Из опыта реализации эффективных педагогических технологий и методик работы на базе детского сада
методическая разработка по теме
Образование - это индустрия, направленная в будущее.
С.П.Капица
В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Наше дошкольное образовательное учреждение тоже не является исключением и коллектив детского сада занимается внедрением в практику таких технологий, как:
•Информационно-коммуникативные технологии
- Метод проектов
- Метод портфолио
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология формирования ключевых компетенций
- Новые технологии продуктивной деятельности
- Технология организации познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой
Информационно-коммуникативные технологии:
•технологии, в которых используются мультимедийные презентации;
•технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы
•технологии, в которых используются тестирующие программы
На сегодняшний день в дошкольном учреждении воспитатели и специалисты активно используют информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе. Многие педагоги прошли курсы на базе ИГПИ им П.П.Ершова «Формирование информационно-коммуникационной компетенции педагогов», в объеме 72 часов, и приняли участие в областной программе по повышению компьютерной грамотности «Расширяя горизонты».
Мотивационными компонентами профессионального роста педагогов в данной области стали осознание включенности дошкольного образования в процессы информатизации, позитивное отношение к использованию информационно-коммуникативных технологий, стремление к образованию и самообразованию.
С внедрением информационно-коммуникативных технологий в детском саду изменилась его инфраструктура: открыт компьютерный класс, где всем участникам педагогического процесса предоставлен свободный доступ к образовательным ресурсам. В настоящее время педагогами детского сада создается медийный банк презентаций, компьютерные задания по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и обучению грамоте, организации познавательной деятельности, в электронном варианте представлено обобщение педагогического опыта.
Воспитанники коррекционной группы работают в обучающих программах логопедической направленности, в программе «Динозавры учат шахматам».
ИКТ в работе современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Проблема, она же перспективное направление развития: недостаточное количество персональных компьютеров и ноутбуков, отсутствие интерактивной доски.
Метод проектов
Работа в инновационном режиме предполагает постоянный поиск эффективных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Большие возможности для этого предоставляет метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие.
Направленность проектной деятельности в детском саду многогранна, это:
- экологические проекты;
- познавательно-исследовательские проекты;
- проекты по приоритетным направлениям, примером таких проектов могут быть работы двух творческих групп педагогов:
по обучению детей основам безопасности дорожного движения
по обучению детей основам пожарной безопасности
- проекты по предшкольному образованию детей 5-7 лет;
- проекты по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проект по внедрению шахматного образования в ДОУ.
Проекты педагогического коллектива и воспитанников неоднократно становились участниками и призерами различных фестивалей и конкурсов:
- Филонов Никита, диплом II степени VI Креатив-фестиваля «Надежда» старших дошкольников и младших школьников;
- Филонов Никита, диплом «Науки юные умы»
- Филонова Н.В., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучшее тематическое мероприятие»;
- Заваруева Г.А., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучший конспект тематического занятия»;
- проект «Шахматная школа «Ладья» имени А.Е.Карпова» победил в областном конкурсе проектов по внедрению шахматного образования в ДОУ.
Метод портфолио
Современное образование нуждается в новом типе педагога - творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио – это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих работников, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности.
- Существенным аспектом использования портфолио является уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности.
- Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки традиционного обучения.
- Портфолио является способом стимулирования профессиональной компетентности педагогов.
- Портфолио обеспечивает прежде всего презентацию собственной педагогической концепции (эссе) и плана профессионального развития.
Технология портфолио предполагает создание портфолио и для дошкольника. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. (см.слайд)
Здоровьесберегающие технологии
С целью повышения качества образования, развития всесторонней личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья дошкольников наше дошкольное учреждение использует ряд инновационных технологий.
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
- «Игры, которые лечат» А.С.Галанова
- «Логоритмическая гимнастика» М.Ю.Картушиной
- «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф.Базарного
На базе детского сада в течение двух лет функционировала проблемная группа педагогов по вопросам здоровьесбережения и педагоги неоднократно представляли опыт работы по данному направлению на муниципальном уровне:
- технология су-джок;
- технология В.Ф.Базарного;
- тренажеры по развитию дыхания;
- мандала;
- сопряженная гимнастика и т.д.
Проведение мастер-классов
