педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».
методическая разработка на тему

Чумакова Любовь Валентиновна

 

В нашем  детском саду прошёл педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения  у дошкольников». Форма проведения  была  выбрана - нетрадиционная, т.е.  педагоги ДОУ представлялись ведущими   из программ ТВ и   вели прямой диалог с гостями ( педагогами  из других д\с). По отзывам получилось у нас неплохо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педсовет66 КБ

Предварительный просмотр:

(В первой части ст. воспитатель     представила презентацию  и следующую информацию. )

Современное  общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания  высокообразованного и хорошо воспитанного   молодого поколения, которое  смогло владеть всеми достижениями созданной человечеством культуры.

Понятие  культуры  весьма  разностороннее и  включает  в себя обычаи, традиции, нравы , порядки, этикет, а также  связанные  с поведением  этические  и эстетические  взгляды.

Знание современного  этикета  расширяет внутренний мир человека, создаёт для него  возможности   успешного общения  в окружающем мире. Коротко познакомим  с  этапами развития отечественного этикета :

-патриархальный;

-дворянский ;

-современный; 

Патриархальный  ( 9— 17вв)-время поведенческой культуры Древней Руси.

Поведение  древних славян  основывалось  на родоплеменных отношениях, обычаях и религиозных верованиях, главная задача- выжить и продолжить род.(Н-р, обычай кровной мести, право умерщвления  новорожденной дочери, обязанность охранять  жизнь сына и пр.)

С появлением государства власть совместно с  христианской церковью выработала свой  поведенческий порядок. Она запретила некоторые обычаи( н-р:«умычку» невест),
определила степень родства, создала первые правила потребления пищи и пр.

Первый законодательный акт был  создан  в 9 веке,  в котором  регламентировалось наследственное право, по которому сыновья наследовали  поровну, но отцовский дом доставался  младшему, дочери получали приданное, за кражу  вора  вели на  свод или отбирали  украденное и пр.

Законы составляли свод правил, в которых мораль и поведение были едины.Князь Владимир Мономах в «Поучении своим  детям» завещал: «Не забывайте бедных;кормите их…не скрывайте богатства  в недрах земли…будьте отцами сирот,не давайте сильным губить  слабых.Не убивайте ни правого , ни виноватого, Не оставляйте  больных..Не имейте гордости  ни  в уме , ни в сердце…Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия..Чтите старых людей как отцов…чтите гостя, и знаменитого , и простого….приветствуйте всякого человека, когда идёте мимо…»

Дворянский (18-начало 20в)

Со времён Петра 1, в связи  с экономическими и социальными изменениями  в жизни государства начал складываться дворянский этикет, который сочетал в себе  русские допетровские  обычаи и традиции   с европейскими правилами этикета.

Появился новый образ русского человека.Петр 1 повысил авторитет  страны.По его указанию Яков Брюс составил сборник поведенческих советов  для молодого дворянства «Юности честное зерцало, или Показание  к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»(1717в) Было очень популярное и за 6 лет трижды переиздавалось.

Во второй половине 18 в.  в лексикон дворянства  вошло слово ЭТИКЕТ.

Этикет произошёл  от французского «этикете»(свод правил поведения придворного)

 -порядок при дворе Людовика  14.

Во времена Екатерины 2  в стране   развивалось просвещение. Императрица написала ряд  работ педагогического характера: «Наставление  к воспитанию внуков», «Продолжение начального  обучения» и  др.Появился театр, ставший законодателем придворной  моды, балы с европейскими танцами(реверанс, поцелуй руки дамы).В дворянских семьях  обучение этикету  происходило от  иностранных  учителей.(Демонстрировали только   красивые манеры, учили скрывать свои чувства).С революцией   уничтожен светский этикет столичного дворянства. Все  стали «товарищами»Услужливость  кавалеров перед дамами потеряла свою значимость.

Неграмотная народная масса  не понимала сущности  этикета.

  Современный этикет (20 век)- время формирования  социалистического  этикета.

Между реальным поведением  людей и правилами этикета нередко  возникает расхождение. Отдельные  поведенческие правила не выполняются  в силу  различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их  соблюдать, так  как  не  видит  в этом целесообразности для  себя; сознательно  эпатирует  общественные  поведенческие   установки. Рассмотрим  структуру современного этикета, т.е.выделим  его формы, виды и разновидности.

