требования к образовательной программе ФГОС ДО
консультация на тему

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

Утверждаю:________

«___»_________20____к.

Заведующая ДОУ № 4

К.В. Ильиных

Консультация для педагогов

Требования к образовательной программе

дошкольного образования

Подготовила:

Ст.воспитатель

С.В. Мулляарова

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования (п.2.1 ФГОС ДО).

Образовательная программа дошкольного образования – программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, которая определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры).

Образовательная программа направлена:

  1. На создание условий развития ребенка, открывающих возможности: для позитивной социализации, для личностного развития, для развития инициативы и творческих способностей.
  2. На создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.

П.2.6 ФГОС ДО – содержание Программы  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Компоненты образовательных областей по ФГОС ДО

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально- коммуникативное образование

Усвоение норм и ценностей

Общение и взаимодействие со взрослыми с сверстниками

Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции

Развитие социального и эмоционального интеллекта

Формирование позитивных установок к труду и творчеству

Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное развитие

Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности

Художественно- эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни

П.2.7 ФГОС ДО – конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами программы; реализуется в различных видах деятельности.

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

№ пп

Младенческий возраст

(2 мес.- 1 год)

Дети раннего возраста

(1 год – 3 года)

Дети дошкольного возраста  (3 года – 8 лет)

1

Манипулирование с предметами

Предметная деятельность и игры с ставными и динамическими игрушками

Игровая (включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр)

2

Непосредственное эмоциональное общение с взрослыми

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

3

Познавательно- исследовательские действия

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.)

Познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

4

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Восприятие художественной литературы и фольклора

5

Тактильно – двигательные игры

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и др.)

Самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице)

6

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

7

Изобразительная (рисование, лепка и аппликация)

8

Восприятие музыки, детских песен и стихов

Восприятие смысла музыки

Музыкальная (восприятие и понимание  смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

9

Двигательная активность

Двигательная активность

Двигательная (овладение основными видами движений)

Существует разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.

Детская деятельность в образовательном процессе

№ пп

Деятельность

Виды деятельности

1

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условий (в отличие от его реальной жизненной)позиции

Творческие игры:

- режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

-сюжетно- ролевые;

-игры- драматизации;

-театрализованные;

-игры со строительным материалом (со специально заданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.; с природным материалом;  с бросовым материалом);

-игры-фантазирование;

-импровизированные игры – этюды.

Игры с правилами:
-дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные – игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

-подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой);

-развивающие;

-музыкальные;

-компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии, обучающие)

2

Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Экспериментирование, исследование, моделирование:

-замещение;

-составление моделей;

-деятельность с использованием моделей;

-по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное)

3

Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата

Формы общения со взрослым:

-ситуативно- деловая

-внеситуативно – познавательная;

-внеситуативно- личностная

Формы общения со сверстниками:

-эмоционально- практическая;

-внеситуативно- деловая;

-ситуативно- деловая

Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения

4

Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции

Гимнастика:

-основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

-строевые упражнения;

-танцевальные упражнения;

-с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта)

Игры:

-подвижные;

-с элементами спорта

Простейший туризм

Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др.

5

Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть /потрогать/ почувствовать

Самообслуживание;

Хозяйственно- бытовой труд;         

Труд в природе;

Ручной труд

6

Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт

Рисование, лепка, аппликация

7

Конструирование из различных материалов – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь

Конструирование:

-из строительных материалов;

-из коробок, катушек и другого бросового материала;

-из природного материала

Художественный труд:

-аппликация;

-конструирование из бумаги

8

Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя

Восприятие музыки

Исполнительство (вокальное, инструментальное):

-пение;

-музыкально- ритмические движения;

-игры на детских музыкальных инструментах

Творчество (вокальное, инструментальное):

-пение;

-музыкально- ритмические движения;

-музыкально- игровая деятельность;

-игра на музыкальных инструментах

9

Восприятие художественной литературы и фольклора  - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживанием героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях

Чтение (слушание);

Обсуждение (рассуждение);

Рассказывание (пересказывание), декламация;

Разучивание;

Ситуативный разговор

Последовательность развития любого вида деятельности у детей

  1. Самостоятельная деятельность.
  2. Затруднение.
  3. Совместная деятельность со взрослым (вместе, а потом рядом) и со сверстниками.
  4. Совместная деятельность со сверстниками.
  5. Самодеятельность.

