Современный этикет
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета желательно в дошкольном возрасте. В целях эффективности этой работы нам самим надо знать содержание и сущность этикета, владеть методикой его обучения. Педагог должен стремиться воздействовать на развитие современного социума путем воспитания поведенческой культуры всего общества в целом и каждого конкретного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_etiket.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением  этические и эстетические взгляды.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета желательно в дошкольном возрасте. В целях эффективности этой работы нам самим надо знать содержание и сущность этикета, владеть методикой его обучения. Педагог должен стремиться воздействовать на развитие современного социума путем воспитания поведенческой культуры всего общества в целом и каждого конкретного человека.

В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Он создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, то есть в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, то есть в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, то есть получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время и в будущем, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой общества и реальной действительностью.

Структура современного этикета имеет формы, виды и разновидности. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владение нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. Не умея определить место и допустимость профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все наши действия или поступки  так или иначе характеризуют нас как людей хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе.

Этикет можно разделить по разновидности на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, этикет телефонного разговора, письма и др. Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Со слова начинается общение людей. Данная тема наиболее подходит для первых занятий по основам этикета. Изучение правил речевого этикета происходит на основе уже известного ребенку. Например, он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно надо говорить вежливые слова спасибо, пожалуйста и др. Но воспитатель расширяет и углубляет возможности ребенка в использовании этих знаний, добавляя, например, знания о том, кого и как приветствовать, какие существуют еще вежливые слова и почему они помогают установлению добрых отношений. Освоение правил начинается на специальных занятиях и продолжается в реальной действительности, не прекращаясь ни на минуту. Например, утром дети приветствуют воспитателя, вечером прощаются, в течении е дня обращаются к нему и к товарищам, употребляя необходимые в общении слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день в детском саду и за его пределами. Отсюда велика возможность совместной работы воспитателя, родителей и других близких ребенку людей, чтобы то, что он узнал в детском саду, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью.

Среди всех этикетных правил есть такие, которые являются основными и пронизывают все поведение человека. Важнейшие из них – стараться не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере делать это как можно реже; другое пришло в этикет из Нагорной проповеди Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…».

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы современного этикета, которые словно прочные опоры, держат на себе современную поведенческую культуру.

Во-первых, разумность и необходимость соблюдения правил этикета. Каждое этикетное правило строится на целесообразности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая своего собеседника, мы не только проявляем себя плохо воспитанным человеком, но и можем упустить важную нить размышлений и не узнать что-то значительное для дела и для себя. Следовательно, неразумно перебивать собеседника, что и является важным правилом речевого этикета.

Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности.

В- третьих, необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем и его национальность.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом влияя на современное состояние общества .

Мы часто ошибаемся, когда думаем, что сможем прожить без людей. Процесс социализации личности (особенно в наши дни) очень важен. Стоит иногда больших усилий сохранить добрые отношения с окружающими людьми и в то же время остаться самим собой. И если взрослым легче себя контролировать, то детям нужно помогать, учить жить в коллективе.

Когда ребенок приходит в детский сад, то попадает в интересное и необычное для него пространство. Это совершенно новый коллектив – воспитатели, младшие воспитатели, педагоги и – такие же , как он сам, - малыши. Для тех, кто в детский сад не ходит, круг общения составляют друзья во дворе, родители, родственники.

Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами , разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Процесс занятий может быть очень увлекательным как для детей, так и для взрослых. Ведь обучая, мы и сами учимся (это всегда полезно), иногда у своих же собственных детей, потому что в их глазах и устах – истина. Проводимая работа помогает воспитателю и родителям научить ребенка адаптироваться в коллективе, общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми. В этом помогают рассказы известных детских писателей, стихи, задания, которые направлены на воспитание у дошкольников умения наблюдать, рассуждать, делать выводы. Дети еще не умеют читать, поэтому воспитатель делает это сам, после чего проводит беседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».

В нашем  детском саду прошёл педсовет « Современный этикет и воспитание культуры поведения  у дошкольников». Форма проведения  была  выбрана - нетрадиционная, т.е.  педа...

Консультация для воспитателей «Педагогические подходы к формированию у детей правил современного этикета»

Консультация для воспитателей «Педагогические подходы к формированию у детей правил современного этикета»...

материал к родительскому собранию "Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников"

   Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близ...