Одной из активных форм повышения квалификации педагогов является организация и проведение мастер-классов. В рамках стажировочной площадки, городской экспериментальной площадки проведен ряд мастер-классов по разным линиям развития детей. Тематика их разнообразна: «Искусствоведческая сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Коррекция детских страхов у дошкольников», «Использование ИКТ в работе с дошкольниками», «Технология дизайна», «Хенд –гам» и многие другие.
Технология формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста О.В.Дыбиной
Опыт работы по данной технологии успешно был представлен нашими педагогами в рамках конкурса профессионального мастерства «Педагог года города Ишима» в 2012 – Кузнецова Т.В. «Формирование технологической компетентности старших дошкольников средствами дизайна» (вошла в пятерку финалистов)
2013 – Булычева М.А. «Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности», диплом 3 степени
Новые технологии продуктивной деятельности
- техники рисования по сырой глине
- хенд –гам
- Техника «суми – ё»
- инсталляции
- Техника двойного мазка
- Техника pop - up
- Техника ханди
- Техника марморирования
- айрис-фолдинг
Воспитанники детского сада неоднократно становились призерам творческих конкурсов различного уровня:
- Шелягина Даша, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Наш дом – Земля»;
- Лукошкова Влада, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Здравствуй, Весна!»;
- Соснин Максим, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Цирк! Цирк! Цирк!»;
- Дмитрук Данил, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Вперед, к звездам!»;
- Шаньгина Маша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;
- Рябцева Даша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;
За 2 года с момента открытия детского сада прошли процедуру аттестации 15 педагогов:
1 педагог - высшая квалификационная категория
3 педагога – первая квалификационная категория
11 педагогов - соответствие занимаемой должности
7 педагогов - соответствие занимаемой должности до конца года
Таким образом, анализ введения педагогических технологий в практику дошкольного образовательного учреждения показал их эффективность в повышении качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.
В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом.
Ищите, творите!
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Опыт реализации эффективных педагогических технологий и методик
работы на базе МАДОУ ЦРР д/с № 19»
Игнатенко Марина Анатольевна, старший воспитатель
Образование - это индустрия,направленная в будущее.
С.П.Капица
В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Наше дошкольное образовательное учреждение тоже не является исключением и коллектив детского сада занимается внедрением в практику таких технологий, как:
- Информационно-коммуникативные технологии
- Метод проектов
- Метод портфолио
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология формирования ключевых компетенций
- Новые технологии продуктивной деятельности
- Технология организации познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой
Информационно-коммуникативные технологии:
- технологии, в которых используются мультимедийные презентации;
- технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы
- технологии, в которых используются тестирующие программы
На сегодняшний день в дошкольном учреждении воспитатели и специалисты активно используют информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе. Многие педагоги прошли курсы на базе ИГПИ им П.П.Ершова «Формирование информационно-коммуникационной компетенции педагогов», в объеме 72 часов, и приняли участие в областной программе по повышению компьютерной грамотности «Расширяя горизонты».
Мотивационными компонентами профессионального роста педагогов в данной области стали осознание включенности дошкольного образования в процессы информатизации, позитивное отношение к использованию информационно-коммуникативных технологий, стремление к образованию и самообразованию.
С внедрением информационно-коммуникативных технологий в детском саду изменилась его инфраструктура: открыт компьютерный класс, где всем участникам педагогического процесса предоставлен свободный доступ к образовательным ресурсам. В настоящее время педагогами детского сада создается медийный банк презентаций, компьютерные задания по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и обучению грамоте, организации познавательной деятельности, в электронном варианте представлено обобщение педагогического опыта.
Воспитанники коррекционной группы работают в обучающих программах логопедической направленности, в программе «Динозавры учат шахматам».
ИКТ в работе современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Проблема, она же перспективное направление развития: недостаточное количество персональных компьютеров и ноутбуков, отсутствие интерактивной доски.
Метод проектов
Работа в инновационном режиме предполагает постоянный поиск эффективных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Большие возможности для этого предоставляет метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие.
Направленность проектной деятельности в детском саду многогранна, это:
- экологические проекты;
- познавательно-исследовательские проекты;
- проекты по приоритетным направлениям, примером таких проектов могут быть работы двух творческих групп педагогов:
по обучению детей основам безопасности дорожного движения
по обучению детей основам пожарной безопасности
- проекты по предшкольному образованию детей 5-7 лет;
- проекты по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проект по внедрению шахматного образования в ДОУ.
Проекты педагогического коллектива и воспитанников неоднократно становились участниками и призерами различных фестивалей и конкурсов:
- Филонов Никита, диплом II степени VI Креатив-фестиваля «Надежда» старших дошкольников и младших школьников;
- Филонов Никита, диплом «Науки юные умы»
