Обеспечение новых образовательных результатов у обучающихся
проект (средняя группа) по теме

Долгова Екатерина Сергеевна

Управленческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprav.proekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 391 городского округа Самара

Управленческий проект

 «Обеспечение новых образовательных результатов у обучающихся»

Выполнил: воспитатель МКДОУ № 391 г.о. Самары

Долгова Екатерина Сергеевна

Самара 2014г.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

         Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности ДОУ позволяет сделать вывод о сложившихся трудностях социально – личностного развития воспитанников.

Социально – личностное развитие и воспитание дошкольников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

  Социально – личностное развитие  - основа любой системы воспитания и образования. Перед педагогами и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения.

ФГТ в рамках модернизации системы дошкольного требуют выполнения поставленных задач в области «Социализация».  Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • развитие игровой деятельности.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №277 г.о. Самара описаны вышеуказанные задачи образовательной области «Социализация» добавлены следующими:

- формирование свободной творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям;

- развитие познавательных интересов, эстетических чувств, нравственных основ личности.

В старшей группе МБДОУ № 277 наблюдается недостаточная сформированность умения воспитанниками позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками.

Владея подчас даже весьма солидным набором конкретных умений и навыков, ребенок не может использовать их в общении со сверстниками для решения разнообразных задач своей деятельности. У воспитанников наблюдается недостаточная доброжелательность в общении со сверстниками. Отсутствует желание понять и поддержать сверстника (например,  ребенок может отобрать игрушку, обидеть сверстника, не обращая внимания на слезы).

Оценив существующую ситуацию, можно отметить недостатки в решении такой важной задачи как  формирование умения воспитанников  позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками. 

Низкий уровень сформированности у воспитанников данного качества  связан со многими недостатками как в условиях так и в самом процессе образовательной деятельности педагога.

В процессе образовательной деятельности:

  - организация педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения строится в основном по схеме, в которой преобладает деятельность, организованная взрослыми;

- недостаточно используются проблемные ситуации, игры инсценировки, которые способствуют накоплению у воспитанников положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений;

- недостаток взаимодействия с родителями по вопросам социально – личностного развития детей.

В  условиях образовательной деятельности выступают на первый план следующие недостатки:

- годовой тематический план работы дошкольного учреждения не предусматривает тем, посвящённых социально – личностному развитию  детей;

  - образовательный процесс в ДОУ не сопровождается рекомендациями педагога-психолога;

  -  отсутствует возможность внести современные интерактивные технологии в образовательный процесс по причине недостатка необходимого оборудования в дошкольном учреждении;

 - отсутствие   дидактических игр, наглядных и интерактивных пособий;

- отсутствие атрибутов для реализации сюжетно – ролевых игр и театрализованной деятельности;

- недостаточная оснащенность методического кабинета современной методической литературой по проблеме разрешения конфликтных ситуаций у воспитанников.

Таким образом, вышеописанные недостатки привели к формулировке профессиональной проблемы: какие условия необходимо создать для формирования умения воспитанников позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Для того  чтобы способствовать формированию умения воспитанников позитивно разрешать  конфликтные ситуации в общении со сверстниками, необходимо использовать следующие методы:

-   повышение  квалификации педагогов в вопросах социально – личностного развития воспитанников;

- разработка программы по формированию умения воспитанников общаться со сверстниками;

- педагогическое просвещение  семей воспитанников в вопросах социально – личностного развития детей; 

-  внесение  в годовой тематический план работы дошкольного учреждения  тем, посвящённых социально – личностному развитию  детей;

-  привлечение к  решению проблемы  педагога – психолога;

- включение современных интерактивных технологий в образовательный процесс;

- обогащение групп разнообразными дидактическими играми, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей в игре;

 - создание  условий  для развития сюжетно-ролевой игры;

- оснащение методического кабинета современной методической литературой по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей.

  1.         Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В результате проведения работы по формированию умения воспитанников   позитивно разрешать  конфликтные ситуации, планируется развитие следующих социально – личностных качеств у  воспитанников:

Активный, любознательный – активно включается в игры и совместную деятельность как самостоятельно, так и по предложению сверстников, реализует социальные роли через образ взрослого, самостоятельно предлагает сверстникам сюжеты для игр.

Эмоционально отзывчивый – эмоционально откликается на положительные эмоции сверстников. К переживающему отрицательные эмоции сверстнику привлекает внимание взрослого, а также проявляет сочувствие, оказывает заботу и сопереживает. Старается прийти на помощь сверстникам в трудную минуту, оказать помощь. Сопереживает героям художественных произведений (книг, картин, мультфильмов).
Воспитанный – имеет представление о противоположных моральных понятиях (жадность – щедрость, взаимовыручка – себялюбие). В целом позитивно относится к требованиям выполнения моральных норм и правил поведения.

 Толерантный способный мириться с чужим мнением, с интересами и желаниями сверстников.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Изменения в содержании образовательного процесса характеризуются:

- внесением в календарно – тематический план недели «Вежливости» и «Дружбы».