По  форме этикет  подразделяется на  речевой и неречевой. Речевой  является вербальным( словесным) выражением  уважительного  отношения   к людям  и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое  замечание, участвовать  в споре, говорить комплименты и пр.Всегда и везде нам сопутствует слово. От того,   как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета   включает  в  себя  поступки и действия  , с помощью которых проявляется  уважительной  отношение   к окружающим.Все наши действия и поступки  характеризуют нас как  людей  хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или  наоборот.

Этикет проявляется  в разных социальных и профессиональных  группах. Отсюда  и  разделение  его  на  виды:

* ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ;*ПРИДВОРНЫЙ;*ВОИНСКИЙ;*ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ.

Можно отметить , что для каждой профессии существуют  свои этикетные  правила.

(юриста, врача, учителя, воспитателя, депутата, министра и т.п.)Одни поведенческие правила  характерны для всех , другие отражают определённый вид деятельности.

Этикет можно разделить по разновидностям:

Это деление чисто условное, так  как  правила этикета  выступают  чаще  в совокупности.

Для  того , чтобы побольше узнать о видах этикета мы предлагаем  вам   ТЕЛЕ-  ШОУ, пожалуйста,  будьте активными  участниками , ведь это прямой эфир, перед вами выступят ведущие из разных  теле-программ.

2 часть .

 Итак, первая передача- «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

(Вед.******* учитель-логопед)

-Сегодня  у нас  отборочный тур, будут участвовать все присутствующие .

Тема нашей передачи: « Речевой этикет».За каждый правильный ответ  даётся орден «Умника».

1 –задание .Расставить правильно ударение  в данных словах(словосочетаниях):

Вы   правы

Газопровод

Новорожденный

Колледж

Досуг

Запломбировать

Сливовый

Недуг

Экспертный

Отгул

2-задание.  Написать следующее  предложение :

На  брусчатой, дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввишна

 под аккомпанемент виолончели потчевала гостей яствами.

Устные вопросы:

  *На какие  2 раздела  делится речевой этикет?  (Письменный и устный)

  *На занятиях мы  часто спрашиваем  у детей знают ли они вежливые слова, а  мы  их знаем? Назовите.

   *Назовите   основные  требования   к разговорной речи  (чистота  произношения, правильная грамматика ,понятность, выразительность, уверенность, честность, присутствие юмора,  речь лишена  сленговых слов и выражений)

* Назовите основные правила речевого этикета?

(Н-р, «Не перебивать собеседника», «Давать совет, когда о нём попросят..»)

Соединив все правила, можно вывести формулу  речевого этикета:
                                                        ДУМАЙ , КОМУ ГОВОРИШЬ,

ЧТО ГОВОРИШЬ,

ГДЕ ГОВОРИШЬ, ЗАЧЕМ ГОВОРИШЬ,
КАКИЕ ОТ ЭТОГО  БУДУТ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Подведение итогов. Награждение.

На этом передача заканчивается. Хочется отметить, что соблюдение речевого этикета для педагога- важнейшее  профессиональное требование. Ребёнок  впитывает  речь воспитателя и на всю жизнь  сохраняет её в своей памяти, поэтому мы должны соответствовать эталону грамотного   и  образованного человека.

 А мы попали  в следующую передачу «ТАКСИ»

(вед. ********воспитатель )

(«Гости» садятся  в салон «такси»).-Вы попали  в программу «такси», где не надо платить деньги за проезд, а деньги  платят вам за правильные ответы. На простые  вопросы 100 руб, на сложные 500руб, а на очень сложные 1000.  Так же   у вас есть  2 подсказки  и звонок  другу. Вы согласны играть!

-Представьтесь , пожалуйста.  Вопросы   имеют одну тематику: правила поведения  в общественных местах.

1( лёгкие): -Может ли женщина  уступить  место  мужчине  в  транспорте? (Да, очень  старенькому или больному)

                    -Можно ли  здороваться  с продавцом магазина?(Можно, если он вам               родственник, знакомый, или  вы часто  ходите  в этот маленький магазин)

2 (сложные):-Каких животных Вы возьмёте  с собой в магазин?(Никаких!)

