Включение семьи в образовательное пространство ДОУ: проблемы, подходы к решению
статья по теме

Савинова Ольга Николаевна МАДОУ №476

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду -образовательное пространство. И семья и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koroleva_savinova_vklyuchenie_seme_v_obrazovatelnoe.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Включение семьи в образовательное пространство ДОУ:

проблемы, подходы к решению

Савинова О.Н., координатор по работе с семьей

МАДОУ ЦРР – детского сада №476 г.Челябинска

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду -образовательное пространство. И семья и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на 2 и 3 места, а в ДОУ - воспитание всегда стоит на 1 месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, обеспечивая доступность для всех категорий семей. Этим процессом необходимо руководить и создавать следующие условия:

  1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
  2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т.д.
  3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение доступности к их изучению, качеству, предоставление права участия в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
  4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей, интересов семей, их категории, стилей семейного воспитания и изучения ребенка во всех его сферах развития; изучения рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.

Важным является умение определять приоритетные направления по обеспечению процессов включения семей в образовательное пространство ДОУ. При этом необходимо учитывать муниципальную политику, специфику ДОУ, уровень профессиональных компетенции педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и т.д. Например, в ДОУ №476 на данный момент они сформулированы так:

  • повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
  • программно- методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
  • обеспечение функционирования  и развития детско-взрослого  сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.

Следующим немаловажным управленческим аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство ДОУ. Для этого разрабатываются показатели, по которым можно определить правильность выбранного пути. Предлагаются некоторые из показателей, разработанные в ДОУ №476:

  • степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и подготовкой детей к школе;
  • динамика уровня  компетентности  педагогов  и  родителей  по  вопросам взаимодействия и воспитания детей;
  • увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
  • разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
  • уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.

Для получения объективных данных разработан инструментарий: анкеты, опросники, тесты и т.д. и используется метод «отраженной субъектности» (авторы А.В. Петровский, В.А. Петровский).

Полученные результаты позволяют внести коррективы в создание вышеперечисленных условий. Таким образом, все эти управленческие аспекты способствуют построению и реализации дифференцированных стратегий сотрудничества с семьями, которые включают в себя широкий спектр и оптимальную совокупность очных, заочных интегративных, традиционных и индивидуальных форм взаимодействия, направленных на обеспечение полноценного развития каждого ребенка.

Проблемы современной семьи и ДОУ, возникающие в процессе взаимодополнения друг другом, как полноценных субъектов воспитания ребенка:

Проблемное поле

Причины возникновения проблемы

Пути решения

Формальный подход к реализации условий для функционирования ДОУ как открытой системы

Невысокий   уровень   социально-психологической культуры участников ОП.

Отсутствие или недостаточный уровень сформированности     доверительных     и партнерских отношений между субъектами ОП.

Неравные права ДОУ и семьи.

Низкий уровень мотивационной готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества), а потому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях.

Обеспечение постоянной готовности ДОУ к участию родителей в ОП через проведение следующих мероприятий, направленных на:

  • повышение статуса ребенка в глазах педагогов и родителей;
  • повышение статуса педагогов в глазах родителей;
  • повышение статуса специалистов ДОУ в глазах педагогов и родителей;
  • повышение статуса родителей в глазах педагогов и ребенка (а для этого необходимо научить каждого педагога и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, помочь осознанию значимости каждого субъекта)

Все эти усилия будут способствовать построению, функционированию и развитию детско-взрослого сообщества, в котором:

  • будут   совместно   вырабатываться правила сотрудничества: взрослый-взрослый (культура общения, права, обязанности, ответственность)
  • взрослый-ребенок (как демонстрировать свое уважение к детям и т.д.)
  • ребенок-ребенок (правила разрабатывают сами дети, в младшем дошкольном возрасте по инициативе взрослого).

•Детско-взрослое сообщество предполагает наличие:

-заповедей (успех одного - радость для всех; что не доделает один - доделаем вместе; все, что мы делаем - мы делаем ради ребенка и т.д. - это объединяет и стимулирует всех на выполнение общей цели)

-традиций (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т.д.)

-традиционных акций (книжкина неделя, неделя вежливости и т.д.), где учитывается приоритет интегративных форм сотрудничества, предусмотрено участие всех участников образовательного процесса, а главное, формируется потребность друг в друге.

