Главные вкладки

    Статья по теме:
    Совместная работа детского сада и родителей в социализации личности ребенка

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание Программы  Организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие пять направлений развития и образования детей, одним из которых является социально-коммуникативное развитие. Приоритетным фактором в усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, развитии социального и эмоционального интеллекта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольной организации.

    В предлагаемой мною статье представлена  структурно — функциональная модель организации работы по основным направлениям социально — педагогической деятельности: работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; работа по защите прав ребенка; работа по вопросам социального развития ребенка.

    Вопросы социализации личности детей волновали меня давно. Я изучала и разрабатывала эту тему в рамках работы с семьями группы "риска" ещё во времена работы зам директора школы по воспитательной работы. В результате сложилась данная модель.

    В 2014 году я принимала участие в ВНПК "Практическая психология образования: опыт, проблемы, перспективы" в ИРО РБ, где представила на суд педагогов республики авторскую статью. Участники НПК положительно оценили её содержание и  она была опубликова в официальном сборнике по результатам конференции:

    Практическая психология образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 апреля 2014 года, г. Уфа / Федерация психологов образования России, М-во образования Республики Башкортостан, Ин-т развития образования Республики Башкортостан ; [редкол: Мазитов Р. Г. и др.]. - Уфа : Изд-во ИРО РБ, 2014. - 359 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-7159-0687-8 : 160 экз. Психология -- Детская психология -- Отрасли детской психологии -- Педагогическая психология (психология воспитания и обучения детей) -- Материалы конференции FB 2 15-101/206 FB 2 15-101/207

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И РОДИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Файзуллина С.В. воспитатель МДОБУ д/с № 11 городского округа г. Нефтекамск РБ

    Слайд 2

    Дошкольное детство - уникальный период детства, когда дошкольники проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями.

    Слайд 3

    Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается: социализация детей в обществе, формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление .

    Слайд 4

    Реальные условия, в которых воспитывается ребенок сегодня? Родителей в силу социально — экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции и имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. Идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованиями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

    Слайд 5

    работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; работа по защите прав ребенка; работа по вопросам социального развития ребенка. Приоритетные направления социально — педагогической деятельности воспитателя :

    Слайд 6

    Структурно — функциональная модель организации работы по данным направлениям: Аналитический блок Информационный блок Практический блок К онтрольно – оценочный блок .

    Слайд 7

    Аналитический блок сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

    Слайд 8

    1-ый этап. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении и развитии. 2-ой этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия). 3-ий этап. Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка.

    Слайд 9

    Первое направление — информирование родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития; ознакомление родителей с представлениями современной возрастной психологии, с значимостью периода дошкольного детства, ранимостью детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями). Второе направление — продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно — делового, личностно — ориентированного общения на основе общего дела. II . Информационный блок

    Слайд 10

    III . Практический блок - проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

    Слайд 11

    Таким образом, складывается система совместной работы детского сада с родителями по социализации личности ребенка и в целом работы по защите прав ребенка в ДОО. 1 этап. Работа по реализации планов. Формы и методы: Выполнение запланированных мероприятий, общее родительское собрание с привлечением специалистов мастер-классы (родители сравнивают собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, которые используют методы и приемы, не травмирующие психику ребенка); консультации; стендовые информации; составление «Генеалогического древа»; выполнение заданий детьми и родителями в рабоч их тетрад ях , проведение семинаров — практикумов для родителей (например, «Здоровье детей в наших руках»), открытых занятий и викторин с презентациями (например, «Права детей»); оформление « Портфолио ребенка» и Портфолио группы»; рисование детей и родителей на тему «Моя семья», организация выставок семейных поделок и рисунков с последующим участием в городских , региональных , интернет-конкурсах и др. 2 этап. Работа с родителями группы риска. Формы и методы: обсуждение проблем и поиск решений в организации здорового образа жизни семьи; консультирование о связи дисциплинарных воздействий и детского развития; обучение родителей индуктивным методам управления поведением ребенка; знакомство с правами детей; оказание адресной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; привлечение социальных служб к решению проблем. Параллельно с данной работой необходимо проведение коррекционной работы с детьми из таких семей педагогом-психологом ( психогимнастика ) и другими специалистами ПМПк .

