Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников
статья на тему

Тюрина Нурия Гакилевна

Обучение правилам семейного этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_roditelyami.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

   

Современный этикет и воспитание

                                           культуры поведения

                                                                   у   дошкольников

   Уважаемые мамы и папы! Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе? Тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных. В данной статье мы поговорим о том, как обучать детей дошкольного возраста правилам этикета.

Что такое этикет ?

Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей.  Начав формироваться в России в XYIII в. как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с ' европейскими поведенческими правилами, он за триста лет претерпел определенные изменения, но неизменной осталась нравственная основа - любовь и уважение к людям. Соблюдение этикета, способствующее установлению приятных отношений, успеху в делах и личной жизни, проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся.

        С чего следует начинать обучение ребенка?        

Желательно с себя. Ребенок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

• Мама постоянно говорит Тане, как важно быть красивой и опрятной. Внушает ей: хорошо выглядеть - значит уважать окружающих людей. Собираясь на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей - от одежды до цвета губной помады. А вот дома носит выцветший халат и  стоптанные тапочки.

Усвоит ли Таня мамины наставления? Поймет ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей и от внешнего вида человека многое зависит? Будет ли девочка уверена в том, что ее мама уважает своих  близких?

Обучение правилам семейного этикета

Как вы думаете, надо ли уважать супруга, ребенка, родителей? Надо ли проявлять участие к ним и помогать им? Можно ли быть счастливым в семье, в которой никто ни о ком не заботится? Для большинства взрослых ответы ясны, но с ребенком об этом следует говорить, разъяснять ему правила поведения в кругу близких и самим их придерживаться. Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам, что ему следует делать, чтобы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким и т.д.

Используя любую возможность, чтобы сказать малышу что-то доброе, родители не только подтверждают свои чувства, что для него важно, но и учат видеть в других людях хорошие качества.

• Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась»; «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья.

    Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут сказать о порядках, заведенных в семьях...

    Умеет ли ваш малыш обращаться к близким с  просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные нотки? Убедите ребенка, что просьбу приятнее выполнять, чем требование. Такие слова, как «пожалуйста», «очень прошу, помоги мне», «спасибо» и др., называются волшебными: они, словно ключик Буратино, открывают людские сердца. На них всегда хочется откликнуться и помочь. Но важны не только слова, но и тон, с каким они произносятся, и улыбка, располагающая к себе. Нередко мы требуем от детей серьезности, чтобы они «меньше улыбались и больше думали». Между тем значение улыбки в общении велико. Она означает, что человек любит людей и счастлив от встречи с ними. Дети много улыбаются, испытывая счастье от сознания того, что они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть ваш ребенок копит положительные эмоции, видит в окружающем хорошее. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и энергии, справится с любы ми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

• Я часто встречаю на улице двух бабушек, гуляющих с внуками. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, какая бабушка прививает малышу радостное восприятие жизни?                  

Ребенок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Мы, взрослые, знаем о том, какое сильное эмоциональное воздействие оказывают они на ребенка, но часто не придаем этому значения и забываем поцеловать ребенка, погладить его по голове, посидеть с ним, тесно прижавшись друг к другу. Многие родители испытывают сложности, поднимая своего малыша рано утром с постели.

  • «Мы опоздаем в детский сад», - нервничает мама. «Сколько тебя можно будить?» - вторит ей грозный папа. А вот Катина мама, присев на постель к дочери, поглаживает ее и ласково шепчет:

«Вставай, Золушка, пора собираться на бал». Катя прекрасно знает, что будет собираться в детский сад, но Золушка - ее любимая героиня, в которую она с удовольствием играет. Одна бабушка открыла мне свой секрет. Ее шестилетний внук Витя мечтает стать водителем автобуса. В семь часов утра «бабушка-автобус» стоит на стоянке у Витиной кровати и ждет отправления в ванную комнату. По утреннему графику надо проехать заданный «квартирный» маршрут и в 8 часов привезти игрушку или книжку в детский сад. От Вити зависит, успеет ли автобус к месту назначения...

Большую роль в создании счастливой семьи играют подарки и сюрпризы, которые желательно дарить не только в праздник или к дню рождения, но и в самый обычный день. Подскажите малышу, что он может подарить близким.

• Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, поднесенные внуком, доставят ей огромную радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой.

Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость и нужно ли ему это? Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или блокнот, сыграть в любимую игру сына или дочери, угостить мороженым или яблоком. Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Никогда не стоит забывать, как много родители значат для ребенка.

• Молоденькая мама на улице воспитывает сынишку: он просится на руки, не замечая маминой усталости и тяжелой сумки в ее руке. Уговоры не помогают. «Ах так, - гневно говорит мама, - тогда оставайся, а я уйду». Она отходит от ребенка в надежде, что теперь-то он пойдет сам. А он, маленький, обиженный, стоит и ревет во всю мочь. Наверное, от обиды (оставили одного), от злости (не получилось, как хотел) и от страха (никому не нужен: самый дорогой, самый лучший человек уходит). Для малыша это трагедия. Как быть - он не знает. А мама сердится и нервно кричит: «Ты плохой, я тебя не люблю». Ей кажется, что теперь уж точно малыш двинется с места. Для него же свет померк; он плохой, его не любят.

Как поступить в такой ситуации? К каждому ребенку нужен свой подход: одного достаточно пронести несколько шагов; другой так устал, что идти совсем не может, и его надо нести на руках; третьего можно увлечь игрой, например кто быстрей добежит до грибка-боровика, у кого самые быстрые ноги и т.п. Что бы ни случилось, ребенку важно знать: его любят, его не оставят, он под защитой родных.

Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку детским поступкам. Говоря ребенку «Ты плохой», мы учим его негативно оценивать нас, взрослых. Не «Ты плохой», а «Ты сейчас поступил плохо». Не «Вечно у тебя грязные руки», а «Они сейчас грязные у тебя». Тогда у малыша появится уверенность: близкие люди считают его хорошим человеком, способным самостоятельно исправить свой недостаток. Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы ни произошло, внушайте маленькому человеку чувство ответственности за свои поступки.

• Таня, не желая делиться с братом, спряталась под кроватью и съела яблоко. Можно на нее накричать, чтобы в другой раз неповадно было, но это только озлобит девочку против брата и родителей. Поступите иначе; угостите чем-то вкусным сына и постарайтесь сделать так, чтобы он поделился с сестрой. Похвалите его. Воспитывайте на положительных эмоциях.

     Помогая ребенку, обучая его жизненной стойкости, не следует решать за него такие вопросы, с которыми он может справиться сам.

 • Валера расстроен: он поссорился с ребятами во дворе, и те не хотят с ним играть. Папа сказал: «Не хотят и не надо, мы с тобой вдвоем погуляем». Во дворе они начали строить снежную крепость и делали это так увлекательно, что к ним присоединились другие ребята. Зачем Валериному отцу надо было заниматься с чужими детьми? Не лучше ли погулять вдвоем с сыном? Сначала он так и хотел сделать, но, выйдя на улицу, решил примирить сына с друзьями. Получилось замечательно: дети весело играли, и Валера оказался среди них.

Обучая ребенка правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно, чтобы родители обсуждали с ним свои отношения: почему они любят друг друга, почему заботятся о детях, а дети - о родителях. Поссорившись с ребенком, помогите ему выйти из ситуации ссоры; обсудите вместе, почему вы считаете его поступок неправильным, выясните, что заставило его так поступить. Помогая осознавать свои поступки, вы научите ребенка налаживать мир с взрослыми: искренне произнести слова извинения, сделать что-нибудь приятное для того, кого он обидел.

Отмечаете ли вы вместе с ребенком семейные праздники?

Они необходимы прежде всего для развития взаимопонимания м доброжелательных семейных

отношений.

• Машины родители вместе с дочкой и сыном отмечают день свадьбы. Все дарят друг другу подарки. За праздничным столом папа и мама вспоминают о том, как познакомились, почему решили пожениться, каким замечательным был день свадьбы. Рассматривают фотографии из «особого» семейного альбома - фотография мамы и папы в день свадьбы, шесть снимков вместе с Машей и еще два с маленьким братом Митей. Машины родители завели такую традицию: в день семьи обязательно фотографироваться всем вместе.