Мероприятия, направленные на формирование партнерских отношений на основе обмена не только хорошей и приятной информацией с родителями, но и неприятной. Главное при этом - подача этой информации - гарантировать конфиденциальность, уважение к родителям и ребенку, педагогический такт. Необходимо помнить правило: на сколько ДОУ будет открытым и доступным для любой информации, интересующей родителей, в такой мере и семья будет проявлять готовность к открытости и доверительности отношений с педагогами и специалистами ДОУ.

- Очень важно включать мероприятия, направленные на уравнивание родителей и ДОУ в правах:

-ДОУ изучает семью, ребенка, проявляет инициативу в принятии решений и т.д. поэтому и родителям необходимо предоставить право на эмоциональную оценку деятельности педагогов ДОУ;

- на участие родителей в роли экспертов по определению качества работы ДОУ в целом. Это риск, а потому необходимо представлять инструментарий с учетом категорий семей. Например, различные виды анкет, опросников.

-право на участие родителей в изучении достижений ребенка (правда, родители не всегда объективны в оценках, наша задача - обучить технологии проведения диагностики)

-право на участие в управлении ДОУ (педсоветы, семейные советы, принятие решений и т.д.)

-право на инициативу и успешность, при этом обязательна гласность и доступность. Поощрение за любой вид участия (Похвальный лист, благодарность в письменной и устной формах и т.д.)

Мероприятия, направленные:

- на повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через освоение технологии взаимодействия с опорой на знание особенностей семьи и ребенка и осознанного понимания того, что ДОУ «служит» семье, а семья «следует» советам специалистов и педагогов ДОУ;

-на изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами (См. «В гостях у директора» Арнаутова Е.П.).

Мероприятия, направленные на:

-обеспечение действенности, полезности, целесообразности, адекватности запросам родителей наглядной информации.

Все эти пути решения позволят повысить статус ДОУ как открытой системы.

Наличие категории родителей, которые не принимают участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества (не отзываются и  игнорируют приглашения)

Низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ

Потребительский взгляд родителей на ДОУ («Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»), имеет место и потребительский взгляд педагогов («Привели к нам ребенка, доверили, а мы, профессионалы, знаем, что делать»)

Выход на индивидуальные формы сотрудничества:

• Разработка программ совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития различных сфер ребенка, например:

-по оздоровлению;

-по подготовке к школе и т.д.

В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты и сравнение с фактическими данными.

  • Использование видеозаписи наблюдений за   ребенком в процессе его деятельности и проживания в условиях ДОУ (фрагментарно или полно) и представление родителям для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу по инициативе либо родителей, либо педагогов (выбор за родителями).

• Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий   для   родителей,   где предполагалось    их    присутствие.  Просматривание кассеты дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами и специалистами по их разрешению.

• Взаимообмен видеозаписями о жизни ребенка в семье, о создании условий (игрового уголка, спортивного оборудования), о стиле общения в семье, празднование дня рождения и т.д. - это информация к размышлению для педагогов, ведь увидеть ребенка в условиях семьи - это обратная связь и предпосылка к созданию единого образовательного пространства.

• Обеспечение доступности для этой категории  родителей участвовать в     качестве экспертов, членов жюри конкурсов - обязательно подчеркивая, при этом, их значимость.

• Использование информационных стендов в группах, рекреациях ДОУ специально для тех родителей, которые не могут принять участие в очных формах. Например, «Рекомендации в копилку семьи Ивановых» «Шпаргалки для семьи Сидоровых» (оформляется палка, содержание которой определяется с учетом опыта семейного воспитания конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формируется специалистами, педагогами и медиками ДОУ).

Таким образом, включение семьи в образовательное пространство ДОУ, обеспечение доступности - это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом, следует помнить важное правило: «Родителям необходимо чувствовать, что их ценят до того, как они соберутся пожертвовать своим драгоценным временем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"

Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного  возраста" (ссылка)...

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

Мастер-класс "Событийный подход как эффективное средство включения семьи в образовательный процесс ДОУ"

ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, устанавливая, что они являются участниками реализации образовательной программы детского сада. Мы  создаем условия для повышения акти...

«Организация коррекционной работы с детьми с рас, как одно из условий для полноценного включения ребенка в образовательное пространство».

Дети с РАС могут быть включены в общеобразовательный процесс. По мере совершенствования методов поддержки как детей, подверженных состоянию, так и типично развивающихся сверстников возникает все больш...