    Слайд 12

    СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В редакции федеральных законов РФ от 15 ноября 1997г. № 240-ФЗ, от 27 июня 1998г. № 94-ФЗ и от 4 января 2000г. № 32-ФЗ ГЛАВА 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Статья 65. Осуществление родительских прав. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). Я И МОИ ПРАВА __________ ________ Фамилия, Имя ребенка Детский сад №11 «РУСАЛОЧКА» группа №_________

    Слайд 13

    Место для фото ребенка МОИ ПРАВА * ПРАВО НА ЖИЗНЬ * ПРАВО НА ИМЯ * ПРАВО ЗНАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАВО НА ИХ ЗАБОТУ * ПРАВО НА ЖИЛЬЕ И ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ * ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ * ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ * ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ * ПРАВО НА СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ * ПРАВО НА КУЛЬТУРНУЮ И НАЦИОНАЛЬНУЮ САМОБЫТНОСТЬ, РОДНОЙ ЯЗЫК * ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО ***

    Слайд 14

    ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РОДИТЕЛЮ ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ Декларация прав ребенка (20.11.1959 г.) Конвенция ООН о правах ребенка (20.11.1089 г.) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) Закон об основных гарантиях прав ребенка Семейный кодекс Закон об образовании Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. ИМЯ МОЕГО РЕБЕНКА Заполняют родители Что повлияло на выбор имени Вашего ребенка ? _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Что означает имя Вашего ребенка? _______________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________ 3. Подходит ли выбранное имя Вашему ребенку? _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 4. Влияет ли имя ребенка на его характер склонности, увлечения? _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________

    Слайд 15

    КТО Я? (заполняется родителями вместе с ребенком) Кто я в семье? _____________________ _______ _ Кто и как меня называет ?___________________ __________________________________________ __________________________________________ 3. Что я люблю делать дома? ___________________ __________________________________________ __________________________________________ Мои любимые игрушки? _____________________ __________________________________________ __________________________________________ Мои любимые кушанья? _____________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Мои любые телепередачи ____________________ __________________________________________ __________________________________________ О чем я мечтаю? ___________________________ __________________________________________ ___________________________________________ РОДИТЕЛИ, ПОЗАНИМАЙТЕСТЕСЬ С РЕБЕНКОМ СОСТАВЬТЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СВОЕЙ СЕМЬИ

    Слайд 16

    I V . Контрольно-оценочный блок это анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).

    Слайд 17

    При сравнении итогов работы по социализации личности за последние три года, отмечается положительная динамика эффективности совместной работы детского сада и родителей: наблюдается рост посещаемости родителями мероприятий, проводимых в ДОО; увеличивается охват родителей участием в мероприятиях, проводимых в детском саду, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников; родители стали полноправными участниками образовательного процесса, что позволило выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду; взаимодействие родителей с детьми все больше приобретает личностно-ориентированный характер; установились доверительные отношения с семьями детей, что дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье; дети стали комфортно чувствовать себя дома и в детском саду.

    Слайд 18

    дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения.

    Слайд 19

    Используемая литература: Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова , Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина , С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224с. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспек т. / Зверева О.Л., Кротова Т.В. – М.; ТЦ Сфера, 2005. – 80с. (Библиотека руководителя ДОУ). Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями; семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А. Харитончик . – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 228с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общее родительское собрание на тему "Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей"

    Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Какие формы работы с родителями  мы  используем и какие формы востребованы родителя...

    собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»

    За воспитание детей несут ответственность родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.Благополучного воспитания можно дос...

    Конспект родительского собрания "Совместная работа детского сада и родителей в подготовке детей к школе"

    Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. У многих детей нередко набл...