День рождения ребенка - тоже семейный праздник. Его можно отметить в кругу близких родственников или друзей новорожденного, обучая его при этом правилам гостевого этикета: в свой день рождения малыш сам отвечает за подготовку и проведение праздника, взрослые ему «только помогают». Конечно, они берут на себя все организационные заботы, таким образом приучая ребенка с малых лет быть гостеприимным хозяином.

Может ли быть счастливой семья, в которой нет папы или мамы?

Мы называем такие семьи неполными. К сожалению, их сегодня немало. Но это вовсе не значит, что союз, состоящий из одного родителя и ребенка, не может быть счастливым. Каждый член семьи выполняет определенные функции: папа - кормилец, добытчик средств к существованию, мама -управляющий домашним хозяйством, ребенок -первый помощник родителей. Домашних обязанностей много, и семья успешно развивается тогда, когда каждый их добросовестно выполняет. Когда в семье нет мамы, папы или ребенка, их функции берут на себя те, кто есть. Разумеется, это не единственный способ приобретения семейного счастья, но он весьма значителен.

• Шестилетний Роман - единственный мужчина в семье. Бабушка и мама нуждаются в его помощи и защите. Он это знает и старается поддержать их, как может. Вы спросите: что может сделать шестилетний ребенок? Не так уж и мало, если разумно вести его к этому. Бабушка просит его помочь принести «тяжелую» сумку из магазина, мама вместе с сыном меняет перегоревшую пробку счетчика. Так постепенно Роман учится брать на себя мужские семейные обязанности.

Правила семейного этикета, которые должен освоить дошкольник: дома надо следить за своим внешним видом; проявлять к близким внимание; быть добрым, нежным, заботливым и вежливым; делать подарки и приятные сюрпризы; стараться не ссориться с родными.

Как обучать правилам гостевого этикета

Мы рассмотрим несколько ситуаций: ребенок во взрослой компании; он принимает своих друзей; он идет в гости.

Ребенок на празднике взрослых

    Дети любят бывать с родителями в гостях. Но во взрослые компании их приводить не рекомендуется - лучше отказаться от приглашения. Допустимо прийти с ребенком в дом, в котором есть другие дети и отдельная комната для них, или на праздник, на который собираются семьями. Научите малыша правильно вести себя во взрослой компании. Нежелательно, чтобы он вмешивался в разговоры, произносил тосты, надоедал с вопросами и т.п. Не заставляйте его демонстрировать вашим друзьям и сослуживцам умение петь, читать стихи, танцевать: только самые близкие родственники и друзья искренне порадуются его талантам. Попросите ребенка в такой вечер поиграть самостоятельно в детской комнате и как можно реже к вам обращаться. Конечно, среди праздничного веселья вы не забудете заглянуть к малышу, поинтересоваться его настроением и занятиями. Предложите ему какое-нибудь интересное занятие. Например, игру «Найди пять сюрпризов»: вы прячете в его комнате шоколадку, новую игрушку, книгу, пластилин, карандаши и т.п.: первый из сюрпризов - так, чтобы его легко было найти, последний - чтобы искать его долго.

Надо ли сажать детей за взрослый праздничный стол? В каждой семье свои традиции. Но за столом, за которым собрались ваши друзья или коллеги, присутствие малыша нежелательно: это мало радует гостей. Попросите его не засиживаться среди взрослых или накройте ему отдельный столик. На торжестве, в котором участвуют все члены семьи, дети садятся за стол вместе с взрослыми как равноправные участники праздника.

Учить правилам гостевого приема желательно с детских лет. Приглашайте в дом друзей сына или дочери. Создавайте ситуации, в которых ребенок сам принимает гостей. Поводов для этого бесчисленное множество: первый снег, весенний дождь, прощание с детским садом, начало занятий в школе, праздник торта или мороженого. С дошкольником 4-5 лет вы делаете все вместе, шестилетнему ребенку «помогаете» выполнять обязанности хозяина праздника.

Как лучше организовать детский праздник?

Уверены: родители прекрасно знают, как устраивать праздники, но мне все-таки хотелось бы остановиться на том, чему и как надо обучать дошкольника, принимая дома его сверстников. К ребенку 3 лет желательно пригласить двух-трех ребятишек, чтобы он каждому из них мог уделить внимание; к ребенку постарше - не более пяти человек.

