Диагностические методики для ПМПК
материал по теме

Щеглова Марина Николаевна

Диагностические методики для ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_dlya_pmpk.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики для ПМПК

Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», - говорится в одном из методических руководств по психодиагностике. Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.

Возраст 3-4 года

Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

  • Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.
  • Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.
  • Складывает разрезную картинку из 2-3 частей.
  • Считает до 3-4.
  • Складывает доску Сегена (от простого к более сложному).
  • Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).
  • Правильно называет и находит основные цвета (допустимо - 3).

Выявление уровня развития речи

  • Рассказывают стихи, исполняют песни.
  • Соотносят предметы по размеру (большой - маленький), по количеству (один - много).
  • Описывают предметы.
  • Используют в речи качественные прилагательные (Погода "солнечная", "тёплая", "морозная" и т.д.), глаголы (Солнце "светит", "греет"; птицы "улетают" и т.д.).
  • Различают и называют части предметов.
  • Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
  • Показывают и называют животных.

Выявление уровня развития тонкой моторики

  • Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).
  • Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
  • Умеют рисовать элементарные предметы.
  • Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.

Выявление представлений о себе и окружающих

  • Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).
  • Называют членов семьи (поименно).
  • Называют и показывают части тела.

Эмоционально-волевая сфера

  • Набор карточек с изображением эмоций (2-3).
  • Контакт ребенка с взрослыми.
  • Усидчивость и переключение внимания.

Возраст 5-7лет

Исследование восприятия и внимания

  • Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
  • Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета.
  • Доска Сегена (разных вариантов сложности).
  • Различные по величине предметы (ширина, длина, высота).
  • Разрезные картинки (5 лет - 4 части; 6-7 лет - 4-6 частей).
  • Ориентировка на листе бумаги (лево - право, низ - верх, середина).

Исследование мышления

  • Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет - прямой и обратный счет).
  • «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям).
  • Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).
  • Бланки методик «Простые и сложные аналогии».
  • Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).
  • Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).
  • Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).

Исследование представлений о себе и окружающих

  • Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес.
  • Называет членов семьи.
  • Называет и «показывает» времена года и части суток.
  • Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).

Исследование развития речи

  • Использование в речи обобщающих понятий.
  • Умение классифицировать предметы.
  • Составление описательного рассказа по картинке.
  • Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.
  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов.
  • Согласование числительных с существительными (одно яйцо - пять яиц).
  • Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? - "Лисий". Голова чья? -"Заячья").

Исследование памяти

  • Зрительная память: набор картинок с изображением знакомых предметов (6-10).
  • Слуховая память: запоминание 6-10 слов.
  • Пересказ простого текста.

Исследование развития эмоционально-волевой сферы

  • Набор карточек с изображением эмоций.
  • Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
  • Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Диагностическая методика

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду   Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....

Методики для ПМПК

Методики для ПМПК...