        -Как нужно поступить , если ваш ребёнок не заинтересовался просмотром какого-то развлечения(кино, цирковое представление  и пр)  и шумно ведёт себя?(нужно извиниться перед соседями и выйти из зала)

3( очень сложные)-Представьте , что Вы  в командировке, в гостиничном номере, ваш сосед собирается  спать, а Вы привыкли  почитать перед сном. Нужно ли отказаться  от своей привычки и вправе ли требовать  выключить свет  от Вас  сосед?

(Нет, но не мешает осведомиться, не  будет ли он  возражать)

-  На концерт или спектакль   пришли две семейные пары. Как   занять места  в зале?

( Сначала занимает место   один из мужчин, затем садятся женщины, далее второй мужчина, но дамам следует сесть так, чтобы не  оказаться рядом со своим супругом (ст.98. кн.Современная энциклопедия этикета)

СУПЕР-ВОПРОС: Кому оказать предпочтение и предложить во время прогулки  среднее место: молодому мужчине, его жене  или её матери?

А- посередине- мужчина ;

Б- молодая  женщина;

В- её мать.(правильный ответ)

Вед.:Сейчас  мы на программе «СУПЕР- НЯНЯ!».К нам  в редакцию пришло письмо от семьи Ивановых. Они просят помочь им  разобраться  в сложившейся ситуации(зачитываем письмо)

-Как вы думаете, почему возникла эта ситуация?

-Нам  нужен совет специалиста.( в зал  заходит педагог-психолог *******)

Здравствуйте, меня зовут О.П. Я могла бы помочь предотвратить  подобные ситуации.
Данная  семья  отступила  от соблюдения  правил семейного  этикета.

Если  все  члены семьи стараются  ладить между собой и избегать конфликтов, в доме  будет царить мир, любовь и согласие. Этого  не так-то просто  достичь, порой  необходимо  большое  усилие, чтобы  погасить  искры  разгорающейся  ссоры.

А так  как  основы  хорошего воспитания закладываются  в детстве, то  на  детей  нужно обратить  особое  внимание. Однако если  родители требуют от детей того, чего  никогда  не  исполняют сами, вряд ли они  добьются желаемого.Своим собственным  примером  и взаимоотношениями  друг  с другом  родители  формируют  убеждение ребёнка в необходимости соблюдения правил этикета  в семье. В результате  дети  должны осознавать , что  взрослые  имеют свои  желания  и взгляды и относится  к ним  с уважением.

Если  взрослые будут всячески помогать детям  познавать  правила этикета и  использовать их  в жизни ,  уважать   мнения детей, не давать им  повода  чувствовать себя хуже  других, вот тогда  не будет этих проблем как  в данной семье.

Поэтому   я предлагаю запомнить  правила семейного этикета:

1.Проявлять  доброту и внимание  ко всем  членам семьи.

2.Проявлять  вежливость  и заботу  друг о друге.

3.Иметь  красивый внешний вид, приятный  близким людям.

4.Младшее поколение  в семье всегда  должно относиться  с уважением к  старшим.

5.Каждый член семьи  обязан считаться   с интересами  и вкусами  остальных.

Я надеюсь, что  эти правила помогут наладить обстановку  в семье  Ивановых   и предотвратить подобные ситуации  в ваших семьях.

«АВТОРАДИО»

(Вед.**********., воспитатель )

Помощники раздают в зал  карточки для диалога ( глава администрации  и  заведующая д\с;   заведующая д\с и воспитатель  ;родитель и воспитатель;     подруга и подруга)

Тема  для разговора :

-Вежливо попросить  ремонт в  д\с.

-Объяснить отсутствие на работе.

-Узнать о режиме работы  д\с  в предпраздничный день.

-Объяснить причину невозможности  запланированной встречи.

(Правила  прилагаются)

 « ПОКА ВСЕ ДОМА».

(вед.**********.,воспитатель)

В конкурсе самых гостеприимных  семей  эта семья заняла первое место.

Уважаемые…. расскажите  о секретах гостеприимства.

(Правила прилагаются)

Передача :  «cosmopolitan» проводит *?/******ст. воспитатель.

Тема  программы: «Имидж педагога»

О профессиональных качествах педагога(воспитателя) судят не только  по тому, насколько он владеет различными методиками, но и потому, насколько он хорошо воспитан, каков его имидж. Имидж- это представление о человеке, складывающее на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, менталитета , поступков и пр.