Напомните малышу: приглашать в дом гостей следует с улыбкой; можно лично - при встрече, по телефону или с помощью самодельных пригласительных билетов. Праздничный стол дошкольников состоит из сладостей, поэтому целесообразнее собирать их в послеобеденное время. Сам праздник длится около двух часов, о чем желательно заранее предупредить родителей приглашенных. Приглашая детей в гости, важно учитывать, кто с кем дружит, кто умеет себя вести в гостях и не испортит праздника, кого отпустят родители - эти и другие вопросы следует обдумать заранее.

Накануне праздника при самом деятельном участии ребенка проводится уборка квартиры. Праздничную комнату украшают цветами, гирляндами, детскими рисунками. Продумайте, где маленькие гости будут раздеваться и переобуваться, где будут лежать принесенные подарки. Заранее обговорите с ребенком его наряд: быть красивым - значит уважать своих гостей. Нарядно одетыми должны быть и все члены семьи.

Готовя праздничный стол, помните: не обилие и богатство закусок важны для детей. Для них главное, чтобы были сладости: конфеты, печенье, пирожные, торт или пирог, а также фрукты и напитки - вода различных сортов или чай. Желательно, чтобы стол был красиво сервирован. Яркая цветная скатерть, самодельные настольные украшения придадут ему особое очарование.           Кто-то может возразить: сегодня все так дорого, не до праздников. Но без них жизнь скучна и однообразна. Пирог со свечами по числу лет виновника торжества, который испекут мама или бабушка, - что еще нужно в детском застолье? Если же предложить гостям задуть свечи и сказать, что каждая свеча - это или подарок в новом году, или новый друг, или еще что-то интересное, что ждет ребенка в предстоящем году, то радости не будет предела.

Первого гостя - по правилам этикета - встречает виновник торжества в прихожей, затем он постоянно находится с детьми в гостевой комнате (детской или гостиной). Остальных гостей встречают в прихожей взрослые, а ребенок приветствует их, когда они входят в комнату, где будет проходить праздник.

Пока гости собираются, папа может организовать несколько аттракционов. Например, есть два стула и три ребенка, они танцуют, музыка закончилась, надо быстро занять стул - кто не успел, тот выбывает. Или: на ладони пронести через всю комнату мяч, не уронив его; с завязанными глазами срезать ножницами со шнура сувенир. Чтобы сбор гостей не затянулся, предупредите родителей приглашенных, что ждете их, например, от двух до половины третьего.

Наконец мама вместе с ребенком приглашает всех к праздничному столу. Желательно сделать так, чтобы дети садились за стол без ажиотажа, для чего существует несколько способов: можно показать, кому куда сесть, можно поставить на стол яркие именные карточки (позже их можно подарить детям как памятные сувениры) либо половинку разрезанной пополам открытки вручить ребенку, а вторую положить на стол - маленький гость сам найдет свое место. За столом виновник торжества должен ухаживать за гостями, предлагать им угощение, оказывать знаки внимания: например, предложить пирожное и положить его на тарелку гостю, налить в бокал воды, отметить достоинства собравшихся.

Впрочем, на детском празднике важно не столько застолье, сколько развлечения: игры, сюрпризы, выступления. Заставлять участвовать в игре или миниконцерте не следует, надо создать условия, чтобы каждому захотелось это делать. Например, провести конкурс на лучшую пляску или песню, в котором не так уж сложно стать победителем (всем участвовавшим вручить призы). Не забудьте: на дне рождения все дети должны получить подарки. Это могут быть сладости, карандаши, ластики, пластилин, сувениры, игрушки, открытки - словом, все, на что способны ваши фантазия и финансы. Игры и другие развлечения могут проводиться как во время застолья, так и после него. В конце праздника взрослые и ребенок прощаются с каждым гостем у входной двери, благодарят за то, что они пришли и вместе со всеми хорошо провели время (можно проводить детей домой, ведь хозяева дома отвечают за их безопасность). После праздника ребенку, конечно, захочется отдохнуть, но попросите его помочь вам: убрать со стола, помыть посуду, подмести пол, расставить стулья. Все, что ему по силам, пусть выполнит сам.