Аспекты образовательной среды

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста (п.2.8 ФГОС ДО):

Проектирование образовательной программы дошкольного образования

Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой  участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми согласно ФГОС ДО

 (п. 2.9 ФГОС ДО).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. В каждом из разделов отражается как основная, так и вариативная част (п.2.11 ФГОС ДО).

Конструктор предназначен для проектирования ОП ДО. В свободных строках предлагается обозначить ответственных лиц за разработку разделов и частей, даты, содержание  раздела и или той или иной части, оформить ссылки на методическую литературу по Программе.

Структура целевого раздела

Целевой раздел

(п. 2.11.1 ФГОС ДО)

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения Программы

-цели и задачи реализации Программы;

-принципы и подходы к формированию Программы;

-значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Конкретизируют требования стандарта к целевым ориентирам

Конструктор целевого раздела ОП ДО

Часть образовательной Программы

Пояснительная записка

Планируемые результаты (целевые ориентиры)

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы  

Качества   ребенка на всех этапах освоения Программы

Обязательная часть

Обязательная часть с учетом коррекционной работы / инклюзивного образования

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Региональные особенности территории (национально- культурные и др.)

Учет целевых региональных программ

Направленность образовательной деятельности (приоритет)

Инновационная деятельность

Сетевое взаимодействие

Структура содержательного раздела

Содержательный раздел

(общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей)

(п. 2.11.2 ФГОС ДО)

-описание образовательной деятельности;

-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;

-описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (при потребности в коррекционной работе)

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Способы и направления поддержки детской инициативы

Особенности взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников

Конструктор содержательного раздела ОП ДО

Часть образовательной Программы

Образовательные области

Формы, способы, средства и методы

Особенности образовательной деятельности

Поддержка детской инициативы

Взаимодействие  с семьей

Существенные характеристики содержания образовательного процесса

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Обязательная часть

Обязательная часть с учетом коррекционной работы /инклюзивного образования

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Региональные особенности территории (национально- культурные и др.)

Учет целевых региональных программ

Направленность образовательной деятельности (приоритет)

Инновационная деятельность

Сетевое взаимодействие

Структура организационного раздела

Организационный раздел

(п. 2.11.3. ФГОС ДО)

-описание материально- технического обеспечения Программы;

-описание методических материалов и средств воспитания и обучения;

-описание распорядка и/или режима дня;

-описание особенностей традиционных событий, праздников. Мероприятий;

-описание особенностей организации развивающей предметно- пространственной среды

Конструктор организационного раздела ОП ДО

Часть образовательной программы

Материально- техническое обеспечение

Методические материалы и средства обучения

Распорядок и режим дня

Особенности традиционных событий

Развивающая предметно- пространственная среда

Часть образовательной Программы

Обязательная часть

Обязательная часть с учетом коррекционной работы/инклюзивного образования

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Региональные особенности территории (национально- культурные и др.)

Учет целевых региональных программ

Направленность образовательной деятельности (приоритет)

Инновационная деятельность

Сетевое взаимодействие

Способы и направления поддержки детской инициативы

В содержательном разделе Программы  должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы (п.2.11.2 –б ФГОС ДО). Это описание условий, необходимых для развития познавательно- интеллектуальной активности детей, а также эффективные формы поддержки детской инициативы.

Условия, необходимые для развития познавательно – интеллектуальной активности детей

  1. Развивающая предметно- пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
  2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
  3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
  4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор  деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
  5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и  т.д.

Эффективные формы поддержки детской инициативы

  1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
  2. Проектная деятельность.
  3. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей  - опыты и экспериментирование.
  4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
  5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
  6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Пример оглавления ОП ДО

1. раздел

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

  1. Планируемые результаты освоения Программы

2.Содержательный раздел

2.1.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областей)

2.1.2 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если планируется коррекционная работа/ или инклюзивное образование детей с ОВЗ)

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников

2.5 Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий)

3.Организационный раздел

3.1 Материально- техническое обеспечение  Программы

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3 Распорядок и режим дня

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5 Особенности организации развивающей предметно- развивающей среды

П.2.12 ФГОС ДО – если обязательная часть соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющая ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Дополнительный раздел  Программы – краткая презентация

П. 2.13 ФГОС ДО – дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

Содержание краткой презентации:

  1. Возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа, в том числе категории детей с ОВЗ.
  2. Используемые примерные программы.
  3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей..