- разработкой  программы  по  формированию умения воспитанников позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками. Программа включает  в себя 2 раздела:

«Я и мои эмоции». В содержание этого раздела входят игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

«Я и другие». Здесь представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувств общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и к друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что существуют и другие средства общения.

Цель программы: создание условий для раскрепощения ребенка, развитие положительных эмоций, умение общаться со сверстниками, углубленное ознакомление с социальным окружающим миром.

Задачи программы:

- формирование навыков  социального поведения и общения с другими людьми, путем создания игровых ситуаций;

- способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям;

- развитие умения осознавать и воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Реализуется данная программа в средней группе, в течение 2 недель в образовательной, художественной, самостоятельной  и  игровой деятельности воспитанников.

1)В совместной деятельности:

- проведение психогимнастики. Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого  человека и умение адекатно выразить свое. («Плач, смех, испуг…», «Скучно так сидеть», «Телефон», «Ой, ой, живот болит!», «Разное настроение». М.И. Чистякова «Психогимнастика»).

- беседы ( «Почему нужно уступать», «К чему ведут ссоры», «Правила дружной игры», «Как жить дружно без ссор» В.И. Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет).

- изобразительная деятельность ( «Мы все такие разные», «Сказочные герои и я» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»).

- театрализованная деятельность. Используются произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”). Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).

- проблемные ситуации («С девочкой случилась беда», «А как бы ты поступил….», «Девочка пришла в детский сад…» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет).

- чтение художественной литературы (Е.Бехлеров «Капустный лист», З. Ежикова «Крот и его друзья», В. Осеева «Кто наказал его», С. Михалков «Хорошие товарищи»).

- сюжетно – ролевые игры («Детский сад», «Автобус», «Магазин»).

2) В индивидуальной работе:

- упражнения на выражения эмоций («Ласка», «Кузнечик», «Солнечные капельки» М.И. Чистякова «Психогимнастика»).

- корректировка поведения непосредственно в момент возникновения проблемной ситуации между детьми.

3) В работе с родителями:

- Акетирование родителей «Что вы знаете о социально – личностном развитии вашего ребенка»

- «Нравственные отношения в семье и в детском саду» Творческая            лаборатория с элементами тренинга.

- Совместное театрализованное мероприятие «Дружная семейка» Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в детско-родительском коллективе, закрепление навыков  социального поведения и общения.

Изменения в средствах обучения и воспитания:

- дидактические игры («Чудо – дерево», «Домино дружбы»);

- наглядное пособие, сюжетные картины («Не ссорься с друзьями», «Не обижай маленьких и защищай их», «Помоги другу в трудный момент», «Останови товарища, если он делает что-то плохое»).

Контроль результатов может осуществляться с помощью:

1. Регулярных бесед по теме нравственного воспитания «Если кто-то поссорился», «Друг», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Сила, не право» и тд.;

2.  Наблюдением за детьми:

- в их самостоятельной деятельности (способный управлять своим поведением и планировать свои действия; поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными),

- в совместной деятельности воспитателя и детей

3. Диагностическим инструментарием мониторинга является методическое пособие «Педагогическая диагностика развития дошкольников по критериям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменения в кадровых условиях. Повышение знании педагога в сфере социально – личностного  развития с помощью изучения современной методической литературы: «Ознакомление дошкольников с социальным миром. В контексте ФГТ» Громова О.Е.,  «Учим детей сочувствовать и сопереживать»  Семенака , «Этика для детей 5-7 лет. Метод. Пособие»  Мулько И.Ф,; чтения периодической педагогической литературы: «Воспитатель», Детский сад от А до Я», «Ребенок в детском саду» и т.д. Посещение педагогами курсов повышения квалификации,  участие в мероприятиях по обмену передовым опытом в вопросах эмоционально – личностного развития воспитанников.

Изменения в научно – методических условиях.  Привлечение к работе педагога – психолога; разработка новых  методических пособий; приобретения современных дидактических игр, наглядных пособий и интерактивных обучающих фильмов, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.

  Материально – технические условия. Для изменения материально-технических условий детский сад должен быть оснащён всей необходимой техникой: интерактивная доска, пректор, компьютер. Для обеспечения  наглядности и интерактивность образовательного процесса.

 Методический кабинет должен быть пополнен необходимыми пособиями, которые могут быть использованы в образовательном процессе, касательно социально – личностного  развития (сюжетные наглядные пособия, дидактические игры по нравственному воспитанию, характерные игрушки (куклы – мама, папа, дочка, сынок; куклы по профессиям; куклы, которые дети могут использовать для моделирования жизненных ситуаций). Приобретение атрибутов  для различных сюжетных игр по возрасту детей.

Изменения в информационных условиях включают в себя приобретение или изготовление  мультимедийных пособий, наглядных иллюстраций и сюжетных картин.

Изменения в организационных условиях. Регулярное проведение родительских собраний; возможна организация работы с подгруппами родителей. Каждое собрание  должно сопровождаться активными обсуждениями, необходимыми консультациями и раздаточным материалом (памятки, консультации, советы) для родителей. Обмен опытом в сфере нравственного воспитания дошкольников между педагогами (тренинги, мастер – классы, семинары).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ

Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...