Правила гостевого этикета, которые может усвоить дошкольник, отмечая день рождения с друзьями: готовиться к приему гостей следует тщательно и заранее; порядок и чистота в доме, красивый и нарядный вид хозяев, угощение, развлечения, сувениры - все свидетельствует о том, что гостей ждали и хотели порадовать; во время праздника нельзя хмуриться, капризничать, показывать недовольство подарками: это портит всем настроение; хозяева должны уступать гостям, создавать радостное настроение, говорить вежливо, не забывать о словах признательности; тот, к кому пришли гости, имеет важные обязанности: он встречает и провожает, угощает и развлекает, следит за порядком, создает хорошее настроение; расставаясь, благодарит за чудесно проведенное время; после праздника, когда гости разошлись, все домочадцы дружно и быстро наводят порядок в доме.

Вашего малыша пригласили в гости

Чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно, научите его правилам хорошего тона в гостях. Следует заранее продумать его наряд, приготовить подарок, небольшое выступление для детского концерта. Хорошо прийти в дом с цветами для мамы. Научите ребенка дарить цветы: букет или один красивый цветок. Вручая цветы, ребенок может сказать: «Это вам. Поздравляю вас!» - так как это праздник и для мамы новорожденного.    ;

Самодельный подарок: рисунок, поделка из пластилина или соломки, вышивка - хранит любовь и тепло рук ребенка. Он является доказательством того, что ребенок растет, познает мир, развивает свои умения, поэтому такой подарок дорог близким людям. Но дарят его только будучи абсолютно уверенными, что он понравится. Впрочем, подарки вообще следует дарить только такие, которые понравятся, т.е. учитываются интересы, вкус, потребности того, кому их делаем. Учите ребенка выбирать подарки друзьям. Идите вместе с ним в магазин, обсуждайте, что подойдет его другу, прислушивайтесь к его мнению.

Как принять подарок?

Получив подарок, обязательно разверните его, рассмотрите и поблагодарите гостя. Подскажите

малышу подходящие для этого случая слова: спасибо, какая интересная книга. Если он сам не выразит благодарность, сделайте это за него.

• Косте подарили два одинаковых мяча. Первый он получил с радостью: о таком давно мечтал. Когда же другой мальчик принес точно такой. Костя сказал: «У меня уже есть такой мяч. Мне больше не надо». «Костя, - воскликнула бабушка, - разве так можно? Какой ты невоспитанный. Мне нравится этот мяч, я его возьму себе». Как вы думаете, правильно ли поступила бабушка?

В подобной ситуации благодарят и первого, и второго гостя: оба старались сделать приятное. Каким бы ни был подарок, нравится он или нет, мы прежде всего ценим внимание и заботу. Это важно внушать ребенку с ранних лет. Бабушка постаралась это сделать, но при всех обидела Костю и забрала то, что предназначалось не ей.

Надо ли брать с собой в гости сменную обувь?

Обувь дополняет костюм. Если ребенок в домашних тапочках или босиком, это портит его внешний вид и настроение. В соответствии с правилами этикета гостям никогда не предлагают тапочки и не просят их снять ботинки или сапоги. Их обязанность в дождливую осеннюю или холодную зимнюю пору принести с собой нарядные туфли.

Как вести себя в гостях?

Дети живо реагируют на каждое слово или поступок. Они обижаются, ругаются со сверстниками, иногда кричат и плачут. Но хороший гость никогда не станет этого делать: ссоры и капризы неприятны всем, а больше всего тому, у кого день рождения. Желаешь ему счастья и радости - веди себя так, чтобы ничто не испортило праздника. Для создания хорошего настроения в компании желательно говорить друг другу комплименты - добрые и приятные слова о достоинствах других людей. Чтобы ребенок не заскучал, превратите это обучение в игру: например, кто быстрее вспомнит, что можно и что нельзя делать в гостях.

Правила гостевого этикета, которые желательно знать дошкольнику, идущему в гости: без приглашения в гости не ходят; получив приглашение, готовят подарок и цветы, продумывают костюм и обувь; в гостях нельзя делать то, что может испортить праздник; уходя, необходимо поблагодарить хозяев дома.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

Современный этикет

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета желательно в дошкольном воз...

педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».

В нашем  детском саду прошёл педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения  у дошкольников». Форма проведения  была  выбрана - нетрадиционная, т.е.  педа...

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

материал к родительскому собранию "Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников"

   Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близ...