Обязательным дополнением к требованиям информационной открытости и доступности Программы  является создание организацией следующих возможностей (П.3.2.8 ФГОС ДО):

  1. Для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.
  2. Для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде.
  3. Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Планирование образовательного процесса является одним из важных моментов реализации Программы. Стандарт вариативен в выборе принципов построения образовательного процесса и определение его моделей в отличие от ФГТ. Вариативность заключается в применении различных принципов построения образовательного процесса: предметно – средовой или комплексно- тематический.

Рассмотрим комплексно- тематический принцип планирования образовательного процесса.

Суть данного принципа – работа по организующим моментам. Эта работа помогает определить задачи и ориентиры, которые бы эмоционально увлекали захватили бы всех детей на длительный срок. В ДОУ используют событийный принцип как разновидность комплексно- тематического планирования. Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каждый проект – тема, которой объединены все виды деятельности детей.

Варианты моделей образовательного процесса

Вариант 1. Планирование по видам детской деятельности

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Виды детской деятельности

Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательские активности детей

Формы работы  с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов

Вариант 2. Планирование по структурным компонентам образовательного процесса

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа с детьми

Понятийный аппарат:

Совместная деятельность строится: на субъективной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка; на диалогическом общении взрослого  и детей; на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками; на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей и др.). основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе – наличие/ отсутствие интереса.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельности в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно- гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.  Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.

Индивидуальная работа – это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с у четом обязанностей развития каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность: предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно – пространственной образовательной среды; обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение  ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной  деятельности со взрослым.

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности

Двигательная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-игровая беседа с элементами движений;

-интегрированная деятельность;

-утренняя гимнастика;

-совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

-игра;

-контрольно- диагностическая деятельность;

-экспериментирование;

-физкультурное занятие;

-спортивные и физкультурные досуги;

-спортивные состязания;

-проектная деятельность

-игровая беседа с элементами движений;

-интегрированная деятельность;

-утренняя гимнастика;

-совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

-игра;

-контрольно- диагностическая деятельность;

-экспериментирование;

-физкультурное занятие;

-спортивные и физкультурные досуги;

-спортивные состязания;

-проектная деятельность

-двигательная активность в течение дня;

-игра;

-утренняя гимнастика;

-самостоятельные спортивные игры и упражнения и др.

Игровая деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-наблюдение;

-чтение;

-игра;

-игровое упражнение;

-проблемная ситуация;

-беседа;

-совместная с воспитателем игра;

-совместная со сверстниками игра;

-индивидуальная игра;

-праздник;

-экскурсия;

-ситуация морального выбора;

-проектная деятельность;

-интегрированная деятельность;

-коллективное обобщающее занятие

-игровое упражнение;

-совместная с воспитателем игра;

-совместная со сверстниками игра;

-индивидуальная игра;

-ситуативный разговор с детьми;

-педагогическая ситуация;

-беседа,

-ситуация морального выбора;

-проектная деятельность;

-интегрированная деятельность

-сюжетно- ролевая игра;

-игры с правилами;

-творческие игры

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

 

-совместные действия;

-наблюдения;

-поручения;

-беседа;

-чтение;

-совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

-рассматривание;

-дежурство;

-игра;

-экскурсия;

-проектная деятельность

Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка

Познавательно- исследовательская деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-сюжетно- ролевая игра;

-рассматривание;

-наблюдение;

-чтение;

-игра- экспериментирование;

-развивающая игра;

-экскурсия;

-интегрированная деятельность;

-рассказ;

-беседа;

-создание коллекций;

-проектная деятельность;

-экспериментирование;

-проблемная ситуация

-рассматривание;

-наблюдение;

-чтение;

-игра-экспериментирование;

-развивающая игра;

-ситуативный разговор с детьми;

-экскурсия;

-интегративная деятельность;

-конструирование;

-исследовательская деятельность;

-рассказ;

-беседа;

-создание коллекций;

-проектная деятельность;

-экспериментирование;

-проблемная ситуация

-познавательно – исследовательская деятельность по инициативе ребенка

Коммуникативная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-чтение;

-беседа о прочитанном;

-обсуждение;

-рассказ;

-беседа;

-рассматривание;

