Взаимодействие с родителями
статья по теме

Дедкова Марина Валентиновна

Современные формы работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Подготовила:

                                                                 Дедкова М.В., заведующая ГБДОУ № 34

г. Санкт-Петербург

Новые формы взаимодействия с родителями

Дошкольное образовательное учреждение и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по–своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Сегодня связь дошкольного образовательного учреждения и семьи не должна иметь только оно направление, как раньше, когда инициатива принадлежала дошкольному образовательному учреждению. Сейчас очень важно сотрудничать на различном уровне с родителями. Без помощи семьи дошкольное образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания детей. Членам семьи же под силу принять участие в успешной организации деятельности детей в детском саду. Но на современном этапе социальному воспитанию мешает недостаточное знание родителями основ педагогики и психологии. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышать ответственность родителей за воспитание детей. Новые формы взаимодействия с родителями:

  • РОДИТЕЛЬСКИЙ  КЛУБ  «В ГАРМОНИИ С РЕБЕНКОМ»
  • СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»

РОДИТЕЛЬСКИЙ  КЛУБ  «В ГАРМОНИИ С РЕБЕНКОМ»

Педагог-психолог, непосредственно работающий с детьми, может своей профессиональной деятельностью внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя  в детском саду  совместную работу  семьи и педагогов, он стремиться к достижению цели – обеспечению оптимально личностного развития каждого ребенка.

Для изучения семьи в целом, уровня его психолого-педагогической ценности мы выделили общие критерии эффективности воспитания детей в семье:

  • Понимание родителями целей и задач семейного воспитания;
  • Осознание ими своей социальной ответственности;
  • Положительное отношение родителей к педагогическому руководству;
  • Систематическое повышение уровня педагогических знаний родителей умение применят их в практике семейного воспитания;
  • Единство и согласованность детского сада и семьи в воспитании детей.

Практика показала, что в новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию. Основой обеспечения качества данной работы служит:

  • Взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогв, родителей, детей);
  • Социальное партнерство в форме разноплановых социальных структурных связей дошкольного образовательного учреждения.

Педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения наработана практика использования поддерживающего и продуктивного взаимодействия с родителями в рамках родительского клуба, в котором родители выступают  в качестве пассивных наблюдателей, а активных участников образовательного процесса.

Эффективность данной формы работы практически доказана. С одной стороны, родители участники клуба, могут видеть своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими детьми, объективно оценить его слабые и сильные стороны, помочь детям в налаживании контактов; с другой стороны – атмосфера семьи ребенка создает у ребенка ощущения принятия его как личности, самоценности его существования, искренней заинтересованности в нем родителей дает эмоциональную  защищенность и уверенность в себе.

Большая значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог-психолог влияет на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры общества.

Можно выделить несколько групп задач, который ставит родительский клуб «В гармонии с ребенком»:

  • Групповое консультирование родителей по актуальным для них проблемам развития и воспитания детей ;
  • Осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку;

  • Коррекция установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми;

  • Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком: формирование навыков активного слушания;

  • Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка;

  • Обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка.

Тематика в родительском клубе планируется с учетом запросов:

  • Мальчики и девочки: особенности воспитания

  • Как помочь тревожному ребенку

  • Как помочь ребенку пережить потерю

  • Как разговаривать с детьми, чтобы они нас слышали

  • Адаптация ребенка в детском саду

  • Детские страхи

Результаты деятельности родительского клуба «В гармонии с ребенком»:

В отношении родителей:

  1. Изменился стиль родителей в плане воспитания своих детей. Если вначале преобладали противоречия и гиперопека, то после проведения встреч в клубе преобладающим стилем воспитания стал демократический , при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, делается акцент на умение брать ответственность за себя и свои поступки.
  2. Повысился уровень педагогической компетентности, ответственности за воспитания ребенка.

В отношении детей:

  1. Повысился уровень эмоционального благополучия детей: изменились их самооценка, отношение к режимным моментам; отношения в детском коллективе стали более доброжелательными, открытыми, снизился уровень тревожности;
  2. Снизился уровень эмоциональной эмоциональной напряженности, индекс агрессивности и деструктивных форм поведения.

СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»

Физическое воспитание  - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка.

Регулярные занятия физической культуры и спортом должны проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей, мы организовали спортивный кружок  «Навстречу друг другу». На наш взгляд эта эффективная форма работы с семьей. Занятия в кружке позволяют осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка  через взаимодействие родителей, досконально знающих своего ребенка.

Нами были определены следующие задачи совместных физкультурных занятий родителей с детьми:

  1. Помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия  друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.
  2. Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге  родителя и ребенка.
  3. Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.
  4. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качества личности участников занятий.

В содержание совместных физкультурных занятий  вошли собранные:

  • детско-родительские игры из богатого народного наследия;
  • парные контактные физические упражнения;
  • подвижные игры;
  • танцевальные упражнения.

Инструктор по физической культуре проводил занятия в зале для занятий физкультурой, где была возможность познакомиться со спортивным оборудованием, восстановить и расширить свой двигательный опыт. Выполнение и «проживание» взрослыми различный физических упражнений обогатили двигательный и чувственный опыт, сняли мышечную зажатость, чувства страха, неуверенности, неловкости.

 Была разработана нами система совместных физкультурных занятий родителей с детьми:

  • Игровые занятия – давали возможность адаптировать родителей  к совместной двигательной деятельности с детьми, повышали их заинтересованность и эмоциональную включенность.
  • «Традиционные» занятия, включающие разнообразные  физические упражнения (парные общеразвивающего характера, основные, танцевальные, подвижные игры), способствовали приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта взаимодействия.

Наша совместная работа с родителями дает положительные результаты:

  • У детей формировались  знания о здоровье и здоровом образе жизни;
  • Появился устойчивый интерес двигательной деятельности;
  • Укрепилась тесная связь между детским садом и родителями;
  • Повысилась  педагогическая культура родителей;
  • Активизировалась роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...