Исходя  из определения   имиджа  , выделим  основные  его  составляющие.Прежде  всего  ВНЕШНИЙ ОБЛИК. Недаром издавна говорят: «По платью встречают, по уму  провожают».Каков же  внешний вид  воспитателя. Во-первых он  должен располагать  к себе детей и взрослых. В нём должны отражаться  любовь и забота  о воспитанниках, богатый  внутренний мир.

Красиво выглядеть- значит  проявлять  уважение  к окружающим людям.

Советы для воспитателей:

1.В своём гардеробе лучше иметь немного дорогих вещей, чем много дешёвых.

2.Никогда  не появляйтесь  на работе  в ультрамодной  одежде. Быть одетой  слишком модно  -  признак дурного  вкуса , но отставать от моды то же недопустимо.

3.Сумка –пакет не  для деловых людей.

4.Не рекомендуется  одеваться   в мужском стиле, а спортивный костюм надевать только по назначению и только хорошего качества.

5Женщинам следует исключить  из  делового костюма  декольтированные вырезы, прозрачные блузки, чрезмерно короткие юбки, большие  и броские украшения,  яркие  и крикливые  цвета в одежде. Костюм должен  соответствовать   должности, возрасту , особенностям фигуры, времени года.

Следует учитывать и  цветовое  воздействие на  окружающих.

Наиболее  выигрышно воспринимается костюм, имеющий не  менее  3 деталей  и не более  3  цветов.    Классическое сочетание—   синий-красный-белый;

                                                                чёрный- белый- яркий;

                      коричневый-бежевый- кремовый и др.

Крикливо смотрится  сочетание  желтого и красного, синего и зелёного и совсем неудачно  синего  с коричневым, сиреневого  с розовым или голубым. Связующие  цвета – белый, серый, чёрный- хороши  в любом аккорде.

6На  важную встречу нежелательно надевать  совершенно новое платье , как и новую обувь.

7Обувь следует чистить ежедневно.

Светлые и  открытые туфли предназначены  для  лёгкого костюма,  тёмные и закрытые – для тёплого. Чёрная обувь подходит  к одежде   любого цвета, коричневая обувь- к коричнево-бежевым тонам. Деловая обувь – 3-4 см. каблук. К деловому костюму нежелательны   туфли белого  цвета  и босоножки.

8Деловая косметика неяркая. Лак на ногтях светлый. Лёгкий аромат духов распространяется не более чем на 0,5 м.

9Причёска –современная. На работе  желательно обходиться  без сложных локонов, укладок и распущенных волос. Правило – НЕТ ПРИЧЁСКИ – НЕТ ОБРАЗА нужно запомнить.

10.Украшения просты и лаконичны. Желательно  придерживаться  их сочетания  в металле и камне, не совмещая  в ансамбле золото и серебро.

11.В гардеробе  деловой женщины обязательны: 1-  деловой костюм, 2 юбки, брюки классического покроя, 4 блузки, 2 пары  туфель, водолазка .

(предлагается работа  с залом)

-Какая  женщина  не любит косынки, платки, шарфы и пр. Вам задание   повязать косынку  необычным способом.

Передача : « ЗВАНЫЙ УЖИН» проводит  *********инструктор по физическому воспитанию(Приложение)

Начинать  обучение   правилам и  нормам этикета желательно с  дошкольного возраста. В целях эффективности этой работы воспитателям  надо  самому знать  содержание и  сущность этикета, владеть его методикой. Со своей стороны  мы   изучили    литературу  по  этикету,  часть представлена на этой выставке( показ).Систематизировали весь собранный материал и разработали   рекомендации для воспитателей , по внедрению  занятий, бесед, дидактический игр по  данной теме(показ   папки).Мы  провели анкетирование  среди родителей наших детей   по  данной теме.Результаты таковы: 100%  РОДИТЕЛЕЙ  ЗА ТО, ЧТОБЫ  ДЕТЕЙ  ЗНАКОМИЛИ  С ПРАВИЛАМИ  ЭТИКЕТА НАЧИНАЯ  С 2-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

В нашем Д\с  прошла  акция «  Добрые слова всюду  с нами!!!» среди сотрудников  и родителей детей.( выносится плакат) , если вы  хотите   участвовать  в ней , просим  подписаться.

До свидания. ( план п/с и решение в приложении)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

материал к родительскому собранию "Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников"

   Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близ...

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоров...

Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...