- Филонова Н.В., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучшее тематическое мероприятие»;
- Заваруева Г.А., диплом II степени городского конкурса муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений на лучшее мероприятие по профилактике и недопущению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в номинации «Лучший конспект тематического занятия»;
- проект «Шахматная школа «Ладья» имени А.Е.Карпова» победил в областном конкурсе проектов по внедрению шахматного образования в ДОУ.
Метод портфолио
Современное образование нуждается в новом типе педагога - творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио – это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих работников, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности.
- Существенным аспектом использования портфолио является уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности.
- Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки традиционного обучения.
- Портфолио является способом стимулирования профессиональной компетентности педагогов.
- Портфолио обеспечивает прежде всего презентацию собственной педагогической концепции (эссе) и плана профессионального развития.
Технология портфолио предполагает создание портфолио и для дошкольника. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. (см.слайд)
Здоровьесберегающие технологии
С целью повышения качества образования, развития всесторонней личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья дошкольников наше дошкольное учреждение использует ряд инновационных технологий.
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
- «Игры, которые лечат» А.С.Галанова
- «Логоритмическая гимнастика» М.Ю.Картушиной
- «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф.Базарного
На базе детского сада в течение двух лет функционировала проблемная группа педагогов по вопросам здоровьесбережения и педагоги неоднократно представляли опыт работы по данному направлению на муниципальном уровне:
- технология су-джок;
- технология В.Ф.Базарного;
- тренажеры по развитию дыхания;
- мандала;
- сопряженная гимнастика и т.д.
Проведение мастер-классов
Одной из активных форм повышения квалификации педагогов является организация и проведение мастер-классов. В рамках стажировочной площадки, городской экспериментальной площадки проведен ряд мастер-классов по разным линиям развития детей. Тематика их разнообразна: «Искусствоведческая сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Коррекция детских страхов у дошкольников», «Использование ИКТ в работе с дошкольниками», «Технология дизайна», «Хенд –гам» и многие другие.
Технология формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста О.В.Дыбиной
Опыт работы по данной технологии успешно был представлен нашими педагогами в рамках конкурса профессионального мастерства «Педагог года города Ишима» в 2012 – Кузнецова Т.В. «Формирование технологической компетентности старших дошкольников средствами дизайна» (вошла в пятерку финалистов)
2013 – Булычева М.А. «Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности», диплом 3 степени
Новые технологии продуктивной деятельности
- техники рисования по сырой глине
- хенд –гам
- Техника «суми – ё»
- инсталляции
- Техника двойного мазка
- Техника pop - up
- Техника ханди
- Техника марморирования
- айрис-фолдинг
Воспитанники детского сада неоднократно становились призерам творческих конкурсов различного уровня:
- Шелягина Даша, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Наш дом – Земля»;
- Лукошкова Влада, диплом III степени во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Здравствуй, Весна!»;
- Соснин Максим, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Цирк! Цирк! Цирк!»;
- Дмитрук Данил, диплом II степени во Всероссийском конкурсе декоративного творчества «Вперед, к звездам!»;
- Шаньгина Маша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;
- Рябцева Даша, диплом III степени Третьего международного конкурса детского рисунка;
За 2 года с момента открытия детского сада прошли процедуру аттестации 15 педагогов:
1 педагог - высшая квалификационная категория
3 педагога – первая квалификационная категория
11 педагогов - соответствие занимаемой должности
7 педагогов - соответствие занимаемой должности до конца года
Таким образом, анализ введения педагогических технологий в практику дошкольного образовательного учреждения показал их эффективность в повышении качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.
В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»
В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации ФГОС ДО. Предлагается авторское видение создания и разработки информационых программ...

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"
Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"...

Педагогическая разработка по теме "Использование новой технологии СИНКВЕЙН в работе с детьми детского сада по развитию речи.
Предназначин для формироания правильной речи дошкольников....

Статья «Игровые технологии в практике работы воспитателя в детском саду».
Статья "Игровые технологии в практике работы воспитателя в детском саду". Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит ос...

Презентация «Использование психолого-педагогической технологии рисования песком – «Sand-Art» в детском саду»
Формирование психологического здоровья у детей всех возрастов - важная задача для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Этому способствует использование психо...

Представление опыта работы «Социоигровой стиль работы как эффективная педагогическая технология формирования умения общаться у детей» с детьми младшего дошкольного возраста.
Одной из ведущих технологий является социоигровая. Цель технологии - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития...