

  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
  • «Игры, которые лечат» А.С.Галанова
  • «Логоритмическая гимнастика» М.Ю.Картушиной
  • «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф.Базарного

На базе детского сада в течение двух лет функционировала проблемная группа педагогов по вопросам здоровьесбережения и педагоги неоднократно представляли опыт работы по данному направлению на муниципальном уровне:

- технология су-джок;

- технология В.Ф.Базарного;

- тренажеры по развитию дыхания;

- мандала;

- сопряженная гимнастика и т.д.

Проведение мастер-классов

Одной из активных форм повышения квалификации педагогов является организация и проведение мастер-классов. В рамках стажировочной площадки, городской экспериментальной площадки проведен ряд мастер-классов по разным линиям развития детей. Тематика их разнообразна: «Искусствоведческая сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Коррекция детских страхов у дошкольников», «Использование ИКТ в работе с дошкольниками», «Технология дизайна», «Хенд –гам» и многие другие.

Технология формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста О.В.Дыбиной

Опыт работы по данной технологии успешно был представлен нашими педагогами в рамках конкурса профессионального мастерства «Педагог года города Ишима» в 2012 – Кузнецова Т.В. «Формирование технологической компетентности старших дошкольников средствами дизайна» (вошла в пятерку финалистов)

2013 – Булычева М.А. «Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности», диплом 3 степени

Новые технологии продуктивной деятельности

  • техники рисования по сырой глине
  • хенд –гам
  • Техника «суми – ё»
  • инсталляции
  • Техника двойного мазка
  • Техника pop - up
  • Техника ханди
  • Техника марморирования
  • айрис-фолдинг

Воспитанники детского сада неоднократно становились призерам творческих конкурсов различного уровня:

- Шелягина Даша, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Наш дом – Земля»;

- Лукошкова Влада, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Здравствуй, Весна!»;

- Соснин Максим, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Цирк! Цирк! Цирк!»;

- Дмитрук Данил, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Вперед, к звездам!»;

- Шаньгина Маша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;

- Рябцева Даша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;

За 2 года с момента открытия детского сада прошли процедуру аттестации 15 педагогов:

1 педагог - высшая квалификационная категория

3 педагога – первая квалификационная категория

11 педагогов -  соответствие занимаемой должности

7 педагогов - соответствие занимаемой должности до конца года

Таким образом, анализ введения педагогических технологий в практику дошкольного образовательного учреждения показал их эффективность в повышении качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.

В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом.

Ищите, творите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии  развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"...

Статья «Игровые технологии в практике работы воспитателя в детском саду».

Статья "Игровые технологии в практике работы воспитателя в детском саду".  Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит ос...

Презентация «Использование психолого-педагогической технологии рисования песком – «Sand-Art» в детском саду»

Формирование психологического здоровья  у детей всех возрастов  - важная задача для гармоничного  развития детей дошкольного возраста. Этому способствует  использование  психо...

«Из опыта реализации эффективных педагогических технологий и методик работы на базе детского сада»

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гумани...

Статья «Использование технологии проектной деятельности работе с воспитанниками детского сада. Огород на окне"

Чтобы развивать  детскую любознательность, интерес к познавательной деятельности, привить первые навыки активности,  самостоятельности мышления, разработала  проект «Во саду ли в ...