Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
статья на тему

Елистратова Наталья Алексеевна

В стандарт включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних - требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profstandart_pedagoga.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Меняется мир, изменяются дети, но в деле обучения и воспитания ничего нельзя изменить, минуя голову педагога.

И вот впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Зададим вопрос, а зачем он нужен? Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. По мнению министра образования и науки Российской Федерации  Ливанова Дмитрия Викторовича, надо подумать над тем, чтобы стандарт лег в основу профессиональной оценки. 

Прежде всего, были разработаны требования к профессиональному стандарту педагога.

Стандарт должен:

 Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

 Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

 Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

 Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

 Соответствовать международным нормам и регламентам.

 Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

 Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

 Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

 Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

1. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

-Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и тд.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения.

  • в нем определяются основные требования к квалификации педагога.
  • Может дополнятся региональными требованиями
  • Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
  • Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы
  • Отражает структуру профессиональной деятельности педагога
  • Выдвигает требования к личностным качествам педагога

К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.

Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ

  • Иметь высшее образование
  • Знать программы обучения
  • Уметь планировать и анализировать работу
  • Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.
  • Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей
  • Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля
  • Владеть ИКТ-компетенциями.

Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ

  • Готовность принять всех детей
  • Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь
  • Готовность к взаимодействию с другими специалистами
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка

Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ

  • владеть формами и методами воспитательной работы
  • Владеть организационными формами и методами
  • Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство
  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.

В связи с этим были выдвинуты профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Итак, профессиональный стандарт педагога не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на большинство других профессий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514нОб утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"...

Профессиональный стандарт педагога- новое качество дошкольного образования

Презентация для педагогов " Профессиональный стандарт педагога- новое качество дошкольного образования"...

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования В условиях интенсивных изменений, происходящих в систем...