-игровая ситуация;

-дидактическая игра;

-интегративная деятельность;

-инсценирование;

-викторина;

-игра- драматизация;

-показ настольного театра;

-разучивание; стихотворений;

-театрализованная игра;

-режиссерская игра;

-проектная деятельность;

-интегрированная деятельность;

-решение проблемных ситуаций;

-разговор с детьми;

-создание коллекций;

-игра

-ситуация общения в процессе режимных моментов;

-дидактическая игра;

-чтение;

-словесная игра на прогулке;

-наблюдение на прогулке;

-труд;

-игра на прогулке;

-ситуативный разговор;

-беседа;

-беседа после чтения;

-экскурсия;

-интегративная деятельность;

-разговор с детьми;

-разговор с детьми;

-разучивание стихов и потешек;

-сочинение загадок;

-проектная деятельность;

-разновозрастное общение;

-создание коллекций

-сюжетно- ролевая игра;

-подвижная игра с текстом;

-игровое общение;

-общение со сверстниками;

-хороводная игра с пением;

-игра- драмматизация;

-чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка;

-дидактического игра

Восприятие художественной литературы и фольклора

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-чтение;

-обсуждение;

-рассказ;

-беседа;

-игра;

-инсценирование;

-викторина

-ситуативный разговор с детьми;

-игра (сюжетно- ролевая, театрализованная);

-продуктивная деятельность;

-беседа;

-сочинение загадок;

-проблемные ситуации

-игра;

-продуктивная деятельность;

-рассматривание;

-самостоятельная деятельность в книжном уголке и театрализованном уголке

Изобразительная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-занятия (аппликация, лепка, рисование, конструирование и художественное конструирование);

-изготовление украшений, декораций, подарком, предметов для игр;

-экспериментирование;

-рассматривание эстетически привлекаемых объектов природы, быта, произведений искусства;

-игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);

-тематические досуги;

-выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи;

-проектная деятельность;

-создание коллекций

-наблюдение;

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы;

-игра;

-проблемная ситуация;

-конструирование из песка;

-обсуждение (произведения искусства, средств выразительности и др.);

-создание коллекций

-украшение личных предметов;

-игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые);

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

-самостоятельная изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-слушание музыки;

-экспериментирование с музыкой;

-музыкально- дидактическая игра;

-шумовой оркестр;

-разучивание музыкальных игр и танцев;

-совместное пение;

-импровизация;

-беседа интегрированного характера;

-интегрированная деятельность;

-совместное и индивидуальное музыкальное исполнение;

-музыкальное упражнение;

-попевка;

-распевка;

-двигательный пластический танцевальный этюд;

-творческое задание;

-концерт- импровизация;

-танец;

-музыкальная сюжетная игра

-слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов;

-музыкальная подвижная игра на прогулке;

-интегрированная деятельность;

-концерт – импровизация на прогулке

-музыкальная деятельность по инициативе ребенка

Конструирование из разного материала

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-занятия (конструирование и художественное конструирование);

-экспериментирование;

-рассматривание эстетически привлекательных объектов;

-игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые);

-тематические досуги;

-проектная деятельность;

-конструирование по образцу, модели, условиям, теме, замыслу;

-конструирование по простейшим чертежам и схемам

-наблюдение;

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы;

-игра;

-игровое упражнение;

-проблемная ситуация;

-конструирование из песка;

-обсуждение (произведение искусства, средств выразительности и др.)

-игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые);

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

-самостоятельная конструктивная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС на 2015-2016 учебный год

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2015-2016 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...

Анализ исследования уровня физической подготовленности воспитанников дошкольного возраста д/с № 149 «Ёлочка» в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (итоговый отчет на педсовете)

Для определения индивидуальных способностей детей, оценки уровня физического развития, с целью оптимизации нагрузок при формировании двигательных навыков, в саду проводится мониторинг физического разв...

Предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями основной образовательной программы ДОУ Старший дошкольный возраст

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Центр конструирования(Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность)...

Статья в сборнике «Роль педагогов образовательных организаций в реализации основных образовательных программ ФГОС»

laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро»...

Методическая разработка на тему: "Учет климатических условий, как одно из требований реализации образовательной программы дошкольного образования".

В данной методической разработке представлена образовательная деятельность с детьми (по пяти образовательным областям) с учетом климатических условий региона....