Информационная открытость деятельности образовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом
статья на тему

Строганова Ирина Сергеевна

В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная открытость деятельности образовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом

В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения.

Конкурентоспособное дошкольное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда организация (дошкольное образовательное учреждение), предлагает продукт (образовательные услуги) и обеспечивает устойчивый уровень его качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Основным направлением социально-экономической политики на современном этапе является запуск механизма экономического роста, базирующегося на повышении конкурентоспособности и диверсификации производства, инновационном обновлении экономики, социальной активности.

Одним из важнейших условий достижения целей и задач по переводу экономики на инновационное развитие, обозначенных в стратегии инновационного развития России, является эффективное использование накопленного научно-технического потенциала, повышение качества человеческого капитала. Эта задача в свою очередь может быть решена только в результате повышения качества образования.

В последние десятилетия в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства.

Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы.

Особенность развития системы образования в настоящее время заключается в том, что образование всё больше становится сферой общественных интересов. Происходят ощутимые изменения и в составе субъектов, готовых предъявить свой запрос к школе, и в самом содержании такого запроса. В результате у образовательного учреждения возникает необходимость регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа. При этом административные методы регулирования оказываются недейственными ввиду независимости самих субъектов.

С возникновением и бурным развитием информационных технологий появились новые возможности для повышения качества информационного обмена между образовательным учреждением  и социумом. Современные информационные технологии обеспечивают сбор, хранение и обработку данных, их публикацию и доведение до различных субъектов, имеющих информационные запросы к образовательному учреждению. Резко возросли объёмы данных, которые могут находиться в открытом доступе. Можно констатировать, что имеются весьма эффективные технологические инструменты, дающие возможность организации информационных процессов, направленных на поддержку стратегии становления образовательного учреждения как открытой системы, ориентированной на запросы личности, общества и государства.

Таким образом, открытость образовательного учреждения социуму требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения общественности к управлению образовательным учреждением и создания системы информирования о деятельности учреждения всех участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения и широкой общественности.

Одним из главных путей выживания в сложных кризисных условиях является повышение качества работы, более полное выполнение основных функций учреждения. В связи с этим то дошкольное учреждение, которое более качественно обучает детей, с наименьшими затратами удовлетворяет социальным запросам, имеет больше шансов сохраниться, а также и несомненные преимущества перед  конкурентами, поскольку именно оно привлекает к себе большее количество детей. Перед работниками дошкольного образовательного учреждения непростая, нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждый детский сад должен сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость, занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном учреждении.

В настоящее время жизнеспособными оказываются образовательные учреждения, обеспечивающие устойчивый уровень качества образовательных услуг.